15. Прошу повернуть! Пронесло!

Александр Парцхаладзе
        Этот, соседний с нами одиннадцатый номер, где слева жила тетя Эличка, подарившая мне первого в моей жизни щенка, где справа,  под лестницей на второй этаж я был повешен соседским парнем  Дато  и спасен из петли фельдшерицей Тамарой,  дом этот угловой  под номером  одиннадцатым  был в прежние времена номером первым,  а улочка наша  считалась тогда даже не улицей,  а переулком.  Учебным переулком - между  Великокняжеской и Набережной,  коротким застроенным участком над Курой,  по которому можно было дойти до Верийского моста.
        Я завернул за угол - в просвете между домами,  там,  за рекою,  показались купола  Голубого монастыря.  Снизу,  с Новой Набережной - ее только начинали строить в годы моего детва -  потянуло сыростью.  Слева я краем глаза  приметил тот двор,  в котором Нодари,  мой первый товарищ,  учил меня играть в футбол.  У меня получалось неважно.  Мне не нравилось толкаться, отнимая у соперников мяч,  не нравился  запах пота и совсем не нравились выражения,  звучавшие  во время игры - слова, которых дома я никогда не слышал.               
        Справа,  за невысокой кирпичной стеной,  стоял одноэтажный домик.  Сюда, попозже уже,  учеником начальных классов,  я заглядывал к Левке Розамату.  Он был годом младше меня,  полнощекий  веселый мальчик.  Признаться,  забегал я к нему нечасто - Лева учился  на скрипача,  времени играть со мной у него почти никогда не  хватало,  а слушать,  как он мучает несчастную скрипку,  было просто ужасно.            
        А вот папа  его,  дядя Юра,  был  отличным музыкантом.  Он играл на скрипке по-настоящему,  в оркестре Оперы.  Из партера, или амфитеатра  его не было видно: над барьером оркестровой ямы  торчали только голова и размахивающиеся в такт музыке руки дирижера.  Но с галерки,  где мы обычно сидели,  все музыканты были видны отлично,  и дядя Юра,  сидевший ближе всех к дирижеру - тоже.  Я сразу узнавал его темную курчавую голову и даже видел,  как он,  прижимая красновато-коричневую скрипку к подбородку,  подкладывает под него свой  клетчатый платок...               
               
        Еще пара шагов,  и я понимаю,  что дальше мне идти совсем не хочется.  На углу,  у моста,  я это знаю,  дом моей мучительницы,  зубного врача Валентины Александровны, давно снесен,  на его месте стоит многоэтажное чудище.  И  Света, тургеневская девушка,  учившаяся с Левой в одном классе,  давно уже тут  не живет.
        Я встречал ее потом, в другой совсем  жизни, в новостройках, где мы получили квартиры в один и тот же год,  встречал у памятника Маяковскому,  здоровался на бегу,  не замедляя даже шага,  ни о чем не спрашивая - её,  чьё фото стояло у меня на тумбочке  в студенческом общежитии на Васильевском острове,  маленькое фото для паспорта,   на котором ей и сейчас  по-прежнему  семнадцать лет.
               
        Нет,  дальше идти не стоит.  Я поворачиваю назад.  Мимо своего дома я прохожу,   не глядя на окна.  Там,  за темными стеклами,  в комнатах со старой мебелью,  с портретами на стенах,  один из которых - мой собственный,  написанный Бажбеуком, - там  сегодня  пустота.  Уже поздно.  На ступеньках нашего подъезда теперь никто не сидит: Политех перенесли отсюда еще 50 лет назад,  а от студентов техникума  подъезд отгородили штакетником еще мои родители.               
        Следующие  за нашими железные глухие железные ворота седьмого номера чуть приоткрыты.  Я специально заглядываю внутрь:  вот они,  окна Ольги Владимировны,  нашей учительницы рисования.  Она показывала нам иногда диафильмы - приносила из дому серый металлический фильмоскоп,  на классную доску вешала белую простынь и,  прокручивая черную пластмассовую ручку,  сменяла один за другим кадры:  портреты, пейзажи,  рисунки животных.  Однажды я решил помочь ей - притащил из дому  один из подаренных мне дедом диафильмов.  Дед работал в Эрмитаже и,  естественно,  на кадрах были картины,  на этот раз - Рембрандта ван Рейна.  24 картины,  каждая из которых повторялась дважды:  сначала  картина целиком,  потом -  отдельно самая интересная деталь.               
        Ольга Владимировна обрадовалась.  Тут же вставила  ленту диафильма в проектор  и начала показ.  А зря!  После "Возвращения блудного сына" на простыне появилась "Даная"...  И напрасно бедная наша учительница побыстрее прокрутила эту, как тут же окрестила ее  второгодница  Айвазова,  "порнографию" - мальчишки требовали вернуть пропущенный кадр и даже спрашивали - где же "детали"?               
               
        А вот и  эти знакомые окна,  проходя мимо которых,  я всегда невольно ускорял шаг.               
        Тут жили две сестрички, Лали и Дали.  Одни, без родителей.  Жили в свое - и не только свое - удовольствие.  Я часто видел, как сидят они попеременно на подоконнике,  золотоволосые,  улыбчивые,  ничуть не  заботясь о  своей репутации.
               
        Помню,  возвращаюсь домой с круглым "серым" хлебом в руках,  еще горячим,  за которым  послала меня в  "хлебную точку", как называли тогда булочную, бабушка.  Прохожу мимо знакомых этих окон  и слышу  вдруг свое имя!   Поднимаю голову - в окне сидит младшая,  Дали,  а рядом с нею  стоит сосед наш,  Альберт, парень лет восемнадцати  и  зовет меня ...  присоединиться к веселью.               
               
        - С этим?  - неизвестно как нашелся я,  показывая на хлеб,  - вместо шампанского?               
        Помню, как засмеялся в ответ сосед,  расхохоталась сидевшая в окне девушка.               
        Помню и ощущение свое:               
               
        - ПРОНЕСЛО!