Вишнёвый сад Чехова рец. на лекцию Быкова об этом

Николай Москвитин
  В данной лекции Быков явился воспоминателем о иронизаторе воспоминания. То есть Дмитрий Львович принял на себя довольно сложную роль, сам того не заметив. Эта сложность была обусловлена ещё и сложностью анализируемого произведения--ведь Вишнёвый Сад--символистская пьеса. Быков, как часто и бывало в его лекциях, детализирует жанровое определение исследование произведения. Именно: Вишнёвый Сад--Ироническая Символистская Драма. Подобная точность задаёт очень большое поле исследований, которое не под силу даже сотням таких лекторов, как Быков. Поэтому, Дмитрий Львович у нас главный поставщик идей литературных исследований.
  Описание описания героев довольно точно, я читал эту пьесу частично. Заметна так называемая вторичная творческая активность, творчество о творчестве, литература второго порядка. Но принципиально важно другое. Важно то, что Быков человечен при разговоре о любом авторе, а уж человечность Чехова, помноженная на человечность Быкова, даёт человечность если и не в квадрате, то в значительной степени. Поэтому третье измерение мира очень сильно здесь связано с лекцией. И как раз обсуждаются пространственные вещи: "где видели в России вишнёвые сады?", "В таком-то театре была поставлена такая-то пьеса", и т.д.
  Но важнее другое пространство--пространство самого сада, а также Сада Добрых, простых и искренних душ, который сохраняется всегда. Все разговоры добрых и простых героев похожи на дороги между деревьями в саду. А на деревьях--плоды добрых слов, дел, чувств и мыслей. Можно сказать, что вишня у Чехова нескольких сортов. Ведь как по-разному к саду относятся! А вдруг и сорты вишни, несходность вкусов на это повлияли? Во всяком случае отношение к вишне каждого героя--это такой платоновский сорт вишни в душе его.
  Вишнёвое дерево здесь--не дерево Жизни и не дерево Познания Добра и Зла. Это скорее Дерево Уюта, ведь именно это чувство, чувство теряемой теплоты уюта, основное в конце драмы. Это радость и покой, это привычка, это то, что Пушкин противопоставил Счастью, которого на Земле надолго нет. Нельзя как в "Машине времени" Стругацких добыть с помощью бездушной машины "Счастье всем людям на Земле и много".
  В одном из исторических моих анекдотов Ивана 3 вызывают, нажимая на цифру 4. Так вот. Оттого и смешно, что серьёзные цели требуют серьёзной работы. Поэтому бренное счастье, счастье денег взамен счастью Вишнёвого Сада, не имеет никакой цены. И Чехов проложил дорогу к борьбе за сохранение счастья.