Чтобы цвели каштаны

Инна Коротаева
Расскажу о хорошем человеке

     Как-то осенью знакомая колхозница принесла в Шебунинскую школу посылку:
     - В Ярославле на автовокзале женщина просила передать вашим юннатам.

     В посылке оказались темно-коричневые орехи – семена каштана. К ним было приложено письмо с подробным объяснением, как сажать каштаны и ухаживать за ними.

     В ту же осень семена были посажены в питомнике. А нынче их высадили возле школы. Пятнадцать молодых каштанов образовали целую аллею. В школе так и считают, что заложена она в год 50-летия образования СССР в честь пятнадцати союзных республик. Фамилию женщины, приславшей каштаны, в школе не запомнили.
Когда я узнала об этом, вдруг всплыло давнее воспоминание: дом, спрятавшийся в чаще старого сада, комнаты, пропахшие яблоками, и необычные для наших мест деревья под окном.

     И вот зеленая прибрежная улица – Тверицкая набережная. Собственно, она сейчас не зеленая, а золотисто-оранжевая. Маленькие одноэтажные дома окружены разросшимися яблонями и липами. Но и среди этого осеннего праздника деревья у дома № 1 сразу бросаются в глаза. Мощные ветви неспешно колышутся на ветру. Вот он, каштан. Жесткие с красновато-коричневыми подпалинами резные листья кажутся особенно крупными рядом с золотой березовой листвой. Влажная тропинка между уже поникшими астрами ведет к крыльцу.

     - Вы, конечно, к Ие? – приветливо спрашивает пожилая женщина. – Сестра сейчас придет.

     Мы с Ией Флегонтовной Блиновой сидим напротив друг друга. Между нами на большой цветной тарелке горка блестящих коричневых каштанов и даже целая ветка, где они выглядывают из своих полураскрывшихся колючих футляров.

     - Вот, приготовила, может быть, кому-нибудь захочется взять.

     Женщина задумчиво смотрит в окно, где тяжелые капли осеннего дождя медленно скатываются по зубчатым листьям.

     У старого каштана длинная история. Здесь на бывшей окраине города, род Блиновых  обосновался уже давно. Здесь жил прадед Ии Флегонтовны. Крепостной, и дед ее, тоже хлебнувший горя. Трудная доля досталась и отцу. Рано начал он работать. Быстро отошли в прошлое шумные затеи  парней с окраины. Другие появились заботы у Флегонта. Стал он металлистом, а жизнь в рабочем коллективе сделала его бунтарем. В 1907-1910 годах его высылали из Ярославля за то, что нередко был зачинщиком рабочих волнений на Урочском заводе. Затем стал он одним из первых коммунистов Заволжского района.

     Не смог он получить большого образования. Но природный ум, заботливое внимание к окружающим привлекали к нему множество людей. Был Флегонт Викторович чутким к красоте. Огород у него давно уже служил хорошим подспорьем большой семье. А в двадцатых годах здесь появился фруктовый сад.  До сих пор еще живы несколько яблонь, которые когда-то прививал старый рабочий. И каждый, кто приходил к нему посмотреть на любопытные затеи соседа, мог унести с собой горсточку семян, саженец. Дарил он это с большой радостью.

     А дети, также привыкшие к земле, под влиянием отца, увлеклись цветоводством. И это было интересно для всех, и во многие палисадники перешли розы и тюльпаны Блиновых.

     Сорок семь лет назад в руки школьницы Ии попало несколько плодов каштана. Как можно было держать в руках незнакомые семена и не попробовать их вырастить? На следующую весну три деревца взошли под окнами дома.

     Каштаны росли, вырастала и их хозяйка. Была она одной из первых пионерок Заволжья, вступила в комсомол. 

     Окончила школу и педагогический институт, потом аспирантуру.
Каштаны зацвели на двадцать пятый год. Прохожие останавливались у ограды сада, с удивлением рассматривали необычные желто-зеленые свечи цветов. А для заволжских мальчишек деревья стали жгучим соблазном. Их привлекало все – и непривычно крупные маслянистые почки, и редкостные цветы, и, конечно, единственные в городе орехи. Не сосчитать, сколько раз заставала Ия Флегонтовна воришек на месте преступления. Бранила, стыдила. А в конце концов разговоры завершались одинаково:
     - Возьми семена, вырасти свой каштан…

     Так начинали путешествие по области блиновские каштаны. Если вы увидите где-либо в городе непривычное дерево – оно от старых каштанов на Тверицкой набережной. Только какие же там старые каштаны? Говорят, что живут каштаны до тысячи лет

     Стали появляться каштаны в заволжских дворах, на Юбилейной площади, возле школы № 4, в Северном жилом районе. Один уже цветет; как видно, второе поколение быстрее акклиматизировалось в здешних условиях.

     Дом Блиновых расположен у самой проходной мельзавода № 2. Целый день подходят сюда автомашины из разных хозяйств области. Наметанным глазом земледельца колхозники немедленно отмечают непривычное дерево и обязательно останавливаются возле него. И тогда Ия Флегонтовна приглашает любопытного в сад, рассказывает о каштане.  Дает семена или саженцы. Потом время от времени заглядывают в дом незнакомые люди, сообщают: живут каштаны в Грешневе, в Пошехонье.

     Случалось, что Ия Флегонтовна приходила на автостанцию и просила пассажиров переправить посылочку и письмо в ту или иную школу.

     Литератор по образованию, среди других добрых напутствий она дарила своим студентам-выпускникам семена каштана:
     - Посадите возле школы, где будете работать.

     Так во многих деревнях появились каштановые деревья. Прижились ярославские посланцы даже в Архангельской области, только там они значительно низкорослее своих южных собратьев.

     Расходились по свету из блиновского сада не только каштаны. Несколько лет назад остановился возле сада директор мельзавода, залюбовался персидской сиренью:
     - Не могли бы вы нам дать кустик?

     Ия Флегонтовна откликнулась с радостью. В ту же весну одних флоксов высадила на заводской территории 200 штук, потом зацвели там розы, персидская сирень, растут две лиственницы. Случалось на завод приезжали гости специально посмотреть на роскошный цветник.

     А теперь весной и осенью Ия Флегонтовна наказывает вахтерам в проходной: если кому нужны саженцы и рассада, милости просим.

     Есть у Блиновой постоянные друзья – администрация дома престарелых. Только нынешней весной отправила туда две машины роз. Флоксов, люпина, анютиных глазок.
     - Сколько мы вам должны? – вежливо спросил директор.

     Хозяйка только засмеялась.
     - Приезжайте еще.

     Несколько дней назад пришлось Ие Флегонтовне побывать в Даниловском районе. Обратила внимание в деревне Решетники на домик бывшего лесника. Понравился ей заботливо ухоженный сад. Тут же приготовила посылочку – каштаны, желуди, терн, тюльпаны – и послала со случайным попутчиком незнакомому садоводу. Если позволит здоровье, намерена съездить, лично поговорить о том, как выхаживать ее питомцев.

     А здоровье у Ии Флегонтовны неважное. Несколько лет назад она ушла с преподавательской работы в институте на пенсию. В прошлом году случился у нее тяжелый перелом ноги. И тем более становится удивительным этот большой, каждодневный труд, которому она отдает столько сил и с такой радостью.
Перед первым сентября в ее саду особое оживление. Идут и идут малыши, мамы, бабушки. Просьба одна: дети начинают учиться, каждый хочет принести в подарок школе цветы.  Ия Флегонтовна срезает самые лучшие и напоминает:

     - Выращивайте и сами.

     Как большую радость переживает она каждую встречу с человеком, который обращается к ней с просьбой о семенах, рассаде и саженцах. Бескорыстно предлагает гостю дары своего сада. Вот и я ухожу от нее с букетом поздних астр и с пакетом каштанов и луковиц тюльпанов.

     Старый каштан тихо роняет шершавые листья на тротуар.

     Северный рабочий,  8 октября 1972

     Фото: дом на Тверицкой набережной № 1 - Л. Ватлина;
     фото: городской каштан- Ел. Бельчик (с разрешения автора)
P.S. Каштан у дома замерз без старых хозяев