Коррупция в Украине. Причины и последствия

Алексей Парфенюк
          Приблизительно до 1998 года экономика Украины находилась в состоянии Руины. Свирепствовала инфляция. Миллионам людей задерживались выплаты и без того мизерных зарплат и пенсий. Улицы больших городов превратились в барахолку, сплотившую и интеллигенцию и необразованных работяг, в одном ряду продававших все - от книг - до поношенных сандалий. На плаву были только высшие чиновники, торгаши, "пирамидные" аферисты и бандиты. Несмотря на это, практически никаких серьезных акций протеста не происходило. 

          В то лихое время подавляющему большинству граждан зарплату не платили, а работодатели, по возможности, рассчитывались с ними продуктами или товарами. В этой связи, многочисленным должностным лицам за вынесение каких-либо положительных решений давались в основном "магарычи". Например, коньяк, конфеты, кофе, сыр и салями - считались  магарычом хорошим и приличным, которым рассчитывались преимущественно на районном в городах, городском и областном уровнях. А водка или даже самогон и домашняя свежатина - тоже неплохим, но для начальства районного масштаба в сельской местности.

          Конечно, наличный расчет полностью не исчез. Брали и деньгами, например за поступление в приличный ВУЗ, закрытие серьезного уголовного дела или выделение в банке кредита, обреченного на обесценивание. Однако массового лихоимства все же не было.

          Когда, наконец, начался экономический рост, людям в короткий срок выплатили многомесячные или даже многолетние задолженности и в обороте появились немалые деньги. Естественно, что многие чиновники не захотели более получать громоздкие пакеты, предпочтя их легким конвертам.

          Несомненно, что пример этому был показан на самом верху. Президенты, Премьер-министры, члены правительства, главы областных администраций, депутаты, первыми набили себе карманы принимая "нужные" экономические Законы, Указы, Декреты, распоряжения, получая откаты с липовых тендеров, корректируя и перераспределяя растущие бюджеты. Они первыми показали, что "слуга народный" может жить как арабский шейх, ни в чем себе не отказывая. Да что там - даже лучше, ведь на шейхов в их странах находится хоть какая-то управа, в отличии от Украины, где, как полагали власть держащие можно жировать полностью безнаказанно.

          Именно вслед за ними, большая часть чиновников - коррупционеров низшего ранга, во всех без исключения сферах деятельности, перешла на получение взяток деньгами.

          При этом некоторое время в гордом украинском народе почему-то степень уважения к должностному лицу, о котором все вокруг знали, что он "берет", была тем выше, чем больших этот взяточник добивался материальных благ. Этот персонаж жил в особняке, ездил, как минимум, на "Мерседесе", имел две любовницы,  говорил невнятно. У него от чего-то бегали глаза и лоснилось жирное лицо. Но слава о его "требовательности" гуляла в народе и, как должное, ему несли и, благоговейно кланяясь, преподносили конверты со все возрастающими суммами денег в них.   
   
          Сами чиновники также попали в замкнутый коррупционный круг. Продвинуться по карьере благодаря добросовестной работе стало почти невозможным.  Если чиновник не умел требовать и "рвать", пытался работать честно, по Закону - он был не в почете ни у людей, ни у своего руководства. На службе у таких возникали непрерывные проблемы, усугубляемые выговорами и, что самое страшное, лишением премиальных выплат - единственной радости в жизни.  Их жены, а потом и подросшие дети, без конца ворчали, и все вокруг смотрели на незадачливого бумагомараку с насмешкой и презрением. В итоге такой чиновник либо увольнялся, либо через колено ломал себя, пополняя армию мздоимцев. 

          Практически каждая должность стала иметь свою цену. Возникла ужасная практика поборов вышестоящих начальников  с нижестоящих. Последние же, в свою очередь, обложили еще более суровой данью простых людей, особенно предпринимателей, закрывая впоследствии глаза на нарушение ими, например, налоговых законов, что в свою очередь сказывалось на бюджете и экономике страны.
   
         К 2002 году вирус коррупции полностью отравил всю страну - каждый  орган ее управления, проник в армию, правоохранительную сферу, здравоохранение - везде. И тут украинцы стали понимать, до какого унижения сами себя довели. Постепенно к ним приходило внутреннее озлобление. Они все еще заискивающе улыбаясь в глаза высокопоставленным хапугам, но при этом в душе трижды проклинали их до седьмого колена.

         Стало невозможным без взятки поступить в государственный ВУЗ, устроить ребенка в садик, сдать на права или зарегистрировать автомобиль, получить мало-мальски значимый документ или справку, разрешение на строительство, место на кладбище, земельный участок, свидание в СИЗО, качественное лечение...

         Зато за взятку стало возможным: не пойти в армию, сдать экзамены, получить золотую медаль, должность, повышение по службе, не ходить на работу, безнаказанно ездить пьяным за рулем, дебоширить, расхищать государственное имущество, брать взятки, насиловать, а иногда даже убивать.

        Справедливости,без взяток, добивались лишь люди особого склада - вечные жалобщики, берущие чиновников измором, не считающиеся с неминуемым истощением нервной системы или уже психически нездоровые.

         Нельзя сказать, что с явлением этим вовсе не боролись. Многие люди, и в погонах и без таковых, оставались глубоко порядочными, хотя и оскорбленными в душе повальной коррупцией.

         Акцию "Украина без Кучмы", вызвало обнародование в декабре 2000 года Александром Морозом знаменитых "Пленок Мельниченка", указывавших на большую вероятность организации Президентом убийства журналиста Георгия Гонгадзе. Однако уже это Первое народное выступление имело ярко выраженную антикоррупционную составляющую.

         В 2005 году, после так называемой Оранжевой революции, когда Виктор Ющенко с инаугурацинной трибуны заявил, что в новой Украине никто не будет воровать, народ не надолго воодушевился, однако уже через год стало ясно, что коррупция притихла только для того что бы, разыграться еще сильнее.

         Взяточников ловили, документировали, даже на время арестовывали, но в коррумпированных судах они вместе с адвокатами, опять таки за взятки, отменяли постановления следователей о возбуждении уголовных дел,  переквалифицировали преступления, отправляли дела на дополнительные расследования, получали условные сроки или даже оправдательные приговоры с последующим восстановлением в должности.

         При Викторе Януковиче коррупция стала монументальной. Хотя и создавалась видимость борьбы с ней. В основном для Евросоюза с которым долгое время заигрывал незадачливый гарант. Он даже издал знаменитый Указ "О Национальной антикоррупционной стратегии". Мелких и средних взяточников по прежнему активно брали с поличным, составляли сотни протоколов о коррупции. Однако, во главе всех без исключения силовых ведомств и министерств были поставлены люди, связанные с Януковичем и Донецкими кланами. Азаров, Пшонка, Захарченко, Клименко, Ставицкий, Присяжнюк, Богатырева - долеко не полный список министров, а по сути - "смотрящих" за денежными потоками.

         Их друзья (вернее - сообщники), дети и друзья детей принялись создавать свои бизнес - империи, безбожно "отжимая" других, начиная со средних, бизнесменов, а также торговать государственными должностями.

         Так должности областных прокурора области и начальника милиции, то есть людей, призванных побороть коррупцию, стоили от 200.000 до 4 000 000 долларов США. За год эти взятки полностью "отбивались", а через  года два "стражи Закона" превращались в мультимиллионеров, продливая свои каденции ежегодной данью наверх.
 
         По Верховной Раде "загуляли" огромные, исчисляемые миллионами долларов, откаты за голосования нужных "Партии Регионов" законопроектов, переходы из фракцию в фракцию.

         Поселившись в специально для него построенный "донецкими пацанами", на добытых коррупционным путем землях, роскошной резиденцию  "Межигорье", Янукович утратил чувство реальности и, фактически передал бразды правления своему сыну - Саше "Стоматологу" и иже с ним. Контроль за процессами, происходящими в измученном и униженном украинском обществе, был потерян.

         Первым тревожным звоночком для власти "донецких" стали события в поселке Врадиевка летом 2013, когда тысячная толпа селян чуть не сожгла райотдел милиции из-за опасений, что замнут дело об изнасиловании и покушении на убийство местной девушки тремя милиционерами. Уже тогда было отчетливо видно, до какой степени на калился градус общественного негатива против власти. Но близорукость власти поразила - никаких выводов из этого очень серьезного народного бунта не последовало. Посадили виновных, в милиции и прокуратуре провели несколько увольнений и кадровые рокировки, успокоили людей и сами успокоились. А зря...

         Последним и наиболее радикальным выступлением против тотальной коррупции стал "Евромайдан". Он возник спонтанно, вроде бы из-за отказа Януковича подписать Ассоциацию с Евросоюзом, но все равно по своему духу это был протест против того, чего не должно быть - коррупции, взяточничества, попрания прав простых людей.

         Изначально благородное движение  переросло в истинную Революцию, которая, к сожалению, не обошлась без крови, хаоса и экстремизма. К нам пришла война и каждый день гибнут люди...

         Но уже боятся торговать должностями, требовать "благодарности" за законную бумажку, махать удостоверениями при пьяной езде. Почти исчезли "отжимы" бизнеса и ежемесячная дань вышестоящему начальству. Идет борьба с судейским беспределом, который, к сожалению еще имеет место быть.

         Очень хочется верить, что все это произошло не зря и народ Украины, наконец, заслужит новую долю - честную и достойную жизнь.