Пароходная почта на реке Зея

Паршин Владимир Гаврилович
Пароходная почта на реке Зея
- из истории –

Блануца В. Пароходная почта Благовещенск-Зея  // Филателия. – 2009. ; № 9. – С. 38 – 41.

     Статью в ИНТЕРНЕТЕ читать здесь:  http://postalhistory.ru/articles33.htm

Об авторе:
Блануца Виктор Иванович (р.1955),  доктор географических наук (2015 г.), старший научный сотрудник, лаборатория георесурсоведения и политической географии Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН,  г. Иркутск

Выдержки из Статьи:

……….В 1913 году был заключен договор с зейским купцом, пароходовладельцем, золотопромышленником и миллионером И.А.Опариным. Его пароходы «Экспресс» и «Владимир» стали выполнять регулярные почтовые рейсы по реке Зее с начала навигации 1913 года. На этих пароходах открыли временное (на период навигации) подвижное почтовое отделение. В первый год было выполнено 20 рейсов, а в последующие года – по 26 рейсов. На каждый рейс отводилось 240 часов: 120 часов хода против течения из Благовещенска в Зея-Пристань, 31 час отстоя в Зея-Пристани, 60 часов хода по течению в Благовещенск и 29 часов отстоя в Благовещенске. Из Благовещенска второй пароход отходил через 5 дней после первого, затем первый отходил из областного центра через 3 дня после второго и так до конца навигации. Если позволял уровень воды в реке, то пароход, в отведенное для отстоя в Зея-Пристани время, отправлялся в поселок Дамбуки (120 в. вверх по реке от Зея-Пристани). Чтобы не нарушать расписание рейсов из-за летнего мелководья, И.А.Опарин приобрел в 1913 году вспомогательные пароходы «Алёша» и «Иван Опарин».
     Между конечными пунктами зейской линии почтовые пароходы делали 11 остановок………..

……….В 1918-1919 гг. почтово-пассажирское сообщение по р. Зее осуществлялось Амурским обществом пароходства и торговли. Его пароходы «Адмирал Чихачёв», «Иртыш» и «Роман Косицын» (в качестве вспомогательного парохода использовался «Любимец») выполняли рейсы через каждые 2 дня в мае – августе (продолжительность рейса сократили до 9 суток) и через 4 дня в сентябре – октябре (по схеме 1913 года: в 2 парохода и длительностью рейса в 10 суток). Общее количество рейсов было доведено до 46-ти. В феврале 1920 года «красные» партизаны вошли в город Зея, и с навигации этого года началась новая – советская – история пароходной почты………..