Невозможность счастья или Красота правит миром

Тимур Бегбедер
Мне кажется, что многим людям свойственно искать в жизни нечто, что представляло бы для них, в каком-то смысле, высшее проявление реальности. Для кого-то это могут религиозные или мистические учения, для кого-то научные теории, для кого-то творчество, а кто-то и вовсе видит высший смысл в увеличении своего материального благополучия. И коль скоро у человека есть в жизни подобный ориентир, он определяет формирование системы ценностей, в рамках которой человек оценивает все прочие аспекты существования. При этом, т. к. во главе ценностных иерархий разных людей могут находится совершенно разные понятия и представления, люди могут проявлять поразительное равнодушие к тому, что вызывает совершеннейший трепет у других. Что же является причиной, по которой человек решает, что именно это, а не другое, представляет высшую ценность, на которую надо ориентироваться? Думаю, здесь играют роль два фактора: то, насколько гармонично картина мира, организуемая посредством данного принципа, соединяет известные человеку явления реальной жизни; и то, насколько комфортно то место в мире, в которое данная картина мира человека помещает.  Причем, чем выше критичность мышления индивида, тем большую роль для него, видимо, играет первый фактор. Но мне кажется, что эти два фактора можно объединить и в более общую формулу: можно сказать, что критерием выбора является красота. Индивидуально понимаемая красота.

Это объясняет, почему человек, зачастую, так неохотно принимает чужие рассуждения о жизни - они просто не кажутся ему красивыми, ибо выводятся из "некрасивого" принципа. Ему скучно их слушать. Ему не хочется пытаться их понять. Интересность - разновидность красоты. Скучность - уродства. Например меня, как человека защитившего магистерский диплом по синергетике, не раз удручало, как тяжело бывало заразить интересом к концепциям этой науки других людей. А ведь мне они кажутся настолько потрясающе восхитительными! В свою очередь, мне самому приходилось, разочаровывать своих друзей, пытавшихся приобщить меня к философии и мистике буддизма. Товарищи даже сделали для себя вывод, что я человек "зашоренный" и ограниченный - почему-то многие не готовы простить другим наличие собственного взгляда на жизнь и мир.

Наличие подобного жизненного "идеала" таит в себе, по моему мнению, одну опасность: как и всякая идеальная сущность, он связан с явлениями повседневной реальности весьма опосредовано. Но благодаря свойственному человеку стремлению к обладанию, человек стремится заполучить и этот свой идеал, как вполне конкретный объект. Или, т. к. идея, чаще всего, не имеет конкретного воплощения, сравняться с ним, привести свою жизнь в соответствие с принципами, этой идеей диктуемыми. Что для большинства людей оказывается недостижимым. В силу разных причин: если это религиозное учение - то далеко не каждый способен к мистическим переживаниям - непосредственному восприятию благодати; если это наука или творчество - чтобы жить ими, требуется, чтобы они являлись источником дохода, а конкуренция в этих областях высока, и шансов втиснуться в счастливое меньшинство самых одаренных - мало. Аналогично обстоит дело и с прочими видами "высших проявлений реальности". Ситуация вполне напоминает погоню за расположением красивого, очень сильно влекущего тебя человека (тоже, кстати, вполне себе пример "высшего проявления реальности" :), когда от страсти теряешь голову, а шансы на успех практически равны нулю.

Кажется мой поток сознания проделал тот же путь, который тысячелетия назад проделывали подобные потоки, текущие в головах любителей порассуждать на вольную тему, обитавших на территории Индийского субконтинента :) Только, возможно, мотивы, которыми они обосновывали тщетность попыток обретения счастья в этом мире, были несколько более приземленными: голод, болезни, беззащитность перед силами природы и произволом своих более сильных соплеменников или пришельцев. Неужели в попытке обрести счастье нет другой альтернативы, кроме как отринуть все материальное, и пытаться опереться на чистый дух? А если и его не существует, что делать тогда?