Очарование узоров тюбетеек

Анастасия Павленко
«Очарование узоров тюбетеек»

В галерее «Чорсу» открылась выставка, организованная Cамаркандским государственным музеем-заповедником и приуроченная к Международному женскому дню 8 Марта и празднику Навруз.

«Человеческий дух очень чувствителен ко всем видам, обладающим симметрией, порядком, потому что человек, как неотъемлемая часть природы, не может ни обмениваться информацией, ни воспринимать внешний мир», - писал Беруни, и тюбетейка, известная на территории Средней Азии с древнейших времен, тому подтверждение. Этот своеобразный «передатчик» между земным и небесным, искусно сделанный народными умелицами, будто отправляет в неведомую высь («тюбе» с тюркского – вершина – прим. автора) импульс добра и красоты. Ведь и форма, и цвет, и орнамент, отображая реальный мир, служат тайным языком самой жизни от рождения до смерти.

- Выставка тюбетеек позволяет проследить развитие этого вида прикладного искусства и неотъемлемой части узбекского национального костюма на протяжении двух веков, - рассказывает искусствовед Гульбахор Абдурахманова. - Вот мужская тюбетейка XIX века. Имея вытянутую форму, она наполовину была скрыта в складках обязательной для ношения чалмы. Интерес представляет женская тюбетейка начала ХХ века – кулюта. В «шлейф» такой тюбетейки прятались волосы женщины после рождения ребенка. Любопытна символика орнамента. К примеру, яркие стилизованные розы, ирисы, гвоздики, тюльпаны, гранаты даруют носящему процветание и изобилие, голуби, павлины, «след змеи» отвлекают от дурного глаза, бараньи рога олицетворяют силу и мужество, а рыбы - плодовитость женщины. Символом счастья  всегда был орнамент «бодом» (миндаль).

Сегодня самобытность и тонкость узора тюбетеек часто теряется за машинной строчкой, шаблоном, массовостью. Уже непросто найти среди сувенирного ширпотреба согретую теплом рук и любовью к своему ремеслу тюбетейку. Потому понятны восторженные отклики настоящих ценителей народного творчества, которые слышались на выставке в день открытия.

- Каждая тюбетейка – целый мир, - замечает художник Т. Шарипов. – Посмотрите, какая композиция, какое смелое цветосочетание в старых тюбетейках! Любой художник, увидевший это пиршество красок, вдохновится на создание шедевров.
Говорят - покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, кем работаешь, праздник в доме или горе, о чем мечтаешь.  По словам специалистов, на территории Узбекистана насчитывается шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов - ташкентская, самаркандская, бухарская, шахрисабзская, сурхандарьинская и хорезмская. В каждом районе - свои стиль и техника изготовления, передаваемые из поколения в поколение от матери к дочери. Любая мастерица никогда не повторяла один и тот же орнамент, наоборот, изменив оттенки и узор изделия, придавала тюбетейке особое изящество и прелесть.   

К примеру, в Шахрисабзе шьют тюбетейки, отличающиеся живописной многокрасочной гаммой, широко используют вышивание крестиком – «ироки». В Самарканде популярна техника «пилтадузи» (шитье по фитилькам), по форме такие тюбетейки напоминают ребристый купол. Родину золотошвейной тюбетейки определить можно безошибочно - это Бухара. Шелковая гладь «басмы» и бисер популярны в Ташкенте, Андижане.

Ну, а чустскую, черно-белую тюбетейку из Ферганской долины точно ни с чем не перепутаешь. Четыре белые миндалины на черном фоне символизируют четыре возраста – детство, молодость, зрелость и старость, а также охраняют здоровье мужчины. Шестнадцать «арочек», расположенных по кромке изделия, выражают пожелание иметь большую и дружную семью. Без такой тюбетейки ни один мужчина не появится в мечети, не придет на свадьбу или похороны.

Коллекция тюбетеек в Самаркандском музее-заповеднике насчитывает более 500 экземпляров, чуть более 200 из них представлены на выставке.
 
- Широкому разнообразию тюбетеек в наших фондах мы обязаны этнографическим экспедициям, организованным музеем в 30-70-е годы и связанным с именами таких исследователей, как О. Сухарева, А. Писарчик, Е. Лушникова, Ш. Садулаева, Ш. Рузимуратов, - продолжает Г. Абдурахманова. – Именно благодаря их энтузиазму, пытливому уму, любви к нашему краю были собраны многочисленные коллекции материальной культуры Узбекистана и позволили сберечь историческое наследие для потомков.

8 марта 2013 года.