Подростку, который пишет рассказы и стихи-1

Елена Соломбальская
                ПРЕДИСЛОВИЕ

   Я представляю так: сидит за письменным столом десятилетняя девочка и пишет о котёночке, которого она любит. Вот заболел, бедняжка. И так жалко его, маленького! Девочка вытирает слёзку и продолжает… рассказ о животном. А вот за компьютером сидит парень с бицепсами. Он охотно занимается спортом. После соревнования отдохнул и, переполненный впечатлениями, пишет… спортивный очерк. Другая девочка, пятнадцатилетняя, склонилась над заветной тетрадкой. Нет, это не дневник. Но приходится прятать от родителей и братишки. Ведь такое неизведанное чувство выражается рифмованными строчками! Там первые… стихи о любви.
   Все когда-то начинают писать. Палочки и кружочки. Первые слова. Первые предложения. Изложения. Сочинения. А дальше пути расходятся. Но тому, кто продолжает читать эти строки, сочинять так понравилось, что без этого занятия он уже себя и не представляет. Что ж, бывает… А теперь вопрос: «Ты для кого пишешь?» И вопрос не праздный. Позволю себе привести пример. Пришла в библиотеку на литературную встречу старушка лет так семидесяти пяти. Сообщила, что ежегодно издаёт по одному экземпляру книг для себя. Там стихи. И тут же читает вслух два своих опуса. Я смотрю на окружающих. Люди культурные, вести себя умеют. Лица у всех непроницаемые: «Чингачгук – Большой Змей из племени индейцев». Эта женщина заявляет: «Я ещё прочитаю!» И тут слышит моё «Нет!» Человек пишет, не заморачиваясь качеством. Очень плохо! Это вообще не стихи, а ряды корявых строчек. Пишешь так для себя? Вперёд и с песнями. Но и читай только себе. И не мучай окружающих.
   А ты хочешь писать стихи или рассказы так, чтобы слушатели и читатели восторгались, умилялись, хвалили за каждую строчку? Нет ничего проще, поверь! Не шучу и не иронизирую. Просто, как напишешь что-нибудь, сразу неси своим самым близким людям: мамочке славной, бабуленьке своей милой, подруге верной… Похвалы тебе обеспечены. Ну вот так устроены наши любимые люди: не могут они огорчить автора и сказать ему горькую правду. Они в этом не виноваты. Может, инстинкт срабатывает, может, интуитивно чувствуют, что на первых порах с тобой так и надо: хвалить во всё горло! А ты потом научишься как-то постепенно, шедевры начнёшь создавать. И не только мама с бабушкой станут хвалить. Зачем же талант на корню рубить? И кто скажет, что они не правы?
   Третий путь самый трудный. Учиться писать стихи и рассказы. Сразу вопрос: «Где ребёнку научиться сочинять грамотно, качественно?» Вот я скажу тебе: «Читай классиков». А ты возразишь: «А многие современные писатели и поэты научились писать так же, как эти классики?» Резонно. Угу. Тогда, может, дать тебе список книг по литературоведению? И снова ответ очевиден: «А я в них хоть половину терминов пойму?» Нет, дорогой ты мой подросток, не поймёшь. Как же тебе помочь? И ведь не скажешь: «Ты пока не пиши, подожди, вот вырастешь…» Учат писать в Литературном институте имени А.М. Горького в Москве. После школы, если сможешь, поступишь туда. Но вот на сайте вышла я как-то на страницу выпускницы этого учебного заведения. Начала читать рассказ. И не дочитала. Абсолютно грамотно и скучно. Таланта нет, и преподаватели его завёрнутым в диплом никому не выдают. Значит, надо учиться сейчас, в десять-семнадцать лет. А ты этого хочешь, верно? И постепенно станет видно, есть ли он у тебя, этот самый талант. А вот когда талант есть, то институт поможет его развить, даст необходимые знания…
   Разочарую сразу: в литературном институте не училась. Пишу короткие рассказы. Стихи получаются хуже рассказов. Никаких званий и наград не имею. Но есть у меня одно качество, которое тебе пригодится: умею общаться с детьми, объяснять им доступно и понятно. Ну да, много лет работы в школе. Так что прямо сейчас и выбери: читать дальше или остановиться.

                Продолжение следует.
                Фото из Интернета.