Трагедия длиною в вечность

Михаил Анохин
                (или о чем говорил Ницше).

На этот раз я отойду от правила и сообщу имя  человека написавшего комментарий к моей статье:"Вера и наука два полюса бытия".

Сделаю это по одной причине, что мой ответ, как мне кажется, вышел за пределы обычного в таких случаях отклика на комментарий моего читателя.
Конечно и раньше, когда поводом служили мне комментарии, я бы мог не упоминать имя, но – вот каприз! – мне захотелось на этот раз упомянуть.

Итак, вот он комментарий к моей статье «Вера и наука два полюса бытия».
   «Когда я писала повесть, тяжелую повесть о казненных моих земляках-партизанах на Брянщине, невольно пришлось обратиться к философии. А именно, к Ницше. О, как мне трудно дались некоторые понятия! Как моя душа противилась принять их истину! А ведь во многом прав великий философ! Не знаю, какому господу поклонялись немецкие солдаты, но совершали смертный грех они с надписью "С нами Бог!" на своих бляхах».  (Любовь Баканова 3)

С Ницше, как и с Николло Макиавелли произошла одна и та же история. Они сказали правду и эта правда оказалась невыносимой и тогда им приписали исповедование этой правды.
Иначе сказать, сделали их авторами правды мира сего. Словно не мир породил эту правду, а творческий дух вырвался по воле авторов из их уст и родил прежде небывшее.
 Образно говоря, обвинили мальчика, который увидел что король голый, в зоркости.
Началось это искажение сути, как и положено, в Германии, когда надо было найти опору национальному сознанию пораженному итогами первой мировой войной. Тогда-то и было извлечено учение Заратустры, но отсечена причина, по которой это учение возникло.
А возникло оно потому, что наиболее чутким людям в Европе  к этому времени, то есть к средине 18 века стало ясно – Бог умер! Умер в сердцах европейцев.
И тогда встал вопрос: раз Бог умер то, что делать?

Вчитайтесь в трагический пафос этого открытия!
«Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами, - кто смоет с нас эту кровь?»

Иначе сказать, как  же теперь жить в этом обезбоженном мире? Вопрос, на который пробовали отвечать многие писатели и философы  современники Ницше!
Но особо остро он звучал в творчестве русского  Ницше у  Федора Михайловича  Достоевского. Взять хотя бы диалог инквизитора с Христом.
- Зачем же ты пришел нам мешать? - Спрашивает инквизитор Христа.
Вот так – «мешать»! Бог уже и не нужен, ибо есть церковь!

Перечитайте, перечитайте еще раз этот диалог и вам многое откроется в современном мире, в том числе и роскошь церковноначалия и повальное желание чудес людей разного звания и разного уровня веры.

Или вот это утверждение Достоевского: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».

А ведь не самые худшие, а может быть и лучшие из нас, отвергая Бога, руководствуются  собственной совестью и тем бывает удовлетворены. Бог им не нужен, более того – он им мешает!

«А чего ж ты мне  Богом в глаза колешь? – Вопрошает иной разгневанный человек, как правило, творческого направления. - Я все делаю по совести!»
Ясно же, «Общество не хочет Бога, потому что Бог противоречит науке». (Достоевский).

А коли так, коли это не научно, то где же и в чем искать опору своей нравственности и морали? Очевидно же, что только в самом себе в своей совести. Ведь не в алгебре и геометрии? Не в законах Ньютона и теории относительности Энштейна?

Но стоп! Ведь если в себе и из себя, то это и есть учение Заратустры?!  Он из себя выводит все принципы. В себе самом находит опору и, оттолкнувшись от себя идет  по этой земле пританцовывая и смеясь!
«Возносите  сердца  ваши,  братья мои, выше, все выше! И не забывайте также и ног! Возносите также и ноги ваши, вы, хорошие танцоры, а еще лучше – стойте на голове!»

Но… Это проклятое «но» всегда настигает творческого человека особенно поэтического склада. Персонажи им созданные, а в нашем случае Заратустра начинает исподволь овладевать Ницше и он постепенно и сам превращается в собственного персонажа. Он сам становится Заратустрой! Короче: «И в это утро под окном на рукаве своём повешусь» (С.Есенин)
В просторечии говорят: «накликал беду на свою голову».

Итак: в какого  Бога верили  национал-социалисты Германии? Очевидно, что их Бог («С нами Бог»)  – Заратустра, сверхчеловек, потерявший трансцендентного Бога и каждый из истинных социал-националист считал, что носит в себе его дух! И это мистическим образом  уподобляет его сверхчеловеку, освобождая  от прежней морали и нравственности, которая была в мире «живого Бога»!

 А теперь всмотримся в день текущий. Разве не видно, как вдохновенно пляшут на эстраде современные кумиры толпы? Разве они не исполнили завет Заратустры? Разве не его дух управляет их ногами, руками, всем их телом и головой?

Разве Министерства  культуры  во всем мире не стали церковью Заратустры? Разве не подло обвинять пророка, отдавшего самого себя на заклание духу сверхчеловека в том, что он сообщил о его приходе на землю и описал, так ярко и сочно каков он видом и делом, что это погружение в природу сверхчеловека преобразило и его?!

Разве воля к власти не стала лейтмотивом воспитания детей от ясельного, до вузовского возраста?

Вы еще сомневаетесь в истинности этих слов?

Тогда объясните мне, что значит быть лидером и кто захотел бы по доброй воле отдать себя в услужение лидеру? Да и может ли состоятся лидер, если у него нет воли к власти? Если в нём нет духа Заратустры?

Прокопьевск 30.05.17