Ближняя страна

Светлана Борцова
 
Рассказ подруги, проживающей в  Испании.

Весенние каникулы моих внуков попадают на Пасху. Мы решили провести их за границей. Сначала планировали Италию, но потом передумали. Выбрали самую ближнюю к нам страну – Португалию. Рядом живем, а ни разу там не были. Друзья моей дочери Алисы очень хвалили. Они просто влюбились в эту страну.

Что удобно – от нас до Лиссабона около тысячи километров. Если поехать на своей машине, то билетов покупать не надо. Машина у нас семейная, семиместный «Шевроле». Два водителя – Алиса и ее муж Алексей. Большую часть пути за рулем был он, Алиса же сверяла маршрут по навигатору, была штурманом.

Я и внук мой Максим сидели за ними, а девочки на самых задних сиденьях. Моя младшая дочь, Ксения, не поехала с нами, оставили на нее «хозяйство» и собаку. Вшестером, с ветерком, двинулись на запад, к Атлантическому океану. Ехали 10 часов, с утра до ночи.

На большой скорости мимо проносились разные картины: морское побережье, горы, поля, леса, городки и деревушки. Интересно, что все домики белые, а крыши черепичные, оранжевые. Попадались ветряные мельницы. Дороги хорошие, но тяжеловато целый день в пути. Впереди нас ждала съемная квартира в Лиссабоне, которую Алиса нашла по интернету.

Подъехали мы к городу со стороны океана. Там залив, место впадения реки, и через него мост, 17 километров длиной, колоссальное сооружение. Мост носит имя Васко да Гама, там еще памятник стоит на берегу. Такой же мост есть в Сан-Франциско, называется там «Золотые ворота». А этот – самый длинный в Европе. Он подвесной, на канатах. Не прямой, а изогнутый, на нем 6 автомобильных полос. Проезд платный, с ограниченной скоростью. Так что, еще ничего не видя, мы в первую очередь увидели океан.

Приехали в город, расположились на ночлег. Квартира большая, 4 спальни, просторная веранда, джакузи. С устатку приняли ванну с гидромассажем и спать.
Что говоришь? Ты читала роман «Ночь в Лиссабоне» Ремарка? А мы в реале провели в нем не одну ночь. Завидуй, конечно, вряд ли когда попадешь туда.

Утром встали, пока все раскачиваются, решили с Алиской сходить в город, купить книгу. Мы в каждом новом городе покупаем о нем книгу. Максим ее читает и говорит, куда надо попасть. Алешка не советовал идти одним, говорит: «Попадете в полицию, я вас выручать не буду». А мы пошли. Думали, легко сориентируемся. Но язык оказался непонятный. По звучанию похож на польский. Я так и слышу «пше», «бже». Только перед отъездом Алиска стала лучше его разбирать. А мне языки трудно даются. Но после, в процессе нашего путешествия, хорошо помог английский язык младшей внучки, Лики. Оказывается, многие португальцы лучше понимают по-английски, чем по-испански.

Но это потом, а пока мы с Алисой знакомимся с утренним городом, который сияет яркими красами. Краски Лиссабона – это радуга на холмах! От берега застройка идет ступенями, все выше и выше. Дома разноцветные так и пестрят. Много белого цвета, но на нем еще ярче выделяются чистые звонкие оттенки. Причем один этаж может быть розовый, другой зеленый, третий желтый. Или вдоль по высоте расчерчены фасады цветными полосами. Глаза разбегаются на это смотреть. Я подумала: сколько же надо краски! А оказалось, это все облицовочная плитка.

Ходили мы, бродили. Было жарко, захотелось перекусить. Появилось желание чего-нибудь жидкого похлебать, и лучше холодного. Окрошки у них не бывает, но должен быть какой-то супчик вроде гаспаччо, он тоже не вареный, но из помидор. Подошла официантка. Испанский не понимает. Я ей толкую про гаспаччо, она ткнула в меню. Мы не поняли, что там написано. Тогда я говорю: "А что ест вон тот сеньор?"  Мужчина сидел перед горшочком с ложкой. Что-то доставал на тарелку, резал. Нам стало любопытно, решили взять на пробу один горшочек на двоих. Официантка еще что-то говорит, показывает на соседний стол, там едят мясо на доске.

Ушла, долго нет, мы уже начали скучать. Наконец, появилась, несет полный поднос. У нас глаза на лоб – что делать? Не откажешься теперь. Тем более, не понимает. Она принесла все, о чем говорилось: и гаспаччо, и супчик из меню, и горшочек, и мясо. В горшочке оказался рис с рыбой, полностью разваренный. Как масса. Но все было вкусно. Обожрались, встать не можем! Ну и завтрак!

А вообще, питанием остались очень довольны. Страна аграрная, бедная, продукты дешевые и все натуральные. Колбасы очень хорошие. Однажды мы увидели мясной деликатес, точно такой, как наша буженина. Взяли с собой домой. В Испании я никогда не беру свинину. Они свиней не выкладывают, а запах хряка я не переношу. А здесь было то, что надо.

Еще понравилась выпечка, кондитерские изделия. Однажды увидела в продаже торт – ну копия наш медовик. Нарезан кусками. Я отщипнула краешек попробовать, продавщицы на меня глаза вытаращили: « Два евро за один!». Я говорю: «Беру все шесть». Они не поверили: «Двенадцать евро!». На нашу семью это по одной порции. И недорого. И еще там правило: если покупаешь пирожное, то кофе дают бесплатно. И так во всех кондитерских.

Да, славный город Лиссабон! Мы жили почти в центре. Старая часть с такими узенькими улочками, теснота невероятная. Посередине движется трамвай из 30-х годов. Ретро. Этот трамвай провозит по экскурсионному кольцу. Дорогое катание. Мы заплатили за поездку на шестерых 20 евро. Местами в открытые окна квартир заглядываешь по пути следования, местами даже белье, висящее на веревках, касается трамвая. Так узко на этих улицах.

А вот такси дешевое. Но зато таксисты лихие, страшно ездить. Один нас катал-катал, не могли понять, зачем. И вдруг остановился: «Приехали». Мы не поняли: «Куда приехали?». Он: «Вот, площадь Глория». «А нам надо – улица Донна Глория». Извинялся-извинялся, довез уже без дополнительной платы. Мы там жили, на Донны Глории.

Не обошлось у нас без полиции. Наворожил Алеха своим языком. И причина в узости улицы. Вечером приехали, встать совершенно некуда. Смотрим, народ ставит машины на газон. Ну и мы свою пристроили в ряд. А когда пришли за ней, на следующий день, ее там не было. Что делать? Обратились в полицию. Долго искали. Нашли на штрафстоянке, содрали с нас 140 евро. Ясно, что нельзя на газоне парковаться. Местные-то хитрее, ночью ставят, утром рано уезжают. А мы пришли за своей в 11часов, вот нас и наказали.

На экскурсии мы ездили в туристических автобусах. Первый день осматривали Лиссабон. История его потрясающая. Город основали еще древние римляне. Но через 2тысячи лет случилось великое и ужасное лиссабонское землетрясение, и город погиб. Это было в 1755 году, а сравнить трагедию можно с последним днем Помпеи. Были сильнейшие толчки. Земля пошла огромными трещинами, туда проваливались дома и люди. А те здания, которые устояли, сгорели в пожаре. Потом пришла гигантская волна цунами, смыла все, до чего достала, потопила все корабли в порту. Погибло 80 тысяч человек.

Те здания, которые сейчас можно посмотреть в старой части, не такие уж старые, построены после землетрясения. Но есть развалины, мы посмотрели, что осталось от монастыря. Еще посетили церковь святой Магдалены, которая была разрушена, но после восстановлена королевой Марией Первой. Кстати о королевах. Мне понравился портрет Марии Второй и впечатлила ее несчастливая женская судьба. Не в красоте счастье, правильно говорят. В 15 лет ее отдали замуж, через 2 месяца стала вдовой. Через год вышла за Фердинанда, и без конца рожала детей. А из них многие умирали. Выжило 7 сыновей. А в 34 года она умерла при родах. На ней окончилась династия. А ее дети – это уже другая династия, по отцу.

На второй день мы поехали в загородную экскурсию, в Синтру – резиденцию португальских королей. Это в горах над Лиссабоном, там надо от остановки пешком подниматься 2 километра. Горы покрыты смешанным лесом, всё зелено. Похоже на декорации для исторических съемок. Замок на скале. Подальше – парк с прудами и беседками, среди деревьев дворцы желто-красной расцветки. Там много разных построек, но самое прекрасное – это замок Пена, королевская резиденция.

Все очень романтично, живописно. Но довольно прохладно. Сочетание гор и моря дает особый микроклимат. Я немножко замерзла в тонкой блузке.

Ну, что еще? Перед отъездом мы посетили площадь Коммерции недалеко от порта. Там тоже есть на что посмотреть. Вид на широкий горизонт. Купили сувениры, раскрашенные фигурки петушка из легенды, пробковые сумки. Набрали в дорогу булочек, французских и слоеных с аппетитным кремом.

Поехали домой. Пообедать хотели в придорожном кафе. А у них такое расписание – в 2или 3 часа дня закрываются, не кормят. Могут только продать напитки, спиртное. Мы получили от ворот поворот. Правда, нам дали совет заехать в деревню. Возможно, в том ресторанчике что-то осталось. Мы свернули и поехали туда. Я зашла первая, взяла меню, а там никакой еды, но зато «Водка Столичная, водка Путинская…».

Мои заходят: «Есть что-нибудь?». Я говорю: «Есть нечего, но водка любая – Столичная, Путинская, Московская». Хозяйка, увидев наши разочарованные физиономии, сжалилась: можно нарезать бутерброды и салат. Делать нечего, согласились на легкий обед. Зато я купила у них вишневый ликер, такая вкуснятина, в бутылках плавают вишни. Утешительный приз.

Подкрепившись, поехали дальше. Дорога, дорога… Мелькают недалеко от обочины полянки синих цветов. Я прошу Алешу: «Остановись на минутку. Там лаванда, мне надо для композиции». Он не соглашается:
- Здесь нельзя останавливаться и что-либо рвать.
- Да один-два кустика! Что, тебе жалко?
- Ладно, - говорит он. – Высаживаем бабушку. Пусть живет тут, вся в лаванде. А мы в июне опять приедем, заберем.

Это он так пошутил. Но язык у него вещий. Остановился. Вышла я, со мной Алиса и старшая внучка. Цветы оказались какие-то другие, не лаванда, только цветом похожи и длиной стебля. Мы вернулись в машину.

Чтобы попасть на заднее сиденье, Анюта должна перелезть через мое. Я ее подтолкнула туда, сама стою жду, когда можно сесть. В это время Алиса села на свое место. Наш водитель о чем-то задумался, не глядя, услышав хлопок Алисиной двери, решил, что все сели, и тронулся с места. Анютка упала на свое сиденье головой вперед, я вцепилась в машину и побежала рядом, Максим закричал: «Яна! Яна!»

Тут Леха оглянулся, ударил по тормозам. Я уж в горячке подумала, что меня хотят оставить. И как не попала под колесо?

Он потом рассказывал, что, когда увидел мое лицо в открытой двери движущейся машины, так испугался, что ноги стали ватные и скрутило живот. Еле справился с собой. А все из-за этих его шуточек. То про полицию пошутил, то чуть бабушку не оставил на обочине. Смеялись, когда стресс прошел.

Я все смотрела, где же граница. Туда ехали, не видели. Обратно внимательно следила: что-то должно же быть! Но ничего… На одной заправке заправлялись, это была Португалия. На следующей вышли в туалет. Уже оказалась Испания. И у меня телефон заработал, значит, границу проехали.

Хорошо: ни проверки паспортов, ни досмотра багажа, езжай свободно. Вот и прошло наше путешествие сроком в 4 дня в гостеприимную страну Португалию. Нам понравилось. Культурно, ухоженно, чисто. Природа красивая. Архитектура оригинальная. А главное – народ простой, приветливый. Охотно принимают гостей, быстро возят, вкусно кормят. Почему бы не вернуться снова, в эту близкую заграницу без границ?