750 Военно-морской урок 23 10 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 750. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Военно-морской урок. 23.10.1972 года.

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: Тульская область, город Суворов, улица Белинского, дом 18. Суворовская Средняя школа №1. 9-й класс. 1970. Фотография из личного архива Владимира Кудрявцева (г. Суворов). Точно также смотрели на меня десятиклассники 1972 года, когда я им рассказывал о военно-морской службе, о БПК «Свирепый», о море, отвечал на их вопросы. 23 октября 1972 г.


В предыдущем:

Как же было здорово вновь ощутить себя не матросом боевого корабля, а шаловливым юношей, полным надежд, стремлений и замыслов, таким, каким я был в 1970-1971 годах.

В понедельник 23 октября 1972 года, в преддверии «Дня рождения ВЛКСМ» (ежегодно 29 октября – автор), в 10:00 я оказался в своей родной Суворовской Средней школе №1, сначала в «учительской», потом в кабинете директора школы Сергея Сергеевича Смирнова (его прозвище в наше время было «Барин» - автор), а затем вместе с нашим «завучем» Татьяной Николаевной Фёдоровой мы пошли на урок в 9-й класс классного руководителя и учителя математики Серафимы Ивановны Яковлевой («Серафима»).

В 9-м классе 1972 года было 26 учеников – 14 девочек и 12 мальчиков (почти поровну). Серафима Ивановна очень взволновалась, когда мы с Татьяной Николаевной вошли в класс и попросили у неё разрешения прервать урок для встречи десятиклассников с «нашим лучшим учеником школы, выпускником 1970 года, военным моряком Александром Суворовым»…

Мало сказать, что я стушевался от этих слов – «лучший ученик школы» (это совсем не так – автор). Я растерялся и не знал, что мне говорить и о чём рассказывать. Поэтому я повернулся к доске, на которой ещё ничего не было написано и начал молча рисовать мелом контурный рисунок БПК «Свирепый» проекта 1135.

Мел скрипел, рисунок получался размашистым, корпус корабля удлинённым, а значит, более стремительным, остроносым и… красивым. Я сам не ожидал, что рисунок БПК «Свирепый» получится таким значительно-красивым.

- Это корабля, на котором я служу рулевым и стою вахту за штурвалом в ходовой рубке, - сказал я ребятам и повернулся к ним лицом. Я увидел совершенно очарованные лица, распахнутые и горящие любопытством глаза и застывшие в немом изумлении лица. Все без исключения девчонки и ребята смотрели на рисунок БПК «Свирепый» и на меня отрешёнными взглядами…

Я догадался. Я почувствовал и интуитивно ощутил, чего хотят увидеть и услышать от меня эти девочки и мальчики, которым скоро, совсем скоро предстоит окончить среднюю школу и выйти в мир, в самостоятельную жизнь. И я начал рассказывать…

- Большой противолодочный корабль – БПК «Свирепый», - это самый современный боевой корабль нашего Военно-Морского флота, - сказал я серьёзно и так, как будто делился с ребятами самой секретной информацией. – Пока нет в мире более совершенного противолодочного корабля, который специально предназначен для уничтожения атомных подводных лодок «вероятного противника», вооружённых баллистическими ракетами с ядерными зарядами. Такие подводные лодки есть только у США и двух стран НАТО – у Англии и Франции.

- Атомные ракетоносные подводные лодки ВМС США и НАТО располагаются в районах Северной Атлантики и в Средиземном море вблизи от самых «горячих точек» Ближнего Востока и нацелены на наши флота – Балтийский флот, Северный флот и Черноморский флот. Поэтому мы тоже вынуждены вести боевую службу, то есть по-морски - БС, в Северной Атлантике, в Средиземном море, а также на Дальнем Востоке – в Тихом океане, где тоже существуют американские военный базы.

- Вы из уроков географии знаете, где находятся эти океаны и моря, поэтому можете представить, в каких широтах и на каких меридианах находятся наши боевые корабли. Я служу рулевым корабля, стою вахты за штурвалом на ходовой рубке, а также по боевой тревоге нахожусь в румпельном отделении, то есть там, где находится электро-гидравлическая рулевая машина, которая поворачивает баллер руля и тем самым направляет корабль по нужному курсу. В румпельном отделении также находится небольшой штурвал классической формы и вида – деревянный, дубовый, со спицами и ручками, а также все необходимые навигационные приборы и репитеры (повторители управляющих сигналов).

- Как дежурный рулевой я являюсь помощником штурмана корабля, помогаю ему в расчётах по прокладке пути корабля по картам и на штурманском планшете (это такой рабочий стол с подсветкой, оборудованный ЭВМ и специальным механизмом, которые позволяет автоматически указывать и отмечать на карте все необходимые точки, ориентиры, знаки и т.д. Кроме этого я веду гидро- метео- наблюдения за погодой, состоянием моря, течением, глубиной, волнением, силой и направлением ветра, атмосферным давлением, влажностью и другими погодными проявлениями и аномалиями, которые могут помешать корабль безопасно идти в нужную точку для применения корабельного оружия.

- Конечно, наш корабль не пассажирский, а боевой, поэтому он «напичкан» оружием, машинами и механизмами, которые нужны только для одной задачи – успешного уничтожения вражеских подводных и надводных кораблей, а также воздушных целей. Поэтому служить на таком корабле несколько неуютно, тяжело физически и морально. Вот почему от нас требуется сильная воля, хорошее здоровье, прочные знания и трудовые навыки, готовность не хныкать и не капризничать, а отдать все свои жизненные силы для выполнения боевого приказа.

Я всё больше и больше мрачнел от осознания того, что говорю этим ещё совсем детям что-то не то и не так, поэтому мой голос всё больше и больше «суровел», приобретал бронзовые нотки, становился волнующим, суровым, мужским…

- Вот здесь, - указал я пальцем, - в средине корабля над верхней палубой возвышается надстройка, которая наполнена помещениями (отсеками) командных постов, главный из которых – ходовой мостик или ходовая рубка. Она располагается от борта до борта и имеет открытые выходы по бортам – крылья сигнального мостика. На сигнальном мостике, который опоясывает всю центральную надстройку ходят и смотря в море и окружающую среду сигнальщики-наблюдатели.

Как только я стал показывать школьникам на рисунок, одна из девочек по знаку Серафимы Ивановны «вспорхнула», смущённо поправила складки подола школьного платья и белого фартука и подала мне длинную деревянную указку, которую я тут же вспомнил, – это была наша указка, указка нашего 10 «А» класса, которую я и Колька Движков («Движок») делали на уроках труда…

С волнением и особым настроением радости и гордости я продолжил военно-морской урок в 9-м классе Суворовской Средней школы №1.

- Наш БПК «Свирепый» универсальный корабль, - сказал я торжественно, - потому что он предназначен для противовоздушной и противокорабельной обороны кораблей и транспортов в ближней морской зоне от атак низколетящих самолётов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет) и противолодочной обороны (ПЛО) кораблей и транспортов в море.

- Главное оружие нашего корабля – это противолодочный ракетный комплекс ПЛРК РПК-4 «Метель», которая способна уничтожать любые подводные лодки впереди по курсу корабля. Главный механизм нашего корабля – это сверхсовременная газотурбинная энергоустановка (как у самолётов), которая через маршевую редукторную приставку может передавать усилия на два гребных винта, позволяющие нашему кораблю мчаться по бурному морю со скоростью 32 узла или 53,3 км в час. Главное средство обнаружения подводных лодок нашего корабля – это расположенная в носовой бульбе ГАС (гидроакустическая станция) «Титан» и буксируемая ГАС – «Вега».

Я показал на рисунке БПК «Свирепый», где располагаются все те машины, агрегаты, посты и вооружение, о которых рассказывал…

- Корпус корабля стальной с верхней и нижней палубой, с внутренним делением корабля на 14 водонепроницаемых отсеков, палуб, боевых постов. Помещения внутри корабля располагаются так, что личный состав может перемещаться вдоль и поперёк, не выходя на верхнюю палубу, по которой во время шторма ходить очень опасно – сдует или смоет шквалистым ветром или волной.

- В носовой надстройке находятся пусковая установка ПУ ЗРК «Оса-М» и носовой погреб зенитных управляемых ракет (ЗУР), отсеки реактивной бомбометной установки РБУ-6000, вентиляторные и агрегатные посты, кают-компания офицеров, буфет, каюты командира корабля, заместителя и командира соединения, боевые посты.

- Во втором ярусе носовой надстройки (выше уровня верхней палубы) находятся: главный командный пункт (ГКП), шифропост, ходовая рубка и сигнальный мостик, штурманская рубка и боевые посты. Во второй надстройке над ГКП располагаются помещения станции управления ракетным огнём «Турель» и ЗРК «Оса». Третья надстройка располагается в кормовой части центральной корабля и объединяет фальштрубу (место расположения выхлопных труб ГЭУ) и помещение кормового ЗРК «Оса-М».

- В самой кормовой части корабля над румпельным отделением в специальном ангаре находится БУГАС «Вега» с подъёмно-опускным устройством ПОУКБ-1. Этот ангар буксируемой ГАС открывается в корме специальной транцевой крышкой. Отсюда осуществляется буксировка, подъём и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

- Двухместные каюты для офицеров и мичманов, камбуз и две матросские столовые (большой и малый залы) располагаются под полубаком в носовой части корабля, на главной палубе. Матросы спят в кубриках, носовых и кормовых по 10-15 человек в каждом. Обогрев внутренних помещений обеспечивается за счёт работы машин и механизмов, а также электрообогревателями.

- Для обеспечения устойчивой мореходности и точности стрельбы из корабельного оружия на БПК «Свирепый» установлены специальные боковые (бортовые) рули-крылья - активные успокоители качки, убирающиеся автоматически, типа УКА-1135, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки в 3,5-4 раза (до амплитуды 8-10°).

- Рангоут корабля представлен одной фок-мачтой ажурной конструкции с решетчатым реем и сильно оттянутой в корму стеньгой, тоже ажурной, то есть прочной и лёгкой. Здесь размещаются антенны радиотехнических устройств и связи, ходовые огни и сигнальные фалы. На вершине фок-мачты находится наша главная антенна –
РЛС «Ангара» с двумя параболическими рефлекторами.

- БПК «Свирепый» обладает очень хорошей мореходность. То есть он хорошо всходит на большую или высокую волну, легко режет волны поменьше, практически на заливается встречной водой и не забрызгивается, потому что имеет очень красивые и эффективные обводы корпуса в носовой части. Только при скоростях более 24 узлов (44,5 км/час) и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне, то есть перпендикулярно к направлению движения волн, ощущается забрызгиваемость кормы и тогда я в своём румпельном отделении вынужден наглухо запирать на задвижки люк, ведущий на верхнюю палубу.

- Корабль настолько устойчив к качке, к ветру и волне, что может использовать корабельное оружие на всех скоростях при состоянии моря до четырёх баллов без успокоителей качки и более пяти баллов при использовании успокоителей качки.

- Вот здесь, - начал показывать я на рисунке БПК «Свирепый» на школьной доске, - находятся: бульб антенны ГАС «Титан», цепной ящик, шпилевое отделение, шкиперская кладовая, такелажная кладовая, форпик; здесь - посты ГАС «Титан», отделение вьюшки, ленинская комната, библиотека; тут - цистерна питьевой пресной воды, пост ГАС «Титан», помещение вентиляторов, тамбур, кладовые, кубрик команды, вентиляторная, кают-компания мичманов, буфет мичманов; вот здесь - топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, пост ЗРК «Оса-М», посты «Муссон» и «Тюльпан», каюты офицеров, арсенал, текстильная кладовая; здесь – опять топливные цистерны, погреб боезапаса, помещение вентиляторов, посты, тамбур, каюты мичманов, кубрик команды, пост РБУ-6000, секретная канцелярия, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров; тут - опять топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, посты и кладовые, помещение вентиляторов, кубрики команды, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров; тут снова цистерны, помещения систем и агрегатов, гиропост, тамбур, кладовые, посты, кубрики команды, гальюны офицеров, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров; потом опять - топливные цистерны, помещение дизель-генераторов и хладомашин, лазарет и амбулатория, помещения вентиляторов и агрегатов, каюты офицеров, коридор офицеров.

- Как вы видите боевому кораблю нужно много топлива и оно находится в разных цистернах, чтобы при повреждении корпуса не пропало всё и сразу, поэтому тут, тут и тут находятся цистерны, а вот здесь - машинное отделение маршевых турбин и приставки, ПЭЖ и вспомогательный котёл, столовые команды, камбуз и посудомойка, кладовая сухой провизии, штормовой коридор; тот опять топливные цистерны, машинное отделение форсажных турбин и муфт соединения, коридоры газохода, штормовой коридор, хлебопекарня, помещения общего пользования команды, электростанция корабля; снова - топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, помещения вентиляторов, кубрики команды, места общего пользования команды, каюта мичманов, ПУ и погреб кормовой ЗРК «Оса-М».

- В кормовой части корабля опять находятся отсеки топливных цистерн, кормовые погреба боезапаса, кладовые, отделение рефрижераторных машин, тамбур, отделение компрессоров, коридор кормовых погребов боезапаса, кубрики команды; потом опять - топливные цистерны, отделение лебёдки БУГАС «Вега», химическая кладовая. В самой корме корабля находятся: помещение ПОУКБ БУГАС «Вега», отделение вьюшки ПОУКБ, румпельное отделение, водолазная кладовая и пост управления БУГАС.

- Устройство корабля такое, что он остаётся на плаву при затоплении трёх смежных или пяти несмежных отсеков. Противопожарные средства корабля - обычная водяная система, подобная той, что у вас в школе, химическая система ОХТ марки ЖС-52 и комплект противопожарного снаряжения. Средства спасения экипажа корабля на воде - 1 моторный катер-баркас, 1 шестивёсельный ял и 20 надувных аварийных плотиков ПСН-10, плюс спасательные круги, но это так – для морской традиции.

-Вот, пожалуй, и все общие данные о нашем корабле, - сказал я, с трудом шевеля сухим ртом. – Теперь я отвечу на ваши вопросы. Что вас интересует?

Класс молчал…

Татьяна Николаевна первой нарушила молчание и спросила у всех присутствующих в классе: «Ну, что же вы молчите? Спрашивайте, интересуйтесь, пока есть такая возможность!».

- Саша, - первой нарушила молчание Серафима Ивановна. – А вам на вашей морской службе пригодились ли те знания из школьной программы, которые вы получили в школе?

- Да, - просто и твёрдо ответил я. – Дело в том, что военно-морская служба требует от человека не только точных знаний, но, прежде всего, широкого кругозора, универсальных общих знаний об окружающем мире. Например, знание русского языка и литературы, хорошего литературного русского языка нужно для такого общения и обмена мнениями, суждениями, образами и мыслями на занятиях и тренировках по боевой подготовке, особенно во время боевых тревог, чтобы практически мгновенно с полуслова друг друга понимать. Уметь выразить и объяснить, пояснить и отчитаться так, как есть на самом деле, по фактам, по реальным, а не по выдуманным событиям.

- Знанием математики и умение вычислять в уме или на бумаге быстро, точно и безошибочно нужно для того, чтобы не ошибиться в определении места корабля или цели в пространстве, чтобы не ошибиться в направлении полёта ракеты или снаряда, чтобы точно поразить цель одним выстрелом. Согласитесь, кто быстрее и точнее рассчитает правильно целеуказание, тот и победит, а самое главное, - останется в живых…

- Знание физики необходимо, чтобы понимать влияние сил, воздействующих из окружающей среды на корабль и на наше оружие, успешно бороться с огнём при пожаре, с химическим и радиоактивным воздействием, эффективно управлять кораблём и корабельным оружием. Я убедился сам в том, что школьные знания, если они остались в голове, в памяти, очень помогают понять окружающий мир и силы в нём действующие лучше, глуюже и обширнее.

- Знаете, - сказал я ребятам и учителям доверительно, - мы на корабле постоянно учимся, совершенствуем свои знания и навыки, изучаем новое и оттачиваем свои знания до автоматизма, сдаём экзамены на классность и при повышении звания или должности по службе, сдаём курсовые задачи на право владения и использования оружия. Глупцам и неучам нельзя доверять оружие, которое может, например, одной торпедой уничтожить огромный ракетоносный подводный атомный корабль…

- Конечно, - признался я, увидев искру сомнения в глазах ребят, - нам не каждому нужно знать всё, что нужно знать морякам на боевом корабле, но общих школьных знаний среднего образования вполне достаточно, чтобы, прежде всего, чувствовать себя не дураком-неучем, а современным образованным человеком, то есть самоуважать себя, противостоять невзгодам, понимать главное и терпеть второстепенное, в том числе зарабатывать своим трудом и старанием авторитет среди товарищей, не становиться «шестёркой у годков»…

- А что такое «шестёрка у годков»? – тут же спросил один из парней.

- Шестёрка - это подлиза, подхалим, прислуга у старослужащих военных моряков, - сказал я, как отрезал.

- А что, у вас там дедовщина? – спросила насторожённо наш школьный «завуч» Татьяна Николаевна Фёдорова.

- Не дедовщина, а годковщина, - коротко и сурово ответил я. – Вот почему сейчас в школе надо ребятам учиться хорошо и даже лучше, чтобы не быть и не слыть неучами и неумехами на военной службе. В жизни, на работе это тоже пригодится.

- А девушек на морскую службу берут? – несмело спросила одна из девчонок.

- Берут, - уверенно сказал я. – Только они служат на берегу связистками, в штабах, в медчасти, в госпиталях.

- Я имела ввиду - девушек на корабль…

- Нет, увы, девушек на корабли пока не берут, - сказал я с искренним сожалением. – Знаете почему? Потому что если девушки будут на корабле в море, то матросы неизбежно будут обращать на них внимание, хотеть общения с ними, в том числе близко-интимного, а это неизбежно приведёт к ссорам, конфликтам и борьбе мужчин за обладание женщиной. Поэтому на флоте давным-давно существует стойкое традиционное поверье о том, что «женщина на корабле – к несчастью».

- Это совсем неправильно! – зашумели девчонки. – Что мы – хуже ребят, что ли?

- Нет! – серьёзно «перекрыл» я их шум. – Несомненно, вы лучше нас, но только здесь, - дома, на берегу, с нашими родителями и детьми. Дело в том, что вы, девушки, любимые, мамы, родные и близкие нам люди, - вы смысл и цель нашей военно-морской службы, потому что мы, моряки-мужчины, защищаем вас, потому что вы – это живое воплощение нашей матери Родины.

- А как вам можно написать письмо? – спросила ещё одна девушка и спряталась за плечи своей подруги по парте.

- Очень просто, - ответил я и размашисто печатными буквами написал на школьной доске: Балтийской ВМФ, Лучшему моряку.

- Так просто?!

- Так просто.

- А дойдёт.

- Уверен, обязательно дойдёт, но не уверен, что до лучшего моряка…