Тессеракт призрак реальности, которой нет

Евгений Хохрин
Тессеракт: призрак реальности, которой нет

Основной вопрос об отношении формы и содержания в архитектуре может быть переведен в плоскость рассмотрения структуры интеракций "внутреннего и внешнего". Рене Декарт так сформулировал проблему связи между тем, что есть "внутри" и тем, чего нет "снаружи": существуют  две субстанции - «мыслящая» и «протяженная», которые условно можно называть «душой» и «материей».
Первая – служит источником чувств, мыслей, желаний и, наконец, воли. Вторая – хочет есть, пить, спать, размножаться и служить основанием для возникновения чувств, мыслей и волевых интенций. Субстанции существует параллельно друг другу, каждая в своей реальности и в какой-то мере определяют «протяженность» мысли побуждая ее к «движению» воли, через проявление эмоций и чувств. Подобный параллелизм во взаимодействии двух начал является лучшим объяснением их природы, ведь субстанция, по определению – нечто самостоятельное и независимое от акциденций, а отраженная реальность в соразмерении данных нам ощущений представляется единственным критерием истинности спровоцированных ею суждений.

***
В представленной модели отношений внутреннего и внешнего можно сформулировать идею "тессеракта" или  гиперкуба — куба в четырёхмерном пространстве.*  Тессеракт относится к кубу, как куб относится к квадрату. Более формально, тессеракт может быть описан как правильный выпуклый четырёхмерный политоп (многогранник), чья граница состоит из восьми кубических ячеек. Согласно Оксфордскому словарю, слово tesseract было придумано Чарльзом Говардом Хинтоном (1853—1907) и впервые использовано ещё в 1888 году в его книге «Новая эра мысли».

***
Американский кинорежиссёр, Мастер авторского кино, актёр-комик, продюсер, четырёхкратный обладатель премии «Оскар», писатель, автор многочисленных рассказов и пьес, знаток литературы и кинематографа, музыки, а также как джазовый кларнетист - "Человек-оркестр" и глобальный парадокс в локальном измерении времени, Вуди Аллен в размышлениях о смысле жизни заявил: "Свою следующую жизнь... прожить задом наперёд" и "начать со смерти", после чего - "...очнуться в доме престарелых, с каждым днём чувствуя себя всё лучше и лучше ...
Потом тебя выгоняют, потому что ты слишком здоров. ...
Потом ты работаешь лет 40, пока не молодеешь до того, чтобы начать наслаждаться бездельем: вечеринками, сексом и бухлом ...
Потом ты проводишь 9 месяцев, расслабляясь в роскошном санатории с центральным отоплением и едой ...
Потом «Оп-ля!» — и в финале ты превращаешься в оргазм!"

И погружается в вечность ... Что же такое индивидуальное сознание в 4-х мерной связанности материи и духа,  внутреннего и внешнего, формы и содержания в интерпретации архитектуры каберпространства?

Частью ответ раскрывается в  концепции «киберпризрака»,  который является всего лишь проекцией виртуального мира и отсылает нас к идее "оторванного от означаемого" в философии Жана Бодрийяра. Сам философ называл это симулякром и выделял четыре их типа:
- Отражение базовой реальности. Класс копий – симметрия, зеркало или портретная фотография.
- Последующее искажение и маскировка данной реальности. Класс функциональных аналогий – призма, дифракция, резюме, схематизация, модель, где "грабли выступают как функциональная аналогия руки."
- Подлог реальности и сокрытие непосредственного отсутствия реальности (где больше нет модели). Знак, форма, интерференция образа, скрывающего, что оригинала нет, но существует отражение пространства мышления в форме протоидеи. Собственно, симулякр.
- Полная утрата всякой связи с реальностью, переход знака из строя обозначения видимости в строй симуляции, то есть обращение знака в собственный симулякр. Знак, не скрывающий, что оригинала нет и в этом обретающий собственную свободу.

***
Просачивание идей и смыслов, с трудом улавливаемых "в ползучей диффузии сред", "... черной молнии подобный",  – сливаются в закономерный процесс интеграции идей и концепций в сфере культуры. Киберпанк и его стилевые "клоны", незабвенная манга Тессеракта, свернувшейся в бесконечной ленте Мёбиуса - "полимерной" полосе явлений и артефактов вненаучной фантастики, поэтики формотворчества и мистики крючкотворства, довольно быстро распространились на сферы музыки, кино, изобразительного искусства, дизайна, архитектуры и продолжают агрессивно расширять границы собственного интереса, становятся модным трендом и целевым контекстом в современном концептуальном искусстве.
Основатель Facebook Марк Цуккерберг на днях сказал выпускникам Гарварда:
"Величайший успех приходит благодаря возможности ошибаться"
 "Вызов для нашего поколения — создать мир, где у каждого будет ощущение цели. Цель — это ощущение того, что мы все часть чего-то большего, чем мы сами, что мы нужны."

Цель же создаёт ощущение настоящего счастья. Пусть его воображение в этом мире, полном мысли "... гордо реет между молний над ревущим гневно морем, - то кричит пророк победы:  "Пусть сильнее грянет буря!"
____________________________
* - Другие названия: 4-куб, тетракуб (от др.-греч. ;;;;;;;; — «четыре»), восьмияче;йник, октахор (от др.-греч. ;;;; — «восемь» и ;;;;; — «место, пространство»), гиперкуб (если число измерений не оговаривается).