Приёмыш2-Главы 19-20

Геннадий Ищенко
                Глава 19


        – Здравствуй, Рон, – поздоровался с домоправителем канцлера Лаш. – Где ваши гости?
        – Здравствуйте, господин Хардин! – почтительно поклонился Рон. – Они в тех комнатах, которые посольству выделил господин канцлер. А королева не пришла?
        – Она придёт позже, сначала с ними встречусь я. Проводи меня в большую гостиную, а потом приведёшь туда посла.
        Посол пришёл не один, вместе с ним был маг, принёсший с собой тяжёлый ящик, который он с облегчением поставил в центре гостиной.
        – Я один из помощников королевы Лаш Хардин, – представился Лаш. – Буду вместе с ней принимать участие в переговорах. Её величество сейчас появится.
        – Кто-то применяет магию, – сказал имперский маг, с подозрением посмотрев на Лаша.
        – Это не я, – с улыбкой покачал головой мастер. – Это королева смотрит, куда удобнее выйти.
        Внезапно рядом с ним возникла Ира. Брови у имперцев поползли вверх. Удивление вызвали её способ перемещения и одежда. Когда Ира готовилась к переговорам и вышла из спальни в белом с золотом костюме, Лаш спросил, не стоит ли надеть что-нибудь более традиционное, например, парадное платье.
        – От нас ждут, что я выряжусь во что-нибудь такое, – ответила она. – Не будем идти им навстречу, а постараемся удивить, и не только одеждой.
        – Оружие возьмёшь?
        – Я сама оружие, – улыбнулась Ира. – Да и идём мы на переговоры, поэтому достаточно твоего пистолета.
        – Приветствую ваше величество! – Посол быстро справился с удивлением и почтительно поклонился королеве. – До сих пор мы общались мысленно, и я не представился, потому что моё имя не имеет звукового образа в вашей памяти. Позвольте это сделать сейчас. Илем Алий, личный посланник императора Строга Ладия. А это мой маг Торин Дарий. В наших обычаях в личном общении называть друг друга по именам. Родовое имя используется только тогда, когда в разговоре нужно показать, о ком идёт речь.
        – Имя её величества вам уже известно, – сказал Лаш. – На переговорах зовите королевой Риной. Ко мне можете обращаться по имени.
        – Давайте продолжим разговор сидя, – сказала Ира, первая усаживаясь в одно из кресел. – Прежде чем мы начнём что-то обсуждать, я хочу увидеть своего дружинника.
        Торин вышел из гостиной и почти тотчас вернулся вместе с дружинником, одетым, как и все имперцы, во что-то вроде короткого халата, из-под которого были видны широкие штаны.
        – Здравствуй, – ответила на его приветствие Ира. – Сейчас идёшь во врата и ждёшь нас. За тобой проследят, но не нужно обижаться на ребят. Ты долго был в гостях, где лазили в голову, могли в ней чего-нибудь забыть. Мы это проверим, потом пойдёшь в казармы.
        Дружинник ушёл в созданные для него врата, после чего Ира их убрала.
        – Давайте начнём разговор, – сказала она послу. – Только сначала задам вопрос. Для чего предназначен этот ящик? Это устройство связи? Или вы с его помощью ведёте запись переговоров?
        – Вы угадали, – ответил Илем, с удивлением посмотрев на королеву. – С помощью этого устройства наш император сможет видеть всё, что здесь происходит, и принимать участие в разговоре. Мы тоже его увидим.
        – Только его? – спросила Ира. – А остальных?
        – Вы не перестаёте удивлять меня, ваше величество, – сказал ей посол. – Устройство настроено так, что мы с вами не увидим никого, кроме императора. Обычно на таких переговорах он бывает один, но иногда там присутствует его жена, если ей это интересно.
        – А потом обо всём узнают её подруги, – засмеялась Ира, – если они у неё, конечно, есть. Ладно, нам нечего скрывать от императрицы.
        – Она не учила ваш язык и ничего не поймёт, – улыбнулся Илем. – Сейчас Торин послал сигнал, и мы подождём, пока император займёт своё место.
        – Тогда, пока нет императора, поговорим о вашем посольстве. Какой вам нужен дом?
        – Чем больше, тем лучше, – ответил посол. – Во всяком случае, он должен быть не меньше этого особняка. И желательно, чтобы был парк.
        – После нашего разговора к вам придёт чиновник канцлера, который в курсе того, какая недвижимость выставлена на продажу в столице. Только сразу скажу, что вы не найдёте в верхнем городе больших зданий, да ещё с парком. Я сама купила дворец только в нижнем. Но в нашей столице нет ограничений на пользование вратами, поэтому место не имеет большого значения.
        – Есть сигнал, включаю связь, – сказал маг, и из ящика ударил в потолок яркий расширяющийся луч света.
        Он расширился ещё больше, замерцал и внезапно исчез. На том месте, где стоял ящик, возникло цветное и объёмное изображение сидевшего в кресле мужчины. Он осмотрел помещение, увидел Иру и больше не сводил с неё взгляда, в котором смешались любопытство и удивление. Девушка в свою очередь рассматривала того, кто олицетворял собой власть над половиной этого мира. Это был хорошо развитый мужчина лет пятидесяти, с грубоватыми чертами лица и густыми чёрными волосами, собранными сзади в конский хвост. Он оделся в традиционный халат ланшонов, который цветом и золотым шитьём походил на её костюм, и такие же белые штаны, только без вышивки. Из украшений был лишь массивный золотой диск на груди с каким-то сложным рисунком.
        – Владыка империи ланшонов Строг Ладий! – торжественно провозгласил посол.
        – Мне представляться самой? – спросила Ира, глядя на императора. – Или это сделает мой человек?
        – Как хотите, – улыбнулся ей император. – Мой посланник действует в соответствии со сложившимися традициями. Если у вас нет таких традиций, можете не представляться.
        – И как мне к вам обращаться? – спросила девушка. – С одной стороны, в ваших традициях обращаться по имени, с другой – называть по имени императора...
        – Вам можно, – усмехнулся он, – при условии, что я тоже буду обращаться к вам так же. Если ко мне захочет обратиться ваш человек, пусть говорит «ваше величество». Вас это устроит?
        – Конечно, Строг, – ответила Ира, бросив взгляд на сидевших справа от неё имперцев.
        Оба хорошо собой владели, но она смогла уловить удивление посла.
        – Прежде всего, ваше величество, позвольте поинтересоваться, известно ли вам что-либо о текущем положении в войне даргонов с рахо? – спросил посол.
        – Очень мало, – ответила Ира. – Мы захватили несколько жителей их столицы. Они слышали, что рахо потеряли все прибрежные города, кроме одного. В этом городе у них сосредоточен весь флот и основные силы армии. В самой столице пока спокойно.
        – Вы можете наблюдать за их столицей? – удивился посол. – Нельзя ли узнать, каким образом? Ведь сами рахо чернокожие. Вы используете иллюзию или меняете с помощью магии цвет кожи?
        – Всё проще, – засмеялась Ира. – Мы захватили и удерживаем особняк личного жреца вождя рахо. С самим вождём у нас есть связь, которую я пока не использовала. Он прислал ко мне своего человека с предложением военного союза и магическим прибором связи для переговоров.
        – А почему вы затягиваете переговоры? – спросил император.
        – В первую очередь потому, что мне не нужны такие союзники, как рахо, – ответила Ира. – Они никогда не признают нас равными и разорвут союз в любое удобное им время, для того чтобы нанести удар уже нам. Кроме того, я не знаю, чем закончатся мои переговоры с вами.
        – А чего хотите вы? – спросил император, пристально глядя на Иру.
        – Я понимаю, что у нас с вами неравные силы, – ответила она, – хотя вы недооцениваете наши возможности. Нам желателен союз с вами, и даже не для того, чтобы отбиться от даргонов. Я думаю, что к тому времени, когда они нами займутся, мы так усилимся, что сможем отбиться самостоятельно. Но жизнь не ограничивается войной. Вы с даргонами поделили почти весь мир, а сейчас будете заканчивать эту делёжку. И что тогда делать нам? Ну отбились мы от даргонов или от вас, и что дальше? Жить на своих землях и не высовывать нос за их пределы? Есть возможность найти какой-нибудь бесхозный, но пригодный для жизни мир, и открыть в него доступ своим подданным, но нам не нужны земли. Главное – это люди, обмен с ними идеями, знаниями и товарами. Даже возможность куда-то поехать и посмотреть, как кто живёт, очень важна.
        – У вас есть выход в другой мир, – сказал посол.
        – У меня есть выход не только в тот мир, о котором вы говорите, – сказала Ира. – Я дружу с представителями могучей магической цивилизации. Недавно была у них в гостях. Но их интересую только я, другие люди им не нужны.
        – И они вам помогают? – недоверчиво спросил маг.
        – Иногда. Они считают, что моих знаний магии достаточно для решения всех задач. Попросишь – помогут, не попросишь – пальцем не шевельнут, хотя иногда дарят ценные подарки. Малыш!
        У её ног возник арус, который с любопытством осмотрелся и вопросительно задрал мордочку.
        – Убийца магов! – отшатнулся Торин.
        – Никакой он не убийца, – улыбнулась Ира, погладив Малыша по голове. – Это живой накопитель магии, который делает хозяина многократно сильнее. Они могут поглощать магию отовсюду, в том числе и у магов. Если арус лишится хозяина, тогда он может выпивать магов, полностью лишая их сил. Малыш, исчезни!
        – Вы объяснили, почему хотите союза, – сказал император, – но не говорили о его форме.
        – Союз может быть в чём-то одном, – продолжила Ира, – например, только военный. Вы своим присутствием сдерживаете даргонов, а мы оказываем вам за это мелкие услуги.
        – Очень мелкие? – усмехнулся император. – И в чём тогда наша выгода?
        – Можем вообще не оказывать, – пожала плечами Ира. – А ваша выгода в том, что мы своим существованием не даём ещё больше усилиться вашему главному сопернику. Если даргоны нас сомнут и захватят наши земли, вам будет нечего делать в этой части материка.
        – А если сделать союз шире? – прищурился император.
        – Можно и шире, – согласилась Ира. – Это уже предполагает что-то вроде дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, причём во всём: в магии, в торговле, в искусстве, а так же обмен людьми.
        – Что вы можете дать нам в магии! – пренебрежительно заявил маг. – Мы развивали свою больше двух тысяч лет!
        – Пожалуй, я действительно бледно смотрелась бы на вашем фоне, если бы пользовалась только той человеческой магией, какая была в королевствах до моего появления, – сказала Ира. – Только это не так, поэтому мне есть что вам предложить!
        При последних словах всё её тело засветилось так ярко, что свет пробивался даже через ткань одежды, а на руки и лицо вообще нельзя было смотреть. Посветив так с минуту, она убрала заклинание.
        – Это только то, что касается магии, – сказала Ира, обращаясь уже больше к императору. – Но ведь мы можем поделиться тем, что даёт мой мир. А дать он может очень много. Я видела ваши арбалеты. Тонкая обработка материала, хорошая сталь и стальной тросик в качестве тетивы. Это говорит о том, что вы развивали не только магию. Но до моего родного мира вам очень далеко. Свои контакты с ним не отдам, не настолько я вам доверяю, но могу быть посредником в торговых операциях. Только понятно, что выгода от этого должна быть взаимная.
        – Вы говорили о королевствах за горным хребтом, – сказал посол. – Как вы узнали о них, если горы непроходимы?
        – От своего друга-демона, – ответила Ира. – Он по моей просьбе немного побегал по этому миру и посмотрел, кто здесь живёт, а потом сообщил об этом мне и заодно показал картинки для постановки врат. От него я узнала о вас и даргонах, да и о рахо тоже.
        – И на кого похож ваш демон? – спросил посол.
        – На демона! – засмеялась девушка, создав иллюзию Страшилы.
        – Такой зверь появлялся в империи с год назад, – сказал император. – Тогда погибли люди.
        – Иногда он бывает неосторожным, – объяснила Ира. – Это же демон! Но меня он любит, и польза от него может быть большая.
        – А где он сейчас? – спросил маг.
        – Куда-то ушёл дней десять назад и пока не возвращался. Он свободно перемещается между мирами и иногда уходит очень далеко.
        – Значит, у вас есть картинки для врат в нашей империи? – спросил император.
        – И в вашей, и у даргонов. Есть несколько мест на морском берегу у рахо и одно за горным хребтом.
        – И вы этим не пользовались?
        – А для чего? Языка не знаю, обычаев – тоже. И у меня вечно не хватает свободного времени. Всё-таки три королевства.
        – Почему три? – удивился посол. – Было же четыре.
        – От одного я сегодня отказалась. Там такие подданные, что от них одна головная боль.
        – Не расскажите подробнее? – заинтересовался император. – Причина должна быть существенной. У вас же во всех королевствах живёт один народ.
        – Как выяснилось, он один только по названию, – помрачнела Ира.
        Говорить об этом не хотелось, но рано или поздно всё равно узнают...
        – В трёх королевствах не было больших сложностей с объединением, – продолжила она своё объяснение, – а в четвёртом нас восприняли как захватчиков и саботировали всё, что мы для них делали. В конце концов мне это надоело. Какой толк от королевства, на которое нужно только тратиться?
        – А если применить силу? – спросил император.
        – К народу? Один герцог взбрыкнул и мигом перестал быть герцогом. С такими я не церемонюсь. Но если все поголовно говорят «да» и при этом ничего не делают или делают так, что проще выполнить самой, наказанием ничего не добьёшься, сделаешь только хуже. Какие бы они ни были, а всё равно свои. Вот был бы у вас такой ребёнок, который не принимал бы вашего внимания и заботы. Вы бы его за это сразу били розгами? А если не поймёт или озлобится? Тогда вы можете потерять его навсегда. Я предпочла сделать по-другому. Хотите свободу? Берите её и ешьте, только не подавитесь! Доступ для них в своё королевство не закрыла, но цены на товары для таких посетителей заставлю поднять, а разницу выплачивать мне в казну. И насчёт внешних союзов и охраны границ тоже предупредила. Для меня это важно, так как они находятся в центре моих земель. Если что, погоню всех в степь сеять зерно для кочевников, а землю заберу себе.
        – А как на это посмотрят кочевники? – спросил посол.
        – Положительно посмотрят, если подобное будет исходить от меня. В последнее время они очень меня уважают и самую малость побаиваются. И поднимут свои мечи на того, на кого я им укажу. Нужно только не забыть вернуть им оружие.
        – Рассказывайте! – потребовал император. – Если не расскажите, не буду заключать никаких договоров!
        И улыбнулся, показывая, что это шутка. Пришлось рассказать, как она приручила лучи и обобрала их до нитки, а заодно освободила пленных.
        – Вы умеете летать?! – поразился маг.
        От былой надменности у него уже ничего не осталось.
        – Умею, как и некоторые из моих магов. К сожалению, полёт требует много сил. Вы тоже сможете подняться в воздух, но далеко не улетите.
        – А можете показать? – попросил император, и в его лице в это мгновение было столько мальчишеского, что Ира не выдержала и улыбнулась.
        – У нас с вами переговоры или показ моих способностей? – спросила она. – Не буду я перед вами летать. Это ущерб моей репутации. Лаш, полетай немного, чтобы моим словам было больше веры.
        Мастер измерил взглядом расстояние до потолка, осторожно поднялся в воздух и, облетев гостиную по кругу, приземлился на свой стул.
        – Ну и какие у вас мысли по поводу нашего союза? – спросила Ира. – Я уже час заливаюсь соловьём, пора бы вам прийти к какому-нибудь решению.
        – Скажите, Рина, почему вы не вышли вторично замуж? – спросил император. – Неужели до сих пор не можете забыть мужа? Или нет достойной кандидатуры?
        – Скорее, второе, – смутилась Ира повороту в разговоре.
        – А если я предложу в качестве мужа моего младшего сына?
        – Я вас разочарую, Строг. Дело в том, что я не смогу иметь детей от мужчин этого мира и вы не дождётесь внуков.
        – Это даже к лучшему, – невозмутимо ответил император. – У меня их достаточно. Так согласны или нет?
        – Я так не могу... – растерялась она. – Как я могу за кого-то выйти замуж, если его не знаю?
        – Принц может прибыть к вам и некоторое время пожить рядом. Познакомитесь, а потом решите. Имейте в виду, что ваш отказ от брака никак не повлияет на моё отношение. Вы мне понравились, и союз с вами представляется полезным. Я отдал бы вам и старшего сына, но он уже женат.
        – Через два дня у нас состоится свадьба моего старшего брата. Пусть ваш сын на это время будет моим гостем, а там посмотрим.
        – Не понял, – сказал император. – Если у вас есть старший брат, почему правите вы?
        – Старший в том смысле, что есть один младше него, – рассмеялась Ира. – По возрасту я старше обоих братьев, но дело не в этом. Он сам отказался от трона в мою пользу.
        – Вы знаете, что в мире нет ни одной страны, где правила бы женщина? – задумчиво сказал император. – Возможно, за вашим горным хребтом иначе, но сомневаюсь. Как вам это удалось? Или это в традициях кайнов?
        – Это против всех традиций. Я была и королевой и главным магом в одном лице. Когда убили мужа, процесс объединения был в самом разгаре, а тут ещё внешняя угроза. Армия предана мне абсолютно, и её реформа тоже шла через меня. Брат отказался править, да и нет у него магических сил, а для контроля того, что мы с мужем выстроили в королевствах, нужно быть сильным магом.
        – Вы удивительная женщина! – сказал император, посмотрев на неё с уважением. – Не помочь вам – преступление, поэтому считайте, что мы уже заключили союз, вы его потом в подробностях обсудите с моим посланником. Ему же скажете, когда прибыть принцу. А сейчас давайте решим один вопрос, и я уйду. Вы говорили, что есть возможность связаться с вождём рахо, и её нужно использовать. Речь не о союзе, а о том, чтобы помочь им дольше продержаться и уменьшить силы даргонов у этого материка. Мы не хотим с ними сражаться, но вот чужими руками...

        – Где мы? – спросил посол.
        – Это допросная комната в подвалах королевского дворца, – ответил Лаш.
        – Вы шутите! – побледнел Торин.
        – Ничуть. Это самое подходящее место. Королева не поведёт вас в свои покои: не настолько мы вам доверяем. Здесь нет никого постороннего, а если кто-нибудь попадёт вратами, наружу его не выпустят. Сейчас придёт королева с человеком вождя, тогда и начнём.
        Посередине помещения допросной ярко засветился круг врат, и из него вышла Ира с Колином, который нёс в руках «Ухо моря».
        – Давайте присядем за этот стол, – предложила она. – Пододвигайте стулья, а ты, Колин, начинай вызывать вождя.
        Вождь отозвался через десять минут, и из «Уха» послышались отрывистые лающие звуки языка рахо.
        – Вождь говорит, что готов слушать и спрашивает, что мне удалось сделать, – перевёл Колин.
        – Давай я буду говорить, – сказала Ира, – а ты переводи ему мою речь. Я приветствую вождя рахо. Добавь от себя, что с ним говорит королева кайнов.
        – Почему королева, а не король? – спросил вождь.
        – Вам надо было спросить об этом своего жреца, пока он был жив, – ответила Ира. – Его часто навещал сильный маг, который бежал из нашего королевства. Разбирайтесь сами, почему жрецы скрывали это от вас. Когда мы убивали своего мага, пришлось убить и вашего жреца, а так же его старшего сына, который с попустительства отца совершил насилие над женой вашего посланника. Остальных мы на время забрали, чтобы они не мешали пользоваться домом.
        С минуту «Ухо» молчало, потом заговорило вновь:
        – Так почему всё-таки королева, а не король?
        – Мой муж убит, я правлю вместо него.
        – О чём можно говорить с женщиной?
        – Если не хотите, я не буду с вами разговаривать. Этот разговор важнее для вас, чем для меня.
        – И чего вы хотите?
        – Я ничего от вас не хочу. Вам хотят помочь враги тех, кто сейчас доламывает ваше сопротивление. Для вас в доме вашего жреца оставили корзину с небольшими белыми шарами. Если такой шар подплывёт к кораблю даргонов, на нём освободятся все духи воздуха. Это сразу же приведёт к разрушению корабля, каким бы большим он ни был. Войну вам не выиграть, но можете выиграть время. Уничтожите или сильно ослабите флот даргонов и сможете увезти на своих кораблях часть рахо. Прощайте.
        – Я выполнила обещание, – сказала Ира Торину. – Ваши шары доставлены в дом жреца. Думаю, что вождь воспользуется вашим подарком и даргонам придётся плохо. Вы, кажется, что-то обещали?
        – Смотрите заклинание и запоминайте, – сказал Торин. – Вот этот блок замыкается на того, кто знает язык, а этот – на того, кто хочет его узнать. Единственный недостаток в том, что им нужно долго быть рядом. Зато язык усваивается в полном объёме со всеми его особенностями. В большинстве случаев нет даже акцента.
        – Тогда я попрошу ещё об одной услуге. Я пришлю к вам в посольство человека, которого нужно научить языку империи, а мы будем учить язык уже с его помощью. Лаш, проводи наших гостей в посольство, а я забираю Колина и ухожу.
        У себя Ира достала учебник хортов и начала разбирать подаренное заклинание на блоки, а потом определять, какой блок за что отвечает. Нужно было убедиться в том, что она не подцепит вместе со знанием языка из головы «донора» чего-нибудь ещё. Ира почти поверила императору, но не могла позволить себе риск довериться ему полностью. Для такого доверия пока не было оснований. Может быть, потом... Работать пришлось три часа. Она закончила, когда на улице совсем стемнело, и обнаружила, что пропустила ужин. Возникнув в трапезной, девушка перепугала слугу, который до сих пор ждал с замотанными тканью горшочками и горкой сдобных булок. Она съела ещё тёплую кашу, отказалась от остального и ушла к себе. День был прожит не зря. Наконец-то, сброшена с шеи Сардия, заключён союз с империей ланшонов и решена проблема изучения языков. Заклинание оказалось чистым, и им можно было безбоязненно пользоваться. Всё было хорошо, только страшно разболелась голова. Ира применила обезболивающее заклинание. Боль пропала, но появился шум в ушах. Сильное нервное напряжение требовало отдыха и не убиралось магией. Согнав с кровати Малыша, она разделась и заснула, не успев укрыться одеялом. Снова забравшийся на кровать арус вздохнул, поправил лапой одеяло и положил голову на ноги хозяйке.
        Утром разбудил вернувшийся Серг. Точнее, разбудил арус, но Серг был тому причиной. Когда он появился в приёмной, чтобы справиться у секретаря, не встала ли сестра, почувствовавший друга Малыш так резво прыгнул с кровати к входной двери, что поцарапал Ире ногу даже через одеяло.
        «Вот бестолковый зверь, – подумала она, залечивая царапину. – Как будто не мог сразу очутиться в приёмной».
        Едва она закончила с лечением, как вынуждена была снова укрыться под одеялом, потому что в кровати опять очутился возбуждённый Малыш.
        – Уйди, дурень! – рассердилась девушка на аруса, который пытался зубами стащить с неё одеяло, и мысленно обратилась к брату: – Серг, уйми своего дружка, а то сейчас попадёт обоим!
        – А ты вставай! – пришёл мысленный ответ брата. – Вчера нормально не ужинала и сегодня хочешь пропустить завтрак? Стоило ненадолго уехать, и сразу же у вас творится чёрт-те что! Мало того что на одно королевство стало меньше, так ещё сестра ходит голодная и потому злая!
        – Тебя прислал главный повар? – догадалась девушка. – А почему ты голодный? Неужели не накормили?
        – Я прямо с самолёта. В посольстве для завтрака рано, и я не захотел ждать. Вставай, а то я сейчас захлебнусь слюной!
        – Уже оделась, сейчас расчешу волосы и выйду.
        Ира наскоро привела себя в порядок, осмотрела в зеркало, получила символический укус от переживавшего за друга аруса и пошла к выходу.
        – Начинай рассказывать, – сказала она, увидев Серга и поцеловав его в щёку. – Что за невестка у меня объявилась?
        – Заложил Воронцов?
        – Не заложил, а сообщил, что ты уже занят. Привёз фотографию? Красивая девочка, но я и не ожидала другого.
        – При чём здесь красота! – возмутился брат. – Разве у нас мало красивых девчонок?
        – Вот и я так думаю, – задумчиво сказала Ира. – Девчонок много, а ты запал на такую, от которой будут одни проблемы, да ещё в одиннадцать лет. Что-то здесь не так.
        – Всё так! – рассердился Серг. – Знаешь, она какая? Все девчонки... ну не дуры, но и умными их назвать трудно. А она не просто умная, а словно читает мои мысли! Я только подумаю, а она уже об этом говорит.
        – Я, конечно, могу ошибаться, но, по-моему, ты выбрал себе в подружки ведьму. Скорее всего, у неё потенциально очень большие способности к магии, намного большие, чем у тебя.
        – Вот и хорошо! – обрадовался брат. – Я её пригласил. Когда придёт, ты проверишь и можно открыть способности.
        – Не-а. Не сердись, а выслушай. Я не буду делать Земле сильных магов. В будущем это может стать для нас опасным, да и ей легко испортить жизнь. У неё есть семья?
        – Отец был лётчиком и разбился, осталась одна мать. Красивая. Меня она опасается.
        – Значит, умная женщина и понимает, что вы друг другу не пара!
        – О чём ты говоришь! – закричал Серг. – Какая пара в нашем возрасте? Это просто дружба!
        – У тебя это уже больше, чем просто дружба, а годы летят быстро.
        – Тем более! Если ты считаешь это чем-то большим, то какое право имеешь мне запрещать?
        – Я хочу, чтобы ты был счастлив! И перестань орать на весь коридор. Если услышат слуги, то завтра вся столица узнает, что злая я запрещаю своему брату любить в одиннадцать лет!
        – Не хочу тебя слышать! Иди есть сама, я не буду! – Серг развернулся и почти бегом направился в свои комнаты.
        Вздохнув, она пошла следом за братом.


                Глава 20


        Посланник сказал Ирине, что обычно император ведёт переговоры без свидетелей. Он не соврал, просто сообщил то, что было известно всем придворным. На самом деле в важных случаях император брал с собой начальника службы безопасности. Глупо пересказывать самому содержание разговора, которое тому следовало знать. Поэтому, помимо его жены, которую привело любопытство, и мага, управляющего устройством связи, присутствовал ещё и Страт Ларней. По окончании переговоров ушёл почтительно поклонившийся маг, удалилась не любившая Страта императрица, и император остался с ним вдвоём.
        – Что можешь сказать? – спросил Строг.
        – Она вам понравилась, ваше величество.
        – Я спрашиваю не об этом и разрешаю говорить без титулов: мы здесь одни.
        – Предложенный королевой союз выгоден. Она не в том положении, чтобы нарушить договор, поэтому станет надёжным союзником. Со временем союз можно расширить вплоть до включения этих королевств в состав империи, особенно если королева Рина войдёт в вашу семью. Сейчас же мы сможем сильно ограничить влияние даргонов на новом материке. Если королева не врёт и действительно контролирует кочевников, то даргонам не достанется вообще ничего, кроме побережья рахо. А мы можем высадить свои силы сразу за горным хребтом, не тратя времени на плавание. Когда подойдёт флот, мы уже создадим большой плацдарм.
        – А если даргонов не остановит наше присутствие? Они сильно потратились в этой войне, а сейчас с нашей помощью могут лишиться армады. Адой будет в бешенстве. Посчитают ли они земли рахо достаточной компенсацией понесённым потерям?
        – Даже если и так, нам выгодно поддержать этих кайнов. Если даргоны полезут в степи, они понесут потери и не приобретут ничего ценного. Если они не сделают такой глупости и сразу начнут воевать с кайнами, Рина может с помощью кочевников нанести им удар в спину. Конечно, мечи слабое оружие против даргонов, но когда их много... И я не стал бы сбрасывать со счетов магию кочевников. Королева демонстрирует уверенность в своих силах, которая подкрепляется неизвестной нам магией и оружием технически развитого мира. Её королевство может оказаться для даргонов твёрдым орешком, особенно если и мы кое-чем поможем. Даже если в конечном итоге Рина проиграет, она заметно ослабит наших противников. Королеву в любом случае вывезем в империю с близкими ей людьми и самыми сильными магами. Они и нам будут полезны.
        – Ты слово в слово пересказал мои мысли. Сходи в коллегию магов. Пусть посмотрят, чем мы можем поделиться из того, что не представляет секрета для даргонов. Не будем давать слишком много, сначала посмотрим, чем на наш шаг ответит королева.
        Комната переговоров располагалась рядом с покоями императора, поэтому Сторг не стал использовать врата. В зале для малых приёмов императора дожидалась жена, которая вцепилась в него как клещ.
        – О чём можно было так долго говорить со Стратом? Обсуждали прелести этой малолетки? Не спорь со мной, я видела, как ты на неё смотрел! Всё время не сводил глаз!
        – Естественно, – ответил Строг. – Должен же я знать, кого беру в семью. Мне не безразлично, на ком женится Ларин.
        – Ты хочешь отдать её нашему сыну? – удивилась Лонита.
        – Не так, – ухмыльнулся Строг. – Я хочу отдать ей нашего сына и очень надеюсь, что она возьмёт.
        – Да кто она такая?!
        – Королева, которая правит очень большим королевством на недавно открытом материке. К тому же она очень сильный маг. Рина сама из другого, очень сильного мира. И она сохранила связь со своим миром и может получать из него помощь. Для нас она очень ценный союзник в борьбе с даргонами.
        – Большое королевство... – задумалась императрица. – Насколько большое?
        – Точно сказать трудно. В два-три раза больше, чем все свободные королевства вместе взятые.
        – А почему его не захватить?
        – Уже пытались, – ответил Строг. – Потеряли несколько тысяч элитных морских пехотинцев, после чего нам вообще перекрыли туда дорогу. Это тот случай, когда выгодней союз. У королевы на днях женится брат, и наш сын приглашён на свадьбу.
        – Я тоже туда пойду! – решительно заявила Лонита. – Наш мямля сам ничего не сможет сделать, а эта девочка понравилась мне с самого начала. Будет жаль, если Ларин её упустит. Распорядись, чтобы мне дали знания языка!

        Сергу было стыдно за то, что он накричал на сестру, и обидно из-за того, что она его не поняла. Оля запала мальчишке в душу так, что  он уже не мог представить без неё свою жизнь. Всё сразу стало скучно и уныло, не радовали даже новые книги, которые он принёс с Земли. А сестра утром сказала, что хочет, чтобы такой была вся его жизнь. Какое же тут благо? Он был достаточно умён, чтобы понять, что влюбился. Любовь бывает в любом возрасте, и в каждом она своя. И рвать душу всегда больно. Может, сестра права и виновата магия, но какое ему до этого дело? Он любит и сам ей не безразличен, остальное не имело значения. Выйдет ли что-нибудь из их любви, когда они подрастут, его пока не интересовало. Маленький принц был несчастен и голоден, потому что отказался от завтрака, а до обеда было ещё далеко.
        – К тебе можно зайти? – раздался из-за двери его спальни голос сестры.
        – Заходи, – разрешил он, поспешно пряча фотографию Оли под подушку.
        Ира вошла в спальню и присела на край его кровати.
        – Сердишься? Зря. Воронцов восхищался твоим умом, да, видно, зря. Ты умный только до тех пор, пока это не касается тебя самого. А втюрился – и куда делся твой ум?
        – Ты пришла только для того, чтобы это сказать?
        – Я пришла, чтобы ты не умер от голода. Держи, поешь хоть сдобные булки. Завтра у Олеса свадьба, а у тебя нет парадного костюма. Ты вырос из старого, а мы не подумали о том, чтобы сшить новый. Я уже пригласила портного, он вот-вот должен подъехать. Поэтому жуй свои булки и пойдём на примерку. В чём ты просил помощи, когда мы шли на завтрак?
        – У меня есть фотография её комнаты...
        – У меня очень предусмотрительный брат. Ты хочешь, чтобы я соединила ваши спальни? Не рано ли?
        – Правильно ты говорила, что люди глупеют, когда дело касается их самих, – обиделся Серг. – Куда делся твой ум? Говоришь глупости, а я только хотел повидаться с ней, пусть даже в твоём присутствии. Взяли бы торт и сходили как-нибудь вечером. Заодно посмотрела бы Ольгу и познакомилась с её матерью.
        – Ну извини, немного недодумала. Обещаю, что один раз точно сходим, а там посмотрим. Как ещё на такой визит отреагирует её мать? Вставай, времени совсем нет, потом будешь валяться. Бери булки, поешь, пока дойдём. Хорошо, что мало придворных, а то завтра вся столица знала бы, что тебя здесь морят голодом. Если в следующий раз захочешь поскандалить, предупреди заранее. Выберем место, чтобы никто не слышал.
        Отдав брата портному, Ира поспешила к себе. Мар сообщил, что пришёл чиновник канцелярии, которого отправляли в посольство ланшонов, и она хотела провести последнюю проверку заклинания изучения языка, прежде чем применить его для себя и своих людей.
        – Вы хорошо знаете язык империи? – спросила она у невысокого, но крепкого мужчины с приятным и умным лицом, который дожидался королеву в приёмной и вскочил при её появлении.
        – Я думаю, что да, ваше величество, – почтительно ответил он. – С гостями говорил совершенно свободно.
        – Сколько времени ушло на обучение?
        – Около трёх часов, ваше величество. И ещё мы с полчаса беседовали по поводу тех особняков, которые выставлены на продажу. Их заинтересовали два предложения, и мы договорились, что сегодня же всё посмотрим.
        – Отлично. Теперь вам нужно три часа посидеть здесь с моим секретарём. Ему тоже полезно выучить этот язык. А позже мы вас ещё побеспокоим с этой же целью. Мар, сядьте на стул, вы тоже садитесь. Теперь можете заниматься чем угодно, только три часа не покидайте приёмную. После этого немного поговорите на новом языке. Я постараюсь вернуться к этому времени.
        Ира зашла в кабинет, в котором теперь лежали амулеты связи, и вызвала Новикова.
        – Владимир, ты мог бы пригласить одного из своих американских партнёров в наше представительство и чем-нибудь занять на три часа? Можешь обещать ему, что познакомишь со мной. Альбер должен при этом присутствовать. У меня появилась возможность дать ему такое же знание языка, как и у того американца, которого ты приведёшь. Давать ему твои знания не хочу, мы и тебе их потом подтянем.
        – Сегодня должны передать образцы настенных часов и посуды. Думаю, что кого-нибудь раскручу на знакомство с вами и чай в другом мире. Из госдепартамента спрашивали, когда поставлять шасси и повозки. У них уже готова крупная партия.
        – Фотографию не передали? Значит, пусть ждут. Предупреди на будущее, чтобы заранее готовили фотографии тех мест, откуда нужно забирать товар. Площадка для повозок готова, осталось только перевести туда охрану. Но это сделаем сразу, как только получим товар. Завтра поженим принца, а потом займёмся. Действуй, жду от тебя звонка.
        Следующим на очереди был Гнедых.
        – Привет, Игорь! Не долго ты отдыхаешь от Ливены? У меня к тебе поручение. В министерстве магии десять магов изучают русский язык. Мучаются, пьют мой отвар, но им далеко до совершенства. Давай мы с тобой им поможем.
        – Из меня хреновый учитель, ваше величество! – честно предупредил бывший майор.
        – Ты нужен не в качестве учителя, надо три часа посидеть в приёмной, где обычно сидит Сардис. После этого он будет знать язык не хуже тебя и сам займётся с магами.
        – Здорово, полезная магия.
        – Я тоже так думаю. Теперь слушай дальше. Где Аглая?
        – Занимается с амазонками. Девушек выгнали из школы магии за недостойное поведение, теперь жена гоняет их до изнеможения на полигоне Сантора.
        – Что они опять натворили?
        – Что они могут натворить? Совратили всех преподавателей, кроме директора, который их и выгнал. Но необходимые знания получили.
        – Надо было начинать с директора! – засмеялась Ира. – Они точно не угомонятся, пока не обзаведутся мужьями. Как у них с этим? Никто не последовал примеру Граи?
        – У пятерых уже есть постоянные мужчины, и они не принимают участия в шалостях остальных.
        – Будем надеяться, что и эти остальные не останутся без кавалеров. Слушай дальше. У вас есть деньги? Если нет, то пришли ко мне жену или приди сам, чтобы бедная девушка не надрывалась, таская золото. Вам предстоят траты, и я не хочу, чтобы вы из-за них остались ни с чем. Завтра женятся Олес с Граей, поэтому вы должны быть на свадьбе в парадных костюмах принца и принцессы шуров.
        – Бог с вами, Рина! Какой из меня шур, тем более принц!
        – Ты плохо знаешь обычаи народа, из которого взял жену. Даже простолюдин, сумевший взять в жёны их принцессу и оставшийся после этого в живых, становится их принцем. Аглая ещё потому не ушла со своим народом, что тебя там быстро угрохали бы. Так что теперь ты принц, но не Гнедых, а Ланш ле Шер. Так тебя всем и представят. Так что быстро шейте костюмы, чтобы соответствовать. Извини, что поздно сказала, просто закрутилась. Но время ещё есть. Свадьба начнётся в пять вечера. Амазонок предупредите, чтобы явились за час до этого срока в парадных мундирах. Они у меня будут в качестве почётной охраны, поэтому нужно хоть немного погонять, чтобы не опозориться.
        Следующий звонок был Марту.
        – Март, у вас есть праздничный наряд? Вот и прекрасно. Завтра в пять вечера вы должны быть на свадьбе Олеса. Никаких отговорок не принимаю, мой замок и без вас простоит один вечер. Воронцов не прибегал?
        – Я позвонил бы.
        – Тогда пошли кого-нибудь к Алину, чтобы нашли Павла и передали, что он мне нужен завтра, в три часа дня по нашему времени. Пусть прилично оденется и захватит фотоаппарат. Чешуи набрали?
        – Мы сделали пять заходов. Битком набили шесть сундуков и притащили с сотню разных предметов. Среди них есть любопытные.
        – Ладно, потом как-нибудь посмотрю, сейчас не до этого.
        Канцлеру она звонить не стала, пришла сама.
        – Лён, как идёт подготовка к свадьбе?
        – Хорошо, что принцы редко женятся, иначе я подал бы в отставку! Две сотни приглашённых и около сотни своих. Они не вместятся ни в один зал, поэтому в добавление к парадному очистим и зал королевского Совета. Вчера в послеобеденное время известили гостей, а завтра, с трёх часов, начнём доставлять их с помощью своих магов. Дополнительно набрали поваров и слуг, их уже проверили маги. Сегодня утром отправили человека в посольство империи известить о времени начала церемонии, так они меня обрадовали, что вместе с принцем прибудет и императрица с неизвестным числом сопровождающих.
        – А уместимся? – встревожилась Ира.
        – С двумя залами уместимся, ещё останется место на случай, если принесёт кого-нибудь непредусмотренного списками.
        – Доставили родных Граи?
        – Барон Нор с семейством доставлен ещё вчера. Слава богам, что ты почистила дворец и всем хватило места!
        – Жалко, что нет электричества, я устроила бы такую музыку! А теперь придётся довольствоваться вашей. У меня от неё вянут уши, и у императрицы, наверное, будет то же самое.
        – Извини! – развёл руками канцлер. – Что имеем, то имеем. Раньше надо было думать!
        Загудел один из трёх десятков разложенных на его столе амулетов.
        – Да! – сказал Лён в амулет. – Хорошо, передам.
        – Я пойду, – сказала ему Ира.
        – Погоди, это отчитывались по той работе, которую ты просила сделать. Что морщишь лоб? Кто приказал найти детей?
        – Я. Нашли?
        – Нашли, но не совсем. Эти дети были живы несколько дней назад. Они из тех немногих, которые не захотели остаться, и ушли вместе с частью взрослых в Сенгал. Имена и возраст совпадают, напротив них есть запись, что ушли в Лорадис. Это небольшой город на востоке Сенгала.
        – Спасибо! – Ира поцеловала Лёна в щёку. – Я побежала!
        – Меня-то за что? – улыбнулся он.
        – За хорошее известие. Если хочешь, можешь поцеловать того чиновника, который выполнил работу!
        Через пять минут она связалась с Сардисом.
        – Сардис, вы чем сейчас заняты?
        – Языком.
        – Бросайте им заниматься, вечером я вас ему научу. У вас должна быть связь с мастером Лори Гёрлой. Немедленно вытягивайте её в министерство и найдите мне Саша! Я минут через десять буду у вас.
        – Сантор! – позвонила она капитану. – Отбери два десятка ребят, и пусть они вооружатся до зубов и возьмут лошадей. Да, пусть захватят ещё двух для одной женщины и Саша. Они пойдут вратами в Сенгал, старшим будет Саш. Нужно найти двух детей, которые ушли туда от нас несколько дней назад. И пусть не церемонятся с местными. В тех местах прошли кочевники, так что может быть что угодно. При малейшей угрозе пусть применяют оружие.
        Когда Ира появилась в приёмной министерства, Лори была уже там.
        – Узнали о ваших детях, – сказала ей Ира. – Они были здесь, но отказались от усыновления и ушли в какой-то Лорадис. Туда набралось много людей, так что им открыли врата.
        – Ваше величество! – умоляюще попросила Лори. – Отпустите меня найти детей! Я обязательно вернусь!
        – Пойдёте, но не одна. Вместе с вами будут мой маг и два десятка дружинников. Вас одну могут убить, несмотря на всю вашу силу, а так надёжнее. Сардис, где Саш?
        – Сейчас появится, ваше величество.
        – Передай, что его задача – найти детей леди Лори. Сантор приготовил дружинников и лошадей, так что пусть идут к казармам дружины. Саш в отряде старший, а Лори покажет, куда идти. И пусть понапрасну не рискует.

        Город рахо был красив. Дома из белого камня амфитеатром спускались с зелёных холмов к самой бухте, в которой под прикрытием пяти мощных башен с метателями стоял флот чернокожих. Жителей в городе давно не осталось, и по улицам передвигались одни бойцы. В приближающий прибор было видно, что большинство из них прикрыты доспехами.
        – Рахо извлекли уроки из предыдущих штурмов, – сказал капитан флагмана адмиралу Лею.
        – Вы правы, капитан, – согласился адмирал, – но это им не поможет. Как только стихнет волнение, пойдём на штурм. А после уничтожения их флота, можно нанести удар вглубь территории. Что говорят маги?
        – Через два-три дня, если не случится шторма, должна подойти вторая армада. Третья останется у берегов империи.
        – Господин адмирал! – подбежал к ним кто-то из младших офицеров. – В море пловцы! Плывут в нашу сторону.
        – Они совсем рехнулись? – сказал адмирал. – При таком волнении посылать людей, да ещё на армаду. Это даже не глупость...
        – Они подплывают, – заметил капитан флагмана, прильнувший к приближающему прибору. – В руках ничего нет. Хорошие пловцы, но мне непонятно...
        – Мне это не нравится, Губер! – сказал адмирал. – Прикажите их перебить.
        – Они прикрыты от магии амулетами, – сказал подошедший к офицерам главный маг флагмана. – И амулеты неплохие. Я попробовал натравить на них «ос», но безрезультатно. Вряд ли они настолько свихнулись, чтобы плыть сюда просто так. Я думаю, что это связано с какой-то магией. Не стоит их сюда подпускать, господа, лучше применить оружие.
        – И что я против них применю? – спросил капитан флагмана. – Катапульты? Это даже не смешно. Такого вообще никогда не было, чтобы вплавь нагишом на армаду... Бодер!
        – Слушаю, господин капитан! – подбежал офицер, командовавший десантом флагмана.
        – Возьмите полсотни ваших людей, и пусть они отстреливают этих красавчиков.
        – Слушаюсь, – неуверенно ответил офицер. – Осмелюсь сказать, что толку от арбалетов будет немного. Очень сильное волнение, и цели болтаются туда-сюда, да ещё сильный ветер. Я вообще не понимаю, как они плывут. Мы, конечно, попробуем...
        Он убежал, придерживая рукой берет, чтобы его не унесло ветром, и вскоре из палубной надстройки, в которой находился арсенал, начали выбегать матросы с арбалетами в руках. Получив команду, они подошли к обращённому к городу борту флагмана. Защёлкали арбалеты, но, как и говорил офицер, попаданий практически не было.
        – Они ныряют, – сказал кто-то из офицеров, перевесившийся за ограждение борта. – Я не попал бы в такую цель. Я думаю, что в них и стрелять не нужно. Смотрите, что творится! Они сейчас и сами...
        Грохот разрываемого изнутри палубного настила и последовавший за ним рёв воздуха заглушили все остальные звуки. Второй, более сильный удар, при котором освободились сразу несколько духов воздуха, вскрыл флагман, как нож вскрывает консервную банку, и смахнул с палубы находившихся на ней людей. Корабельный набор оказались разрушен, и корпус флагмана, не выдержав давления воды, начал сминаться. Помимо флагмана такая же катастрофа произошла с другими большими кораблями, стоявшими ближе других к берегу, а потом и с остальными кораблями даргонов. В один миг несокрушимая армада перестала существовать. На некоторых кораблях духов не было, но разразившийся катаклизм не оставил им никаких шансов. На месте бывшей армады с бешеной скоростью вращался смерч диаметром в несколько километров. Тысячи тонн воды были подняты в воздух вместе с обломками кораблей.
        Флот рахо стоял далеко от центра катастрофы, и смерч задел его только краем, но этого оказалось достаточно: флота у чернокожих больше не было. Тех рахо, кто не успел укрыться в домах, унесло ветром. Многие здания в порту оказались разрушенными, а с башен укреплений сдуло метатели. Вождь рахо и те, кто был вместе с ним, успели забежать в помещение капитана порта и сейчас лежали на полу, прикрыв головы руками. Окон больше не было, крышу унесло ветром, но стены уцелели и спасли всех, кроме старейшины клана орди, которому оторвало голову обломком дерева. Рёв ветра оглушал, сверху хлестал ливень, грозивший их затопить, и из-за находящейся в воздухе воды было трудно дышать, но постепенно всё начало стихать, и скоро можно было уже поднять голову без опасения её лишиться.
        – Ты что натворил? – потрясённо спросил старейшина клана зебов Рох деш Таргой, глядя в небо, по которому с бешеной скоростью летели обрывки облаков. – Ты же уничтожил армию и флот!
        – Я уничтожил пришельцев! – отрезал вождь. – Это оправдывает все потери! Мы с вами готовились умереть без надежды забрать с собой хоть кого-то из врагов, а смогли уничтожить их всех!
        – Этих уничтожили, придут другие! – завопил старейшина. – С кем будем воевать? А пришельцев немало осталось в захваченных портах! Здесь был только их флот!
        – Все рахо воины! – возразил вождь. – Погибла одна армия, наберём другую. Бежать нам теперь не на чем, да я и не собирался. Бегущий рано или поздно оказывается на краю гибели. Лишь те достойны жизни, кто за неё борется! Карс!
        Первый воин вытащил из ножен кинжал и перерезал горло оторопевшему старейшине зебов.
        – Кто ещё хочет в чём-нибудь меня обвинить? – спросил Кард деш Кардек. – Нет таких? Тогда идите собирать тех, кто стоит на ногах, и окажите помощь тем, кого на них можно быстро поставить. Остальные должны умереть, потому что мы не можем с ними возиться. Нас ждут захваченные города. Пока противник не опомнился, с ним нужно покончить.

        – Мой император, у нас плохие новости, – сказал канцлер.
        Он был в ужасе, но не мог молчать. Докладывать должен был министра флота, но этот трус покончил с собой перед самым его приходом.
        – Что случилось, Деш? – спросил Адой Пятый. – Вечно ты являешься не вовремя и мешаешь мне радоваться жизни. Разве в этом долг подданного?
        – Нашей армады больше нет! – ответил канцлер и неожиданно для самого себя добавил: – Какие уж тут радости!
        – Как нет? – недоумевающе спросил император. – Какой армады? Той, которую послали в помощь адмиралу Лею?
        – С той ничего не случилось, и она завтра подойдёт к материку. Погибла вся армада адмирала Лея вместе с ним самим. А сейчас рахо добивают наши гарнизоны в захваченных городах.
        – Так! – заиграл желваками император. – И кто это сделал? Ланшоны?
        – Не обнаружено ни одного их корабля вблизи нового материка. По нашим сведениям, они что-то пронюхали и готовят флот, но пока большие корабли стоят в портах.
        – Но тогда кто?! – заревел император. – Кто мог лишить нас трети всего флота?! Дикари?! Где министр?!
        – Мой император, узнав о гибели армады, он покончил с собой.
        – Жаль! Я с удовольствием помог бы ему в этом и постарался бы надолго растянуть удовольствие! Передай адмиралу Сорту, что он может больше не стеснять себя в выборе средств борьбы! Нам не нужны пленные в этой войне!

        Утром следующего дня, сразу после завтрака, Ира проверила секретаря, убедилась в безвредности нового заклинания и решила применить его к себе. Чтобы не терять время, она отправила Мара в свой кабинет, а на его место посадила одного из людей канцлера. Работы было много, поэтому время до обеда пролетело незаметно. Она не почувствовала в себе никаких изменений, но когда Ламей заговорил на имперском, в мозгу будто что-то щёлкнуло и этот язык сразу стал таким же понятным и близким, как русский или язык кайнов.
        Ира отпустила повеселевшего Мара на его место и пошла в трапезную, где в одиночестве пообедала раньше обычного. Навестив министерство магии, она собрала шестерых магов в ранге мастера и передала им новое заклинание.
        – Мне нужно, чтобы вы организовали среди моих магов, дружинников и работников канцлера обучение трём языкам. Язык империи знают мой секретарь и Лакр Хониш. Это брат нашего директора школы, который работает в канцелярии. Английский знает Альбер Гальмин. Найдёте его через Сардиса. Русским займётесь после свадьбы, потому что для него нужно задействовать принца Игара, который пока занят. Это важная работа, поэтому никакие возражения не принимаются. Если будут такие возражающие, потом о них доложите.
        Сегодня у Иры был удачный день, и она успела до прихода Воронцова разделаться с делами.
        – Хорошо выглядите, – сказала она Павлу. – По земным меркам хорошо, но в чёрном костюме на фоне остальных будете смотреться вороном. Придётся подобрать вам хоть что-то, чтобы было не так мрачно. Вижу, что принесли фотоаппарат. Это хорошо. Март сказал, по поводу чего я вас вызвала?
        – Сам он этого не говорил, а я не спрашивал.
        – Женится старший принц, и на свадьбу приглашены мои друзья и часть высшего дворянства. Вы должны знать, что мы заключили договор с одной из двух империй, которые делят между собой этот мир. На свадьбе будут младший сын императора и его жена.
        – А сколько лет сыну? – спросил Воронцов.
        – Мыслите в правильном направлении, – кивнула Ира. – Это своего рода сватовство. Меня оно ни к чему не обязывает, хотя войти в семью императора было бы очень выгодно.
        – И вы готовы в таком деле руководствоваться выгодой?
        – Пока не знаю, Павел, сначала посмотрю на принца. Если он мне понравится, то почему бы и нет? Я всё-таки женщина, а из-за своего положения сильно ограничена в выборе. Но править он не будет, и свои связи с Землёй я не отдам в империю, хотя не отказываюсь быть посредником. Золота у них намного больше, чем у меня. Но о моих делах можно поговорить потом. Скажите, есть ответ вашего руководства на мои предложения?
        – Пока решают.
        – Пусть решают, мне не горит. Вы согласны поработать фотографом? Хотелось бы сохранить память об этом историческом событии, а не хочется звать посторонних людей. Вот и хорошо! А я сделаю вам за это подарок. Выберите время и на днях нас навестите. Мои маги за три часа дадут вам знание языка кайнов. Это у меня новая возможность, которую подарили имперцы. Теперь и переселенцы с Земли не будут морочить себе голову с изучением языка.

     Главы 21-22   http://www.proza.ru/2017/05/30/233