К созданию мемориала героям в лужском городском са

Александр Носков2
      Статья написана совместно с И.Л.Голубевой научным сотрудником Лужского
      историко - краеведческого музея.
 
         Лужский мемориал героям, погибшим в Великой Отечественной войне известен далеко за пределами Луги и района.  Но почти позабылось, что здесь покоится и прах  борцов за Советскую власть в годы Гражданской войны. Их останки  перенесли  сюда из братских захоронений, находившихся в центре города на территории  городского сада, .о чём следует обязательно  вспомнить  в год столетия Великой Октябрьской Социалистической революции 
       Н.Ф. Куразов, в середине 1930 годов возглавлявший Лужский музей краеведения приводит следующие сведения о погибших борцах за Советскую власть, похороненных в братской могиле лужского городского сада:
        «Первые были опущены в эту могилу 29 мая 1919 г. 8 красных гробов красногвардейцев ленинградских рабочих во главе с начальником А.А.Голубевым. Пали они в 1 км. на север от дер. Которска от руки полковника Леда, сына лядского кулака-мельника, прорвавшегося с отрядом белогвардейцев в тыл красной армии. Красногвардейцы были раздеты и расстреляны в одном белье, а Голубев, как коммунист, был связан по рукам и ногам и закопан в могилу живым в ночь с 25 на 26 мая. Из Которска трупы были перевезены в г. Лугу. Высланный против Леда отряд под начальством Т. Педдец натолкнулся и на другой случай, когда Леда напал на красный обоз и за то, что было оказано сильное сопротивление, он устроил захваченным в плен красноармейцам «могильный самосуд» (1).
       Несколько по иному об этом событии сообщается  профессором В.И.Хрисанфовым:
      «Для ликвидации банды поручика Ляды (Лядского), прорвавшегося в тыл красным, был послан отряд ЧОН, которым командовал И.Педдец. Недалеко от д. Килотино были задержаны три разведчика из банды. От них стало известно, что банда устроила самосуд над красноармейцами захваченного обоза – 7 человек было расстреляно,  в том числе начальник обоза А.Голубев. Это произошло в ночь с25 на ц26 мая в одном километре от д.Которское. Бывший красногвардеец, участник операции против дезертиров И.К.Кузьмин  вспоминал, что все они были похоронены в братской могиле  в лужском городском саду» (2).
     Согласно Н.Ф.Куразову, Там же в саду были похоронены ещё три человека:
1. В сентябре 1919 г. красноармеец отряда особого назначения, член ВЛКСМ и кандидат партии Михаил Агапов из д.Крюково.Он исполнял обязанности военкома Струго-Красненского ВИКа и там же, по свидетельству командира красного отряда И. Педдеца,  был расстрелян «бело-зелёной» бандой.
2. Газинас Михайлович Гарбер, расстрелянный белыми 28 мая 1919г.
3. Похороненный в 1920 г. убитый дезертирами коммунар из д. Щепы Василий Агапов.
     Куразов называет ещё 60 погибших  членов лужской организации РКП(б)  и
сочувствующих, похороненных в других местах бывшего Лужского уезда, включая трёх лужан, убитых бандой «Серого» в 1923 году.
       В скором времени  братское захоронение в лужском  городском саду получило оформление в виде замечательного в художественном отношении архитектурно-мемориального ансамбля. Точной даты его создания мы не знаем. Однако, в «Крестьянской правде» от 17 мая 1924 года сообщается о состоявшихся в городском саду  посадках туи вокруг могил жертв революции (3). Вероятно,  завершение строительства мемориала относится к данному времени.
           Изображение мемориала  представлено несколькими фотографиями из фондов  Лужского историко–краеведческого музея. На них видна прямоугольная площадка на низком цоколе,  ограждённая изящными, квадратными в плане невысокими столбиками, соединёнными звеньями лёгкой решётки. В центре площадки возвышается могильный холм и увенчанная цветочным вазоном стела.  Проход к захоронениям был оформлен  пилонами,  перекрытыми  двумя массивными блоками, из которых верхний играл роль аттика.
   Наиболее ранняя  из данных фотографий  датируется 1925 годом. Она сделана во время траурного митинга в память крупнейшего советского военачальника Михаила Васильевича Фрунзе.  На транспаранте, закреплённом над проходом к братской могиле, можно прочесть надпись: «Вечная слава-память доблестного руководителя Красной Армии, стойкому испытанному большевику-ленинцу М.В.Фрунзе».
      Нарком по военным и морским делам М.В. Фрунзе умер 31 октября 1925 года. Следовательно, данный снимок мог быть сделан в первых числах ноября того же года.
За посвящённым Фрунзе временным транспарантом просматривается надпись, относящаяся к самому мемориалу: Вечная слава борцам за освобождение трудящихся
С левой стороны снимка видны пролёты моста через р.Лугу. Они же видны и на следующем снимке, на котором мемориал представлен в полноте своего архитектурного решения. В том же самом виде мемориал представлен на снимке, относящемся вероятно к 1930-м годам. Здесь в отличие от предыдущей фотографии вышеуказанные  мостовые пролёты заслонены  каким- то неизвестным строением – скорее всего одноэтажным, с двускатной кровлей.
      По словам лужских старожилов, братское захоронение находилось в глубине  северной части сада, что подтверждается  видом мостовых пролётов справа от мемориала, обращённого к проспекту. Кирова. На первом плане мы видим благоустроенную площадку,  огражденные дорожки и газоны. На фотографии 1930-х годов  просматривается застройка Заречной части города, в частности, массивный корпус, возможно, завода «Смычка», находившегося по адресу: Комсомольский пр.3. Отметим, что этот завод в 1932 году освоил выпуск абразивных изделий на бакелитовой основе, нарушив монополию на подобную продукцию американца Нортона.
        После войны в городской сад перенесли останки погибших в 1941 году Героя Советского Союза  Антонины Петровой, руководителей лужских партизанских отрядов братьев Полейко и их соратников. «Крестянская правда» от 10 мая 1044 года извещала: «Сегодня в 7 часов вечера в городском саду состоятся гражданские похороны останков Героя Советского Союза  комсомолки-партизанки Антонины Петровой, погибшей в 1941 году» ниже приводится описание её подвига (4).
       В «Крестьянской правде» от 20 октября того же года сообщается о похоронах останков партизанского комиссара И.И.Полейко, который находился в той же партизанской группе, что и  «А. Петрова и погиб вместе с ней». Его похоронили в городском саду рядом с могилами его брата Станислава и А.Петровой (5)..
      Партизанским могилам посвящены три фотографии из фондов лужского музея. На двух из них могилы  запечатлены в снежном окружении. Можно предположить, что центральное надгробие установлено на могиле  Тоси Петровой, по сторонам от которой похоронены  братья  Полейко.  Справа от надгробия Тоси Петровой вместо каменного надгробия  установлен временный деревянный столбик с памятной доской. Возможно, что это место захоронения останков И.И.Полейко, и данный снимок мог быть сделан вскоре после переноса его останков в городской сад. Тогда же мог быть  сделан и отдельный снимок надгробия Тоси Петровой.
     Останки партизан захоронили на площадке перед  мемориалом времён Гражданской войны. Он, как доказывают музейные снимки, каким-то чудом  пережил  оккупацию  Луги и особенно отчётливо виден на фотографии с расположенными в один ряд партизанскими могилами. 
       Особый интерес вызывает летний снимок с двумя  девочками, стоящими  перед предположительным надгробием  Тоси Петровой.  Слева от  него  вместо каменного надгробия на могиле Станислава Полейко видим деревянный памятник под  пятиконечной звездой. Очевидно, эта фотография сделана  летом 1944 года. Данный снимок  замечателен ещё и тем, что у его левого края  видна угловая часть здания бывших городских  (Усачёвских) бань, архитектурного памятника города, что позволяет конкретизировать место расположения мемориала. 
       До настоящего времени остаётся открытым вопрос об авторстве мемориала в лужском городском саду.. Приблизиться к ответу на него стало возможным благодаря созданному в 2010-м году Лужскому Обществу Краеведов. С первого года своего основания Обществу удалось приступить к периодическому изданию сборников краеведческих статей, которые вскоре вышли на межрегиональный уровень. Так, в сборнике за 2015 год  помещена
статья сотрудницы московского Театрального института им. Бориса Щукина Ирины Борисовны Гуськовой,  по материалам переписки сестёр Варвары и Александры Петровны Шнейдер.из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).
         Имя сестёр Шнейдер до недавнего времени были известны только узкому кругу знатоков художественной жизни предреволюционной России. Причём, основное внимание уделялось биографии старшей из сестёр Варвары Петровны (1860-1941). - художницы, собирательницы этнографических коллекций, основательницы Школы народного искусства под покровительством императрицы Александры Федоровны — долго оставалось известным  в основном узкому кругу ученых-этнографов.
       Расцвет творческой, общественной и педагогической деятельности В.П. Шнейдер пришелся на довоенные годы ХХ века. Под покровительством императрицы Александры Федоровны в октябре 1911 г. в Петербурге открылась Школа народного искусства, где девушки из простых семей обучались рукоделию. Практически, это было детищем В.П. Шнейдер, выпускницы Высших Педагогических курсов.
      В 1914 году императрица предоставила  Школе под летний отдых своё лужское имение «Светёлку», что достаточно полно освещено в местном  краеведении (6)..  Таким образом, В.П. Шнейдер и неразлучная с нею её младшая сестра Александра Петровна (1863 – 1942?) оказались более чем на 10 лет тесно связанными с Лугой.
      Варвара Петровна по 1929 год  заведовала  в Луге дошкольным очагом, который разместили в здании бывшей «Светёлки».  В официальном справочнике он фигурирует под названием «Светлана» (7)..
    Александра Петровна, в 1916 году получившая звание академика от Академии Художеств, продолжала заниматься художественной деятельностью. И.Б. Гуськова сообщает, что в 1919 году ею были выполнены портал и занавес для лужского театра. «Кроме того, по приглашению Лужского Уполитпросвета она сделала архитектурный проект памятника и решётки для могил жертв революции в Городском саду, проект арок для сельскохозяйственной выставки на полигоне и различные знамёна, плакаты и другие декоративные украшения для общественных зданий города» (8). Следовательно, мы можем с почти полной уверенностью утверждать, что в основу создания мемориала жертв революции в лужском городском саду  был взят проект, разработанный А.П.Шнейдер. Таким образом, история Луги обогатилась открытием авторства   замечательного архитектурного памятника, связанного с героикой революционной борьбы в лужском крае.
         В 1955-56 годах  захоронения из городского сада были перенесены на территорию вновь созданного   Мемориала Павших Героев. Сюда же перенесли и прах  красных бойцов, погибших в 1919-20   годах. .Им посвящена  памятная доска на одной из граней основания  мемориальной стелы.  В этом есть нечто символическое. В самом деле, без   подвига героев революции и Гражданской войны не было бы и победы Советского народа в Великой Отечественной войне.
      Авторы выражают глубокую признательность сотруднице лужского Военкомата Ольге Николаевне Подшиваловой за помощь в работе над данной статьёй.









1. Куразов Н.Ф., Природа и история Лужского края. Луга, 1934. С.289.
2. ХрисанфовВ.И. Лужский край в1917-20 гг.Книга вторая. Луга, издателство Голубква,2010. С.38.
3. «Крестьянская правда» от 17. 05. 1924. С.2.
4. «Крестьянская правда» от 10 мая 1944. С.2.
5. «Крестьянская правда» от 20. 10. 1944. С.3
6. См.: Носков А. В. Луга. Архитектурно-краеведческий очерк. СПб., ИПЦ «Площадь  искусства», 2013. С. 220 – 224.
7. Весь Ленинград на 1929 г. Лужский округ. С.78.
8. Гуськова И.Б.Неизвестные письма сестёр Варвары и Александры Шнейдер из Луги (по материалам московского архива).// Лужский край: историко-краеведческий сборник. Выпуск 6. Луга: издательство