Я и моя тень

Айтпаева
Проживи свою жизнь так, чтобы в конце пути
ты не говорил, что это была не твоя жизнь.

Предисловие.

Не всегда всё зависит от нас самих, порой обстоятельства складываются так, что ты не в силах изменить что-либо. Так случилось и со мной.
Жизнь столкнула  меня с разными трудностями, заставила поверить в себя. Мне говорили: никогда не оглядывайся назад, ибо ты уже не будешь впереди, найдется человек, который обгонит тебя!
В раннем возрасте я начала работать. Жизнь оказалась полна сюрпризов, иногда не столь приятных,  как бы нам хотелось.
Каждый день проверял меня на прочность, а в это время я пробовала, старалась, жила, затаив дыхание, влюблялась, падала, но не забывала вставать.
Я думала, сказка закончилась, а это оказалось только началом.

Моя история началась так…

Весна моё любимое время года. В один из чудесных весенних дней шёл дождь. Я люблю  её за воздух, свежесть после дождя. Именно в них я черпаю  вдохновение.
После дождя, той свежести, которую он нам оставил, я не могла не прогуляться. Впрочем, как всегда.
Гуляя по городу и слушая концерт Вивальди, я забыла обо всех своих проблемах, была влюблена во всё, что видела: в людей, держащих путь в неизведанное, в детей, бегущих от детской площадке к мамам, в студентов, выходящих из института, стремящихся успеть на последний автобус. Влюблялась в каждый уголок, который видела. Всё казалось таким невинным, чистым, особенным! Если бы можно было остановить время, оставить всё таким каким есть!  Если бы…
Недалеко от моего дома находился  книжный магазин «Керемет», что в переводе с кыргызского языка  означает «мечта». На одной из книжных полок мне приглянулась   книга из гражданской серии Венсана Уаттара «Жизнь в красном».                               
Я стояла и рассматривала книгу, как вдруг ко мне подошла  девушка-консультант со словами:
– Полное как и темных, так и светлых оттенков  произведение, если можно так сказать.
– Обязательно прочту, вы меня заинтриговали, – улыбнувшись, ответила Аруке.
– Сколько бы книг мы ни прочли, сколько бы ни видели, находя всегда что-то новое,  нам будет казаться это прекрасным, даже если  это далеко не так, – ответил консультант.
– Каждый новый день – как чистый лист бумаги, не правда ли? Ты выбираешь, чем начать рисовать и какие оттенки использовать, – сказала Аруке.
– Один и тот же оттенок в один миг потеряет свою изюминку – и ты соберешься искать что-то новое, – продолжила консультант.
– Вы правы, – улыбнулась Аруке.
– Прошу прощения, мне пора идти. Обязательно прочтите, не пожалеете, – улыбнувшись в ответ, попрощалась собеседница.
– Спасибо! – Аруке посмотрела ей в след.

Спустя некоторое время

– Прочитав «Жизнь в красном», я долго пыталась осмыслить содержание, но это давалось с трудом. Меня мучил вопрос: обязательно ли идти против чьей-либо воли?
Зачем проклинать собственное дитя?  Чужое мнение важнее благополучия ребенка? Зачем выдавать замуж за человека, который в 10 раз старше? Этот брак может быть счастливым?  Жаль, очень жаль  женщин…
Так многое хотелось сказать об этом произведении. Внутри всё сжималось. Несмотря на то, что с ней случилось,  мне кажется, это было самое прекрасное «путешествие» в её жизни. Она разрушила стену, которая строилась годами. Она стала именно той, кому небезразлична собственная жизнь, а прожитое мгновение оказывается важнее всего.  Если быть честной, не могу представить, как родители могут проклинать своё дитя, ведь в его жилах течет их кровь? Ребенок – это то, что  больше всего ждут и так боятся потерять.  Я, наверное,  забыла учесть культурные и духовные ценности того времени. Может, сейчас другие ценности  и другие обстоятельства?
Я не раз приходила в книжный магазин, но так и не столкнулась с той девушкой-консультантом, даже имени ее не знаю. Так хотелось рассказать ей о том, что я чувствовала, когда читала книгу, и о том, чем эта книга стала для меня.

Назад, в прекрасное, и в то же время в будущее

Помню,что в детстве я от телевизора не отходила, мама всегда за это ругала, говорила,что начнут болеть глаза… «Доча, ну не смотри, прошу!»
Я вставала перед зеркалом и повторяла слова, которые произносили по телевизору,  плакала и смеялась. Отец говорил:  не ребёнок, а чудо. Когда спрашивали, кем я стану, когда вырасту, я говорила, что стану актрисой.
Время брало свое, и от маленькой девочки, постоянно бегающей из комнаты в комнату,  не осталось и следа. Мы взрослеем и что-то приобретаем, что-то теряем…
Мечта же как  была мечтой, так ею и осталась, не успев превратится в цель. Жизнь перевернулась с ног на голову, и я пошла работать. Я меняла одну работу за другой… Так и проходили мои дни, а если быть точнее, то летели со скоростью света.
Я работала в двух местах. Одна из работ была мне по душе, а другую я любила за атмосферу и людей, которые меня окружали. Со мной работал один молодой человек, звали его  Марлен, с ним было настолько легко в общении, что не нужно было слов! Достаточно было взгляда – и он понимал, что я чувствую. Он был первым, кто протянул мне руку дружбы  и помог справиться с трудностями на работе. Мне  было не так уж и легко: много требовали, порой, казалось, невозможного. Однако, как  бы  тяжело ни было, я этого не замечала, так как было весело и интересно. После долгого рабочего дня мы с Марленом возвращались домой, нам было по пути. Иногда гуляли по скверу разговаривали, он был моим хранилищем, которому я могла доверить самое сокровенное. Трудно найти человека, который бы понимал то, о чем ты говоришь и что хочешь сказать.  Слушать – это одно, понимать – совершенно другое.
Как-то он сказал: «Не утони в созданном тобой мире, восстановление будет длительным!  Научись смотреть шире, мыслить глубже!»
– А что нужно человеку для достижения цели? – спросила Аруке, смотря ему прямо в глаза и мило улыбаясь.
– Иногда достаточно веры, чтобы стать тем, кем ты являешься на самом деле, – ответил Марлен.
– Только веры? – недоверчиво спросила Аруке.
– Труд тоже играет немалую роль, он, наверное,  и является основой… – озадаченно посмотрев на Аруке, ответил Марлен.
– Вот оно как, – опустив немного голову и задумавшись над словами, Аруке шла дальше. Спустя несколько минут она снова заговорила: 
– Марлен, я решилась, надеюсь, у меня всё получится. Если я не попробую, то  буду жалеть об этом всю свою жизнь.
– Окунись в желаемое хоть на миг. Я в тебя верю, – посмотрев в глаза и довольно улыбнувшись, ответил Марлен.
– Спасибо! – сказала Аруке.
Придя домой, я долго думала над всем, что происходит. В правильное ли русло я направляю свои действия и свои мысли?

Ответственный, и в то же время самый долгожданный день

Сегодня очень важный день для меня.  Я решила попытать счастья и попробовать поступить в академию театрального искусства. После смерти родителей я думала, что потеряю себя… Но я смогла найти силы, взяла себя в руки, собралась с мыслями, хотя достаточно времени было потеряно впустую.
Скоро начнется творческое испытание, я уже опаздываю. Моему волнению нет предела.  Мне казалось, время остановилось, я не иду вперед,  меня загнали в угол.  В голове беспорядок, а внутри всё горит.
Перед моими глазами большое здание, большие плакаты…  Там ли я, туда ли я попала? Вот какими вопросами я задавалась. Зайдя внутрь, я будто перелистнула  страницу и начала заново рисовать, взяв в руки самые яркие цвета,  и создала сказку, о которой так долго мечтала, сказку,  к которой стремилась всю жизнь.
Так много людей! Каждый из них талантлив, у каждого из них свои особенности,  своя изюминка. Мне еще не скоро выходить, а  я уже  проголодалась, может, из-за волнения.
На первом этаже  находилась столовая. Интересный интерьер и уютно, а пахнет-то как!  Взяв чашку лимонного чая и  брауни, я села за ближайший столик.  Спустя некоторое время ко мне подошел молодой человек.
– Могу ли я присесть? - слегка улыбнувшись, спросил он.
– Конечно! - ответила Аруке.
– Меня зовут Чынгыз, – представился он.
– Аруке, – ответила, удивившись, Аруке.
– Почему вы выбрали театральное искусство? – поинтересовался новый собеседник.
– Трудно так сразу ответить на этот вопрос. В детстве я садилась рядом с мамой и смотрела с ней кино. Я видела одних и тех же актеров  во многих фильмах, каждый раз я восхищалась их игрой, будто окуналась с героем в этот мир и понимала всё, что он говорит.  Я хотела научиться  играть так же, хотела, чтобы  зрители верили в мою искренность и в мою игру. Знаете, как-то мы сидели с отцом в беседке,  разговаривали обо всем, и он сказал: «Вся жизнь – театр, а мы в ней актеры. Если ты вздумал  играть, то играй красиво». Тогда я не поняла его слов, а он добавил: «Вырастешь – не только поймешь, но и увидишь». А театр – это не только моя мечта, но и то, что всегда напоминает мне о моих родителях, то, что помогает мне жить. Наверное, это и есть ответ на ваш вопрос.
– А вы почему выбрали театральное искусство? – спросила Аруке.
– Я не был уверен в том, моё ли это.  После окончания школы я не стал сразу же поступать, решил отправиться в путешествие, и ни капельки не жалею о том, что не подал документы. С каждой страной, с каждым  городом,  большим или маленьким, менялось не только моё мировоззрение, но и я сам. Я будто заново родился, все казалось мне новым и неизведанным. Я научился ценить свою жизнь еще больше. В последний день в городе N я решил сходить в театр, где игра актеров, взгляды, эмоции  заставили меня задуматься еще больше и уже сказать себе, что это моё, именно это горит во мне.
– Поиск самого себя, своего собственного «Я» звучит интересно. Актер примеряет разные маски, трудно догадаться, какая из них принадлежит именно ему, – улыбнувшись и взглянув на Чынгыз,  ответила Аруке.
– Этим актеры и интересны зрителю. Они могут перевоплощаться:  сегодня играть  положительного героя, а завтра уже отрицательного, в этом вся их прелесть и в тоже же время  наше разочарование. Ведь мы верим им, оживляем своего героя, влюбляемся в него, – в ожидании реакции Аруке, ответил Чынгыз.
– Вы правы, на нас большая ответственность, – не замечая ничего необычного в поведении собеседника, продолжала Аруке.
– Чем вы интересуетесь помимо театра и всего, что с ним связано? – не сдавался Чынгыз.
– Я люблю рисовать, какое-то время даже ходила в художественную школу…
– Вот как! А что больше всего любите рисовать?
– Часто рисую природу, но в большинстве случаев изображаю то, что вижу, или же то, что чувствую. Иногда недостаточно слов, чтобы выразить свои чувства и эмоции, и тогда на помощь приходят кисть, холст и краски.
– Надеюсь, мне представится возможность познакомиться с вашим творчеством и узнать вас еще ближе, – не сдавался Чынгыз, не теряя надежды лучше узнать эту странную девушку.
– Думаю, нам пора идти, – внезапно прервала разговор Аруке.
– Вы правы, не хватало того, чтобы мы опоздали, – ответил Чынгыз улыбнувшись и протянув руку Аруке.

***

Напротив аудитории, в которой проходило творческое испытание, стояла небольшая скамейка, на которую мы с Чынгызом присели в ожидании оглашения результатов. Он сидел с одного края, я с другого, оба облокотившись на подоконник. Он говорил о том, как прекрасна природа, о том, что архитектура украшает ее еще больше и, на его взгляд, они не могут существовать друг без друга, ведь это дополнение, это продолжение истории или же ее начало. Слушая его, я думала о том, как он прав, и в то же время о том, как он глубоко ошибается. Как говорил Анри Лу (перевод Омара Хайяма):
Смотрели двое – два в одном,
Один подумал – «всё чужое»,
Другой ответил –«здесь мой дом».
Один сказал – «листва увянет».
Другой с улыбкой – «жизнь в дожде».
Один себя безбожно ранит,
Другой смеётся сей вражде.
Так, уживаясь, год за годом,
В окно смотрели два в одном.
Один из прошлого был родом,
Другой – рождённый детским сном.

Теперь я могу вздохнуть полной грудью и сказать себе о том, как довольна собой. Я сделала шаг к новому и в то же время – к тому, к чему шла так долго, боясь упасть и не дойти. Я прошла. Мы прошли.
 «Это было нелегко, но мы это сделали и сделаем в очередной раз!» Так всегда говорит Чынгыз, рассказывая Марлену о наших нелегких студенческих буднях.

***

У каждой сказки есть своё начало и свой конец, но конец у каждой сказки счастливый. Я не могу вам обещать того же. Возможно, меня ждёт большое поражение, ведь это только начало моего пути, а возможно – и большой взлет. Но сейчас я счастлива, я не просто живу, а проживаю каждый миг. Начало было нелёгким, не спорю, но оно было началом. Закончу свою очередную главу словами, которые говорил мне отец: «Вся жизнь – театр, а мы в ней актеры. Если ты вздумал  играть, то играй красиво».

Конец.