Дон Кихот безумец, мечтатель или опасный мятежник?

Евангелина Винтер
                «Открою тебе секрет: безумцы всех умней»
                /Фильм «Алиса в стране чудес» 2010 г./

Безумцы всех умней. И для многих это действительно секрет. Они настолько уверены в своей правоте, что не допускают ни тени сомнения в том, во что искренне верят. Этим-то они и привлекательны. Таким был и Дон Кихот.
Автор представляет героя так: ««В конце концов от вечного сидения в четырех стенах, бессонных ночей и непрерывного чтения бедный идальго рехнулся».
Окружающие тоже неоднократно подчеркивают безумство героя:
-«Хозяин, который и раньше подозревал, что Дон Кихот рехнулся, окончательно убедился в этом»
-«У этого благородного сеньора в голове пустовато» (пастух)
-«Дон Кихот не в своем уме» (священник)
-«Каноник не знал, чему более удивляться: сумасшествию ли рыцаря, помешавшегося на нелепых выдумках, или простодушию слуги, верившего всему тому, что говорил его господин»
-«Он живо смекнул, что Дон Кихот поврежден в уме, иначе он не сделал бы такой глупости и не освободил бы их» (Пасамонте)
Кто-то его жалеет, как крестьянин, доставивший идальго домой: «Добряк заботливо снял с бедного рыцаря нагрудник и наспинник, чтобы посмотреть, не ранен ли он». Кто-то смеется. Например, хозяин постоялого двора «чтобы хорошенько позабавиться, решил потакать его сумасбродству». Другие же вдохновляются его рвением к подвигам. И пусть «идеал  [героя] почерпнут расстроенным… воображением из фантастического мира рыцарских романов» (И.С.Тургенев «Гамлет и Дон Кихот»). Ему верят. Тот же Санчо Панса: «У меня хватит сметки, чтобы управиться с графством, которое вы столько раз мне обещали. Лишь бы оно мне поскорей досталось!» А молодая путешественница Доротея «настолько близко приняла к сердцу историю бедного Дон Кихота», что решила помочь вернуть его домой.
В то же время идальго здраво рассуждает на темы, не касающиеся рыцарства.
-«Обо всем остальном он рассуждает так здраво и глубокомысленно, что вы невольно чувствуете к нему большое уважение. Но стоит только беседе перейти на его излюбленную тему, и вы видите, что перед вами безумец»
-«Все другие сотрапезники, слушая его рассуждения, невольно жалели, что такой разумный и красноречивый человек становится безнадежным безумцем, как только дело коснется рыцарства»
В словаре Ушакова дается определение слова «безумец», как безрассудного человека или сумасшедшего. Оба варианта присущи Дон Кихоту. Он безумен в сражении с мельницами или стадом баранов и безрассуден в стремлении противостоять Санте Эрмандад (Святому Братству).
Назвать Дон Кихота мечтателем я не могу. Если смотреть словарное определение – «тот, кто любит мечтать, кто склонен предаваться мечтам» (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой) - то да, у него развито воображение:
-«Это имя казалось ему выразительным и мелодичным и вполне достойным той особы, во славу которой он должен был совершить свои подвиги»
-«Ему представилось, что он попал в какой-то великолепный замок и что дочь хозяина, плененная его благородной внешностью, влюбилась в него»
-«Возрастало мужество Дон Кихота, воображению которого живо представилось одно из приключений, описанных в романах».
И Владимир Набоков говорит о его «нежной мечтательности» в своих лекциях о «Дон Кихоте». Но, на мой взгляд, мечтатели не предпринимают никаких действий. Они кирпичик за кирпичиком воздвигают себе воздушные замки. В их воображении здание добротно и основательно. А на самом деле рушится при столкновении с реальностью, не имея фундамента.
«…уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Евангелие от Матфея 7 глава 26 и 27 стихи)
Дон Кихот не только мечтает. Он активно воплощает задуманное и не позволяет окружающим разрушить его философию и представления о мире. Например, он доказывает Санчо, что очарован. Вопреки его разумным доводам: «Бывают разные виды очарованности; вполне возможно, что теперь околдованные делают все то, что делаю я, и чего прежде не делали».
Версия же о том, что Дон Кихот может оказаться опасным мятежником, не имеет оснований. Единственный эпизод, который может натолкнуть на эту мысль, - освобождение каторжников.
– Это каторжники, королевские невольники, их угоняют на галеры.
– Как невольники? – переспросил Дон Кихот. – Разве король насилует чью-либо волю?
– Я не то хотел сказать, – заметил Санчо. – Я говорю, что эти люди приговорены за свои преступления к принудительной службе королю на галерах.
– Словом, как бы то ни было, – возразил Дон Кихот, – эти люди идут на галеры по принуждению, а не по своей доброй воле.
Герой идет против воли короля. Он ставит законы рыцарства выше верховной власти. Также идальго подвергает сомнению судебное решение: «И может статься, что … неправильное решение судьи послужили причиной вашей гибели и того, что вы не сумели оправдаться».
Но в действиях Дон Кихота нет мятежа. Он не одержим идеей переворота. Нет. Он просто следует своим устремлениям. Да, если законы рыцаря идут вразрез с законами короля, он предпочтет первое. Но не более того.
Дон Кихот может стать лишь символом противостояния власти. Умело проведенная кампания, команда профессионалов, написанные речи и странствующий рыцарь в главной роли.
«Им нужно, чтобы я взяла на себя роль, которую они для меня придумали. Стала символом революции… Теперь я должна стать настоящим лидером – лицом, голосом и плотью революции. Указать путь к победе».
Сьюзен Коллинз «Сойка-пересмешница»
Но согласится ли герой на это? Вряд ли.
На одном из тренингов коуч отметил интересную вещь. К тренеру приходит человек со стулом на голове и говорит – надо мной все смеются и говорят, что не помешает обратиться к врачу.
– А тебе самому стул как-то мешает?
– Нет. Мне, наоборот, удобно. Этот стул многофункционален, дает мне много преимуществ.
Если сам человек видит в своем положении только плюсы и все логично объясняет, не нужно его трогать. Легче всего помочь человеку, когда он осознает, что ему нужна помощь. В противном случае, все попытки бесполезны.
Так и с Дон Кихотом. Его философия и образ действий прочно стоят на фундаменте рыцарских романов. Они нерушимы. Да и герой стойко переносит все испытания и насмешки, осознавая свою великую цель: «Необходимо, чтобы в мире существовали странствующие рыцари, которые борются за справедливость и мстят за обиды, творимые злыми и порочными людьми».
Преподаватель русской литературы на одной из пар сказал примерно следующее: понятно, что мы обращаем внимание на критику, биографические данные, эпоху написания произведения. Но самое главное – то, как читатель воспринимает сюжет.
Вот и получается, что существуют тысячи версий любого произведения. А в сердце и уме каждого читателя поселяется свой Дон Кихот.