Впечатления о фильме Подводная лодка

Александр Щербаков 5
Несколько лет назад, когда к нам в квартиру провели проводной Интернет,  и стало возможным  получать сигнал с большой скоростью, я посмотрел  немецкий фильма «Подводная лодка» 1981 года выпуска.  И был поражен, с какой точностью были изображены  события на немецкой подводной лодке периода Второй мировой войны.  Почему я поверил и  мне понравилась достоверность  всего, что происходило на этой субмарине? Просто я сам несколько лет плавал на примерно такой же дизель-электрической подводной  лодке в начале 70-х годов прошлого века. Та  лодка, где  я проходил службу в должности начальника медицинского служба, а проще говоря – врача, или доктора, как меня обычно называли, была больше 15 лет в строю.  Она была сделана по проекту с использованием опыта строительства немецких подводных лодок Второй мировой войны, которые попали в руки союзников, в том числе и СССР.  Поэтому я реально представлял, как все было на борту субмарины.

Еще во время службы на лодке я прочитал мемуары немецкого гросс-адмирала Дёница,  в начале Второй мировой войны командующего подводными силами Германии, а потом и всем флотом.   Читал мемуары наших подводников,  в частности командира  подводной лодки С-56, которая стоит на постаменте во Владивостоке, Героя Советского Союза Щедрина, других участников войны на море. Читал и художественные рассказы о героических буднях  наших  моряков и командиров.  Многое со временем забылось, но уже в 90-е годы мне снова попали  в руки мемуары  Дёница,  и я смог восстановить в памяти то, о чем писал немецкий флотоводец.  Но я не собираюсь пересказывать его мемуары, а хочу поделиться своими впечатлениями об  увиденном фильме немецкого режиссера Вольфганга Петерсена, снятого на основе мемуаров военного корреспондента Лотара-Гюнтера Букхайма, который плавал на таких лодках.

До этого я посмотрел немало советских и зарубежных фильмов про подводников.  Фильм  «Командир счастливой Щуки»,  где наиболее достоверно изображена борьба подводников с вражескими надводными кораблями на Севере во время Великой отечественной войны.  Фильм «Первый после Бога» рассказывает о нелегкой судьбе командира С-13 Маринеско и походах его лодки  в водах Балтики.  Потом  появилась возможность  познакомиться с зарубежными фильмами о подводниках.   Я видел фильм про действия американских моряков во время Второй мировой войны,  в частности фильмы «Ю-571» и «U-429.  Подводная тюрьма». Весьма достоверно, но все же не совсем.  А вот в  фильме  Петерсена все очень натурально. 

Что еще бросается в глаза по сравнению с другими фильмами. Здесь нет особого героизма, просто тяжелая работа моряков-подводников в период войны.  Их враг где-то там, наверху. Никто особо не рассуждает о тех же англичанах,  основных их противниках на море в те годы, о каких речь идет в фильме.  Их задача – уничтожать транспорты противника, чтобы задушить Великобританию в тисках  морской блокады. Для этого надо не вступать без особой нужды в схватки с надводными кораблями, в первую очередь эсминцами англичан. А ждать команды с берега и атаковать конвои в составе «волчьей стаи».   Командир лодки по прозвищу «Старик» не очень  доволен своим экипажем.  Вместо опытных подводников  он получил салаг,  матросов-первогодков, не нюхавших  настоящей морской  борьбы.  Многие пришли на флот под влиянием геббелевской пропаганды, как старпом  подводной лодки, родом из Мексики. А поход предстоял  трудным, а на деле  не просто трудным, а по-настоящему изматывающим и жестоким.  Экипажу  предстояло провести долгое время в ограниченном пространстве, в наглухо закупоренных отсеках лодки, на которую сбрасывают  глубинные бомбы.  А если не бомбы, то жестокий шторм, который бросает лодку как скорлупку  во время обязательных зарядок аккумуляторных батарей,  которые проводятся только в надводном положении,  и приводят к травматизму среди личного состава лодки.

По репликам командира чувствуется, что он не поддерживает идеи нацизма и часто критикует верхушку Третьего рейха.  Но он военный человек, значит, на первом месте у него воинский долг, а  приказы командования не обсуждаются.  Даже такие сумасбродные, как пройти в Средиземное море из Атлантики через Гибралтар. Эта попытка прорыва показана очень зрелищно.  Кажется, когда шансов на спасение не остается, но есть место подвигу, героизму и возможность показать себя в критической ситуации. Это не значит, что надо закрыть своим телом амбразуру  дота, как Александр Матросов, а просто привести в рабочее состояние механизмы, чтобы весь экипаж субмарины был спасен.

Авторы и режиссер фильма не приукрашивает той жизни, которую вели немецкие подводники во Франции.  Пьянство  офицеров и матросов,  посещение борделей и прочих увеселительных заведений  было нормой для подводников. В тот период еще не было так много потопленных немецких лодок, как это началось годом позже. Но и тогда все понимали, что война на море идет на уничтожение. Ни один род войск не имел 75% потерь среди личного состава, как подводный флот Германии.  Поэтому и старались алкоголем моряки заглушить страх, который они испытывали перед выходом в море.  На все это на суше. А в море совсем не так. В фильме  перед нами встают немецкие матросы, исполняющие приказы своих командиров, у которых есть свой долг и своя честь. Это трагедия людей, которых послали воевать,  и  у этой  трагедии нет национальности и политических убеждений. В фильме бурлят настоящие эмоции от страха и ужаса.  И невольно ловишь себя на том, что переживаешь за них и хочешь, чтобы лодка вернулась с задания.  Режиссер передал реалистичность персонажей, поэтому часто встречаются грубые и матерные слова.

Очень реалистично переданы и  условия, в которых находились подводники  на немецких подводных лодках. Все было именно так – стесненность  всех отсеков, примитивные условия обитания, приема пищи  членов экипажа.  Это совершенно не похоже на условия, которые были на американских подводных лодках и которые были показаны в том же фильме «Операция нижняя юбка» . Я понимаю,  то был  комедийный фильм, но это касается сюжета, но не внутреннего  облика подводной лодки. Герои американского фильма могут содержать себя в чистоте, регулярно бриться и принимать душ, располагаться в больших каютах.    Мне показалось это совершенно неправдоподобным.

У меня есть одна боевая служба, или как говорят подводники – «автономка».  То есть выход на рубеж противолодочной обороны в океане с самым современным в то время оружием – торпедой с ядерным боезарядом.  Плавали мы в летние месяцы.  Условия, в которых мы находились почти два месяца, очень схожи с показанными в этом фильме.  Жара в отсеках доходила до 45-50 градусов,  у многих членов экипажа наблюдалось обезвоживание и потеря аппетита.  Жара над морем не охлаждала внутренние отсеки субмарины во время плавания в надводном положении во время зарядки аккумуляторных батарей.  И как немецкие подводники, многие офицеры, старшины и матросы к концу автономки имели на лице бороды.  Так что мне все показанное в этом фильме, было до боли знакомо.

Очень похожи и эмоции, переживания, которыми жил экипаж нашей подводной лодки, относящийся к лодками ПЛО, т.е. противолодочной обороны.  Это были времена обострения «холодной войны» во время  «горячей» Вьетнамской  войны, когда американцы начали эскалацию конфликта, начав блокаду Северного Вьетнама, заминировав порты  нашего союзника по социалистическому лагерю.  Мы входили в район патрулирования американских атомных подводных ракетоносцев. В те годы дальность стрельбы баллистических ракет подводного базирования была не такой большой, поэтому для  стрельбы ракетами по центральной части СССР ракетные подводные лодки США должны были подплывать ближе к нашим берегам, где их и ждали наши лодки ПЛО с целью потопить противника, если он начнет выпускать баллистические ракеты.  Очень сложная задача, но мы шли в готовности её выполнить, если поступит приказ командования.  Так же действовали и немецкие подводники в этом фильме.

Менее достоверными мне показались  кадры плавания  подводной лодки в надводном положении, особенно общим планом. Явно было видно, что плывет макет. А вот крупные кадры были весьма достоверны.   Немецкие лодки не имели высоких рубок, чтобы они были менее заметны для плавания в позиционном положении во время атаки на конвои англичан. Именно так наиболее часто атаковали немцы во время войны, особенно в первый её  период.  Поэтому волны захлестывали рубку, мостик и всех  стоящих на нем.  Ничего  удивительно, что во время шторма чуть не выпал за борт один из членов экипажа и только своевременная помощь спасла его.

На моей памяти был случай, когда вахтенный офицер на одной из дизель-электрических подводных лодок 19 бригады Тихоокеанского флота во время плавания в надводном положении был накрыт волной и ударился головой о репитер гирокомпаса, и спасти его не удалось. Этот случай произошел в 1972 году. Комиссия установила, что офицер сделал длинным фал, которым привязывался во время шторма,  проявил невнимательность и не укрылся за ограждением рубки во время прохождения большой волны.

Прочитав много разнообразной литературы, я знал, что популярность подводников в Германии была фантастической.  Об их подвигах писала пресса, кричало радио, снимались фильмы.  Их чествовали на митингах и  первыми приветствовали военнослужащие всех родов войск, в том числе эссесовцы, всегда отличавшиеся высокомерием ко всем военным.  Мне было понятно, откуда растут ноги такой популярности. Известно, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года с нападения на Польшу.  Через 3 дня войну Германии объявили Франция и Англия. Но война эта была необычной, недаром её назвали «странной». Никакие боевые действия между воюющими странами не велись.  Польская компания была скоротечной,  всего 32 дня. Через полгода  дошло до прекращения «странной войны», когда Германия напала на Францию и страны Бенилюкса.  Англичане позорно бежали на свой остров, Франция заключила перемирие с Германией через 42 дня войны.  Но все эти месяцы шла ожесточенная война между немцами и англичанами на море. Великобритания, эта «владычица морей», прилагала все усилия, чтобы противопоставить что-то немецким подводникам, которые в водах Атлантики отправляли на дно их транспорты в ужасающе большом количестве.  Немецкой пропаганде было важно поддерживать среди своих граждан боевой дух, и лучше всего это можно было сделать, прикрашивая подвиги своих моряков, которые и вели настоящую войну на море.  Герои-подводники являлись цветом нации, много молодых немцев стремились попасть в подводный флот. Особенно после  рейда подводной лодки под командованием Прина в акваторию английской базы кораблей Скапа Флоу, во время которого был потоплен английский линкор и нанесен серьезный ущерб английскому флоту, в первую очередь психологический.  О подвиге Прина узнал весь мир, растущий на глазах немецкий подводный флот не испытывал недостатка в добровольцах,  желающих служить на субмаринах.

Но время тотального превосходства немцев в Атлантике было недолгим.  Новая тактика «волчьих стай», примененная Дёницем,  позволяла топить более половины транспортов и танкеров в  конвоях, идущих к берегам Англии.    Но ко времени, о котором речь идет в фильме, а это осень 1941 года, англичане сумели наладить  неплохую охрану своих конвоев и потери немецких подводных лодок возросли.  Поэтому так надирались немецкие подводники накануне выхода в длительное плавание в воды Атлантики, чтобы заглушить страх.  И это вполне достоверно показано в самом начале фильма.

Когда  я читал в мемуарах Дёница про укрытия для подводных лодок, которые были сооружены во французских портах, в том же Ла-Роше, я не представлял, как они выглядят.  А в этом фильме начало и конец фильма проходит именно в этих бетонных сооружениях, где не только стоят немецкие подводные лодки  между выходами в море, но  где проводятся необходимые ремонтные работы и подводные лодки пополняются запасами для выхода в море.  Я читал, что очень активно эти защитные сооружения строили для немцев французы, которые проиграли в войну немцам за полтора месяца, хотя у них армия не очень уступала вермахту.  А потом англичане пришлось тратить много усилий,  чтобы разрушить эти укрепления,  и помешать немецким подводным лодкам совершать свои смертоносные походы в Атлантику для перехвата английских конвоев.  И потери английских самолетов были весьма большие, но они снова и снова летели на  эти укрепления, потому что урон от подводных лодок был неизмеримо больше.

Все мои знакомые и родственники, которые знали, что я служил на подводной лодке, не имели  представления об условиях  службы до просмотра этого фильма немецкого режиссера Петерсена.  Теперь им все стало понятно.  Большая заслуга режиссера фильма в том, что он не просто создал фильм о войне, а в том, что он заставил зрителей забыть, что Германия – агрессор, и мы сопереживаем с героями фильма на протяжении больше трех часов показа.  Лично я огорчился, когда в финале фильма  командир подводной лодки погиб при бомбежке на земле, а не в море, как большинство его коллег по трудному ремеслу подводника.

Заканчивая свое повествование, я прошу не считать его рекламой фильма и уж тем более не героизацией немецких подводников. Просто это один из искренних фильмов о войне на море , который показывает ратную службу моряков, когда корабли, на которых они плавали, были далеки от совершенства.  Пусть же число всплытий будет равно числу погружений для всех моряков-подводников.  Они это заслуживают.