Ноль и компенсация истины

Андрей Тюков
Человек сообразил себе компенсаторные механизмы (compensatory mechanisms), чтобы ездить и летать туда, куда не ходят поезда и не летают самолёты. Когда нет реальной возможности удовлетворить потребность, тогда вступает в действие компенсаторный механизм. Когда невозможность сама становится реальностью (раз не смог, два не получилось), тогда компенсация замещает реальность, в той или иной степени, что в принципе допустимо, или стопроцентно - что уже недопустимо, что есть нарушение в сферах восприятия, памяти и мышления (perception, memory and thinking).
Однако, по закону естества природы (который гласит, что каждое явление в своём развитии стремится к завершению), сами эти механизмы суть результат нарушений в указанных сферах. Создаваемая как компенсация вторичная реальность (нереальность) и есть т. н. "личность" (personality), а вовсе не то существо, что в пелёнках (за)меняются с возрастом) тянет ручонки к сиське (с возрастом цель меняется, объект - нет). Отлучён от груди - на тебе бутылочку. На самом раннем, младенческом этапе потребность в точности совпадает с мотивом. И на позднем, когда уже в полную силу работают компенсаторные механизмы и когда человек бежит не потому, что ему необходимо догнать зайца (убить и съесть, и утолить голод), или врага (убить и... съесть? - и защитить себя), или самку (ну, тут Вовочка расскажет...), а он бежит, потому что нет необходимости делать вышеперечисленное (цивилизация упразднила непосредственные формы удовлетворения потребностей), а мышцы и память требуют, - бежит, и ему - хорошо! Компенсация. Нет груди - есть бутылочка. Этот пример самый простой, а ведь есть ещё различные виды искусства, вообще творчество (creation). Всё это компенсации, они же - высшие функции (higher functions). Они делают человека человеком, то есть существом, не существующим без оболочки второго родового пузыря - продукта его собственной интеллектуальной активности, вызванной собственными потребностями, но стимулируемой со стороны социума и социальных институтов (ещё одна форма компенсации). Та среда, в которой существует человек, имеет мало общего с реальностью. Это почти полностью созданная, подручная среда. Отгородившись от враждебной и непонятной ему реальности, человек спит, есть, пьёт и всё остальное делает как бы в гробу, который построил он сам при помощи всех-всех-всех. Гроб ему довлеет, ему и реальный мир уже представляется формой компенсации за те неудобства, которые он испытывает в гробу: там не "всё включено", хотя уровень комфорта растёт, и скоро загробная жизнь будет поддерживаться исключительно верой, - ну ещё дети будут совершать вылазки в платяной шкаф (wardrobe), но обязательно возвращаться - "настоящая" жизнь не в шкафу, она - в гробу...
Так называемые девиации, которые (не) лечатся, на самом деле отражают естественный протест нормального сознания и нормальной психики против засилья компенсаторных механизмом, против подмены реальности - квазиреальностью до гробовой доски. Они представляются нам болезненными, ненормальными? Это безумие, но это правда. А вот как раз "норма" в виде компенсации - это подгонка реальности под возможности, торжество Прокруста. Здесь очень важным следует признать понятие ноля. Ноль - это вечный и неизменный коррелят всякой активности, выходящей за поле ноля (zero field). Только соотнося цели и мотивы деятельности, а также её актуальные формы, с этим полем, мы и получим критерий истины. Ноль - то, что не компенсируется.


27 мая 2017 г.