Федька и дракон

Константин Миллер
ФЕДЬКА И ДРАКОН


Героико-фантастическая пьеса времен гражданской войны



Действующие лица:

Федька.
Разведчик партизанского отряда. Горячий боец 21 года от роду; одет в кожаные штаны, меховую куртку, высокую черную папаху.

Дракон.
Большое красивое существо, с постоянной грустью в глазах. По ходу действия будет одето в огромные синие галифе и рубаху неопределенного цвета; говорит с небольшим речевым дефектом.

Командир партизанского отряда.
Лет около 35. Отчаянный человек с загадочным прошлым, бывалый рубака. Внешний облик внушителен: обладает именным оружием, наградами, большими усами.

Партизаны.
Боевая единица революции; одеты разнообразно, в душе все едины, готовы на порыв.

Враги революции.
Белые гады и их пособники. О них ничего не скажешь – враги, есть враги.

Голос.
Конкретен и не очень торжественен.





ДЕЙСТВИЕ 1

Картина 1

Густой лес или тайга. Временный лагерь партизанского отряда. Раннее утро. Шалаш командира отряда. В дверь без стука вбегает возбужденно-красный Федька.


Федька. Товарищ командир!

Командир (со сна). В ружье!

Федька. Не надо в ружье, это я – Федька!

Командир (пряча музер под подушку). Ты что орешь, спать не даешь. В чем дело?

Федька. У меня для вас необыкновенное и срочное заявление.

Командир (натягивая сапоги и усаживаясь на лежанке). Давай, не тяни.

Федька. Дело больно необычное... Вообщем, вы как хотите, а у меня есть друг Дракон!

Командир (смотрит настороженно). Что это за шутки с утра пораньше? Уж не пьян ли ты? Может, под арест тебя на пару суток, посидишь в погребке, потом поговорим.

Федька (протирая сапогом дырку в земляном полу). Никакой я не пьяный, а насчет Дракона истинную правду говорю. И еще: он наш – революционный, желает с нашим отрядом бороться за правое дело и светлое будущее. Он сам мне об этом сказал...

Командир. Сам, значит, сказал? Хорошо. Под каким номером нынешний год?

Федька. Товарищ командир!..

Командир. Отвечай, когда я тебя спрашиваю!

Федька. Под номером 1920.

Командир. Верно, а я уж грешным делом подумал, ты позабыл об этом. Что ж ты, Федька, мне своему командиру и боевому товарищу подкидываешь такие байки в революционный год под номером 1920! Отвечай, больная твоя душа.

Федька. Не верите, а я ведь привести сюда его могу; а то давайте вместе до него сходим, заодно посты проверим, а?

Командир неохотно поднимается с лежанки, одевает кожанную кепку, кожанные краги, кожанные ремни и еще много чего кожанного.

Командир. Посты, говоришь, проверить. Это дело. Посты проверим, сомненья развеем.

Федька. Вы, товарищ командир, не пугайтесь его, он хороший, он наш, но к нему привыкнуть нужно.

Командир. Федька, ты меня обижаешь! Неужели ты думаешь, что организм боевого красного командира хоть на секунду позволит какие-то качания при виде сказочного существа?



Картина 2

Лес. По тропинке идут командир и Федька. Командир почитывает газету, жует табак и осматривается по сторонам. Вокруг весело поют птицы.

Командир. Как далеко еще?

Федька. Близко совсем. Что-то плечи у вас дрожат, товарищ командир?

Командир. Сыро. (Прячет в карман газету, выплевывает табак, достает маузер и сжимает его усилием воли в трудовой спотевшей руке).

Федька (замечая оружие). Зачем вы это?
Командир. На случай происшествий.

Федька. Каких происшествий?! Он же мой друг, преданный беззаветно делу революции.

Из-за деревьев выходит Дракон; он внушителен, но приветлив.

Федька. А вот и он!

Дракон. Привет, Федя! Кто это с тобой?

Федька. Это командир нашего отряда...

В это время командир падает в траву и теряет сознание.

Дракон. Испуг, дело известное.

Федька. Подождем. Он с тобой познакомиться хочет (Федька нежно хлопает командира по щекам ладошками). Предупреждал его.

Дракон садится на поваленное дерево, закуривает. Командир приходит в себя, дико вращает глазами, видно, что в себе ему не очень.

Командир. Федька, ты где?

Федька. Я рядом.

Дракон. Разрешите представиться – Дракон!

Командир. Командир партизанского отряда...


Командир вновь теряет сознание.




Картина 3

То же место. Вдали слышен шум. На опушке леса появляется разъезд белых, быстро приближается.

Федька. Дракон, казаки! Спасай командира, я вас прикрою!

Дракон. Нет, Федя, ты спасай, а я уж сам вас прикрою.


Дракон бежит по направлению к опушке, изрыгая из пасти пламень, Федька взваливает на себя безжизненное тело командира и скрывается в кустах. Слышны выстрелы.




ДЕЙСТВИЕ 2

Картина 1

Позже. Лагерь партизан. Общее собрание отряда. В центре на поляне стоят командир и Федька. Командир говорит громко и размахивает маузером. Пригревает.

Командир. Дорогие мои товарищи! Бойцы! Сегодня мы решаем очень важный вопрос – вопрос о принятии товарища Дракона в ряды нашего отряда. Вы уже знаете, какой героический поступок совершил вчера товарищ Дракон, спасая нас Федькой от белого разъезда, который он весь изничтожил. (Партизаны одобрительно шумят). Товарищ Дракон на деле доказал, что симпатии его души находятся целиком на стороне революции. Федя, зови его, пусть он расскажет о себе, ответит на вопросы бойцов!

Федька уходит, вскоре появляется с Драконом; тянет его за лапу. Партизаны почтительно расступаются. Некоторые из них от изумления падают на траву. Дракон сглатывает обильную слюну, вытирает левою лапой пасть, лоб его потеет.

Дракон. Здравствуйте, товарищи! (Партизаны восторженно гудят). Не особо я грамотен, чтоб речи держать, красиво говорить не умею, но за революцию – всегда!

Партизаны. Ура! Ура! Ура!

Командир. Молодец, товарищ Дракон! Расскажи немного о себе товарищам.

Дракон. Биография моя самая обычная. Родился в 1725 году на севере, в устье Обской губы. Моих маму и папу сто лет назад убили царские сатрапы, с тех пор я один...

Партизаны. У-у-у-у! Сволочи проклятые!

Командир. Выходит, ты тоже пострадавший от их власти вредной, от царских беззаконий, от произвола старорежимного!

Дракон. Выходит (закуривает и громко выдыхает дым). Я как узнал, что родители мои погибли в застенке, сразу встал на путь революционной мести: простой народ оберегал, а прислужников царской власти уничтожал. У меня и документ есть, ясно говорящий о моей работе (на минуту скрывается в лесу, возвращается с огромным бревном, испещренным зарубками). Каждая черта на бревне – несуществующий более в природе, вредный делу коммунизма царский элемент.

Командир (подсаживается к бревну, считает вслух). Один, два, три... шестнадцать... сорок...

Федька. И не тяжело его тебе таскать с собой?

Дракон. Нет, я же вон какой здоровый. Да и нельзя мне без него – это мой отчет для революции!

Командир. Четыреста два!

Партизаны одобрительно кричат, кидают в воздух головные уборы и другие предметы одежды и вооружения, кто-то затягивает «Интернационал».

Командир. И это только с одной стороны, мужики! Товарищ Дракон, переверни свой документ на другую сторону. (Дракон нежно перекладывает бревно на другой бок и прикуривает у Федьки. Командир продолжает считать. Молчание. Вдруг команир поднимается с колен). Товарищи, предлагаю перенести собрание на завтра – уж очень много покромсал товарищ Дракон этих гадов! Нужно абсолютно точно подсчитать его боевые заслуги, да и дождь уже начинается...

Партизаны: Ура!!!! Молодец! Качать его! Герой!

Партизаны, подбежав к Дракону, пробуют поднять его для качания, но вскоре поняв бесполезность своих действий, расходятся, оживленно беседуя.



Картина 2

Следующий день. Командир отряда стоит на некоем непонятном возвышении, чуть за ним Дракон, на плече которого расположился Федька.

Командир (рассекает трижды воздух саблей). Товарищи, революция наша настолько велика, что Драконы, как и люди не могут стоять в стороне от классовых боев за светлое будущее пролетарского мира! (Овация) Как и всякий задавленный буржуйским режимом, товарищ Дракон осознал свою причасность к делу освобождения трудящихся и крестьян! Все ночь провели мы у революционного документа товарища Дракона – почти полторы тысячи врагов уничтожил он. Один!

Партизаны. Ура! Слава герою! Ура!

Федька целует Дракона в пасть.

Командир. Товарищи бойцы, предлагаю приказом провести постановление о награждении товарища Дракона орденом Красного Знамени и Почетным Боевым оружием за оcобые заслуги перед социалистической родиной и всем мировым пролетариатом. Ура!

Партизаны. Ура! Ура! Ура!

Всеобщее веселье, поздравления, награждения, банкет.




ДЕЙСТВИЕ 3

Картина 1

Партизанский отряд, расположившийся на склоне холма и готовый в любую минуту броситься в последний и решительный бой. Через поле по направлению к позициям партизан огромными цепями движутся батальоны белых.

Командир. Федька, готовы вы с товарищем Драконом? Все от вас зависет, все постановлено на карту.

Федька. Ясно дело. Готовы.

Командир. Как товарищ Дракон?

Федька. Рвется в атаку. За последние дни мы разучили с ним несколько революционных песен, чтобы петь во время боя на два голоса. Короче, ненависть его глубока.

Командир. Ладно. Пора. Давай от опушки через лесок с левой стороны, чуть дальше от мельницы. Видишь? Там затаитесь и ждите моего сигнала. Беги!


Картина 2

По кустам скрытно пробирается Дракон, на нем Федька. На груди и морде Дракона специальные латы – защита от вражеских пуль, на голове небольшая будочка, обшитая листовым железом, в ней расположился Федька с пулеметом. Дракон переходит в галоп, отплевываясь языками пламени и закипающей слюной.

Федька. Ты чего так рванул?

Дракон. Быстрее добежим, быстрей позицию займем.

Федька. Тяжело тебе, наверное? Вон сколь железа на тебя навесили, и я еще впридачу.

Дракон. Что ты, Федя, я сильный.

Наконец они достигают положенного места, прячутся здесь. Какое-то время спустя начинается стрельба и канонада, слышится песня.


Партизаны (поют песню хором).
Эй, ребята, собирайся
В дальний сабельный поход!
И готовь, ребята, ружья,
И «Максима» пулемет!

Это сигнал к атаке. Федька закрывает дверь в будочку, раскладывает там пулеметные ленты, что-то говорит на ухо Дракону, тот кивает головой. Через минуту Дракон выскакивает из-за кустов, изрыгая дым, пламень и проклятья. Он несется к холмам, Федька режет из пулемета по белым.

Партизаны (увидя Дракон). Ура!!!!!!

Командир (на небольшой лошади). За мной! За товарищем Драконом! За революцию и товарища Ленина!

Враги, увидя Дракона, услыша его рев, открывают беспорядочную стрельбу, разбегаясь в разные стороны в панике и страхе. Партизаны настигая их, рубят шашками, колят штыками, убивают пулями.

Партизаны. Ура! Победа!

Враги. А-а-а-а-а! Больно! Страшно! Сдаемся!



ДЕЙСТВИЕ 4

Минул год. По всей округе установлена советская власть, люди зажили мирно и много трудясь. Повсюду любят Дракона, кормят его свининой, дети используют его вместо горки и других детских выдумок.

Картина 1

Дракон и Федька сидят на околице деревни, оба грустные. Светит солнце и щебетанье птиц вселяет новые надежды.

Дракон. Скоро я уйду.

Федька. А кто ж революцию будет защищать?

Дракон. Мне нужно уйти.

Федька. Никогда б не подумал, что у тебя секреты от меня.

Дракон. Не обижайся.

Федька. Как же не обижаться! Посмотри, сколь врагов кругом, и мировой революции нету! Светлого будущего нет!
 
Дракон. К мировой революции людей подготовить надо, так она не случится, и светлое будущее не появится само собой.

Федька. Так давай всех к нему поведем, а мировых буржуев под каблук и в болото!

Дракон. Нам бы для начала у себя жизнь наладить, чтоб народ понял, что он хозяин, а то как сядет на шею новый царь, пуще прежнего – такого и не скинешь враз.

Федька. Какой царь, ты чего? Война-то покончена, власть и так наша, гадов повыведем, которые еще по лесам шастают и все!

Дракон. Ох, Федя, мало ли еще что случиться может.

Федька. А ты уходить собрался!

Дракон. Ладно, расскажу тебе, так и быть (достает кисет и сворачивает папироску с самого Федьку величиной). В прошлом месяце встретил я любимую.

Федька. Вот те раз! Дракониху? Где?

Дракон. За дальней Владимировкой, в тайге. Страшно сказать, пятьдесят лет не виделись, я уже и не чаял ее найти, а тут... Пора жизнь начинать.

Федька. А чего раньше не рассказал, стеснялся?

Дракон. Сглазить боялся.

Федька. А как же революция-то мировая?

Дракон. Погоди ты с этой революцией, передохни, обживись...

Федька. Как это – погоди! Нет, друг мой, мне ждать некогда (встает, отряхивает галифе). Ладно, неволить не стану, но знай, без тебя мне трудно будет, привык я к тебе сильно, как к брату.

Федька обнимает Дракона за шею и оба надолго затихают. Гаснет свет.



Картина 2

Один из домов в той же деревне. Федька спит на лавке, укрывшись тулупом. В дверь тихонько стучит Дракон.

Федька (выходя из дома). Ты! Вернулся?

Дракон. Тихо, Федя, я по делу, слушай меня внимательно. Значит так, существо я волшебное, а потому догадываюсь о таком, что людям знать не положено до поры.

Федька. Не пойму, о чем ты?

Дракон. Сейчас не поймешь, потом дойдешь. Одним словом, если прижмет тебя окончательно, если совсем невмоготу станет, позови меня на подмогу, вот возьми (Дракон протягивает Федьке волшебный свисток). Свистни в него три раза, я приду или кто из сынов моих.

Федька. Что ж случится со мной может, с боевым разведчиком?! Да у меня орденов и медалей столько... меня товарищ Блюхер...

Дракон. За товарища Блюхера - я не ответ, а мы с тобой, сам говорил, как братья. Береги свисток, пуще всего на свете его береги.


Дракон исчез. Федька вернулся в избу, лег на лавку и принялся шептать.



ЭПИЛОГ

Обещанный Голос.
Что дальше случилось знаем мы все,
Страшные события прокатились по стране –
От края до края море невзгод,
Диких случайностей поворот.
Где ж наши герои, куда делись?
Сгинули в пучине? Жизнью приелись?
На чей они оказались потом стороне,
Не видно, не слышно во тьме.
И где теперь этот волшебный свисток? -
Увы, узнать я не смог.