Историк С. М. Соловьёв
1820 — 1879
«В трудах от юности моея…»
C. Соловьёв
Исследователь и историк Сергей Михайлович Соловьёв оставил нам своё большое наследие. Его жизнь была заполнена постоянным исследовательским и творческим трудом. Он изучал архивные материалы, его интересовали исторические события и выводы прошлого, и настоящее. Архивные материалы он читал не только на родном языке, но и на западноевропейских. Он был исследователем прошлого и настоящего.
Преподаватель, а затем и профессор Московского университета, С. М. Соловьёв почти 30 лет читал лекции студентам. Его статьи регулярно появлялись в печати. Полемика Соловьёва об историческом пути России, о старом и новом, о государственной власти привлекала внимание русского образованного общества.
Свои лекции он называл чтениями. Аудитория всегда была заполнена студентами и вольными слушателями.
В журналах помещались его научно-популярные статьи под общим названием «Рассказы по русской истории». «Учебная книга русской истории» издавалась с 1859 по 1915г. и выходила 15 раз. Монография «История России с древнейших времён» выходила в течение 29 лет (по тому в год). Некоторые тома этого грандиозного издания переиздавались при жизни автора по 5 – 7 раз. Историю Соловьёва читала образованная Россия.
Печатались его работы и в советское время, не ослабевает интерес к ним и сегодня.
«Наука указывает нам, пишет учёный, - что народы живут, развиваются по известным законам, проходят известные возрасты, как отдельные люди, как всё живое, всё органическое».* «Наука имеет обязанность отвечать на вопросы жизни; но польза от этого <…> будет только тогда, когда во-первых жизнь не будет торопить науку. Все народы движутся вперёд, и в истории их есть общие закономерности. История различных народов должна изучаться в сравнении». «У всех народов, считал историк, - было два основных этапа в развитии: в первом (младенческом) преобладали «чувства», во втором (зрелом) – «мысли». Соловьёв выделил три условия, влияющие на жизнь народа, это – природа страны, характер самого народа и внешние события, «идущие от окружающих народов».
Огромная равнина России со множеством рек, не имеющая чётких границ, была легко доступна нашествиям.
Соловьёв писал, что восточные славяне-арийцы были способны к прогрессу и в Восточной Европе, и в граничивших с ней южных землях.
Русская история развивалась в борьбе с юго-восточными кочевниками за «леса», «степи» и выход к морю. Так внешнеполитические события бывали вызваны географическим положением страны. В древнерусской истории он отмечал 4 периода:
господство родового строя,
борьбу за государственность и торжество государственного начала,
вступление России в систему европейских государств,
и период новой истории XVIIIв. до великих реформ 1860-х годов.
Выделяя значительные личности в истории, Соловьёв избегал, как чрезмерное восхваление, так и неумеренное порицание. «Христианство и наука, - писал он, - дают возможность освободиться от такого представления о великих людях, <…> великий человек является сыном своего времени, своего народа <…> в известное время он – носитель народной мысли».
Постоянная работа и порядок в жизненном укладе, бережное отношение к быстро текущему времени, строгая, почти суровая атмосфера царили в его семье. Он был женат на Поликсене Владимировне Романовой и имел от неё 12 детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Его дети стали известными представителями русской культуры и науки:
Владимир Сергеевич – философ и поэт,
Михаил Сергеевич – писатель, автор исторических романов,
Поликсена Сергеевна (названная в честь матери) – поэт, детский писатель.
Духовная преемственность этой семьи отражена в книге Вл. Соловьёва, «Оправдание добра. Нравственная философия», посвящённой отцу- историку и деду - священнику Михаилу.
С.М. Соловьёв скончался в 1879г. Последний том его «Истории России» вышел уже посмертно. На кладбище Новодевичьего монастыря Бестужев-Рюмин говорил: «Мы жалуемся, что у нас нет характеров, а вот ещё недавно жил между нами человек с твёрдым характером, всю жизнь посвятивший службе русской земле; мы жалуемся, что у нас нет учёных, а вот только что сошёл в могилу человек, место которого в ряду величайших учёных XIX века».
К трудам Соловьёва современники относились по-разному: реакционеры считали его «опасным прогрессистом», - либералы настороженно воспринимали его государственность и патриотизм.
Л.Н. Толстой писал в своём дневнике: «Читаю историю Соловьёва. Всё, по истории этой, было безобразно в допетровской России: жестокость, грабёж, правёж, грубость, глупость, неумение ничего сделать. Правительство стало исправлять, - и правительство это тоже безобразное до нашего времени. Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершалась история России.
Но как же так ряд безобразий произвёл великое единое государство?
Уж это одно доказывает, что не правительство производило историю <…> Кто блюл святыню религиозную, поэзию народною, кто сделал, что Богдан Хмельницкий передался России, а не Турции и Польше?».
Горький ценил историю Соловьёва, называя её «чисто фактической».
Соловьёв выступал за реформы, проводимые царским правительством, за прогресс. С.С. Дмитриев в своей статье к книге С.М. Соловьёва «Чтение и рассказы по истории России» считает, что преобразование и реформы, за которые выступал историк, предупредили бы нежелательные революционные потрясения.
-----------------------
*Публичные чтения о Петре Великом.
** Избранные труды. Записки.