746 Государственные испытания 14-28 10 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 746. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Государственные испытания. 14-28.10.1972 года.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Приёмный акт бронекатера пр.1124 от 16 июля 1941 года. Приёмный акт КРУ «Жданов» от 20 декабря 1971 года. Это единственные доступные для свободного пользования образцы приёмных актов государственных испытаний боевых кораблей ВМФ СССР. Обратите внимание на истинный автограф Главнокомандующего Военно-Морским флотом СССР, Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова.   

Источник исторических и технических данных для данной новеллы:
Герой Советского Союза, вице-адмирал, калужанин по рождению, Сорокин Анатолий Иванович, участник Постоянной комиссии государственной приёмки кораблей ВМФ СССР; участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., руководитель Проблемной группы истории кораблестроения Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, кандидат Военно-морских наук, капитан 1-го ранга Краснов Владимир Никитич. Издание: «Корабли проходят испытания». – Л.: Судостроение, 1985. — 232 с., ил. / Издание 2-е, переработанное и дополненное. // Первое издание: «Судостроение», 1982 г. Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru.

МО СССР. Военно-Морской флот. Для служебного пользования. «Положение об организации ремонта, переоборудования и модернизации боевых кораблей, вспомогательных судов и базовых плавучих средств ВМФ». Изд. 1974 г. Введены в действие приказом Главнокомандующего ВМФ СССР (дата, номер). Издание: Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство МО СССР. Москва. 1974.

«Основные условия поставки кораблей и судов для Министерства обороны», введены в действие постановлением Совета Министров СССР и объявлены приказом МО СССР 1983 года.

Информация председателя Постоянной комиссии государственной приёмки кораблей ВМФ РФ, контр-адмирал Михаил Исакович Каверзов. «Военно-промышленный курьер», выпуск № 18 (35) за 19 мая 2004 года.


В предыдущем:

- Не рассказывать, а травить, - неожиданно поправил меня замполит, капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин. – Моряки не рассказывают байки, они их «травят». Какой же ты ещё молодой, Александр…

- Виноват, - ответил я ему по его настроению. – Со временем исправлюсь.

О том, кто, как и когда осуществляет государственную приёмку боевых кораблей, мы знаем и в то же время ничего не знаем. Практически все командиры, офицеры и личный состав экипажей боевых кораблей знают о госприёмке, потому что они в этом непосредственно участвуют, но практически никто из нас, кроме «посвящённых», не знал что это такое – «Государственная военная приёмка».

Государственные испытания и государственная приёмка готовых к морским испытаниям боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ с 1909 года и с перерывом с 1927 года осуществляет специальная Постоянная комиссия государственной приёмки кораблей (ПК ГПК). Постоянная комиссия госприёмки прямо отвечают за качество поступающей в армию и на флот боевой техники и вооружение. Специалисты Постоянной комиссии госприёмки напрямую работают с оборонными предприятиями, следят за наполнением оборонного заказа, контролируют ход заводских и ходовых испытаний, осуществляют итоговые испытания кораблей и судов с применением корабельного оружия и средств (по предназначению), «ставят окончательную точку в акте госприёмки».

Постоянная комиссия госприёмки как институт государственной исполнительной власти существует уже более 95 лет. В целом «госприёмка боевого корабля» состоит из нескольких этапов. Первый – швартовные испытания, то есть проверка корабля, вооружения и военной техники, проводимая заводами-изготовителями для определения готовности боевой единицы к выходу в море на заводские испытания.

В результате швартовных испытаний директор кораблестроительного предприятия предъявляет, а начальник военного представительства МО РФ («военпред» Постоянной комиссии госприёмки) подтверждает техническую готовность корабля к ходовым испытаниям.

Практически на готовый к заселению корабль вызывается экипаж, который до этого формируется на берегу и большую часть времени занимается освоением новой техники и нового корабля. Только после подписания приёмного акта швартовных испытаний председателем заводской приёмо-сдаточной комиссии производится подъем Военно-морского флага, корабль вступает в строй ВМФ.

Второй этап «госприёмки» - заводские ходовые испытания корабля в море. Их проводит также специально назначенная сводная комиссия из представителей заводов-изготовителей, проектантов, учёных, флотского командования и «военпредов» Постоянной комиссии госприёмки с целью всесторонней проверки качества построенного корабля и соответствия его утверждённому проекту. Ходовые испытания также заканчиваются подписанием соответствующего акта. После ходовых испытаний боевой корабль входит в состав соединения кораблей соответствующего флота (приписывается к месту базирования, ставится на «котловое довольствие» соответствующей военно-морской базы - автор).

Третий этап – непосредственно государственные испытания боевого корабля в определённых условиях морского похода с учебно-боевым применением корабельных средств и вооружения, после чего производится окончательная приёмка корабля в боевой состав. Окончательную подпись (точку) на акте госприёмки ставит ответственный представитель Постоянной комиссии госприёмки.

Срок государственных испытаний зависит от качества проведённых швартовных и ходовых испытаний, но по положению должен составлять 20-45 суток. Во время государственных испытаний проверяется не только техника и вооружение, но и опыт командования корабля, умение чётко организовать работу госкомиссии, готовность экипажа корабля, а также сил и средств обеспечения государственных испытаний со стороны командования соединения флота.

Волей судеб я, рядовой матрос и рулевой БПК «Свирепый», Александр Суворов, из-за умения «красиво», правильно и без существенных ошибок оформлять печатные и рисованные материалы разных форматов, обладающий отдельным помещением, обеспечивающим необходимую секретность, был допущен к документации и к работе специальных приёмо-сдаточных комиссий на всех видах и этапах испытаний БПК «Свирепый». Конечно я давал подписку о неразглашении государственной и военной тайны, но всё, что я сейчас расскажу является давным-давно не секретным, опубликовано в печати (часть БД я указал в начале новеллы – автор) и в открытой сети Интернет.

Итак, порядок государственной приёмки (госприёмки) кораблей ВМФ таков: назначается специальная комиссия госприёмки; определяются обязанности и права участников комиссии госприёмки; предъявляется корабль к госприёмке; осуществляется работа комиссии госприёмки в период государственных испытаний корабля; окончание государственных испытаний оформляется приёмо-сдаточной документацией; празднуется окончание государственных испытаний и приём корабля в боевой состав флота.

Госприёмка осуществляется строго по плану, то есть строго в установленные сроки и строго по перечню работ и испытаний, так проверяется (испытывается) готовность командования, участников и экипажа корабля организовать и выполнить поставленные боевые задачи. При этом «все нарушения автоматически и объективно (то есть беспощадно - автор) фиксируются в документах и влияют на итоговую оценку госприёмки, а значит, на стартовую славу и имидж корабля и его экипажа»…

Я говорю об этом так серьёзно, потому что так говорил нам на собрании экипажа БПК «Свирепый» наш командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров и кто-то из командования 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ (фамилию не помню – автор).

Как и из кого назначалась комиссия госприёмки БПК «Свирепый», я естественно, не знал и не мог знать (не мой уровень), но я видел, как они прибывали на корабль, как от них все матросы (по приказу командиров боевых частей) прятались по всем щелям и шхерам и как их принимали. Принимали участников государственной приёмо-сдаточной комиссии как «небожителей»…

На ходовых испытаниях госприёмке предъявляли к сдаче сам корабль и ГЭУ – представители (руководители) Калининградского ПСЗ «Янтарь», а материальную часть корабля, машины, механизмы и системы жизнеобеспечения – экипаж корабля. При этом обслуживание ГЭУ и материальной части корабля в период госприёмки проводилось экипажем корабля и личным составом, допущенные к самостоятельному исполнению своих обязанностей. Вот почему мы спешили и напрягались с подготовкой, тренингом и учёбой, сдавали экзамены на классность (на допуск к машинам, механизмам и оборудованию).

Только на заводских и ходовых испытаниях в море на корабле присутствовала сдаточная команда из рабочих и инженерно-технических специалистов завода, которые фактически передавали из рук в руки материальную часть корабля и устраняли замечания, выявленные в ходе испытаний. Вот тогда-то на корабле и возникла традиция общаться по всем вопросам обслуживания материальной части корабля с применением «самых цветастых матерных загибов»…

Примечательно, что наш командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров, особо не вмешивался в профессиональные споры участников сдаточной команды и экипажа корабля, но каждый раз после возвращения, особо «говорливых крикунов» отправляли обратно на завод с нелестной характеристикой в адрес руководства ПСЗ «Янтарь». В результате сформировалась такая сдаточная команда, которая с энтузиазмом вместе с экипажем корабля практически в двухнедельный срок устранила все замечания и неисправности. Правда, труд их был архи напряжённым…

В благодарность за такое участие в нашей судьбе и за такую ударную работу всех участников сдаточной команды кормили и «полили» так, как кормили нас, моряков, с учётом всех норм сверх напряжённого труда (службы) в море. Правда, в море нас качало так, что в столовой, как правило, в назначенное по распорядку время кушали немногие, но зато камбуз и столовая работали практически постоянно (ешь – не хочу).

По рангу нашего корабля (БПК, корабль 2 ранга – автор) комиссия госприёмки была назначена приказом командующего Балтийским флотом, адмиралом В.В. Михайлиным. В состав комиссии госприёмки были назначены: председатель комиссии – командир соединения, в который войдёт БПК «Свирепый», заместитель комиссии – командир БПК «Свирепый», капитан 3 ранга Е.П. Назаров; члены комиссии – заместитель командира соединения по ЭМЧ; флагманские специалисты соединения; представители ПО ГПК и представители ВП МО СССР («военпреды»); представители довольствующих органов ДКБФ; ответственный сдатчик Калининградского ПСЗ «Янтарь» Л.Я. Змачинский, а также (по согласованию) представители контрагентов завода (по вооружению) и предприятий флота (ВМБ Балтийск, Арсенал и др.). Все члены комиссии госприёмки начали прибывать на БПК «Свирепый» за несколько дней до выхода его в море на соответствующие испытания (13-14 августа 1972 г. и 14 октября 1972 г.).

Председатель комиссии госприёмки непосредственно руководил работой комиссии, подготовкой корабля к испытаниям и ходом испытаний, то есть определял сроки, даты и ставил боевые задачи. При этом он подчинялся только командующему Балтийским флотом и получал разрешение на выход корабля в море от штаба Балтийского флота (по согласованию со штабом соединения флота в ВМБ Балтийск). План работы комиссии госприёмки (план испытаний) утверждал непосредственно адмирал В.В. Михайлин по форме: проводимые мероприятия по порядку следования, дата, исполнитель (участник комиссии госприёмки) и отметка о выполнении. Неисполнение мероприятия этого плана государственных испытаний – несоответствие занимаемой должности, в зависимости от последствий (вреда) и соответствующее наказание…

К началу работы комиссии госприёмки я участвовал в оформлении следующего комплекта документации комиссии: акт приёмки работ на швартовных испытаниях; акт проверки средств борьбы за живучесть; акт о комплектности и готовности спасательного имущества; акт о допуске корабля к плаванию; комплект приказов и директив главнокомандующего ВМФ, командующего Балтийским флотом, командира соединения ДКБФ и командира ВМБ Балтийск, регламентирующих плавание в районах ходовых испытаний; журнал боевой подготовки корабля; акт готовности экипажа корабля к сдаче курсовых задач; акт готовности экипажа корабля к борьбе за живучесть; приказ командира корабля о допуске личного состава к самостоятельному исполнению своих обязанностей по занимаемой должности.

Как я досадовал, что нам ранее, ещё в 115-м отдельном дивизионе новостроящихся и ремонтируемых кораблей не показали этот перечень и не рассказали о порядке проведения государственных испытаний корабля! Как всё было бы значительно проще и значимее на занятиях по специальности и на тренировках по боеготовности! Мы бы тогда видели не «тупую напрягу», а осмысленную цель – обязательные условия готовности корабля к государственным, то есть боевым, испытаниям! Вместо этого нам твердили о нашем долге, о дисциплине, грозили наказанием и т.д.

План государственных испытаний (план работы комиссии госприёмки) подписывается командиром корабля, ответственным сдатчиком, участниками комиссии, председателем комиссии и начальником штаба флота. По этому плану на каждый выход в море корабля составляется план-почасовик, в котором указываются конкретные испытания конкретного оборудования и вооружения, условия испытаний (боевые задания) и лица, ответственные за их исполнение. К плану-почасовику прилагаются задания всем силам и средствам обеспечения испытаний (стрельб). Невыполненные задания переносятся в план испытаний на следующий выход в море (как правило, на следующие сутки – автор).

Почасовой план государственных испытаний был очень секретным документом. Строго-настрого было приказано не разглашать ни одного слова, ни одного пункта, ни одного факта из этого плана, потому что информация о выполнении или невыполнении боевых заданий свидетельствовали об уровне боеготовности корабля (его материальной части) и экипажа.

В плане проведения государственных испытаний указывались: дни (даты) испытаний по порядку, время испытаний и номера пунктов программы испытаний по каждой боевой части корабля, время (норматив времени на исполнение пункта программы испытания), район боевого применения, силы и средства обеспечения, отметка о выполнении. Гриф секретности ставился на этом документе по мере его заполнения данными. Так что в этом документе фактически указывалось всё, что нужно было знать нашему «вероятному противнику»…

План-часовик государственных испытаний ещё лучше уточнял и конкретизировал виды и параметры государственных испытаний, в нём указывались: время начала испытания по датам; виды испытаний по каждой боевой части корабля: основной вариант испытаний и запасной вариант испытаний; средства обеспечения; ФИО представителя сил и средств обеспечения (от завода, от контрагентов, от флота, от соединения флота и ВМБ, от комиссии); отметка о выполнении или причины срыва испытания.

Теперь можно сказать, что частые, почти ежедневные выходы БПК «Свирепый» в море были следствием недостаточно оперативного и качественного выполнения нами заданий и пунктов плана-почасовика ходовых и государственных испытаний. Только к октябрю 1972 года мы настолько освоили наш корабль, так настроили личный состав на государственные испытания, что все боевые тревоги (упражнения, элементы испытаний) теперь стали исполняться максимально быстро и качественно. Командиру корабля и замполиту приходилось балансировать между требованиями секретности проведения государственных испытаний и необходимостью пояснять «ДМБовским годкам», «годкам» и молодым матросам и старшинам личного состава важность элементов испытаний.

Вот почему я почти ежедневно оформлял «боевые листки» и «молнии», в которых то славил героев испытаний, то юмористически (беззлобно) подтрунивал над теми, кто допустил ошибки и оплошности. При этом я ни разу, как некоторые из офицеров и мичманов экипажа, не упрекал матросов и старшин в том, что из-за их ошибок мы должны были повторно выходить в море на то же самое задание или уплотнять и так напряжённый график испытаний. Дмитрий Васильевич Бородавкин нашёл простой способ заинтересовать моряков в «предъявлении боевого задания с первого раза» - соревнование-состязание и поощрение (благодарность в приказе, благодарственное письмо на родину, стенд с фотографиями «Герои боевой подготовки», обещание отпуска с выездом на родину).

Председатель комиссии госприёмки (контр-адмирал – автор) лично внутри и снаружи осматривал весь корабль на предмет готовности его к выходу в море и к выполнению задания плана-почасовика. При этом за ним шла его свита из участников комиссии, которые докладывали ему о готовности своих заведований (ответственности). Во время этих смотров-осмотров горе было тому, кто попадался на пути председателя комиссии – обязательно к чему-то, но придирался.

Кстати, сам председатель комиссии госприёмки тоже отвечал, как школьник, перед командующим Балтийским флотом, адмиралом В.В. Михайлиным. Я сам видел, как этот контр-адмирал с красным лицом и «спотыканием» в словах танцевал в ходовой рубке с телефонной трубкой в руках во время доклада-отчёта командующему или начальнику штаба флота.

Ежедневно в конце «рабочего дня» (выхода в море) комиссия госприёмки собиралась на разбор и подведение итогов. Редко, очень редко после этого на корабле был дух радости, успокоения и счастья, как правило, после всех этих разборок объявлялись дополнительные приборки и работы, раздавались наряды вне очереди, а офицеры и мичманы ходили хмурые и злые. Я заметил, что даже вовремя просмотра кинофильмов матросы не смеялись там, где мы обычно «обхохатывались»…

Почти каждый день командиры боевых частей с помощью своих офицеров, мичманов и «ДМБовских годков» составляли перечни замечаний по ходовым испытаниям и сдавали их командиру корабля. Этот сводный перечень мы должны были сдавать ответственному сдатчику до подхода корабля к стенке причала.

Председатель комиссии госприёмки пользовался своим правом назначать даты и время испытаний, прерывать их, возвращаться в базу или продолжать испытания после устранения причин, вызвавших их прерывание, предъявлял претензии представителям завода и контрагентов, принимал решение о признании конкретных элементов испытаний успешными. Все участники комиссии госприёмки делали то же самое, но по своим конкретным заведованиям (ответственности). Вот они-то и были самыми дотошными и привередливыми…

Однажды проверяли работу фановой (канализационной) системы корабля и испытывали способность экипажа бороться с засорами в трубопроводах путём прочистки фановой системы забортной водой под высоким давлением. Для того, чтобы вода фонтаном не «брызнула» из «дучек», отверстий, в которые справляет нужду экипаж, из запирают «чопами» - деревянными конусообразными пробками. Матросы БЧ-5 кувалдами забивают чопы в дучки, а затем насосом нагнетают в систему морскую воду. В результате всё, что есть ненужного в канализации, как пуля или шрапнель выскакивает из забортных отверстий в море…

Олин из флагманских специалистов и участников комиссии госприёмки страдал животом и на призыв-уведомление матросов команды БЧ-5 остался в кабинке гальюна и послал по-русски матроса, который не очень хорошо говорил по-русски. Старшина команды спросил своего подчинённого: «Предупредил?», тот ответил утвердительно…

Через несколько секунд сидящего над дучкой офицера приподняло в воздух мощной струёй холодной балтийской забортной воды со всем тем, что по пути она собрала в трубах фановой системы…

Крик, шум, гам и гомерический хохот ещё долго витал по кораблю, а несчастные члены команды «маслопупов» из БЧ-5 мыли, чистили, дезинфицировали и драили до блеска и ароматного запаха чистой хлорки офицерский гальюн…

Злее всех был настроен наш корабельный медик, старший лейтенант медицинской службы Л.Н. Кукуруза, в каюте которого обитал этот нечастный флагманский офицер-специалист. До возвращения в ВМБ Балтийск он просидел в каюте медика, а потом один, незаметно сошёл с корабля. Больше мы его не видели.

До сих пор не знаю, как повлиял на решение комиссии госприёмки этот случай, но после этого за 1-2 дня до выхода в море по плану-почасовику на БПК «Свирепый» начали проводиться контрольные корабельные учения-испытания по приготовлению корабля к бою и походу, а также по борьбе за живучесть корабля. При этом участников комиссии госприёмки на этих учениях «не присутствовало» (верили докладам командира корабля – автор)…

Каждый раз, когда мы выходили в море на испытания, подписывался Акт о готовности корабля к ходовым и государственным испытаниям. При этом нормативы подготовки корабля к бою и походу всё время ужесточались, что вызывало сначала недовольство «годков», а потом (после соответствующего юмористически-сатирического оформления в стенгазете) азарт состязательности. «Высший пилотаж» при этом показывали наши «ДМБовские годки» и мы все не считали, что они «выслуживаются».

С 14 октября 1972 года экипаж БПК «Свирепый» как бы ощутил «второе дыхание» в череде ходовых и иных испытаний, то есть прилив душевных и физических сил, потому что командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров на общем собрании экипажа (по нашей с Д.В. Бородавкиным просьбе) тихо, вполголоса рассказал, что им подготовлен комплект итоговых документов для проведения итоговых государственных испытаний БПК «Свирепый» перед вхождением в состав боевых кораблей соединения Балтийского флота.

- Я подал в комиссию госприёмки рапорт о состоянии и готовности материальной части корабля к государственным испытаниям, - сказал Е.П. Назаров, - данные об укомплектованности экипажа корабля личным составом, приказ о допуске личного состава к самостоятельному исполнению своих обязанностей по занимаемым должностям, результаты внутрикорабельных испытаний, отработки и сдачи задач боевой подготовки по боевым частям, приказ о допуске личного состава боевых частей, команд и групп к ракетным, артиллерийским, торпедным стрельбам, бомбометанию и постановке мин.

- В комплекте документов на государственные испытания акт водолазного осмотра корпуса, успокоителей качки, руля, винтов, обтекателей ГАС. Я подписал акт о проверке средств борьбы за живучесть, спасательного имущества и о допуске корабля к плаванию в море, данные о наличии запасов, ЗИП, средств индивидуальной защиты на весь экипаж корабля и комиссию госприёмки.

- Мы имеем комплект документов по результатам анализа топлива, смазочных масел и рабочей жидкости в системах гидравлики, результатам радиохимического и бактериологического анализа пресной воды в цистернах, ремонтные ведомости, технические формуляры на всё оборудование, машины, механизмы и вооружение, паспорта и другие эксплуатационные документы, технические и должностные инструкции, боевые книжки для личного состава и боевое расписание корабля.

- Мы имеем всё необходимое для успешного прохождения государственных испытаний. Теперь всё зависит от нас, от всех и от каждого из нас. Теперь всё зависит оттого, как мы сумеем распорядиться и использовать всё то, что нам дали, чему научили и чего от нас ждут, а ждут от нас честного, прямого и быстрого ответа на вопрос: Можем ли мы быть военными моряками? Сможем ли мы так использовать вверенным нам корабль и оружие, чтобы гарантированно победить наших противников? Вот об этом я вас и спрашиваю…

По сигналу замполита руки для выступления начали тянуть «записные» (заранее подготовленные) командиры отделений и старшины, но Евгений Петрович взмахом руки осадил их и обратился конкретно к «ДМБовским годкам»: «Что скажете?».

Один за другим Сергей Берёза, Александр Кузнецов, Валера Клепиков и другие стали коротко, но со значением говорить, что «всё будет путём, даже не стоит сомневаться». Затем их горячо поддержали другие «годки», за ними почти в общий говор заторопились уверить командира корабля, что «мы все готовы в бой, хоть сейчас», командиры отделений и старшины, а матросы только глухо, но мощно «гундели» в поддержку. Общий настрой был очень боевой…

- Добро, - коротко резюмировал командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров. – Всем спать и завтра быть готовыми образцово исполнять всё, что нам приготовлено по пану государственных испытаний. Я вам верю, как самому себе. Отбой!

На следующий день началась такая напряжённая работа, что мы все вскоре совсем позабыли об «ура настроении», которое было у нас в первый день государственных испытаний. Потом, на первой БС (боевой службе) в июле 1973 года мы вспоминали эту программу государственных испытаний как ад, а пребывание на якорной стоянке БПК «Свирепый» у мыса Скаген в Северном море воспринималась нами как прекрасный курортный рай…

Однако всего за две недели сверх напряжённого труда мы выполнили всю программу-план государственных испытаний БПК «Свирепый», при этом результаты испытаний материальной части корабля полностью (Без «б»! – автор) соответствовали результатам ходовых испытаний. Были устранены все замечания и недостатки, выявленные или проявившиеся в ходе государственных испытаний. Внесены необходимые данные и изменения в формуляры и паспорта материальной части корабля. Единственное существенное замечание комиссии госприёмки касалось физических (электромагнитных) полей корабля – они не соответствовали нормам, мешали кораблевождению и стрельбе. Поэтому было принято решение – после ревизии корабля на заводе-изготовителе, отправить БПК «Свирепый» на специальный полигон ДКБФ для размагничивания.

Комиссия госприёмки на основании результатов проведённых швартовных, заводских, ходовых и государственных испытаний, сделала заключение о полноте и качестве строительства и подготовки корабля, допуске корабля к дальнейшей эксплуатации и составила государственный приёмо-сдаточный акт по соответствующей форме. Командующий ДКБФ, адмирал В.В. Михайлин и начальник Постоянной комиссии по приёмке кораблей ВМФ приняли решение утвердить этот акт приёмки БПК «Свирепый» после его размагничивания на полигоне в бухте Хара-Лахт (Эстонская ССР, Эстония).

Я с нескрываемой гордостью воспроизводил на большом листе ватмана текст и форму Акта о готовности БПК «Свирепый» к проведению государственных ходовых приёмо-сдаточных испытаний, в котором в частности, было сказано:

Комиссия, назначенная приказом командующего ДКБФ от … … 1972 года №…, в период с 14 октября 1972 года по 28 октября 1972 года во время смотра корабля, при осмотрах его материальной части и на контрольных корабельных боевых учениях проверила:
1. Укомплектованность корабля личным составом согласно действующим штатам;
2. Подготовку и допуск личного состава корабля к выполнению своих обязанностей по занимаемой должности, в том числе специальную подготовку и подготовку к борьбе за живучесть корабля в объёме, обеспечивающем проведение государственных испытаний;
3. Подготовку и допуск сдаточной команды к проведению ходовых испытаний и комиссии к проведению государственных испытаний;
4. Техническое состояние материальной части корабля, готовность её к выходу в море и проведению государственных испытаний, а также выполнение организационно-технических мероприятий по подготовке корабля к выходу в море (водолазного осмотра, размагничивания и т.д.);
5. Полноту и качество выполнения заводом, его контрагентами, предприятиями флота и личным составом корабля работ, предусмотренных строительными и ремонтными ведомостями и протоколом согласования объёма работ;
6. Приёмо-сдаточную документацию, подтверждающую окончание строительства, ремонта и швартовных испытаний корабля;
7. Наличие и состояние эксплуатационной документации корабля;
8. Обеспеченность корабля необходимыми запасами, инвентарным имуществом, материалами и ЗИП.
БПК «Свирепый» допускается к государственным ходовым приёмо-сдаточным испытаниям, выход на которые назначается на 14 октября 1972 года.

К сожалению, я не видел итоговый приёмный акт по результатам государственных испытаний БПК «Свирепый», так как в этом особо секретном документе была дана оценка кораблю и экипажу корабля, указывались основные результаты испытаний, делался вывод о приёме корабля в состав боевых кораблей ДКБФ, устанавливался гарантийный срок на корабль, перечислялись виды и результаты испытаний (швартовных, заводских, ходовых и государственных). Согласитесь, что это реально и действительно секретные сведения о боевом корабле.

Я знаю только, что в тексте этого приёмного акта, наверно, было записано: «Ввиду того, что комплексные государственные испытания БПК «Свирепый» дали удовлетворительные и согласные с программой испытаний результаты, приёмная комиссия полагает возможным признать БПК «Свирепый» годным к использованию. Результаты проведения испытаний полностью подтвердили заданные технические параметры проекта и строительства корабля. Корабль и экипаж корабля готов к выполнению поставленной задачи по прямому назначению с применением штатного оружия».

Я очень хотел, чтобы такие строки были в этом приёмном акте БПК «Свирепый», поэтому написал их на праздничном плакате-стенгазете, который очень понравился всем без исключений, в том числе командиру корабля и участникам комиссии госприёмки, он «исчез» через 30 минут после вывешивания в столовой личного состава.

Теперь все ждали приказа о поощрении личного состава по итогам государственных испытаний и дождались…