Балерина Таня Томсон

Алекс Суханов
Рассказ (из серии «Австралийская История»)

Эта русская женщина, которая повлияла на жизнь и карьеру сотен талантливых танцоров, включая директоров австралийского балета и крупных компаний по всему миру, и в свои 75 лет Таня Томсон продолжает преподавать классический балет полный рабочий день.
Но мало кто знал до сих пор, что ее личная история это не только жизнь в балете. Чтобы отметить ее полвека преподавания балета, ее семья, коллеги и бывшие ученики собрались на торжественной вечер, чтобы отдать  дань уважения этой женщине, которую они с любовью знают как «миссис Таня».
Ее дочь Николь планировала в течение некоторого времени, начиная с прошлого года, сделать это важное событие для мамы. Это то, чем она была очень увлечена, чтобы отметить ее долгую жизнь, посвященную обучению балету.
Она пригласила многих танцоров, которые были выпускниками или студентами мамы на протяжении многих лет из компаний со всего мира и оказалось, что более 30 международных артистов, которые согласились приехать.
Она очень гордилась тем, что наконец собрала всех этих танцоров, чтобы чествовать ее и просто сказать ей  в некотором роде - «Большое спасибо».
Для Люсинды Данн – примы-балерины Австралийского балета это представлялся особым гала-концертом, так как Таня сформировала её карьеру и она чувствую, что отдаёт дань и благодарит ее. Она будет делать два соло, так что это немного дополнительной работы, но она думает, что запланированная ночь просто звучит так волшебно и она действительно взволнована быть частью этого концерта.
Таня Томсон говорит: «Я не знаю, что произойдет. Балет - это все. Музыка много значит для меня, и музыка балета и всего, что связано с движением и музыкой, - это то, что меня заводит. Это музыка, которая говорит мне, что я чувствую, и я думаю, что движение, перемещение к музыке дает мне огромное удовольствие использовать мое тело, чтобы выразить музыку. Мне 75 лет, но в уме и в душе я не чувствую 75, и я счастлива, когда я на работе. Я учу классы каждый день недели плюс каждый день имею как минимум три частных урока. Почти 50 лет я преподаю балет. Я люблю страсть, и я люблю участвовать и помогать другим в достижении их мечты, вот что я чувствую основой в этой жизни. О да, я могу быть жестким мастером. Я работаю для совершенства, и, если я не получу его, я могу пилить, ворчать и ворчать, пока не доведу кого-нибудь до слез, но не потому, что я хочу довести их до слез, а потому, что я ожидаю, что они будут производить этот танец в  совершенстве».

Ее дочь Николь подтверждает: « Балет - ее жизнь. Это дает ей повод для жизни, я думаю. Мама использует балет или находит через балет, без сомнения, спасение от своего прошлого - возможно, самых печальных моментов или тяжелых моментов, которые она пережила в детстве. Я заметила, что когда она взяла тайм-аут и у нее когда-либо были праздники, что очень редко, ей не нравится, что у нее слишком много времени, чтобы подумать о прошлом. Когда я была маленьким ребенком, я мало знала о мамином происхождении, и там, несомненно, была стена, я думаю, что это защитная стена. Она не выдавала очень много. На самом деле, я провела последние несколько лет, пытаясь найти как можно больше из прошлого мамы. Это был процесс разговора с теми, кто остался  у нас из немногих родственников. Папа также дал мне несколько коробок старых фотографий и документов. Но главным источником было на самом деле пытаться найти время с мамой, чтобы сесть с ней тихо и поговорить. Весь этот процесс помог мне понять маму намного больше, и если это вообще возможно, даже повысил уровень моего уважения к ней.

Таня Томсон родилась в России, под Москвой в 1937 году. Она никогда не знала своего отца, потому что, когда ей было два года, он оставил их и ушел к другой женщине. Ее мать была так горделива и она не хотела говорить родителям, что он оставил ее, и тут ещё она заболела дифтерией, а затем, когда она была госпитализирована, ее дети Таня и младшая сестра Нелли были помещены в приют для сирот. И к несчастью, Нелли, которой было всего полгода, умерла от недоедания, а Таня это не помнила, потому что ей было всего два года.

У ее дедушки и бабушки был прекрасный дом в Николаеве, который находится недалеко от Черного моря на Украине. Это был трехэтажный дом. И в гостиной было пианино, на котором она играла иногда, но у ее остались прекрасные и приятные воспоминания от этого дома. Ее мать была потрясающим оптимистом. И она всегда пела и заставляла всех чувствовать, что мир прекрасен. К сожалению, счастливые времена были недолговечными, потому что началась Вторая мировая война, и немцы оккупировали Украину.
Но поскольку потом они стали отступать, а российские войска овладели городом и  властью. Немцы угоняли в Германию мирных жителей в  поездах для скота. Она пережила огромное количество бомбежек. Она была очень напугана, потому что на одном этапе был туннель, и часть поезда, которая была вне туннеля, была полностью уничтожена самолетом, который бомбил их состав.
К счастью, они оказалась все еще в туннеле и были спасены.
Ее мама рассказывала красивые сказки и пела, чтобы она не испугалася от шума падающих бомб. И говорила ей, что они скоро выйдут из этой убогой страны, и будут в прекрасном месте. Когда они приехали в Германию, они не могли вернуться домой, потому что русские считали, что они добровольно ушли с немцами. И они стали просто перемещенными людьми. У них не было дома в Германии, и им некуда было возвращаться в Россию. Но им очень повезло потому, что католический священник сжалился над нами и увез их в свой дом, где ее мама делала для них небольшую домашнюю работу. И он приютил их и посоветовал изменить свое имя, чтобы их не обнаружили как русских и не посадили в лагерь.
После окончания войны все еще было много подпольных действий немцев, и постоянно происходили какие-то стычки. Однажды они с двоюродным братом ждали урока музыки и зашли в ресторан, чтобы заказать тарелку с супом. Но какой-то солдат вошел с автоматом и начал стрелять во всех в ресторане. Они нырнули под стол, и когда стрельба закончилась, они увидели очень много людей, просто опустивших головы либо в тарелку с супом, либо на стол. Неизвестно, сколько людей выжило и сколько было убито в  том ресторане в тот день, но это ужасная память осталась на всю жизнь.
Ее дочь Николь вспоминает, что мама и по сей день сильно страдает от зверств войны и в том, что случилось. Она не будет сидеть и смотреть фильм или что-нибудь еще о военным временем. Или какой-нибудь печальный фильм по этому поводу. Она просто отказывается смотреть на негативные вещи в жизни.
Она так обожает балетный мир, что именно эти красивые истории переносят вас в другое место и время, где все красиво и безопасно. Ее семья была достаточно образованной. Ее мама стала лингвистом и успешно получала неплохую работу переводчика в Гейдельбергском университете. Но пока они жили в Гейдельберге, Таня постоянно падала. Ее мать заметила, что ее правая нога была значительно меньше и слабее, чем ее левая нога, и поэтому она начала посылать ее на сеансы физиотерапии, чтобы выяснить, могут ли они исправить эту проблему.
Оказалось, что у Тани был полиомиелит, который никогда раньше не диагностировался. Но физиотерапевт находился в том же здании, что и театр. И однажды она пришел рано и открыла другую дверь, где репетировали балет. Она была полностью очарована.
И когда мама спросила ее, какие у ее упражнения, она поднялась на ноги, как лебедь, взмахнула руками и сказала: «Вот такие!»  Таня сказал ей после этого, что она  хочет делать в своей жизни – это заниматься балетом.
Когда ей было около одиннадцати с половиной лет, они эмигрировали в Австралию. И она, наконец, получил свой первый шанс посетить уроки балета в Сиднее.
В 17 лет она получила стипендию для учебы в школе Борованского в Мельбурне. Затем ею был заключен контракт с компанией «Борованский», которая в то время была единственной балетной компанией в Австралии и фактически предшествовала «Австралийскому балету».

Магия, которая окружала балет, помогла ей преодолевать недостатки правой ноги, которая была короче, тоньше, и она носила обувь разного размера.
Она понимала, что ей не светила карьера примы-балерины, так как с таким недостатком ее уделом могла быть только – роль «хромого лебедя»
Но она просто училась преодолевать эти трудности, работая над всеми другими мышцами. И она часто делал повторные хореографические упражнения на ее левой ноге вместо правой ноги. Она думала, что в качестве учителя балета она могла бы сделать больше и это помогло ей выявить физические проблемы, которые могут возникнуть у танцора в его карьере.
Итак, эта программа, которую она разработала за эти годы, помогала потом многим танцорам менять свои мускулы и создать красивые тела из того, что у них есть.
Таня Томсон была с компанией Борованский около года, а затем, к сожалению, скончался основатель компании Эдуард Борованский, и компания была вынуждена расформироваться. Таня как и многие другие танцоры того времени, внезапно перестала работать. А в то время в Австралии не было других балетных компаний, а телевизионные варьете только начинались. Так Таня смогла показать свое мастерство, чтобы стать танцором-резидентом с HSV7, и она получила работу.
 Она никогда не занималась каким-либо другим стилем танца, кроме классического балета, но они спросили ее: «Можете ли вы сделать другие стили?», «О да, я могу», - солгала она, надеясь, что может все.
Она работала на таких шоу, как Club Seven, Sunnyside Up. Это сделало ее разносторонней танцовщицей, и она получила широкую огласку. Это дало ей смелость искать работу позже в Лондоне. И ей посчастливилось получить работу в мюзиклах, пантомиме и кино.
Кейт Томсон был инженером и только что приехал в Лондон, когда познакомился с Таней. Однажды они собрались на день рождения и он был сражен любовью с первого взгляда. И они провели большую часть ночи, разговаривая, и Таня спросила: «О, ты высокий, ты скандинавского происхождения?» Он сказал: «Да, у меня есть шведский дедушка». И она засмеялась и сказала: «Ты тот человек, за которого я собираюсь выйти замуж». Она продолжила объяснять, что недавно была у гадалки, и  та предсказала ей, что она выйдет замуж в течение двенадцати месяцев  и ее  муж будет скандинавского происхождения, у нее будет четверо детей, - и все это так и  произошло.
Они поженились в течение года после этой первой встречи. И их два сына родились в Англии, и они вернулись в Австралию с ними в 1964 году. Тогда у них появились еще две наши дочери. К большому разочарованию Тани мальчики не проявляли никакого интереса к балету, но обеим девушкам это нравилось.
Таня Томсон много занималась телевизионной хореографией, а также начала преподавать в своем собственном доме на начальном этапе. С этого очень скудного старта в их доме ее академия теперь превратилась в очень большую дневную школу с не менее чем 30 очными студентами.
Она прошла путь во многих своих методах обучения и многие другие люди приняли эти идеи. Вероятно, долговечность ее работы означала, что последовательные художественные руководители действительно ценили то, что она делает. И вот в течение многих-многих лет она производит необычных танцоров, которые танцевали во всем мире.
Она тренировала многих танцоров, которые сейчас являются руководителями или солистами в Австралии или за рубежом. И она особенно гордится тем, что Люсинда Данн, которая является директором Австралийского балета, пришла к ней в двенадцать лет.
Она хотела быть звездой в музыкальной комедии, и Таня сказал ей: «Через мой труп! Ты станешь классической балериной! "
Люсинда была очень молодой и энергичной, и потому что занималась джазом, краской, характером, современностью, и не была отточена в классическом стиле. Таня взяла ее под свое крыло, как дочь, и с тех пор они поддерживают отношения.
Люсинда Данн  теперь с «The Australian Ballet» уже 21 год, и она - самая долго выступающая балерина. Одну из главных вещей, которую она взяла от Тани - это любовь к танцу, это было удовольствие, выразить это, быть искренним, и также у вас должны быть эмоции.
Одна из самых замечательных вещей, которые сделала для нее Таня Томсон была связана с международным конкурсом балета, когда ей было пятнадцать лет, под названием «Prix de Lausanne». Она была награждена одной из крупных стипендий. Потом она поступила в Королевскую школу балета в Лондоне, прежде чем присоединиться к австралийской балетной труппе.
Уже более 25 лет Таня принимает многообещающих студентов на ежегодные зарубежные туры. Она действительно очень уважаемый и знатный посол балета и любит австралийскую танцевальную сцену, и поэтому так много танцоров, которые чувствовали необходимость стать частью этого гала-концерта.
Стефания – солистка Баварского балета в Германии сказала: « Я надеюсь, что все будут наслаждаться этим вечером, отмечая все ее достижения. У нее было их так много и она повлияла на жизнь каждого из нас».
Линдон – солист Лондонского Королевского балета признался : « Она больше похожа на члена семьи. Я чувствую, что теперь я тоже часть семьи Тани Томсон и мне просто надо сказать ей «Большое спасибо».
Дочь Николь говорит: « Конечно, в моей жизни были моменты, когда я думала, что я, может быть, немного обиделася на то, что мама сосредоточила внимание на всех учениках балета, а не только на мне, и я уверена, что  для моих братьев и даже моей сестры, было то же самое. К счастью, это было недолго. Я думаю, вместо этого я поняла, что она дала мне в моей жизни, и что мне так повезло, что у меня есть все эти братья и сестры, и эта большая семья сделала меня тем, кем я являюсь сегодня».

Таня Томсон как-то призналась: « Оглядываясь назад, я рада, что выполнила столько амбиций. У меня есть некоторые раны из танцевальной карьеры, главным образом, из-за состояния моей правой ноги. Я игнорирую боль, и когда я учу, я забываю о боли. Я буду продолжать учить, пока  не упаду, или пока мое здоровье позволяет. Версия моего мужа состоит в том, что однажды я приду в студию, и студенты вынесут меня в деревянной коробке ногами вперед, торчащими в воздухе и в пуантах. Это будет мой конец»