Великие скульпторы. Лука Делла Роббиа

Алина Алексеева-Маркезин
Лука Делла Роббиа.Мадонна с младенцем, 1450 года. Музей Барджелло, Флоренция

        Лука Делла Роббиа - скульптор и ювелир, родился около 1400 года во Флоренции (Италия).Наряду с Донателло и Лоренцо Гиберти Лука делла Роббиа принадлежал к мастерам, определившим пластику раннего итальянского Возрождения.

         Им выполнено множество произведений, которые по праву занимают видное место в истории скульптуры Возрождения. Трудолюбие Луки делла Роббиа, его преданность искусству подчеркивал один из первых его биографов, Д. Вазари:

         «...совершенно оставив ювелирное дело, он (Лука делла Роббиа) отдался скульптуре и уже ничего другого не делал, весь день работая резцом и рисуя по ночам. И делал он это с таким старанием, что, нередко чувствуя ночью, что у него застыли ноги, он, чтобы не отходить от рисунка, согревал их, засунув в корзинку со стружками...»

         Лука делла Роббиа весьма рано проявил свои способности, потому что уже в начале 1430–х годов ему была доверена ответственнейшая работа – исполнение кантории (кафедры для певчих) в соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Уже в этой первой дошедшей до нас работе Лука делла Роббиа предстает как зрелый мастер и достойный соперник Донателло, автора второй соборной кафедры (1433—1438, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).

            Обе кафедры, находившиеся друг против друга, представляют подобие больших прямоугольных балконов, опирающихся на консоли; тема украшающих их рельефов восходит к одному из псалмов Давида, призывающих восхвалять Господа в пении и танцах*. В этой первой своей значительной работе Лука делла Роббиа успешно конкурирует со своим великим современником Донателло. Если последний украсил парапет своей кафедры хороводом пляшущих путти, проносящихся за сдвоенными колоннами, то кафедру Луки делла Роббиа украшают десять квадратных мраморных рельефов, восемь из них, расположенных в два ряда фронтальной части кафедры, два — боковые стороны.

               Над рельефами на карнизе кафедры высечены первые слова псалма Давида, а на рельефах предстают группы отроков и маленьких детей, поющих, танцующих, играющих на музыкальных инструментах. Если у Донателло царит почти вакхическое веселье, а облик путти антикизирован, то персонажи Луки делла Роббиа более сдержаны, а их облику мастер придал житейскую достоверность и некую приземленность; дети танцуют нечто вроде народной пляски, старательно поднимая ноги; подростки, усердно распевающие псалмы, так выразительны, что кажется, слышны их голоса. Обработка поверхности очень тщательная и очень детализированная.

        Характерные черты манеры старшего делла Роббиа земной, жизнеутверждающий дух и чувство лирической одухотворённости, но на примере группы «Встреча Марии с Елизаветой» из Пистойи можно видеть, что его мраморным скульптурам был не чужд и напряжённый драматизм.

          При работе над люнетами собора Лука делла Роббиа изобрёл глазурь особого состава (на основе олова). Впоследствии украсил глазурованными люнетами (как правило, с изображением мадонны) множество храмов во Флоренции и за её пределами, включая капеллу Пацци (арх. Ф. Брунеллески), капеллу Распятия в храме Сан-Миниато-аль-Монте и церковь св. Доминика в Урбино.

        В XVI веке мастерская делла Роббиа продолжала развивать технику цветной майолики, которая стала применяться к круглой пластике и рельефам. После Луки мастерскую возглавляли его племянник Андреа делла Роббиа и сын последнего Джованни.

            У прерафаэлитов XIX века популярность произведений делла Роббиа была так велика, что в английском Биркенхеде в 1894 г. заработала мануфактура, специализировавшаяся на выпуске керамики «под делла Роббиа»

Умер Лука Делла Роббиа в феврале 1483 года во Флоренции.