Видное забытые основатели города

Олег Аркадьевич Александров
О.А. Александров, экономист и историк (МРСЭИ)

Зодчество было главной летописью человечества.
Виктор Гюго

Видное: забытые основатели города

В истории каждого города есть как забытые страницы, так и преданные забвению имена выдающихся общественных и политических деятелей, представителей интеллигенции…
Однако человеческие творения часто переживают своих создателей, пронося свет знаний, культуры сквозь десятилетия и века. К таким творцам относятся архитекторы, труды которых не только приносят эстетическое наслаждение, но и учат каждое поколение хранить национальную культуру, традиции, обычаи, уважать труд талантливые людей, любящих свою Родину.
Пережили своего творца и оригинальные двух и трех этажные дома, построенные по проекту советского архитектора Бориса Васильевича Ефимовича (  - 1952 (?)  ) в подмосковном городе Видном. Более того, имя архитектора забыто жителями этого города; в местном музее Вы не встретите стенда или фотографии человека, подарившего городу по - своему уникальные домики, напоминающие игрушечные сооружения. Видновчане и видновчанки наверняка догадались, что я говорю о т.н. «немецких» домах, расположенных по ул. Школьная и ул. Заводская.
Как родился проект этих домиков (не поворачивается язык назвать из грубо – домами!), кто организовывал их строительство ? Для ответа на эти вопросы совершим небольшой исторический экскурс.
 


Нашим соотечественникам известны имена знаменитых архитекторов, зодчих, как их называли вплоть до 19 века – Ф. Конь (1540-1606 гг.), Д. Ухтомский (1719-1744 гг.), В.К. Баженов (1737-1799 гг.), М.Ф. Казаков (1738-1812 гг.), О. Бове (1784 – 1834 гг.), Ф.О. Шехтель (1859-1926 гг.), А.В. Щусев (1873 – 1929 гг.). Созданные ими дворцы, частные особняки дворян и купцов, архитектурные комплексы преобразили внешность российских городов, не уступавших по красоте столицам стран Западной Европы – Парижа, Праги, Вены, Будапешта, Женевы…

После революции 1917 года в архитектуре наметилась смена тенденций и подходов к проектированию зданий. Акцент стали делать на простоте и практичности, без архитектурных излишеств. Так родился советский конструктивизм. Однако работали архитекторы, не порвавшие с классическими традициями зодчества. К ним мы отнесем Абросимова Павла Васильевича (1900—1961), спроектировавший комплекс зданий МГУ им. М.В. Ломоносова, Федора (Франц) Осиповича Шехтеля (1859—1926), автор проектов Ярославского вокзала, Исторического музей, особняков дворян и купцов; Алексея Викторовича Щусева (1873 — 949), спроектировавший здания Мавзолея, гостиницы «Москва», здание Дворца съездов (строительство не было осуществлено; вместо него построен бассейн «Москва»).
Среди этой плеяды выделялся архитектор Борис Васильевич Ефимович ( - 1952 г.). К числу его архитектурных творений принадлежит немало оригинальных зданий: музыкально-драматический театр в Воронеже, санатории ВЦСПС «Красная Москва» и санаторий «Новая Ривьера»  в Сочи; Дом культуры на Яузе. К сожалению, советская власть не оценила последнюю работу архитектора, сослав его в 1952 г. в лагеря за «архитектурные излишества». Освободившись, он тихо доживал в Москве.

Б.В. Ефимович внес значительный вклад в создание города Видное. В конце 1935 года было решено создать Московский коксогазовый завод. В 1949 году, на месте поселения Малое Видное и частных дач, был создан рабочий поселок Видное. Разработку проекта рабочего поселка и архитектурного облика поручили московскому архитектору Б.В. Ефимовичу и инженеру-конструктору А.М. Рудскому. Обеспечение строительства осуществляло предприятие Гипсобетон.
Именно этим специалистам будущий город Видное обязан появлением т.н. «немецких домиков», выстроенных для рабочих Московского коксогазового завода. Отметим, что директор данного завода не имел отношения к этому проекту.
Кроме того, бытующая среди жителей Видного легенда о том, что немецкие домики строили пленные немцы, не имеет фактического основания. Эти дома строили рабочие коксогазового завода, семьи которых и поныне живут в них. Интерес вызывают два факта:
1) До 1960-х годов немецкие дома имели черепичные крыши, которые потом демонтировали, мотивировав тем, что они хуже защищают от осадков, чем алюминиевые крыши;
2) В начале 1960-х годов, по воспоминаниями директора завода Гипсобетон, в Видное приезжала делегация из Москвы во главе с Н.С. Хрущевым. Ему показали ул. Школьную. Увидев немецкие дома, Н.С. Хрущев бросил фразу: Неметчина!. Потом сел в машину, и кортеж уехал. К счастью для архитектора, этот эпизод не имел последствий…
Следующим этапом формирования облика города Видное стало строительство типовых домов в 1960-1070-х годах, т.н. «хрущевок» и «брежневок». Город, изначально имевший радиальную планировку, стал меняться. Сейчас мы видим некий гибрид советской и европейской архитектуры, особенно заметный на улице Школьная: на одной стороне стоят красивые частные дома, на другой стороне – малосимпатичные, унылые пяти и девятиэтажки. Советская площадь тоже несет в себе сочетание эпох: здание городского музея в стиле классицизма и памятник В.И. Ленину (весьма нетипичный для стандартных памятников вождю российского пролетариата).

В 2000-е годы город стал разрастаться, появился новый микрорайон «Березовая роща». Старожилы города помнят большой лес рядом с новыми домами; вместо него остался небольшой парк.
Город  Видное, по нашему мнению, нуждается в реконструкции, ведь архитектурные стили в нем плохо сочетаются и портят внешний вид. Следует доработать архитектурную концепцию города, учитывая историческое наследие. К работе по улучшению внешнего вида города можно было бы привлечь специалистов и студентов факультета дизайна МРСЭИ.
На наш взгляд, в городе нужно увековечить память и вклад его создателей – архитектора Б.В. Ефимовича, инженера А.М. Рудского и директора завода Гипсобетона , повесив мемориальную доску на городском музее, либо установив им памятник. В городском музее, в котором нет информации об основателях города, можно создать постоянную экспозицию. Жители города должны знать его историю, ибо без сохранения традиций нет будущего, нет развития нашей страны.