Чудила

Фатима Шейхи
Жил у нас в селе один мужик. Ох и чудить любил - хлебом не корми! Сам был мастер на все руки, несмотря на то, что был инвалидом,ходил с тросточкой. Чинил на своем "Зингере " ботинки, штопал валенки, фотографировал, стеклил и мог сочинить сатирический куплет на кого-нибудь. К нему приходили просить, чтобы он грамотно написал на кого- нибудь жалобу или кляузу. " Слышь, Степаныч, ты чего это на меня кляузу написать помог Петровичу. Я знаю - твоих рук это дело. Все к тебе обращаются."А он отвечал с усмешкой: " А ты поставь мне бутылку - и тебе помогу написать против Петровича." Фотоаппарат в Советское время был один на всю деревню - у Степановича. Вот и приглашали его - то на свадьбу , то на похороны ( Раньше мода была даже похороны фотографировать). Степаныч ухмылялся: " Услышу, что свадьба намечается - радуюсь, пригласят меня - калым, да еще угостят от пуза. Услышу - похороны - опять радуюсь - калым. И говорю я им: " Вот умирайте, пока я живой, а то фотографировать некому будет. А когда в магазин захожу, то в первую очередь на ноги покупателей смотрю. О! у этого валенки изношены - скоро придет ко мне, а у этого ботинки разваливаются - мой будущий клиент." На свадьбе он фотографировал молодых и произносил им напутственный тост:  Живите счастливо! Почаще навещайте родителей за мясом и салом." А на сходе граждан села мог выступить и спросить у председателя сельсовета: " Почему могилки все разгорожены?  Из-за этого прямо умирать не охота." А ему отвечают: " Погоди, Степаныч! Вот закончится посевная - организуем." Да ладно! - отвечает Степанович, - вообще-то, я не тороплюсь. Подожду."
 Однажды он сидел пил с мужиками и подбежала его жена и устроила скандал. На что он спокойно обьяснил при жене своим собутыльникам: " Вот, понимаете, мужики, когда я напьюсь - я, вообще, становлюсь негодный в постели. Вот она и бесится." После чего жена еще пуще прежнего раскричалась, а он только посмеивался.
  Мог переделывать поговорки на свой манер. Если какой-то мужчина заигрывал с чужой женой, то он говорил : " На чужую кровать - рот не разевать".
   На 1-ое мая и 9-ое мая открывал окно, оттуда раздавалась громкая передача демонстрации, музыки или парада. А тогда телевизоры были не у всех. На заборе вешал рамку с портретами ветеранов войны, а на черемухе красный флаг. Люди шли и чувствовали праздник и радовались и на душе становилось теплее.
 Советское время - это время лозунгов и агитаций. Однажды у ворот гаража повесили лозунг " Алкоголизм - это медленная смерть." А он взял и написал внизу ( а писал он красиво ) - " Мы не торопимся! "
Вот такой был чудила, наш Степанович. Остается только вспоминать. Хотя и не торопился, но могилу успели загородить до прибытия его в последнее пристанище.