Эх, Таганка!

Людмила Вятская
начало: http://www.proza.ru/2017/05/28/1392

Вечер свидания с Таганкой, наконец-то, наступил!

И сборы были, как на свидание...
Люда дважды поменяла наряд, остановившись на любимом тёмно-сером костюме со светло-серой отделкой.

- Надевай то, в чём чувствуешь себя уверенно, – сказала Майя и, взглянув на родственницу, одобрила выбор. – Хорошее сочетание. Подожди минутку. У меня и сумочка подходящая есть.

Повесив на плечо Люды узкую светло-серую сумочку на длинном ремешке, она заставила девушку покрутиться.

Про туфли разговор состоялся ещё накануне.
И всё-таки Люда решила "закинуть удочку" ещё раз.

- Ведь мы будем сидеть на первом ряду, так? Может быть, всё-таки надеть туфли?

Майя поняла, что Люда переживает из-за своих простеньких фетровых сапог, и предложила выход.
- Мы, знаешь, что сделаем? Поменяемся сапогами! Размер у нас с тобой один. Я сегодня никуда не иду. Так что, Людочка, никаких возражений!

Отказывалась студентка от предложения как-то вяло, неубедительно. А сама готова была танцевать перед зеркалом, потому как отражение ей очень даже понравилось.
Высокие кожаные ботфорты зрительно удлиняли ногу.
И видом своим Люда осталась весьма довольна.

– Хороша! - ещё раз одобрила Майя. - Чуть не забыла! Девочки, с вами рядом будет сидеть невысокий пожилой мужчина. Это японский посол. Так что громко не разговаривать, вести себя вежливо, не забывать улыбаться и государственных тайн не выдавать.

Боясь опоздать, вышли с большим запасом времени. И подошли к театру за полчаса до начала спектакля.
Ещё на подступах к неказистому зданию прохожие спрашивали лишний билетик. И каждый такой вопрос напоминал Люде о том, как ей повезло. Она и так всю дорогу сдерживала себя, чтобы не запеть, а тут готова была в пляс пуститься.

У самого входа в здание театра произошла какая-то заминка...
Здесь толпились люди, что-то обсуждая, и в интонациях слышалось недовольство.

Майя попросила девчонок пока не заходить, подышать свежим воздухом, словно почувствовав какой-то подвох...

А сама зашла в помещение.

Тамила и Люда стояли в десяти метрах от входа и ждали Майю.

Пошёл сначала лёгкий снежок, а через мгновение хлопья уже стали пушистыми, как в новогодних декорациях.

В свете фонарей вся картинка казалась Люде волшебным сном.
Пробуждение было нерадостным.

- Должна вас, девчонки, огорчить. Спектакль заменили.
- Как? Почему? – вырвалось у студентки почти криком.
- В связи с болезнью главного исполнителя. Похоже, Высоцкий опять заболел...

В этот момент Люда почувствовала то самое разочарование, какое испытывает девушка, если к ней на свидание не приходит возлюбленный.

Хотелось разреветься. Но Майя успокаивала.

- Заменили комедией Мольера «Тартюф». Я сама этот спектакль ещё не смотрела. Постановка тоже Юрия Любимова... Ну, не переживайте, - уговаривала Майя, хотя Тамила никак своих эмоций не проявляла.

Дальше картинка в памяти Люды слегка стёрлась. Она только помнила, как они с Тамилой заняли места в первом ряду почти у самой двери в зал, который удивил своей теснотой.

Люде показалось, что он был не больше их казанского ТЮЗа.
«А ещё Таганка!» - с упрёком пробубнила она про себя, всё ещё сердясь на полученное известие.

Расстояние между сценой и первым рядом было такое, что приходилось вставать с кресел, чтобы пропустить зрителей.

Народ заполнял зал. Два кресла слева пустовали.
Она сидела и вспоминала все приготовления, с грустью разглядывая красивые сапоги. Тамила изучала программку.

И вот, когда был дан второй звонок, Тамила встала, пропуская очередного зрителя. Поднялась и Люда, не глядя на мужчину, теперь проходившего перед ней.

И только оторвав взгляд от пола, она увидела следовавшую за ним миниатюрную японку в национальном кимоно, парике, с необыкновенно гладким белым лицом, совершенно фарфоровым, которая почти на полголовы была ниже Люды. Вся такая игрушечная, что её хотелось потрогать.

Проходя мимо, женщина улыбнулась лишь слегка приподняв вверх уголки ярко накрашенных губ, опустив глаза и слегка наклонив в приветствии голову.

Люда улыбнулась с опозданием: когда уже села, посмотрев на Тамилу.

Японка её улыбку не видела. И это Люду тоже расстроило.

Она ощущала незнакомый, но очень приятный аромат, исходивший слева, и боялась дышать, чтобы не сдуть эту "волшебную бабочку".

Тамила, сидевшая справа, вдруг стала поворачиваться к своей двоюродной тёте под разными предлогами: то вопрос риторический задаст, то программку передаст, то опять её заберёт, то о времени спросит... При этом взгляд её был устремлён не на Люду, а чуть дальше.

Всё первое действие Тамила изучала жену японского посла, не вникая в содержание пьесы.

На сцене между тем появились актёры, говорившие в рифму.
Люда пыталась вникнуть в сюжет, но затянувшееся обсуждение главного невидимого героя и суета с какими-то оживающими портретами в рамках, в которые поставил режиссёр своих актёров, мешали ей понять смысл происходящего.

Мнения других героев комедии о Тартюфе были противоречивые.
А Люде хотелось бы сформировать собственное, да и посмотреть было бы не грех на поступки мнимого святоши.

Две знакомые по фильмам знаменитости – Алла Демидова и Зинаида Славина – играли главные женские роли. Славина – с присущим ей мощным темпераментом, а Демидова – с вечным льдом в глазах. По пьесе её звали Эльмирой.

Несколько раз Алла-Эльмира подходила к краю сцены, как раз напротив Люды, и дважды глаза их встречались. Но как только это происходило, актриса переводила взгляд чуть выше, словно смотрела на лоб.

В антракте девчонки поделились впечатлениями по поводу японки и взгляда Демидовой. Совпадение было полным: у японки – не лицо, а маска, а Демидова специально так смотрит, чтобы с роли не сбиться. На Тамилу смотрела так же.

На следующее действие девочки решили поменяться местами, чтобы и Люда, поворачиваясь к Тамиле, могла беспрепятственно рассмотреть экзотическую гостью из зарубежья.
Ею заинтересовались и остальные зрители.
Это было особенно заметно, когда пара вышла в фойе.

И несмотря на то, что в театры ходят (как правило) воспитанные люди, многие не смотрели, а бесстыдно разглядывали чудо Страны восходящего солнца.

Девчонки даже в буфет не пошли. Они решили исправить допущенную оплошность, поспешив на свои места, чтобы в этот раз встать и улыбнуться красивой гостье так же, как это сделала она.

И им это удалось.

И посол получил свою улыбку от Люды.
Только чуть позже...
А случилось это, когда, наклонившись к Тамиле, она рассматривала его жену, не отрывающую взгляда от сцены.
Люда изучала японку в течение нескольких секунд, пока взгляд её не встретился с взглядом посла. Он снисходительно улыбался, довольный эффектом, произведённым своей женой. Студентка тоже улыбнулась. И больше в ту сторону не смотрела.

После спектакля Тамила задаст вопрос: «Как ты думаешь, японцы всё поняли?»

Пройдёт много лет. И Люда увидит эту же комедию Мольера в постановке другого московского театра – МХАТа им. Горького.
И поймёт, что не все новомодные формы постановщиков улучшают пьесы. Некоторые им могут навредить.

Это будет опять же только её личное мнение.

Но Станислава Любшина в роли Тартюфа, Оргона в исполнении Александра Калягина, Анастасии Вертинской, сыгравшей Эльмиру, Нины Гуляевой в роли Дорины она не забудет до самой ... пенсии.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/02/13/405