13. Физо

Александр Жданов 2
Физо*
               

         В первых четырех классах двух киевских школ в которых я учился перед поступлением в СВУ, занятия физкультурой сводились только в лучшем случае к спортивным играм на свежем воздухе.  Ни о каких подтягиваниях на турнике или прыжках через козла мне даже слышать не приходилось.  Не было лыжных прогулок и каток в школе тоже не заливали.
          В училище же все было наоборот.  В  роте в специальной каптерке хранились коньки и лыжи. Зимой мы катались на катке, в который превращался стадион. На лыжах  катались по довольно холмистой местности в Саду, территорией за футбольным полем и Старонаводницкой улицей. Там было много крутых и плавных спусков, разнообразных трасс, по которым мы совершали лыжные кроссы и прогулки.  В училище был свой бассейн, длинной 25 метров, где  отрабатывали технику плавания. В теплое время года  тренировались и сдавали нормативы БГТО («Будь готов к труду и обороне СССР»). Был  тогда такой комплекс физической подготовки.  Он включал в себя тренировку и сдачу норм по бегу, прыжкам, метанию гранат, плаванию и другим испытаниям.   
               Естественно, в училище с первых дней по физо у меня всегда были  в лучшем случае три балла. Но тут у нас, в отличие от средней школы, где учителям была совершенно безразлична успеваемость учеников, за нее ежедневно шла постоянная, серьезная  борьба. И в  повышении ее уровня были, так или иначе заинтересованы все.  Командир роты, офицеры –воспитатели и даже преподаватели не только постоянно контролировали, но и по мере возможности, успешно влияли на выставление четверных оценок суворовцам, повышая средний уровень успеваемости во взводах. Тут и вся система воспитания была настроена на это.  Суворовец, получивший в течение недели двойку, если он не успевал исправить ее во внеклассное время, автоматически лишался увольнения в город. А это для нас, особенно в младших классах, было ощутимым, болезненным наказанием.  У двоечника была специальная карточка учета дополнительной работы суворовца, где указывалась дата получения плохой оценки, дата работы в кабинете по ее исправлению, новая полученная оценка и роспись преподавателя. Офицер-воспитатель  поддерживал самые тесные контакты со всеми учителями,  вел постоянный учет двоек, выяснял причины их получения,  и направлял после уроков суворовцев для дополнительной работы.  Если неудовлетворительные оценки появлялись еще, начинались разборки и принимались всевозможные воспитательные меры.  Естественно , были у нас ребята , которые в младших классах не смогли справиться с программой, а в старших , возможно еще и не хотели учиться. Таких постепенно отчисляли из училища за неуспеваемость. 
         Если суворовец за какой-то период попадал в число хорошо успевающих или «хорошистов», как тогда говорили, то в дальнейшем все старались  всеми силами поддерживать его  на этом уровне.  Если офицер –воспитатель, ежедневно анализируя успеваемость каждого суворовца,  замечал, что у какого-то «хорошиста» может появиться шанс в четверти получить оценку ниже четырех,  он начинал принимать меры: обсуждал с преподавателем, что нужно сделать, чтобы ее повысить, оказывал моральное воздействие на ученика.  Преподаватели тоже были заинтересованы в этом, так как, как правило, были членами ротной партийной организации.  Все  обычно в конечном счете приносило положительный результат.
           Что же касается физической подготовки, то здесь ситуация была несколько сложнее. Для улучшения оценки необходимо было выполнить определенные физические нормативы или упражнения, что, конечно,  если это не получалось раньше, за несколько дней  до конца четверти  сделать было невозможно. Необходимо было систематически тренироваться.  Поэтому вопрос о выставлении мне 4 баллов в четверти по физо, обычно решался путем различного рода обещаний с моей стороны и переговоров нашего офицера-воспитателя с преподавателем  по физкультуре   И.Г. Богданом.  Предмет все же считался не основным и в конце  четверти, мне и еще 1-2 таким же как я «спортсменам»  приходилось идти на уговоры к Ивану Гавриловичу в спортзал. Там мы пытались подчас безрезультатно изобразить выполнение нужных упражнений. Но, как говориться, «как ни дуйся лягушка, а до вола далеко».  Подчас это просто невозможно было сделать, так как не было совершенно никаких навыков или не хватало здоровья. Например, когда речь шла о  выходах силой или подъемах переворотом.  Не легко было сразу научиться делать такие простые упражнения на перекладине, как подъем разгибом, или оборот вперед. В младших классах проблемой для некоторых ребят в нашем взводе был даже канат, по которому нужно было пролезть до конца. Тем не менее правдами, неправдами, не мытьем , так катаньем, И.Г. Богдана удавалось уговорить.   
Естественно, что такое положение дел меня постоянно сильно беспокоило.  В подростковом возрасте все, как правило, хотят быть не хуже других, и тем более в вопросах  физического развития, а отставание сильно задевает самолюбие. 
      Неудачи по физо я переживал болезненно. Основным препятствием для  быстрого успешного овладения упражнениями на спортивных снарядах, насколько я тогда понял, было недостаточное развитие физической силы. А, следовательно, чтобы добиться успеха, мне нужно было в первую очередь позаботиться о развитии своей мускулатуры.
   И тут, как это часто бывает, помог случай. Как-то в летнем лагере, в Трушках, после окончания пятого класса,  нам показали какой-то детский художественный фильм,  в котором один из героев – хиленький мальчик моего возраста за короткое время сумел стать физически сильным,   ежедневно для этого отжимаясь множество раз от пола. Я решил попробовать, что из этого выйдет. Делать это на виду у всех, естественно, постеснялся.  Не хотелось привлекать внимание наших обычно острых на язык ребят. К счастью, наш класс тогда располагался на самом верхнем, третьем этаже рядом с лестницей. И тогда каждый день на всех переменах  между уроками и на самоподготовке  я незаметно для всех  украдкой выходил на лестничную клетку и взбегал на верхнюю площадку. Там у двери чердака отжимался от пола, постепенно увеличивая количество отжиманий за один раз. И, действительно, результаты  стали проявляться довольно быстро. Через несколько месяцев, на удивление всех, я уже стал без труда подтягиваться необходимое количество раз на перекладине и лазить по канату. Стало проще научиться делать упражнения на гимнастических снарядах.  А главное произошел психологический перелом в моем отношении к урокам физкультуры.  Если раньше я шел на них, не испытывая совершенно никакого желания, скорее даже с каким-то страхом,  то теперь все оказалось наоборот. Появился интерес и стремление использовать для подхода к снаряду любую возможность. А в перерывах каждую свободную минуту старался качать  мышцы и  пресс на перекладине, канате, брусьях. Со временем я мог уже спокойно, без напряжения подниматься по канату с использованием только рук, при этом держа уголок ногами. Научился не просто делать выход силой на  перекладине, а на обе руки сразу.  На перемены в моем отношении к физкультуре естественно обратили внимание и ребята. Вася Шаповаленко и Валера Чижик,  к тому времени занимавшиеся в училищной секции гимнастики и добившиеся там значительных успехов, подолгу  на уроках занимались со мной, стараясь как можно скорее научить выполнять необходимые упражнения.  А в старших классах я уже чувствовал себя по физической подготовке  совсем уверенно, стабильно заслуженно получая хорошие оценки за все необходимых упражнения и нормативы. А, главное, получая от этого удовлетворение и ощущая уверенность в своих силах. Каково же было мое удивление, когда уже в военном училище связи, в которое поступил после СВУ,  я оказался одним из самых успевающих по физической подготовке в группе! Причем почему–то это воспринялось как само собой разумеющееся.  «А…, - кадет…» - говорили курсанты и преподаватели физо. И меня даже несколько удивляла высокая, как мне казалось,  оценка моих скромных возможностей. Так как, если в СВУ за  выполнение какого-то упражнения на перекладине мне поставили бы 4 балла, то тут оценивали на отлично.
             Взаимопомощь на занятиях по физподготовке со временем стала для нас постепенно чем- то само собой разумеющимся. Обычно сдавая нормативы по бегу на длинные дистанции (чаще всего 1 км.) мы бегали  вокруг училища.    При этом  проще всего повысить результат, или снизить нагрузку, если бег  был не на время,  можно было срезав часть дистанции, пробежав не вокруг  центрального входа, а по коридору (100 метров) первого этажа, используя его боковые выходы. Правда тут нужно было быть крайне осторожным, чтобы не нарваться по ходу на училищное начальство.  В случае же сдачи зачета или беге на оценку для улучшения результата мы использовали более надежный вариант.  На углу здания, под аркой, соединяющей главное здание училища с пристройкой, бегуна поджидали двое из наших ребят и за руки буквально тащили его за собой вдоль всего правого крыла здания (эта часть дистанции была скрыта от глаз учителя, или контролера).   Плох этот метод был тем, что организм бегуна не всегда справлялся с непривычной повышенной нагрузкой. Как известно,  при низкой подготовке и большой скорости обычно сбивается дыхание.  Бегуну в этом случае  иногда становилось плохо.  Тем не менее, этот метод мы применяли, если кому-то, уж в очень запущенных случаях, нужно было повысить четвертную оценку. Использовали мы его даже иногда и на училищных соревнованиях. Правда тут приходилось действовать осторожно, так как это мог увидеть случайно и кто-то из училищных офицеров. Один раз таким методом мой друг Витя Улиско даже поставил училищный рекорд по бегу на 1 километр. Правда, позже он повторил его и без посторонней помощи, так как тут уже было дело принципа.
           При сдаче нормативов и зачетов мы часто чтобы повысить результаты тоже использовали всевозможные уловки. Кто-то из ребят на финише отвлекал внимание преподавателя, а другие незаметно переставляли стартовые колодки ближе к финишу метров на пять. На короткой дистанции эти метры имели значение.  Команду «Старт» подавал тоже кто-то из вице-сержантов: командир отделения, или замкомвзвода,  дублируя ее взмахом флажка, но делая это с некоторой задержкой.  Это тоже позволяло выигрывать нужные доли секунды.
В младших классах мои результаты по бегу были тоже всегда крайне скромны.  Ребята помогали освоить технику, учили более энергично работать руками,  правильно стартовать, стараясь выиграть какие-то время на старте. В совокупности с постоянными тренировками, это тоже приносило хороший результат.
Что интересно, полученные в училище с детства навыки сохранялись довольно долго. Даже много лет спустя, при поступлении в академию, когда мне было уже 35 лет, я лихо сдал все требуемые нормативы в том числе и по бегу, в отличие от других поступавших офицеров, намного младших меня. 

*  - обиходное название предмета "физическая подготовка"