Еще раз о счастье

Михаил Анохин
      или о неуловимой «синей птицы» Мориса Метерлинка.
.
Приходит на мою почту много вопросов, большей частью риторических  о счастье человеческом.
С древнейших  времен это занимало умы людей.
«Желанья, как у Бога, - да сил нет у человека, – говорили в Древнем Шумере.   Счастье — в женитьбе, а подумав — в разводе. Радость в сердце у невесты, но горесть в сердце у жениха. Кувшин в пустыне — жизнь мужчины».

Причина этих вопросов в моих комментариях на этом сайте, а так же в статьях, где я поднимаю прямо или косвенно вопрос о счастье, а так же в  комментариях моих читателей вокруг этих статей. И моих комментариев на эти комментарии!

Я благодарен всем кто так или иначе заставляет меня реагировать на всё это и, более того, даёт пищу и повод для написания статей. Например, такой как эта – «Еще раз о счастье, или о неуловимости «синей птицы».

Начнем с неких постулатов, то есть утверждений, априори заложенных в основание этой статьи.

Итак. Счастье это момент жизни, когда несчастье отступило. Жизнь дала человеку передышку.

Многие испытали на себе «удовольствие» иметь камни в почках и знают, какова сила боли, длящаяся сутками, когда ни «тройчатка», ни «деклофенак» не помогают, а наркотики скорая не даёт, хоть ты на стенку лезь, или петлю на горло накидывай! 
И какая радость бывает на душе человека после того как удалят камни и он отойдет от наркоза, Тогда останется только ничтожная боль от полостного разреза.

Ничтожная разумеется по сравнению с предыдущей болью.  Это и есть момент несказанного счастья, выше которого, кажется, и нет ни чего!

Кто никогда не голодал, тот не знает истинный вкус и запах хлеба! Такой человек лишен счастья  насладиться простым хлебом, запивая его водой из под крана! Более того и заморские яства быстро приедаются и уже пища самая изысканная, самая утонченная перестает радовать человека.

Говорят, что сексуальное удовольствие дает ощущенье счастья, но посади иного сладострастца в горем и не пройдет трех дней, как возопит – выпустите меня на волю! Чем сладостнее наслаждение, тем скорее приходит насыщение, ведущее к отвращению вплоть до ненависти, к тому, что только что вызывало жажду и желание.

И это понятно, чтобы нарисовать самую простую картину, художнику нужен белый лист бумаги и черный карандаш. На черной бумаге черным карандашом ни чего не нарисуешь, будь ты гением живописи.
Чем сильнее контраст, тем ярче любое чувство, в том числе и чувство счастья.
Так и жизнь познается на контрасте с тем, что её уничтожает.
Сама жизнь внутри себя в силу своего противопоставления тому, что не является жизнью - конфликтна и только смерть уничтожает этот конфликт, тем, что прекращает  течение жизни.
Всё, все, что рождается подвержено смерти, от галактик до человека в разуме своем вмещающем всю Вселенную!

Вот только что, покинул нас патриарх кузбасской литературы Мазаев Владимир Михайлович. И вся его Вселенная померкла, угасла, осталось только зола от неё – написанные им книги.

И эта зола – основа будущей жизни, но  на более высоком её витке, как и зола звезд, исходный материал для составления биологический молекул.

Это верно везде! Если нет конфликта, то нет и литературного произведения.

И вот что наиболее удивительно, что самые романтичные, самые соблазнительные  слова о счастье сказаны людьми, как принято говорить на птичьем языке политкорректности, с ограниченными возможностями, но мы скажем прямо – уродами.

Вот о таком уроде, из рассказа Короленко «Парадокс» я уже упоминал в своих статьях. Это ему, Залускому Яну Кшиштофу  у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо  с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами, принадлежат слова: «человек создан для счастья, как птица для полета».

И эти слова, как эхо взрыва от  вулкана Кракатау трижды облетели земной шар и с той поры он – мир, словно тесто на дрожжах, весь взошел на этом презревшем истину афоризме.

Почему людям так важно обманываться насчет собственной жизни? Почему нельзя знать им правду? На этот вопрос Бог сказал Исайи:
«Да не увидят... и не услышат... и не обратятся!»

Иудейский  бог испугался того, что люди увидев всё, как есть, ужаснутся и обратятся к нему за спасением, и послал в мир Исайю, чтобы он еще прочнее усыпил народ  избранный Яхве.

Не поэтому ли Иисус Христос бросил в лицо иудеям: – «Ваш отец дьявол и вы исполняете похоти его»?

Иисус Христос, напротив, призвал к себе, чтобы «обратились и изцелились».
Что же получается – одни люди следуют путем Исайи и усыпляют народ, как сказал Беранже: «Если к правде святой мир дороги найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон голубой».
Так вот слова безумца, урода Яна Кшиштофа и «навеяли сон голубой» и с той поры люди от Бога, и от властей, от кого угодно требуют себе счастья на основании своей природы будто бы предназначенной к счастью!

Конечно, они с воем и свистом гонят тех, кто пытается их разбудить и показать им истинное лицо мира и подлинную суть человека. То есть те, кто идет путем Христа есть самые злостные негодяи, отнимающие «синюю птицу» надежды на скорое счастье.
Уши мои закладывает крик этих спящих: «Позитива хочу! Позитива!»

Это уже остро чувствовал Достоевский в «Легенде о Великом инквизиторе».
Вы все конечно помните начала диалога между Христом и кардиналом.
«– Это ты? ты? – Но не получая ответа быстро прибавляет: – Не отвечай, молчи. Да и что бы ты мог сказать? Я слишком знаю, что ты скажешь. Да ты и права не имеешь ничего прибавлять к тому, что уже сказано тобой прежде. Зачем же ты пришел нам мешать? Ибо ты пришел нам мешать и сам это знаешь».

Христос мешает спать и видеть сладостные сны о грядущем  рае здесь на земле.
Да и как принять Христа, который не обещает счастья на земле, а даже напротив говорит что «не от мира сего» и толкует что-то бездоказательное о «ТОМ СВЕТЕ»?
Еще хуже, что есть и такие, которые вместо того, чтобы доказать что «тот свет» и на самом деле есть, иронизируют на этот счет, мол «помрешь – узнаешь все как оно там есть».
Полнейшее издевательство!
Так что путь Христа – это для не многих, а для некоторых.

Есть, конечно, люди, которые еще пытаются хотя бы чуть-чуть приподнимать веки и сквозь прищур смотреть на жизнь, какая она есть на самом деле.
Но и у этих людей с не крепким сном от вида жизни начинается тошнота. Чтобы не вырвало в отчаянье и смерть, человек крепко накрепко зажмуривается и как мантру начинает повторять: «мечтать, надо мечтать!»

А что ему еще остается делать? Бог – это бездоказательно, да еще где-то там «по ту сторону», а сон – вот он. Щелк пультиком и улетел! Выпил таблетку счастья и вообще в облаках!

Как написал мой корреспондент с далекой Чукотки, когда прочитал мою статью о нейролингвистическом программировании:  «Наркотик, однако».

Святые и подвижники православия знают что-то такое о счастье, что нам недоступно. Как всякое чувство будь то боль, или влюбленность, так и чувство счастья не передаваемо.

Ну как я передам свое счастье, когда я впервые взял на руки своего первенца? Одно только воспоминание об этом приводит меня в состояние умиления перед чудом рождения ребенка, а тем более своего!

До сей поры остается некая тяга дотронуться до младенца, прикоснутся к нему. Но поразительно, как быстро с ребенка слетает эта аура неземной чистоты и красоты,  начинает проступать в нем другое, тяжелое, дьявольское, упорное, не податливое, железно-жизненное.

И вот это-то жестоко-железное, несгибаемо-лидерское  культивируется сейчас в обществе от яслей до школы!

А как же счастье? Ведь, кажется, я начал писать о счастье?
Хотя какой я специалист по счастью? Скорее специалист по несчастьям.

Вот и бабушка Тильтиль из феерии Матерлинка «Синяя птица обращается к зрителям и миру со словами: «Мы вас просим: если кто-нибудь из вас её найдет, то пусть принесет нам – она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем».
А как же! Мечтать, надо мечтать! Хотя бы о будущем счастье! И под это мечтание погружаться в сладостную дремоту, в суррогаты счастья, на которые так богат и разнообразен  21 век!

А знающие люди говорят о счастье  так:
«Счастье есть ловкость рук, - писал Сергей Есенин, - все не ловкие люди за несчастных известны, это ничего что столько горя и мук приносят лживые, изломанные жесты».

«Счастье найдено нами, - говорят последние люди и моргают.  (Ф.Ницше.)
 
Они еще моргали, нынче только плотнее сжимают веки и вставляют в уши оглушители. Вырастает поколение оглушителей.
Те, которые еще моргают, просят у этих  оглушителей сочувствия себе, но получают то, что произошло в магазине «Магнит», но на самом деле происходит везде во всех учреждений от невзрачных контор до административных апартаментов.
За  этими оглушителями придут душители.

И если кто-то решил, что все написанное имеет отношение исключительно к России, то они ошибаются. Все человечество, увлекаемое погоней за «синей птицей» счастья, направляется к Бездне, но с разной скоростью. Быстрее всех движутся те страны и государства, в которых культ счастья стал принципом их жизни.

2015 февраль. Прокопьевск.