Заметки об объединении Искатель редакция 2003 г

Аркадий Кузнецов 2
                Из  заметок , которые сначала назывались «Семь лет отряда «Искатель», затем стали «Девятью годами», затем – «Двенадцатью», и пока ещё называются «Шестнадцатью годами»…
                Зерно и вегетативный период (1987 год).
       Как говорится, вначале было слово. Вначале была статья  в знаменитой тогда «Учительской газете» - «О красном галстуке с надеждой и тревогой» Ирины Ханхасаевой в апреле 1987 года. Среди размышлений о том, как сделать заформализованную, мало кому интересную пионерскую организацию именно отличной от школы организацией, было изложено предложение участников встречи друзей пионерского детства в Ленинграде – создавать отряды там, где хотят сами пионеры – при школе или вне школы, вплоть до нескольких семей, если есть общее дело, общие интересы. Это оказалось зерном, упавшим в подготовленную во мне почву.
      Мне 23 года, за плечами – исторический факультет МГПИ, работа старшим вожатым в летнем лагере, куда я устроился после четвёртого курса, неудовлетворённый педагогической практикой «от сих до сих». Постарался тогда сделать так, чтобы в лагере говорили, рассуждали, делали то, что им интересно сами ребята, а не заставляли бы их взрослые выполнять придуманное за них. Потом – работа после окончания института в весьма «завалящей» школе, откуда один мальчик даже написал письмо в «Правду», как там плохо. Если в стране начались перемены, то должно же что-то поменяться и в воспитании школьников. Готовился вновь к работе в лагерях, но уже понимал, что этого недостаточно. Нужна постоянная творческая организация детей в направлении общественно полезных интересов… И по собственной инициативе я проводил той весной сборы в различных школах «Наши предложения пионерскому слёту» (приближался тот, «возмутивший спокойствие» слёт в «Артеке»).
       В моей школе классные руководители открещивались, говоря: «Это не для наших неразвитых детей». Но в «развитых» школах дела шли. И везде ребята поддержали идею о внешкольном отряде. «Это – как у Тимура». Я ссылался ещё на Крапивина и других коммунаров. Мнения и предложения отправляли в «Пионерскую правду». То же самое было с начала лета, когда я работал сразу в двух городских лагерях. Последний внушительный по количеству ребят сбор прошёл в детском городке в Измайловском парке. Опять подошли к делу заинтересованно, старались, записывая высказывания в письма-пожелания… По итогам всех сборов я сам написал письмо с размышлениями в Центральный совет пионерской организации.
                ------
       Лето 1987-го. По стране шествуют дни городов, по Москве - дни районов. Повсюду – привозные ярмарки. Открываются кооперативные магазины и кафе. В прессе обрело гражданство слово «сталинизм», осуждается командно-административная система. Публикация письма Раскольникова, «Дети Арбата». Вопрос моей  тёти: «А был ли у нас социализм?» Первые опыты альтернативных выборов, правда, ещё где-то. Гласность, демократизация, гласность, больше социализма, ещё раз гласность… Впервые задним числом подумалось: а не умиляется ли и сам Михаил Сергеевич гласности, часто не переходящей в дела, в настоящее оздоровление общества?
        Всех покорили одесские «джентльмены».  В газетах – рокеры, брейкеры, люберы… В комсомоле – отчёты и выборы. В активе комсомола – лишь растущие МЖК. Как и раньше, проходят дни республик на ВДНХ, но появились народные промыслы. Силуэт «Авроры» и плакаты: «Перестройка – продолжение дела Октября».
                ------
       Однажды в конце июля я пришёл в краеведческий музей, относившийся к своему району – на площади Журавлёва. О его существовании я давно знал, но всё не мог туда дойти. Осмотрев немалую экспозицию, я спросил хранителя фондов, нельзя ли мне здесь вести кружок для школьников. Хранитель – ещё молодой человек, впоследствии известный в музейном мире Геннадий Волков – одобрил такое предложение. И хотя затем оказалось, что такой кружок не будут оплачивать, у меня на практике сложилась идея пионерского отряда вне школы по интересам, чтобы самому осуществлять то, о чём только что говорил на сборах. Стал обдумывать, кого из знакомых ребят пригласить в кружок.
       В конце августа в музее собрался совет. Мне поручили провести экскурсию для учителей. Ей остался доволен Александр Васильевич Кузьмин – председатель совета музея, районный краевед. Он сразу включил меня в совет.
       Музей производил впечатление давно, хорошо собранного, но подзапущенного в прошлые годы. Само здание когда-то принадлежало купцам Носовым, было особняком, отделанным Жолтовским, и салоном – сохранилось убранство лестницы работы Добужинского. Многое когда-то, в шестидесятые годы, собирали школьники под руководством первого директора –  педагога Михаила Михайловича Шмелёва. Среди экспонатов выделялись мундиры петровского времени (подарок киномассовки), сундук из Немецкой слободы, кресла из Лефортовского дворца…
       Наш район, конечно, можно считать благодатным для краеведческой работы. Его «звёздный час» был в предпетровское, петровское и послепетровское время – когда существовали царские усадьбы в Измайлове и Преображенском, а в них – «образцовое» хозяйство; когда при Петре именно у нас были созданы гвардейские полки, спущен на воду ботик, построены дворцы на Яузе и появился Лефортовский парк. В 1987 году уже был известен военно-исторический клуб «Преображенец» и появилось объединение «Слобода», отстоявшее палаты Щербакова. Их представители бывали и в районном музее.
                ------
        Сначала, ещё в сентябре, на кружок в музей пришла Оксана Метёлкина из моего лагеря, протоколировавшая сбор по поводу пионерского слёта, очень увлечённая новым делом. А затем приехали Ольга Литвачук, Наташа Роплева и Аня Овчинникова – семиклассницы из Южного Измайлова. Чуть позже в кружок записались девятиклассники из соседней школы. После вводных занятий по источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам на материале музея была экскурсия по району, прежде всего – на Измайловский остров, где тогда располагалась знаменитая «Измайловская Битца». А в конце октября съездили в Музей истории Москвы. Там осталась первая память о кружке – запись в книге отзывов с подписями. Выйдя из музея, обсудили, каким видится будущий внешкольный отряд.
       - Давайте назовём отряд «Искатель», - предложила Ольга.
      - Или «Поиск», - заметила Аня.
      - «Поиск» - избито, лучше – «Искатель».
        Тоже вроде не оригинально. У меня было предложение – «Искра». Первая искра будущего пламени. Но решили – «Искатель».
                Росток  ( 1987 – 1989 годы).
        День 12 ноября стал датой рождения отряда «Искатель». Несколько ребят, собравшись в музее, обговорили принципы  работы, придумали со мной девиз, эмблему. Приезжала методист из районного Дворца пионеров – я хотел, чтобы это было на виду. Интересно, что кружок и «Искатель» вскоре зарегистрировали в районном отделе культуры на одной странице с «Измайловской Битцей».
        Шли занятия кружка. Знакомая мне учительница прислала в кружок ещё мальчиков из своей школы в Черкизове. Нашлась интересная тема – жизнь и деятельность Екатерины Бартеневой, дочери смотрителя госпиталя в Лефортове в середине прошлого века, жившей там в детстве и оставившей воспоминания. Что только не оказалось связано с её литературной и общественной деятельностью в России и на Западе… это оказалось интересно всем ребятам – младшим, потому что они ни о чём таком не слышали, и старшим, поскольку оживляло для них учебники истории и литературы. В декабре съездили в Лефортово, осмотрев заброшенный тогда парк, дворцы, госпиталь и другие исторические здания.
                ------
        Первый новогодний вечер «Искателя»… Вот тут увидел, как в любые каникулы недостаёт многих ребят – разъезжаются. Было лишь трое, включая первую вожатую-девятиклассницу – Лену Зеленову. Провели новогоднюю викторину, викторину о Москве. Оставили «Новогодний словарь» - позаимствовал идею из Литературного клуба «Зелёный Шум», где сам занимался в школьные годы. И сейчас о вечере напоминает первая отрядная «молния», выпущенная Леной.
       «Искатель» набирал силу. Побывали с ребятами в нескольких районах Москвы, где тоже существовали краеведческие музеи, в том числе в моём родном – Москворецком и том, где тогда работал вожатым в школе – Дзержинском. Провели в своём музее встречу с депутатом Верховного Совета, учительницей одной из школ района Тамарой Николаевной Бокаревой. Ольга, Наташа и Аня взяли у неё интервью о работе и депутатской деятельности. Видно было, что это человек, любящий школу, своих учеников, стремящийся помочь детям.
       Приняли законы отряда. Лена провела экскурсию по музею для четвероклассников своей школы. К 8 марта провели ещё один вечер – была викторина о женщинах в мировой истории. Но тут вышла накладка – из девочек на сборе была всего одна – записавшаяся в кружок внучка Александра Васильевича. Нам помогал, как мог, Геннадий -  дарил призы на вечера. А вот директор музея, появившийся лишь к зиме, относился к «Искателю» равнодушно. Это был функционер из совета ветеранов «застойного» образца.
                ------
       В апреле-мае работа кружка шла по-прежнему активно. Были в депо Москва-Сортировочная, залезали на знаменитый паровоз, собранный на первом субботнике. На экскурсии в Музей декабристов к нам присоединилась дочь Александра Васильевича, Софья Александровна, методист туристического отдела районного Дворца пионеров, со своими ребятами.
       Из того, что было в кружке в мае, больше всего запомнилась встреча во Дворце пионеров с одной из первых пионерских вожатых района. Она показывала первые пионерские издания двадцатых годов. На этой встрече были и новые девочки, записавшиеся к нам, в том числе Маша Дашевская, дочь учительницы, приводившей экскурсию в музей.
        Через несколько дней Ольга и Аня стали первыми инструкторами отряда «Искатель», получив значки и удостоверения. Кстати, Аня принесла в музей вещи своей прабабушки – вязаные салфетки, гимназическую указку, листки календаря  1917 года. Так закончился наш первый учебный год.
                ------
        В конце мая я был на встрече краеведов в городском Дворце пионеров в рамках городского сбора юных активистов перестройки. Там познакомился с директором Кунцевского музея Валентиной Васильевной Кутей и снова увидел Софью Александровну. Она пригласила меня и желающих ребят в туристский лагерь «Кочевник», куда выезжала со своими кружковцами. Я договорился, что приеду как-нибудь в июне. В конце-концов на выходные дни со мной поехали двое – Сергей Садовников из прошлогоднего лагеря и одна из новых девочек.
        Субботним утром я поехал с ребятами на электричке до Можайска. Впервые ехал с кружковцами за пределы Москвы. В Можайске, купив путеводители по городу, сели на рейсовый автобус. В этих местах я был ранее только один раз, и то лишь в Можайске. Автобус пересёк шоссе, проехал старинное село Борисово, мост через реку Протву. Сошли у поворота с дороги в Верею. Проблуждав некоторое время в лесу напротив пионерлагеря «Снежинка», наконец, вышли прямо к деревянному корпусу, на котором увидели табличку «Зимний дворец». Рядом были кострище и рукомойник. Встретившись с Софьей Александровной и её ребятами и пообедав из своих и её запасов, осмотрели окрестности. Рядом крутой склон спускался к Протве. Там был прекрасный родник, бивший из серных доисторических пород. За рекой – пионерлагерь «Десантник».  Искупались. Выпустили «боевой листок» на бересте, по моей привычке ещё с турслёта на студенческой школьной практике.
        После ужина у костра переночевали в спальной комнате на двухъярусных кроватях – там спали и ребята, и взрослые. А утром поехал со своими ребятами сначала в Борисово – осматривать валы, оставшиеся от города-крепости времён Бориса Годунова и колокольню-библиотеку, затем – в Верею. Я впервые побывал в этом когда-то центре уездного княжества, теперь – заштатном городке. В центре – заброшенный собор, кругом – почти деревенские улицы, и над ними кое-где – старинные церкви. В здании бывшего ремесленного училища недавно открылся краеведческий музей. Побывали там, познакомившись с директором, рассказав о своём отряде. Вернувшись в «Кочевник», вскоре простились с Софьей Александровной, сложив по-туристски ладони. Обещал приехать ещё. Довёз ребят до Можайска на попутках – редко ходил автобус. Вдоль рельсов дошли до станции и благополучно вернулись в Москву…
                ------
         Лето 1988 года, Москва. Солнце заливает пыльные улицы. Ходят разговоры: «При Ельцине было чище!» Кооперативы работают уже в подземных переходах. А рядом неприятно режут глаз появившиеся невесть откуда нищие, которых больше «не гоняют». По пятницам даже пионеры смотрят за полночь «Взгляд».  Весь год регулярно читаю «Огонёк». Настойчивые требования – убрать тело Сталина с Красной площади. «Московские красавицы». Художников на Арбате начинают вытеснять барахольщики и продавцы копилок. Ещё самый пик моды на советскую символику – в Верее здоровенные молодые люди покупают октябрятские звёздочки, так и не выведенные из свободной продажи, как просят сами дети.
         Продолжает будоражить Карабах. ХIX партконференция. Апогей прославления нэпа и «правильного» позднего Ленина. «Борис, ты неправ!»
                ------
          Конец августа. Кружковцам надо собраться после отдыха. Родилась традиция – поехали на речном теплоходе по Москве-реке.
          Осенью в кружке продолжали в основном заниматься прежние ребята. Ушёл Садовников, пришёл Дима Прохоров, записанный мной в лагере «Десантник». Побывали в соседней с музеем даче Носовых – в книжном фонде, в музее Скрябина. В октябре съездили с мальчиками в знакомые уже места – Колычёво под Можайском, на встречу с учительницей, руководителем краеведческого кружка, с которой я познакомился летом. Встретились со здешними ребятами, осмотрели школу.
          70-летие комсомола… Многие годы плакатные бойцы в будённовках заслоняли для нас реальных первых комсомольских вожаков, жертв, а часто и пособников репрессий. Да и вообще вся история комсомола заслонялась его орденами. К годовщине провёл с кружком встречу с комсомольцами разных лет, правда, их было только двое – хранитель музейных фондов на тот момент (вместо ушедшего Геннадия), послевоенный детдомовец, Юрий Иванович Писарев, и делегат ХХ съезда , экономист универмага «Первомайский» Марина Черняева. Получился  разговор по анкете с вопросами: «Что Вы считаете актуальным из Ваших комсомольских традиций?», «Какие идеалы у Вас были при вступлении в комсомол?». Марина ждала комсомольскую конференцию, более решительную, чем съезд…
                ------
         И, наконец, первая годовщина отряда – дожили!
         Были почти все, включая Ольгу и Наташу. Были и гости – ребята из школ, в которых я работал. Вначале вспомнили, с чего всё началось. Миша Журавлёв и Саша Тризна спели частушки:
            Нам здесь весело, ребятки,               
            На кружке играем в прятки.               
            Что-то надо записать -               
            Забываем мы тетрадь!
                Но зато мы целый год
                Занимаемся тут, вот!
          Затем показали, как оправдываются девочки, редко посещающие занятия:
         - К нам в школу приехал коридор, нужно убирать комиссию…
         «Капустник» закончили переделанной песней:
               И мы идём, шагаем по Москве,                И много встреч у нас везде,
               И мы ещё пройдём по ней,                И много есть друзей!
         Потом было угощение (стаканчики для чая – из уличных кафе), воспоминания, игры.
                ------
        Землетрясение в Армении. Как раз в то время мы начали собирать деньги за осмотр выставки вещей, приносившихся ребятами в музей. Таких экскурсий было в конце 1988 года много, одну помогла мне провести Маша Дашевская, ставшая вскоре вторым командиром отряда. Вырученные на нужды отряда деньги отправили в помощь краеведческому музею в Ленинакане.
        Новогодний вечер в музее, задумывавшийся как исторический карнавал. Были гости - ученики школы, где я проходил студенческую практику, шестиклассники, в средневековых костюмах, интересно выступившие. А вели вечер Дед Мороз - я и Пётр I - приглашённый восьмиклассник.
                ------
        В феврале договорился было о ведении "дочернего" краеведческого кружка для младших классов на базе филиала районного Дома пионеров в Гольянове. Решил собрать ребят 3-4 классов и в порядке эксперимента пройти с ними элементарный наглядный курс краеведения. Ребят нашлось много, да вот в оплате кружка мне отказали. Но не бросать же то, что уже начато! Меня поддержал организатор в знакомой школе, и я начал на общественных началах заниматься там с ребятами.
        Этот кружок, учитывая первый подобный опыт, шёл неплохо. Организовал экскурсию в краеведческий музей, которую провели Нина Кашубо и Лена Столярова - одноклассницы Маши. Дал представление о районе, его истории через важнейшие события, имена Петра, Суворова и другие. С особенным интересом отнеслись к делу третьеклассники, назвав свою группу "Сигнал из прошлого". Постепенно стал привлекать этих ребят к занятиям "старшего" кружка.
        К 8 Марта в музее впервые прошёл конкурс "А ну-ка, девочки!" Девочек, правда, участвовало всего три, задания прошли не очень притязательно - например, для описания литературной героини участницы выбрали... Курочку Рябу и золотую рыбку. Не очень дисциплинированным было поведение жюри из мальчиков... Но всё-таки, первый блин... Победила новенькая, пятиклассница Алла Комракова из той же школы в Гольянове.
                ------
        Уже давно в отряде "Искатель" готовился спектакль о Бартеневой. Сценарий на основе книги о ней составил я. В него вошли самые выразительные эпизоды. Договорился о том, что покажем его в соседней с музеем 446-лй школе. В феврале распределились роли. За ведущих должны были быть Нина и Миша. Другим ребятам из 5-6 классов были отданы небольшие роли. Остальное потребовало старших ребят. От имени Бартеневой предстояло говорить Наташе, а Ольга Литвачук с импозантной внешностью и увлечением французским языком предполагалась на Луизу Мишель. Пригласил со стороны ребят из школы, где ранее работал вожатым (в другом районе). Наконец, в школе, где мы должны были выступать, уже в апреле нашлись муж Бартеневой, Серно-Соловьевич, Бакунин и даже Маркс с потрясающим сходством. Вообще-то за сходством мы не гнались, предполагался телевизионный приём чтения от лица без явного несходства с персонажем.
        Спектакль назначили на субботу перед 1 Мая -  ведь близилось столетие празднования Первомая, а в Россию брошюры о празднике попали, между прочим, благодаря Бартеневой. Как часто бывает, в последний момент возникли сложности. Не смогли приехать Ольга и Наташа, и убрали из спектакля Луизу Мишель. Не нашли школу Миша с Сашей - текст ведущего и следователя пришлось читать мне... Зато не подвели старшеклассники и девочки-шестиклассницы. В общем, выдержали, и, кажется, было интересно смотреть и учителям и ребятам. Последних, правда, было очень мало - не предупредили вовремя...  И. конечно, немного собрали денег.
                ------
        Весной я всё чаще проводил занятия кружка в районном Дворце пионеров - в музее стало нечем заниматься. И новый хранитель фондов ушёл, а директор окончательно развалил музейный совет. Самим кружковцам становилось неинтересно. Поэтому я сосредоточился на предполагаемой поездке в июне в "Кочевник". Все ребята познакомились с Софьей Александровной, я прорабатывал с ними план этой поездки.
        В мае был первый отрядный поход ( с тремя девочками и папой одной из них, третьеклассницы Наташи Агафоновой). Прошли из Щёлкова по шоссе в сторону Москвы. Таким образом, посмотрели края, в которые ведёт наше шоссе.
        Заканчивался второй год в кружке. Перед 19 мая назначили линейку во Дворце пионеров. И вот тут нас подвели. Никто из Дворца не пришёл на нашу линейку, не согласована она была и с общим праздником. Да и сам праздник прошёл в худших традициях застойных времён: часовое стояние ребят на жаре при  том, что многим не было слышно, о чём говорят. Конечно, не встретились ни с кем из интересных людей. Всё же на нашей линейке звание инструктора и значки получили сразу четверо ребят - Миша, Маша, Нина и Лена.

                Отряд чуть не зачах, но выжил (1989 - 1990 годы)
         В июне я устроился вести кружок в лагерь "Восток-2", совсем недалеко от Вереи, и собирался совместить эту работу с поездкой ребят из "Искателя" в туристский лагерь. В пятницу поехал в Москву забирать ребят.
         Утром в субботу с Белорусского вокзала в Можайск пять ребят и... четверо взрослых - проводить и при желании остаться ночевать. Первая моя ошибка - что допустил такое чрезмерное присутствие родителей. С автобусной остановки на ближайшей дороге решили пойти прямо пешком в посёлок Колычёво. Туда я как-то ездил вновь ещё весной, и договорился с Еленой Александровной о том, что приедем в июне. Нас хорошо приняли в школе, была мысль переночевать, но оказалось неудобно, и решили идти пешком вдоль дороги к лагерю. Дошли через полдня до деревеньки, где жила родственница Наташи Карпутиной. У неё попили молоко.
         Родители предложили съездить на машине прямо в "Кочевник" предварительно, с троими из них взяли также одноклассника Миши, поехавшего вместе с ним. Проехали через Борисово, пересекли Протву - приехали, пошли по дорожке. И тут буквально всё взрослым не понравилось. Не понравились деревянный корпус, ребята Софьи Александровны, общая спальня, самостоятельное приготовление пищи... Закапризничал и одноклассник  Миши. На обратном пути взрослые решили - не ехать больше в "Кочевник" и возвращаться в Москву. Это не вызвало восторга у тех, кто оставался, особенно у Наташи. "Поедем в лагерь, мне всё равно", - умоляла она.
         Но решение было принято, и я простился со всеми, посадив их в автобус. Огорчённый, постоял среди поля. И поехал в другую сторону. Элементарно переночевал в "Кочевнике", объяснив всё Софье Александровне. А наутро - в "Восток-2".
                ------
         В лагере "Восток-2", где мы с кружковцами увлечённо занимались историческими источниками, трое ребят тринадцати лет, приходившие ко мне каждый день, записались в "Искатель".
         А потом с "Искателем" что-то пошло туго. В конце августа ребята вроде встретились, хоть и втроём, съездили по каналу имени Москвы. Но с начала осени перестали заниматься Миша, Маша с подругами. На вторую годовщину отряда приехали только Ольга с Наташей - по старой памяти - и командир отряда "Скворец" в Замоскворечье, который я тогда организовал в районном музее по типу "Искателя". Активно занимался только Антон Филиппов - новый командир отряда.
                ------
      ...Наступил 1990 год. Промелькнули на экране и исчезли "Семь дней". Беженцы из Баку. Отовсюду, как когда-то летка-енка, несётся ламбада вперемежку с "Эскадроном".  Бурлит Восточная Европа. Предвыборная компания в Верховный Совет РСФСР. В день выборов пишу "не в унисон":
         Вдоволь мнений, суждений, витают химеры,
         Всяких вывесок, лозунгов - без предела,
         Легкомысленных слов льются реки без меры...
         А чего ж не хватает?
                Дела!
         Долго не занимались кружки, сказался и новогодний карантин. Чуть было совсем не развалилось дело. Только к концу зимы сначала встретились два командира отрядов - Антон и Маша - в музее Революции, потом Антон побывал в Замоскворечье. Так началось какое-то оживление.
                ------
         В апреле в "Искатель" записались новые ребята. Съездили в Мытищи, где заходили в новый музей русских самоваров, погуляли по лесу, посмотрели на пасущихся лошадей. А накануне Дня Победы впервые съездили на Преображенское кладбище к захоронениям защитников Москвы. Я даже удивился, насколько серьёзно отнеслись ребята к памяти павших: сами купили много букетов цветов, возложили их у всех положенных мест, отсалютовали (при галстуках), молча постояли - и так несколько раз.
         Ещё был поход в Балашиху, через леса и берег Мазуринского озера. Но в него пошли лишь Антон и одна младшая девочка. И встреча в музее со старейшим членам совета, пионеркой и комсомолкой двадцатых годов Лидией Юрьевной Королёвой. Она, рассказав о своей юности, советовала поддерживать Горбачёва, а не идти за теми, кто "кричит на митингах".
        На горизонте был Х пионерский слёт. Как три года назад, решил провести сбор навстречу слёту. На На обсуждение "Искателя" вынес проект Устава пионерской организации. В целом неоднозначно отнесясь к нему, ребята высказались за то, чтобы осталась единая организация, включающая в себя объединения разного типа - в школе и вне неё.
                ------
        Ещё в весенние школьные каникулы я был рад провести экскурсию по своему району для ребят из Ленинграда, приезжавших в школу, где работал мой друг-однокурсник. Показал им места, связанные с Петром, прообраз Петербурга - Лефортово. Разговорился с учительницей, Аллой Евгеньевной Брикман, чуть старше меня.
        А потом связался с ней по телефону на предмет поездки в Ленинград с целью изучить в Публичной библиотеке материалы о Бартеневой. И сразу же она пригласила меня к себе. Договорился о приезде в конце мая, на день рождения города.
        И вот поехал в Ленинград на поезде днём, чтобы было дешевле. Было такое чувство, как будто отдаю долги за все годы взрослой жизни - ведь не был в городе на Неве с тринадцати лет! Накопилось столько прочитанного, изученного, прочувствованного, связанного с этим городом, столько надо было увидеть!
        И - четыре долгожданных дня. Ленинград встретил периодическим дождём, под которым 27 мая проходил праздник. А посмотреть было на что - процессия на Невском с Петром в карете, его выезд на шлюпке по Неве, парусники, фейерверк в Петропавловской крепости, гвардейцы всех времён на стенах... Белые ночи, поздние разговоры с Аллой Евгеньевной. В день отъезда зашёл в её школу. Её район был чем-то похож на наш: несколько улиц с одинаковыми названиями, лесопарки.
        Приехав в Москву, сразу стал готовиться к лагерю.
                ------
        Договорился на МЭЛЗе о том, что снова летом буду вести краеведческий кружок в лагере одну смену. Судя по всему, меня взяли на второе лето в "Восток-2" охотно. В лагерь поехал и Антон. Оказалось, что там снова немало прошлогодних ребят, в основном старшие.
     ...И опять были занятия по различным историческим дисциплинам, практические работы, поездки в ближайшие города, интеллектуальные игры. По существу, кружок стал настоящим отрядом по интересам.
        В кружок в Москве записались почти все из моего района. Это были Алёша Сигайлов - друг Антона по школе, Лена Двоеглазова, Виталик, не по годам развитый,  бойкий, но взбалмошный мальчик, и ещё несколько человек, которые не смогли потом заниматься.
      
                Отряд пошёл в рост   (1990 – 1991 годы).
         Осенью 1990 года «Искатель», который чуть было не зачах годом раньше, двинулся вперёд, как никогда до этого. Из школы в Измайлове, где я стал работать учителем, просто повалили туда желающие. Кончился «неформальный» период – наконец-то в этой школе оформили и мою работу в кружке. Музей в это время был на ремонте – занимались на базе районного Дома пионеров, в школе.  Вновь съездил с ребятами в Музей истории Москвы, сходил в походы. И, конечно, поехали устанавливать связи с другими районными музеями. Вначале – в Кунцево, к Валентине Васильевне, где для нас провела экскурсию старшеклассница из её отряда. Потом, в необыкновенно тёплый октябрьский день, поехали в Строгино по приглашению брата и сестры Козловых из моего летнего лагеря, занимавшихся там. Поехали- из того лагеря - и командир отряда Антон Филиппов с другими старшими ребятами, и Лена Двоеглазова, и Виталий, проявивший уже себя как заядлый походник, и новые девочки из моей школы – шестиклассницы Таня Рывкина, Настя Дёмкина, Оксана Шевелёва.  Да, это был музей, где буквально кипела работа, причём многое создавалось силами ребят от мала до велика. Сколько старых вещей принесли они из разных мест, как всё оформили, вплоть до изображения на стене пейзажа у Москвы-реки в старину. Думалось – вот бы так  размахнуться у себя! Руководитель музея – Галина Рувимовна Бялая была историком, не педагогом по образованию, но прекрасно собрала за одним столом нас и почти всех своих ребят. Позже была поездка старших ребят ещё в один музей – Перовский. Там не было кружка для школьников, но имели это в виду на будущее.
         Отряд «Надежда» отметил тогда своё 30-летие. Я первый раз выступил у них на празднике и сказал, что нам пока – в десять раз меньше, но мы считаем себя крохой с их стола, говоря словами Эсхила, который говорил, что его трагедии – крошка со стола Гомера.
        «Искатель» в третий раз отметил свой день рождения в моей школе в конце осенних каникул. В пионерской комнате развесили плакаты с малышом с тремя шариками, уже традиционным «И мы идём, шагаем по Москве». Разгадывали составленный мной отрядный кроссворд. Были, конечно, игры, довольно много угощения, трудно добытого по тем временам, написали пожелания отряду на четвёртый год… Поздравление на этот раз было составлено по мотивам исторической песни «Во селе, селе Измайлове». Жаль, не было взрослых – родителей или педагогов.
                -----
        И вот – городской пионерский слёт во Дворце на Ленинских горах. Слёт решал дальнейшую судьбу пионерской организации Москвы, постановив  в конце-концов образовать, как и всесоюзный слёт, федерацию детских организаций. Туда приехали две новые девочки из отряда «Искатель». Краеведы были также представлены Кунцевом и отделом самого Дворца, демонстрировавшим народные игры. Вообще-то слёт показался мне довольно сумбурным, нельзя сказать, что ребята на нём полностью выложились. И вот тут у Валентины Васильевны и меня возникла идея объединения в перспективе краеведческих отрядов в детскую организацию нового типа. Мои девочки сделали плакат: «Юные краеведы всех районов, соединяйтесь!» (Вообще-то этот плакат был сделан к годовщине отряда в расчёте на приезд гостей, но тогда их не было). Внеся в копилку предложений слёта свою идею профильных объединений отрядов, пока что разошлись.
                -----
         В конце декабря в школе, прямо в кабинете истории, провёл новогодний вечер. Как и два года назад, был Дедом Морозом – с особой радостью после «карантинного» перерыва. Вошёл в класс с мешком под увертюру Чайковского из «Щелкунчика», сыграл в «Кто кого перепоёт», затем началась самодеятельность. На вечер приезжали девочки из Замоскворечья, где тогда я тоже вёл занятия краеведческого отряда. А вот одного шестиклассника пришлось отчислить из кружка – после того, как он сбежал с вечера, заявив, что не хочет знаться с незнакомыми девочками. Бывает же такое… Вообще, в этом году он фактически не ходил на занятия, хотя начал заниматься ещё в третьем классе. Постепенно ушли и его одноклассники. Я сделал вывод, что записывать в кружок ещё с начальной школы – в принципе, неблагодарный труд.
                -----
         Январь 1991-го. Напряжение перед «Бурей в пустыне» перебивается кровью на иной земле… В день событий в Вильнюсе – первая мысль: история повторяется не только когда её забывают, но и когда вспоминают. Что же происходит? Заявляют о себе зловещие фигуры кандидатов в военные диктаторы. Люди, запятнавшие себя кровью, остаются на своих постах. На экране – невзоровские «Наши» (тогдашние «Наши»). «Мы ведём себя, как дурачьё» - это написано мной 13 января.
                -----
        И на этом фоне до удивления хорошо шли дела в кружке. «Искатель» начал готовиться к поездке в Ленинград, о чём я договаривался с учительницей, в прошлом году привозившей группу школьников в Москву и побывавшей на моей экскурсии в Преображенском, Измайлове, Лефортове. Никогда ещё не приходило ко мне так много родителей, как в феврале на первое собрание по подготовке поездки. В мой кабинет собрались родители ребят и из этой школы, и из других школ. Решили, что поедем в конце мая, на день рождения города.
        А к 8 марта прошёл второй конкурс «А ну-ка, девочки!». Это был лучший на тот момент вечер отряда. Конкурс стал  «открытым» - приехала девочка – командир замоскворецкого отряда и даже моя подросшая активистка из школы, где ранее работал вожатым. Пришли и мамы Оксаны Шевелёвой и Ани Кошкиной (последняя – тележурналистка). В жюри вошли вместе со мной Алёша Сигайлов и Виталий. Было пять частей конкурса – ромашка с заданиями по странам, краеведческая викторина, отгадывание литературных героинь, вопросы об известных в истории женщинах и самодеятельность. Победила Оксана, блеснув и в ответах на вопросы, и в самодеятельности. Музыка, как всегда, угощение, призы – и такие, как за старание, за обаяние и за самое весёлое выступление. А главное, у всех осталось какое-то радостное, светлое ощущение праздника, наступающей весны. Всё прошло просто как по маслу. С этим и расходились в лучах яркого заходящего солнца, освещавшего школьный двор.
                -----
        Вся последняя школьная четверть проходила в подготовке поездки в город на Неве. В начале апреля прошло второе родительское собрание. Определилось, кто едет. Собрались ехать почти все кружковцы не старше седьмого класса – у старших были экзамены. Подтвердили, что поедут, мамы Оксаны и Ани. Взял я в поездку и четверых мальчиков, занимавшихся в историческом кружке в школе, поскольку мальчиков был явный недостаток. Заблаговременно приобрёл билеты на поезд. А вот в Ленинграде Алла Евгеньевна потратила немало усилий, чтобы нас разместили в её школе. Какое-то время мне пришлось даже звонить в районный Дом пионеров и т.д. Потом Алла говорила мне по телефону: «Я сказала директору – не выйду отсюда, пока вы не согласитесь». В конце-концов всё обошлось, и в мою школу пришла телеграмма с подтверждением, что нас примут. Всё получалось хорошо.
         В школе по субботам, ставшим уже выходными, я проводил с ребятами занятия по истории города на Неве. Чтобы приобщить к «Искателю» ребят со стороны, едущих в Ленинград, в мае взял их в наш первый учебный поход вдоль реки Серебрянки по Измайловскому лесопарку. Целью такого нетрудного похода было составление топографической карты. Случилось непредвиденное – я поскользнулся на шатком мостике и упал в воду. Тут же ребята разожгли костёр, и я просушился. В общем, получилась проверка.
         В середине мая – третье, последнее родительское собрание. На первое собрание пришли по снегу, на второе – по лужам, на это – уже по молодой траве. Тут же прошло и последнее подготовительное занятие кружка. Удалось не только рассказать о пригородах Ленинграда, но и показать слайды с видами Петродворца под музыку. И вот тут выясняется, что обе мамы по разным причинам ехать не смогут, а девочки не поедут без них. Вопрос о сопровождении и количестве ребят опять становится открытым. Наконец, лишь за два дня до отъезда стало известно, что поедет ещё Маша из школьного кружка с бабушкой. Кого до этого момента не предлагали – одну, другую учительницу, я даже звонил однокласснице – всё-таки педагог-методист…
         Перед отъездом все, кто ехал в Ленинград, и ещё несколько ребят провели итоговый сбор «Искателя» в музее, где уже закончился ремонт. Выбрали тайным голосованием нового командира – Лену Двоеглазову. Инструкторами стали Лена, Виталий и Таня Рывкина. Оставили в музее выставку своих поступлений, в том числе тряпичных кукол начала ХХ века, которых подарила Оксана. Занятно, но впервые на сборе была инструктор райкома комсомола (под занавес!), новая девушка, сразу проявившая к нам интерес.
                -------
         И вот – давно ожидавшийся день отъезда, 25 мая. С утра встретился с Машиной бабушкой, даже зашёл к ним – в порядке знакомства. Родители проводили ребят на вокзал. Разместились рядом в вагоне и поехали, как по канату, по прямой железной дороге. Ехали днём – дешевле и больше впечатлений. В дороге в основном играли или просто отдыхали после учёбы.
         В Ленинграде нас встретили, как всегда, накрапывающий дождик и Алла Евгеньевна со своими восьмиклассницами. Они сопровождали нас в школу. Между прочим, был абсолютный резон для породнения районами – там, в Выборгском районе, как в Измайлове – площадь Мужества, а рядом со школой наших хозяев – Сиреневый бульвар. Севернее, в Парголове, как в Гольянове -  улицы Байкальская, Красноярская, Хабаровская. (Позднее мы обыграли это в капустнике по отдалённым мотивам  «Иронии судьбы».) Мы должны были жить в двух классах, освободившихся от занятий, спать прямо на партах. Ну да ничего – устроились. Правда, должны были рано уходить – рядом сдавали экзамены, и еду надо было искать, где придётся.
        Дни в не слишком устроенном и в не очень ещё тёплом городе, который даже неизвестно какое будет носить название. Это при том, что бабушка Маши была в Финляндии, но не в Питере, и основным проводником был только я. И на ветру продувались на набережных и мостах, и от дождя прятались в экскурсионном автобусе… На «Авроре» был только я с мальчиками, потому что девочки искали Свету, сбежавшую в школу – видите ли, она устала. А за эту Свету ещё платили недостающие ей деньги! Были и другие казусы, и постоянная опасность для ребят промотать деньги на что-нибудь пустяковое. И капризы – пришлось даже, каюсь, шлёпнуть кое-кого. Даже супа не ели целыми днями – трудно тогда было найти.
        Но зато была Петропавловская крепость – поклонились могиле Петра, а потом осмотрели казематы. И Александро-Невская лавра, где ребята проявили неожиданный интерес к захоронениям, и Летний сад, и Пискарёвское кладбище. Показал то, что было важно посмотреть ребятам, в Эрмитаже. И Пётр проехал по набережной в День города, и посмотрели фейверверк со Стрелки Васильевского острова. Правда, было всё скромно, но сам центр города начал внешне приводиться в порядок – начал дела Собчак.
         А потом стало немного теплее и суше, и мы поехали на Карельский перешеек. Всех просто очаровало Комарово – не зря песню пели! Усадьба Репина, Сестрорецк, где, наконец, съели суп. Один день был посвящён району, где мы жили. Побывали в краеведческом музее в Сосновке, а в школе провели встречу с учениками Аллы. Как у бывших вожатых, у нас с ней многое удалось, а мои ребята показали лучшее знание Ленинграда, чем те ребята – Москвы. В общем, породнились.
         И 1 июня – день, когда все действительно почувствовали, что наступило лето. Солнечно, жарко, и мы – в Петродворце. А с нами – Аня с мамой, Анной Дмитриевной, неожиданно приехавшей снимать фестиваль бардовской песни. И стало куда как легче! Аллеи, фонтаны, дворец Марли, шутихи… На такой ноте завершилось пребывание в Питере.
          Утро. Снова дождик… Мы уезжаем. Алла потом сказала, что останется в памяти только хорошее. Так оно и вышло. А в «Искатель» вступили Катя Копыткина, Галя Петрунина и Кася Кремпеч, до решения поехать занимавшиеся только в историческом кружке. В Москве – летнее тепло. Родители развезли ребят в разные стороны.
           Для меня до сих пор существовал отсчёт времени до Ленинграда, затем – до возвращения в Москву. Поездка кончилась, и даже возникло ощущение пустоты. Полностью выложился – и отключился.
                -------
          Чувствовалось, что пройден целый этап в работе с «Искателем», и теперь всё будет уже на каком-то новом уровне.  Казалось бы, всё в порядке, и даже командировочные получил вовремя. Но лето 1991 года было каким-то блёклым. Впервые за последние годы мало удалось поработать с ребятами в лагерях. Экскурсия в музей, что-то не очень серьёзное в Сокольниках – и всё. И никого не удалось записать в кружок.
          А впереди уже просматривается встреча краеведов районов Москвы. В музее моего района побывала Галина Рувимовна. Переговорили по телефону и с другими руководителями музеев и кружков. Наметили встречу взрослых на конец августа. Надо объединяться, вместе заявлять о себе.
                ------
        «Демократия победила! Ура!»
         На фоне этого плаката на проспекте Мира вполне можно было сняться участникам инициативного сбора по созданию Объединения краеведческих отрядов Москвы в конце августа 1991 года. Что-то толкнуло вдруг немало людей из различных краеведческих музеев и внешкольных учреждений с разных концов города и даже из Зеленограда, и они встретились вместе.
         Встретились и обсудили, как вместе создавать детскую организацию нового типа. Понятно было, что это будет организация по интересам. Валентина Васильевна высказала мнение, что взрослые могут быть только советниками при ребячьем самоуправлении. Галина Рувимовна настаивала на том, что ребят из разных районов может объединять только что-то серьёзное. Я зачитал примерные принципы деятельности объединения, в основном предварительно одобренные взрослыми. Решили провести ещё одну встречу взрослых и сбор ребят в октябре.
        Из районного музея мы с Галиной Рувимовной и представительницей городского Дворца зашли и в здание райкома комсомола, где дорабатывавшие секретари подтвердили согласие на проведение нами учредительного сбора в своём помещении.
        - На фоне Пушкина снимается семейство, - промолвила Галина Рувимовна, посмотрев на внушительный бюст Ленина, всё ещё стоящий в фойе.
                ------
        Пока приближался срок учредительного сбора объединения, «Искатель» вновь встречался с другими юными краеведами. Прежде всего – в Перове. Там директор музея высказала дельное предложение: отделить принципы деятельности Объединения от его законов.
         В порядке дальнейшего знакомства организовали в начале октября совместный поход с «Москвитянами» - объединением Галины Рувимовны из Северо-Западного округа по новому административному делению. Мы посетили музей посёлка политкаторжан в Клязьме. Нас приняла директор музея, дочь одного из основателей посёлка. Она долго беседовала с нами, вспоминала десятилетия работы в школе, тяжёлую судьбу многих знакомых в известные времена. Разговор шёл о нравственных ценностях, о духовности в России. Многое пережившая, наша собеседница безоговорочно приняла августовские перемены. Она восхищалась прежде всего поведением молодёжи. В книге отзывов осталась запись с выражением благодарности, сделанная Наташей Двоеглазовой. Потом была прогулка вдоль Ярославского шоссе, привал с кострами.
                ------
        За неделю до намеченного на 25 октября общего сбора руководители краеведческих музеев и детских объединений вновь встретились в музее  на проспекте Мира. В общем, все были согласны с принципами, по которым предполагалась деятельность организации юных краеведов. Главное, взрослые смогли в тот момент совместно подготовить ребят к встрече и полному знакомству. Правда, не получилось с Зеленоградом: там не оказалось педагога, который постоянно мог бы заниматься при музее со школьниками. И к сбору подготовились шесть отрядов и клубов, в том числе при отделе истории детского движения городского Дворца творчества, где также с 1989 года занимались краеведением под руководством  полной инициативы Ирины Анатольевны Фельдберг.
         И вот наступило «двадцать пятое – первый день». На станцию метро «Проспект Мира» в один момент с разных концов съехалось столько народу, что это даже привлекло внимание милиции. И все – группа за группой – пошли по проспекту в здание райкома комсомола(вскоре отданное Комитету по делам семьи и молодёжи). Зал как нельзя лучше подходил для нашей встречи – среди украшений под потолком прекрасно сохранились сделанные при ком-то из прежних владельцев особняка изображения гербов российских городов, в том числе Москвы. Довольно долго собирались все участники и гости сбора. В качестве гостей приехали Клуб любителей архивного дела и работник Музея истории Москвы. Со мной в основном приехали ребята, ездившие в Ленинград (теперь уже – Санкт-Петербург).
        Встречу открыла Валентина Васильевна. Она пожелала, чтобы ребята воспринимали историю своего края как то, с чего начинается наша жизнь. Что-то подобное высказал затем и я, заметив, что тем, у кого общие занятия по  интересам, надо по настоящему общаться, чтобы стать гражданами Москвы, гражданами новой России. Один за другим представлялись отряды. Большую выставку показали «Москвитяне». А мы, «Искатель», привезли вещи, принесённые в музей ребятами, и питерские фотографии. Виталий тщательно подготовил сообщение об Измайлове, в основном списанное из литературы. Наш примерный текст принципов и законов Объединения краеведческих отрядов, переписанный Аней Кошкиной, зачитала Катя Копыткина. Его и приняли за основу.
         После выступлений гостей, из которых больше всех заинтересовало представление Игорем Михайловичем Нагаевым своего КЛАДа, последовало угощение, причём заранее позаботились о том, чтоб отряды угостили друг друга. Под конец сбора выбрали взрослых членов координирующего Совета Объединения. Я рекомендовал Валентину Васильевну, она – меня, а вместе – попросили избрать по заслугам Галину Рувимовну. Мы взялись втроём за руки. Было понятно, что сделано какое-то большое и новое дело. Школьников – членов Совета должны были выбрать ребята в каждом отряде.
         Мы уже потом сообразили, что прекрасно звучит сокращение – ОКО. И по-старинному, и торжественно, и получается, что это – око в мир.
                ------

         На четвёртом дне рождения в "Искателе" был подготовленный капустник "Подарок судьбы, или с первой поездкой", обыгрывавший нашу поездку в город на Неве.
- Идём мы по Сиреневому бульвару...
- Что-то я не понимаю, где мы. Спрошу кого-нибудь! Близко тут станция метро "Первомайская"?
- Может быть, "Политехническая"?
- Какая "Политехническая"? Разве мы не в Москве?
- Нет, в Ленинграде.
Все: Как я рад, как я рад,
Что приехал в Ленинград!
         Песни на нашем капустнике тоже пародировали "Иронию судьбы":
Если нет долго трамвая,
Можно пешком погулять,
И если так часто бывает,
То воздухом можно дышать,
Кости размять.
Если в кафе нету супа,
Можно поесть пирожков,
И это не будет глупо -
Съел их и был таков,
И готов.
Оркестр на Невском играет,
Трубач выдувает медь.
Каждый решает, каждый решает,
Ехать иль дома сидеть.
         Опять с великим трудом, по самым малолюдным торговым точкам, покупалось угощение. Впервые у нас был Игорь Михайлович Нагаев с сыном, подарившие от имени КЛАДа альбом, и последний раз - инструктор райкома комсомола. Были и Миша с Сашей, поступившие в школу милиции. Посвятили в вожатые Наташу Двоеглазову, расширили число инструкторов. Всем показывали газету и альбом о поездке и собранные в Комарове песок и камешки. А через десять дней работы ребят и вещи, принесённые ими, отправились на выставку на станцию юного туриста в Фили, в которой впервые участвовало сообща ОКО. В декабре снова съездили в Строгино и в музей Перовского района...