Нет мужчин прекрасней самураев

Уильям Хилл
– Нет мужчин прекрасней самураев, – Подумал  отставной генерал Арбатов, разглядывая своё отражение в огромном зеркале, и твёрдо для себя решил стать представителем японских военных.
Ещё немного потоптавшись у зеркала и придумывая, куда бы деть уже немного, но заметный пивной живот, гордо выступающий из просторной футболки с нарисованным на ней танком, подошёл к книжной полке, которую тот собирал всю свою жизнь. С любовью сдул пыль с книг. Подходить к ним без его, Арбатова, разрешения нельзя никому, только если он сам об  этом не попросит. Пыль попала в нос, и бывший генерал чихнул с такой силой, что  шкаф покачнулся и с самой верхней полки выпала увесистая книга, упав мужчине на голову.
Будучи уже привыкшим к контузии, удар книгой был для него как слону дробина, поэтому постояв немного в нерешимости, он наклонился и поднял с пола «снаряд», совершивший аварийную посадку на его генеральскую голову. Присмотрелся и вслух прочитал:
– Ямо…яма...мота…мата…Яма-мо-то Цу-нэ-то-мо «Хагакурэ»*, фу-ты, ну-ты, ножки гнуты, шайтанское что-то, – Буркнул генерал и только хотел вернуть книгу туда, откуда она свалилась, как любопытство взяло верх, потому что «запретный плод сладок». – Ну, удиви меня, Матамота, не разочаруй. И откуда подобное у меня на полке делает? Может это дочь оставила, а жена, зараза, запихнула эту гадость на полку? Дочка же этот…как его…слово забыл. Ну, когда подростки наряжаются во всё чёрное, словно священники и ходят по ночам красть конфеты на кладбище? Хоть убей, не помню.

–Жена! – Крикнул мужчина.

На кухне закопошились, зазвенела посуда, что-то упало, кто-то ругнулся.
–Домовой, наверное, – Пожал плечами генерал.
–Чего тебе надобно, старче? – В комнату входит…бабкой её не назвать, молоденькой вроде как тоже, ни рыба ни мясо, поэтому Арбатов зовёт её коротко: «жена».
–Как зовут нашу дочь?
–А я думала, старческий маразм до тебя намного позже доберётся, – Заохала жена, поправила складки на фартуке и положила руку, испачканную в муке на лоб мужчине, словно проверяет температуру, – Не помнит, как дочь звать, родную кровинушку! Только птенчик вылетел из гнезда, всё! Нет детяточки…
–Хватит кудахтать! – Разозлился генерал, плюхаясь в своё любимое кресло, последнее страдальчески скрипнуло, можно подумать, обленилось оно просто, а с весом у мужчины всё нормально, по крайней мере, он сам так думал, ибо хорошего человека должно быть много! – У неё дружки ещё эти…как их… Черепушка и Костяшка, мутные ребята, короче. И забудешь эту «детяточку», вот если бы детка твоя сама бы хоть на праздники приезжала к старикам, тогда я бы не спрашивал. И не про имя я говорю! Так что это тебе, мать, лечиться надо.
–А-а-а, – Протянула она, поправляя фотографию дочери на стене, – Помню-помню. Кирюша и Алиночка, милые дети, у них ещё Антоша был, хороший мальчик, стеснительный такой, худенький, так и хотелось его накормить… Они, кажется, гадами себя называли…
–Точно! Готы, вспомнил! – Хлопнул себя по лбу генерал и махнул рукой, не обращая внимания на женщину, – Всё, свободна, иди, готовь, твой день восьмое марта, а сейчас у нас что? – Он бросил взгляд на перекидной календарь, – Месяц  май, так что топ-топ на кухоньку, она по тебе соскучилась, можешь ей на меня пожаловаться, только не пересоли котлеты, ладно?

Жена топнула ногой, но ничего говорить не стала и вышла из комнаты, со всей силы хлопнув дверью. Арбатов победно хмыкнул, чувствуя, что последнее слово за ним и впился глазами в книгу, которую он держал всё это время, раскрыв обложку, он увидел перевёрнутую фотокарточку, достав её и повернув в свою  сторону, на отставного генерала напала непонятная грусть. С фотографии ему улыбался молодой паренёк, поправляющий ремень спортивной сумки, он был одет в  белую футболку с олимпийским мишкой на груди, в тёмно-синие брюки и кроссовки. Волосы цвета спелой пшеницы были аккуратно зачёсаны налево, выбритая полоса на правой брови, ямочки на щеках, будущий самурай знал этого человека, и от этого ему становилось ещё хуже.

–Привет, приятель, – Поздоровался Арбатов с парнем с фотографии, тот ничего не ответил, – А я искал тебя, точно, это же ты мне подарил эту книгу, а я забыл. Кажется, я её даже ни разу не открывал, ты тогда ещё очень обиделся, знаешь, мне очень жаль, если бы я только знал…Ты ведь парень молодой, я даже подумать не мог, что всё так обернётся. Прости меня, старика.
Фотография перекочевала на книжную полку на самое видное место. Генерал знал, что никто не посмеет тронуть этот шкаф без его разрешения, а значит, давний приятель будет в безопасности. Мужчина посмотрел на место, где лежало фото, надпись мелким почерком там гласила:

«Нет цветов прекрасней сакуры и мужчин прекрасней самураев! Привет из Японии! Спасибо вам, Алексей-сенсей*, без вас я бы не дотянулся до звезды! Ваш гакусэй*»

Нахмурившись, мужчина резко, чуть не порвав, переворачивает страницу и впервые в жизни его затянуло чтение книги, он видел  примеры доблестного поведения самураев древности и современников этого странного типа Ямамоты Цунэтомы или как его правильно.  Он предлагает учиться именно на примере самураев , потому что в их жизненном пути нужно искать силы и ответы на все-все вопросы бытия и повседневной жизни. Алексей так проникся всей этой атмосферой японских  самураев, что «проглотил» все одиннадцать книг, которые были в этом сборнике, а когда глаза зацепили вожделенные «Заповеди Самураев», тот даже для чего-то  вскочил с места.

Заповедь 1.  Не позволяй другим превзойти себя на пути самурая.
Рука на автомате потянулась к мобильному телефону и не отводя взгляда от книги набрал нужный номер. Последовали гудки, после их заменило сонное: «Аллё?»
–Аллё? Михалыч, ты что, спишь?
–Сплю, – Буркнул Михалыч и зевнул прямо в трубку.
–Погоди, не отключайся, хочешь стать самураем?
–Это что, секта какая-то что ли? Не, брат, сейчас я хочу только спа-а-ать…  – Голос друга становился всё тише и тише и Арбатов понял, что нужно действовать, пока не поздно, а то друг заснёт и не станет его противником по бугристому пути самурая!
–Просто скажи «да»!
–Да, – Словно  попугай повторил за ним Михалыч, – Я теперь свободен?
–Свободен, – Смилостивился генерал, – Только не смей быть самураем лучше меня!
–Я тебе обещаю, торжественно клянусь, зуб даю… – Храп из трубки.
«Фу, не воспитанный какой, – Подумал Алексей, возвращая телефон на место, хоть бы попрощался»
С чувством выполненного долга, он открывает тумбочку, до которой было довольно трудно дотянуться, вытащил оттуда карандаш и поставил еле заметную галочку рядом с первой заповедью.

Заповедь 2. Будь всегда полезен своему хозяину.
–Мать, тебе чем помочь?
–Чего? – Не расслышала жена, – Что за дурная манера, в лесу живём? Подойди и спроси, я не слышу, вода шумит!
Кряхтя, мужчина поднимается, но книгу оставил на столе, ещё бы не хватало её испачкать, нечаянно выбросить вместо мусора, сварить или чтобы её использовали вместо доски для резки, так что тут ей быть безопаснее.
Дальше следовали несколько часов уборки-стирки-глажки-готовки и прочих женских любимых дел, даже пришлось самому пуговицы пришивать и выбивать ковёр! Генералу даже показалось, что он сбросил пару килограммчиков, насколько были легки и отточены его движения, он считал себя лёгким пушистым облачком, но вспомнил, что средний вес облака пять тон и посчитал, что это сравнение ему не подходит, а другие просто не приходили на ум.
Миг и рядом со вторым пунктом стоит заветная галочка.

Заповедь 3. Помни о долге сына перед своими родителями.
Тут галочка была поставлена на автомате, потому что ему хватило встречи с родственниками своими и жены на прошлой неделе.

Заповедь 4. Проявляй великое сострадание и помогай людям.
Взяв книгу подмышку генерал выходит на улицу и сталкивается со своим соседом Дедом Митяем, старикашке уже, наверное, миллион лет, а бегает как сайгак, но вспомнив о своём самурайском пути, попросил прощения. С ужасом тот заметил, как скупые слёзы стекают по морщинистому лицу Митяя, старик стирает их рукавом и отводит взгляд, видимо, чтобы никто не видел его состояния, Алексею стало так его жалко, словно это не старик, а он сам стоит посреди дороги и плачет.
–Я вас сильно задел? – Забеспокоился генерал, – Вам больно? Дед Митяй, ну ответьте, что с вами случилось? Обидел кто?
–Маруська окочурилась, – Всхлипнул дед, он уже не был в силах сдерживать слёз и те, словно дождевые капли падали на землю, оставляя мокрые следы, Алексей не знал, как поддержать старика и ему было стыдно за это. Тётя Маруся со второго этажа была лучшей подружкой старика, они всегда вдвоём обсуждали молодёжь, сидя на лавке, сажали цветочки в  палисаднике, решали сканворды и  прочие романтичные для парочек преклонного возраста штуки, но мысль о том, что её больше нет…Эти двое были как попугайчики-неразлучники, если умрёт один – второй зачахнет...

«Спрашивать, когда знаешь, означает поступать вежливо. Спрашивать, когда не знаешь, абсолютно необходимо» – Гласило самурайское правило поведения в обществе, так Алексей и сделал.

–Мне действительно очень-очень жаль. Дед Мить, когда это случилось? Я понимаю, что трудно для вас, но всё же…
–Вчера похоронили, а ведь она младше меня была…Ох, чует моё сердце, что и я тоже того…к Маруське.
–Вы сильный, дед Мить! Как вы можете говорить такое?! Маруся никогда бы не хотела, чтобы вы ушли от нас раньше времени, все мы скоро умрём, только в своё время, понимаете? Зато она отмучилась и у вас теперь есть свой ангел-хранитель, вы же православный, да? Пойдёмте, чай попьём, хотя вам можно и покрепче, пойдёмте-пойдёмте.

«Когда сталкиваешься с неудачами и трудностями, недостаточно просто не беспокоиться. Когда сталкиваешься с трудностями, нужно смело и радостно бросаться вперед»

***

–Наконец он заснул, ему нужно отдохнуть, стар ведь уже, сердце может и не выдержать, благо алкоголь сделал своё дело, он так плакал, звал свою подругу, даже просил убить его. Бедный, мне жаль его,  надеюсь, ему станет легче, надо попросить соседку проследить за ним, а то мало ли что, вдруг он проснётся и сделает что-то с собой? Не дай бог.
Копаться в чужих вещах неприлично, но Алексею нужно было узнать хоть что-нибудь о Митяе. Неужели у него нет никого из родственников? А если есть, то где они?

«Совершив ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта»

Краем глаза генерал заметил белый уголок бумаги, торчащий за шкафом. Вытащив на свет божий конверт, генерал первым делом проверил адрес, эта информация ему ничего не дала, и пришлось раскрыть его, чтобы узнать, что там написано. Не прилично, но он же обязательно прочитает послание старику. Может он положил конверт на шкаф, тот упал, а Митяй благополучно забыл об этом?

Текст письма был такой:
«Привет, пап, почему ты не отвечаешь на письма? Я сделала тебе электронную почту, помнишь? Ты всё кивал мне, а сам ничего не понял, да? Старый чурбан. Мы присылали тебе столько бумажных писем, почему ни на одно ты не ответил? Дети волнуются. Ты обиделся из-за того, что не приехали за тобой? Прости, у нас были проблемы с финансами, да и Вовчик заболел, и его положили в больницу, ничего серьёзного, он быстро выздоровел. И почему ты не отвечаешь на звонки? Хватит дуться, меня мучает совесть. Мы уже решили, что заберём тебя отсюда, мы сделали ремонт и теперь сможем жить все вместе, муж не против. Как там тётя Маруся? Не поругались ещё? Ладно, расскажешь всё, когда мы приедем. Жди нас в конце мая на каникулах! Твоя дочь Анна. 12.04.2017»

–Дед Мить, ну вы и Маша-Растеряша, – Хмыкнул мужчина, закончив чтение, – Вот как расцвели, когда я вам письмо дочери прочитал, у вас и внуки есть…Наверняка они очень вас любят, раз так волнуются, а вы говорили, что ваша семья вас бросила и не хочет с вами общаться, так ведь вы письма потеряли, оказывается и забыли об этом! Эх вы, ну ничего, до конца месяца осталось немного, скоро вы снова будете с людьми, которыми вас любят, а тётя Маня всегда будет с вами, а если бы она была жива, вы бы расстались навсегда, только иногда писали бы друг другу по почте.

«Правила написания писем требуют, чтобы ты всегда отвечал письмом на письмо — пусть даже твой ответ будет длиной в одну строку»

Написав ответное письмо якобы от Митяя, Алексей ещё несколько раз его перечитал, и , посчитав его готовым, аккуратно сложил бумагу пополам, сейчас он попросит соседку присмотреть за страдальцем,  а потом отправит письмо семье старика, чтобы те не волновались. Конверт адресом он забрал на всякий случай.

***

Когда баба Валя скрылась за дверью квартиры Митяя, обещая  мне его покормить и просто побыть рядом, чтобы ему не было одиноко, генерал Арбатов в свою очередь пообещал прийти к ним завтра проведать. А когда письмо было «проглочено», почтовым ящиком, он вернулся домой, обнял жену, поблагодарил за ужин и закрылся у себя в комнате. Сборник сочинений Ямамото лежал на своём месте, словно дожидаясь хозяина, Алексей хмыкнул, положил его на законное место, бросил взгляд на фотографию улыбающегося паренька, сел в своё кресло и вспомнил текст ответного письма:

«Всё в порядке, простите, что долго не отвечал на ваши письма, запамятовал, куда я их дел и , наконец, нашёл. Буду ждать вашего приезда. Обязательно расскажу вам всё, когда вы приедете ко мне, очень сильно хочу увидеть внуков, я соскучился. Отец»

– Нет мужчин прекрасней самураев, - Подумал  отставной генерал Арбатов, засыпая.

*Сэнсей – учитель (япон.)
*Гакусэй – ученик (япон.)
*Хагакурэ , или Хагакурэ кикигаки — это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо.