Вхождение

Владимир Бузов
      Осторожно ступая, Антон спустился вниз по разрушенным каменным ступеням. Было темно и тихо. Слева терялся, ведущий в глубь подвала проход; справа, из неплотно прикрытой двери, дымилась полоска света.
      - Суда они Божьего не боятся, вот что, - услышал он из-за дверей тихий голос. Следующую фразу он не расслышал. Но, потом, произнес четко другой голос:
      - Но кто про то знает. Мы с тобой, да которые подле нас. А по шире заведи, так более одного не поймаешь.
      - Извели, басурмане,- вздохнул первый голос.
      Некоторое время за дверью было тихо, лишь слышался легкий шорох, да движение теней.
      - Сказывают Божью матерь привезли в Новгород,- снова послышался первый голос, неужто сподобится увидеть?
      Антон потянул за чугунную скобу -дверь открылась. В небольшой каменной комнатке сидели две монашки, что-то укладывающие в стоящую на столе сумку.
      На скрип двери они оглянулись.
      - Мне назначено батюшкой,- ответил  Антон на немые взгляды.
      - Отец Федор сейчас подойдет, - вставая сказала черноволосая монашка.
       Другая, с узелком, продолжала собирать котомку:   
      - Пойду я. Время уже много.
      - Возьми, хоть хлеба.
      - Спаси Бог, у меня есть.
      - Ну, Христос с тобой.
      Женщина с узелком взяла стоящую рядом котомку и направилась к выходу. В проеме дверей она обернулась и, кланяясь, трижды перекрестилась узловатыми пальцами.
      Через некоторое время в каморку вошел отец Федор.Он был не большого роста, крепок телом, басовит. Темный крест висел на его короткой шее, отсвечивая уголками оклада.
      - Мы с вами договаривались,- с неловкостью напоминая о себе, сказал Антон.
      - Я помню, - снимая накидку, проговорил отец Федор, - проходите, садитесь. Сейчас попьем чая.
      Сходив к столику с посудой, отец Федор принес пузатый самовар, поставил на стол перед Антоном; рядом, в вазочки, налил мед, положил деревянные ложки.
      Пока он не спеша готовил обед, Антон, поправляя очки, рассматривал предметы столового быта, отглаженные за несколько столетий  руками жителей.
      - Угощайтесь,- проговорил баском отец Федор, наливая кипяток в железную кружку.
      - Я к вам, батюшка, поговорить пришел, - осмелился Антон, отведав несколько ложек меда.
      - А вы, ведь, не ко мне пришли. Вы к Богу пришли, - глядя на Антона, перебил его отец Федор.
      - Да.., пожалуй,- отводя глаза, смутился Антон.
      - Вы большевик?
      - Нет,- с задержкой ответил Антон... Я ищу.
      - Блажен, кто ищет, -ответил отец Федор... Когда-то я был осужден своими братьями. Они решили, что слова мои кощунственны. Выгоняя из меня ересь, они заковали меня в кандалы, посадили в карцер и через раз давали хлеб и воду. Но через некоторое время в город вошли красные. Они заняли церковь, выгнали  служителей и обнаружив меня в дальнем помещении карцера, спросили:
      - За что тут?
      - за противление религии, - отвечаю.
      - Этот не совсем порченный?..-заявил человек в кожанке - Отпустите его!
      - С тем и ушли, а я остался ,вот, и служу как могу, до сих пор.
      Антон окинул глазом еще раз скудное убранство комнаты; подняв голову, посмотрел подслеповатыми глазами в посеревшее, затемненное сумерками окно и  надолго задумался.