Дорога в Ленинград или родилась я в городе великом

Екатерина Строева
Родилась я на свет
В городе великом на Неве,
Шли солдаты на фронт,
На ту, невеликую,
Солнечным днём
Всё перевернулось
Я запомнила миг,
Начало войны,
Вспыхнуло всё
Гром засверкал
Больно стало -
Словно Мир перестал,
Тронулось время
В другом повороте,
Зазвучали грозные
Суровые ноты,
Этот миг
Отразился в сознании,
Младенец что помнит,
Он не знает,
Но этот миг остался в памяти…
Город на Неве уже бомбили,
Началась эвакуация,
Незнакомые станции,
Поезда, пароходы,
ожидания, дезинфекция,
Вологда, станция,
Натиск бегущих, толпы людей,
Погрузки – загрузки,
Вагоны, посадки, переходы - проходы,
Воды и хлеба ожидание,
Ледяная вода, волны,
Свисток паровоза,
Гудки пароходов,
Всё несётся, всё мчится,
Всё куда-то стремится,
Мелькают станции, мелькают лица…
Кочёвки, в пути остановки,
Перетасовки,
И вот мы плетёмся к дому, где,
Суждено по судьбе
Проходить детству,
В войну,
Вот маленький городок…
Моё детство прошло
Моё раннее детство
детство и отрочество
любимой сестры Вареньки
и нашего незабвенного брата Саши...
В маленьком Яренске - городке,
В памяти город на Неве,
Там отец, а мы здесь все,
Мы в разлуке,
Войны звуки, горькие заметы,
Всюду военные приметы,
Всех призывают на фронт,
В этом маленьком городке
Тоже уходят на войну
И многие не вернутся…
Тогда я этого не знала,
Пока добирались, заболела,
Бабушка-Варварушка
Меня на ножки поставила,
Отпаивала травами, лечила,
молилась…
мама стала работать в школе,
брат и сестра учились,
в соседнем доме живёт сестры подруга
Муза имя её, когда никого нет дома,
Я кричу ей: Муза, иде ты,
Муза отвечает: и здесь я,
Я успокоюсь, ребёнок,
И жду, когда придут все домой…
Ищу морковку на огороде,
Когда весна, начинают травы подниматься,
Мама сварит суп из трав
И добавит туда всё, что найдётся в доме,
Мама делает спектакли с детьми и
Они ездят показывать раненым,
Из детского сада я убегаю,
Почему, не знаю,
О чём-то думаю, наверное,
Бабушка молится о нас,
О том, чтобы наши начали наступать,
А потом слегла, кормила нас как могла,
Все крошки хлебные нам отдавала…
Бабушка, бабушка, пишу и плачу,
Вспоминаю тебя…
Мама всё старалась, работала,
Учила детей, летом надо было работать
В колхозе, на зиму запасали сено,
Луга далеко, до них по реке
Мама плыла на большой лодке,
Сил нет, надо грести,
И ты гребёшь, как там они,
Дети дома одни, а к утру вернуться на луга,
Ставить стога, научилась ещё с детства,
Мама наша ставить стога,
Но тогда ставила не одна,
А тут поехали мама с сестрой
За сеном, а уже позёмка вьётся,
А сено не даётся, наконец,
Поправили стог, стоит хорошо,
набрали сена на телегу
и отправились домой,
а тут возьми и волки завой…
страшно одним в поле,
вьётся дорога, лошадь почти изнемогла,
кое-как доехали,
а мы с братиком Сашей ждём у ворот,
едут – едут, чуть не орём, вот –вот,
как они устали, мы их обнимали – целовали,
мама заплакала, что вы, что вы,
вот же мы, вернулись…
так мы и жили,
писем отца ждали из Ленинграда,
и вот пришла награда,
письмо из Ленинграда,
отец пишет, обнимает нас,
отвечаем, у нас всё хорошо,
не волнуйся, мы верим, встретимся,
ждём…кончится война,
Победа за нами…
Вьётся, вьётся дорога вдаль,
Мы возвращаемся,
Отец за нами приехал,
Отпуск на три дня,
Мы на белом пароходе
Едем в Ленинград…
1944 год…
Всего не высказать…вот…
Вернулись мы…
Потом всё тоже было непросто.
Мама наша как худенький подросток.
На радостях у нас родился братик.
Заболела мама. Туберкулёз….
Помню братика. Петей назвали….
Уже мы с братиком гуляли,
Катала в мальпосте,
Так называлась коляска,
Было дома тепло и ласково…
Но сразил маму туберкулёз
И братика нашего унёс…
Мама в больнице…
А братик где? Спрашиваю…
Долго не решалась спросить,
всё думала, может братик где-то...
Но нет ответа…
Нас посылают к тётушке в Москву,
Брат Саша с отцом остаётся,
Мы с сестрой на паровозе
Едем долго – долго,
Потом идём, пить хочется,
Никак не найдём дом тёти, тут я как закричу,
Вот он этот дом,
Это под Москвой, в Пушкино,
Там мы их нашли, нас приютили,
Мы вас не забыли,
Благодарны были,
Но скучали по дому,
По братику, по маме…
Маму посылают в санаторий,
А мы с отцом,
Отец работает,
Электростанции лечит,
Он ведь у нас энергетик,
Брат с сестрой учатся,
Я в детском саду,
Смотрю на дорогу,
Маму жду,
Из детского сада
Я убегаю
В Летний Сад я дорогу знаю,
там среди статуй брожу – хожу
и что-то под нос себе шепчу…
не знала тогда, что это стихи,
так и шли наши деньки…
Наконец мама снова с нами,
Едем в Петергоф… там развалины…
Всё разбомбили…
Мама наша говорит,
Как сейчас помню,
Забралась мама на развалины
И говорит нам и пространству:
Всё будет восстановлено!
Так мама сказала,
А нам запомнилось…

26 мая 2017 года