Приёмыш-Главы 49-50

Геннадий Ищенко
                Глава 49


        – Зря мы не пошли к барону вратами! – сказала Аглая, в очередной раз стряхнув воду с капюшона плаща. – Ведь предлагал граф считать у него образ приметного места. А теперь будем полдня мокнуть под дождём!
        – Когда приедете к воротам замка мокрая, грязная и уставшая, будет другое отношение, – пошутил Лаш.
        – Я говорю серьёзно, а вам всё шуточки! – обиделась девушка.
        – А если серьёзно, то я не хочу, чтобы барон догадался о моей силе. То, что я маг, скрыть трудно, да я и не собираюсь, но нежелательно без необходимости показывать свои возможности. Барон может испугаться, а из-за страха люди часто начинают делать глупости.
        – И при чём здесь врата?
        – А при том, что создать такие врата, чтобы в них прошла лошадь, и держать их, пока вы проведёте трёх лошадей, – задача не для всякого мага. Или хотите идти пешком? Так для благородной леди это позор и урон чести. По-моему, лучше проехаться мокрой.
        – Хватит спорить, – сказал Игорь. – Лично мне всё равно, потому что уже промок, а дождь пока тёплый. Может, поедем быстрее? Деревьев почти нет, так что можно съехать с дороги и не месить грязь.
        – Вы в Ливене, Игорь, причём в западной её части. Мы не встретились с разбойниками, но это не говорит о том, что их здесь нет. Возле дороги открытое место, а если ехать так, как предлагаете вы, край леса будет ближе. Если из него покажутся разбойники...
        – Вы заметили их раньше! – обиделась на розыгрыш Аглая. – Не бывает таких совпадений!
        Из небольшого леска, тянущегося вдоль дороги в полусотне метров от неё, высыпала толпа вооруженных людей, которые с гиканьем и свистом побежали наперерез путникам.
        – Именно такими я и представлял разбойников, – сказал Игорь и перекинув автомат из-за спины на грудь. – Луков и арбалетов у них нет, так что сейчас мы их просто пугнём...
        – Это, мой дорогой, Ливена, – сказал ему Лаш, доставая из кобуры свой пистолет. – Здесь давно не осталось пугливых. Их человек тридцать, а нас только трое. А если они не испугаются, а запустят чем-нибудь острым? Вам не дадут времени пугать их второй раз. Нужно вот так!
        Маг открыл огонь, быстро переводя пистолет с одной цели на другую. Когда закончились патроны, больше половины нападавших лежало на траве, а остальные молча рванули обратно в лес.
        – В этих лесах нет порядочных разбойников, только отъявленные мерзавцы, – назидательно сказал Лаш уже для обоих. – Они не заслуживают снисхождения. Убили разбойника – считайте, что спасли десять жизней.
        – А разве бывают порядочные разбойники? – удивилась Аглая.
        – Всё относительно, – пожал плечами Лаш. – Если попадётесь этим разбойникам, они вас ограбят, скопом используют, а потом перережут горло, после чего некоторые используют ещё раз. А разбойники на востоке сделают то же самое, только не станут резать горло и при использовании дадут вам передохнуть.
        – Не хочу я с вами разговаривать, – отвернулась от мага девушка.
        – Это, конечно, печально, – улыбнулся Лаш. – Зато теперь буду знать, что принцессы шуров не понимают шуток. Смотрите, показался замок. Вряд ли нас повсюду ожидают разбойники, так что давайте поступим так, как советовал Игорь. По траве и кони пойдут быстрее.
        До замка добирались минут сорок, после чего Игорю пришлось пять минут пинать ногой ворота. Наконец послышались шаги, и старческий голос поинтересовался, кого это принесло на ночь глядя.
        – Ты что, дед, поганки употребляешь? – спросил Лаш. – Какая ночь в обеденное время? Открывайте ворота! Или хочешь заставить благородных путешественников ночевать в поле под дождём? Барон не спустит шкуру?
        – Матей! – заорал дед за воротами. – Посмотри, кто там, можно им открывать али нет.
        Наверху раздались шаркающие шаги и между зубцами крепостной стены появилась чья-то голова.
        – Вроде благородные, – крикнул сторож, которому, судя по голосу, было не меньше лет, чем деду за воротами. – С ними баба. Открывай, пожалуй.
        Лязгнул засов, и ещё крепкий седой старик с натугой отворил немилосердно заскрипевшую створку ворот.
        – Проезжайте, ваша милость! – сказал он Лашу, как-то определив, что он в группе всадников старший. – Вона конюшня, там оставьте лошадей, а я кликну конюха. Он их расседлает и оботрёт. Прошу вас быстрее, а то дождь больно льёт.
        Они заехали во двор замка и направили коней к большому зданию конюшни. В нём были только две лошади, но у стены лежало много мешков с овсом, и в глубине помещения виднелся большой стог сена.
        – Вы как хотите, но своего коня я расседлаю сам, – сказал Лаш. – Уж больно престарелые здесь слуги. Когда ещё появится обещанный конюх?
        Но конюх появился почти тотчас, словно только и ждал этого вопроса. Подбежавший парнишка был раз в пять младше деда у ворот.
        – Не трогайте коня, ваша милость, – сказал он Лашу. – Сейчас я всё сделаю. Обижаться не будете. Идите лучше в замок, господин барон вас там ждёт.
        Барон Игоря разочаровал. Он ожидал увидеть здоровенного громилу, а их встретил немолодой мужчина ниже среднего роста, с усталым и затравленным выражением лица.
        – Стеф Соли  барон Нор, – представился он гостям. – Кого имею счастье принимать в своём доме?
        – Я маг Лаш Хардин, а это принцесса Аглая Ланш ле Шер и её муж Игар, – на правах старшего представил Лаш себя и остальных.
        Судя по промелькнувшему на лице хозяина недоумению, он не понял, почему Лаш первым назвал себя, а не принцессу, да и её мужа представили только по имени. Решив не морочить себе голову странностями приезжих, барон пригласил их в трапезную.
        – Мы собрались обедать перед вашим приездом, так что приглашаю к столу. Заодно познакомлю с семьёй.
        Семья оказалась по местным меркам большая.
        – Моя жена Олия, – представил хозяин маленькую стройную женщину лет тридцати пяти, – а это сын и наследник Саш. Старшую дочь зовут Грая, а младшую – Лея.
        Барон перечислил прибывших и предложил им занять место за столом.
        – У меня плохо со слугами, – сказал он Лашу, – поэтому за столом обходимся без них. Набирайте  пищу сами, кому что нравится.
        Обед прошёл молча. Гости перед отбытием уже обедали, но наложили себе всего по чуть-чуть, чтобы не обижать хозяев. Когда закончили есть, барон встал и пригласил их в свой кабинет.
        – Теперь хочу задать несколько вопросов, – сказал он, когда уселись в кресла. – Вы ведь из Тессона? Я так и думал, потому что внешне сильно отличаетесь от местных, а по Ливене уже давно никто не путешествует просто так. Прошёл слух, что король Аниш хочет занять эти земли. Вы слышали об этом?
        – Слышали, – ответил Лаш. – Дорогой Стеф, хотите вы этого или нет, но вашей анархии приходит конец. Король Сандер занял восточную часть королевства, а герцог Воля присягнул нашему королю. Теперь пришёл ваш черёд. Я считаю, что в этом для вас одни выгоды. На ваши земли никто не претендует, их только почистят от всякой сволочи вроде тех разбойников, которые напали на нас возле вашего замка. Так что я не советую вам сопротивляться.
        – Да я и не собирался, – ответил барон. – Это невозможно даже при желании, потому что разбежались все дружинники, а вчера уехал маг. У меня не осталось денег им платить. Если честно, я в отчаянном положении. Три декады назад в моём баронстве объявились сразу две ватаги разбойников. Я попытался выбросить их вон, но попал в грамотно поставленную засаду, потерял пять дружинников и был вынужден запереться в замке. А мои крестьяне, вместо того чтобы платить мне за землю, платят разбойникам. У меня почти не осталось продуктов, а служат одни старики, мальчишка-конюх и кухарка. Стоит прийти разбойникам, и они нас вырежут. Стены высоки, но мне некого на них вывести. Я уже хотел дождаться кого-нибудь вроде вас и попросить об услуге проводить меня с семьёй до границ Тессона. У меня остались кое-какие средства на чёрный день, так что сможем устроиться на новом месте. Оставаться здесь – верная гибель.
        – Послушайте, Стеф, что я вам предложу, – сказал Лаш. – Не нужно вам никуда ехать и бросать родовое гнездо на радость всякой швали. Сдайте за хорошие деньги свой замок армии Тессона хотя бы до лета. Вас защитят, поделятся продовольствием и вычистят разбойников, а на полученные деньги сможете нанять дружину и слуг. Ваш сосед граф Ате так и сделал, даже денег не потребовал, так ему сами дали. Честное слово, Аниша стоит держаться. Он уже объединил под своей рукой три королевства, возьмёт себе и четвёртое. И делает он это не из жадности или властолюбия, а потому что для кайнов нет другого выхода, кроме объединения. Следующим летом мы ожидаем вторжение кочевников степи, и будет их не просто много, а очень много.
        – А кто вы такой, Лаш, что мне это предлагаете?
        – Я придворный маг королевы Тессона и помощник командующего силами Аниша в Ливене. Замок у вас поменьше, чем у соседа, но тоже немаленький. А нам нужны помещения, чтобы пристроить солдат до тёплого времени, и базы, откуда можно начать чистку разбойничьих гнёзд. Что у вас, кстати, за свара с графом Ате?
        – А! – махнул рукой барон. – Ничего особенного. Он мне что-то не так сказал, я вспылил, а он обиделся. Последний год мы живём на нервах. А теперь он ждёт, когда я приеду извиняться. Я и приехал бы, но просто не до того. Вы меня сильно обрадовали, и я заранее согласен на ваши условия.
        – Вот и прекрасно. Поверьте, что никто не станет на вас экономить. Но нам мало ваших замков, к тому же хочется охватить большую территорию. Кого вы посоветуете из ваших соседей?
        – Любого, кроме графа Донже. Этого вам придётся принуждать к покорности силой, а то и вовсе уничтожить. В отличие от остальных моих соседей, у графа много денег и большая дружина. Он не пускает в свои земли разбойников, но начал разбойничать сам. Захватил земли многих соседей, которые вроде меня находятся в бедственном положении и не могут дать отпор, и собирает с них продовольствие, которое потом отправляет в Тессон для продажи.
        – Не слышал о продаже продовольствия из Ливены, – с сомнением сказал маг.
        – Дорогой Лаш! Контрабанду придумали не вчера, а граница между нашими королевствами давно никем не охраняется. Найдите себе посредника и продавайте всё, на что есть спрос.
        – Ладно, с графом разберёмся позже, дойдёт очередь и до него. Если вы согласны на моё предложение, то предупредите свою семью и слуг, что сейчас в замок придёт армия Тессона.

        – Что интересного скажете, Лён? – спросила Ира, садясь рядом с канцлером и мужем. – Людей приготовили?
        – Ты слишком быстро живёшь и требуешь того же от других, а у нас так не привыкли. Людей я нашёл, но с их помощью охватим только треть городов Тессона. Зартаком и Сардией пока не занимались, тебе и у нас долго работать.
        – Зря вы так думаете, – возразила Ира. – Мне понятно ваше желание побыстрее прикрыть нашу территорию, но ведь Зартак с Сардией тоже наши! Уже забыли разговор по Сардии? Начинать нужно с неё и со столицы Зартака. И не так уж много у меня работы, как вы думаете. Много ли нужно времени для того, чтобы пройти вратами в городской магистрат, собрать стражу, произнести пламенную речь и принять присягу? Да я за один день обойду полсотни городов, особенно если впереди меня пойдёт кто-нибудь из магов с предупреждением, чтобы собрали людей. Работа начнётся потом и уже не моя. Наша дружина будет развозить оружие и боеприпасы и проследит, чтобы соответствовали условия хранения, а следом пойдут гвардейцы обучать стражу. Сколько времени нужно, чтобы научить человека стрелять из автомата и ухаживать за оружием? Я думаю, что с этим можно уложиться в три дня, а три сотни гвардейцев обучат всех за одну декаду. Да, я живу быстро, но не потому что мне это нравится, а потому что так надо. И других буду заставлять жить так же. Это замечание не в ваш адрес, Лён, вы у нас труженик, но вот наш придворный гадючник нужно чистить. Если не хотят служить, пусть катятся в свои родовые имения и ждут, пока у нас дойдут до них руки. Дармоедов нам здесь не нужно! Какое недовольство, Лён? У нас с вами скоро, кроме гвардии, будет вооружена вся армия, которая уже в три раза больше прежней, и стража в городах. И все принесут нам клятву. После этого я могу наплевать на любое недовольство. Та часть дворянства, у которой хватит ума понять угрозу и включиться в работу, нас поймёт и поддержит, а с остальными будем разбираться жёстко. С какой стати мы с вами должны вкалывать, а они – только вкусно есть, сладко спать и задирать подолы придворным шлюхам? С этим пора кончать. Был у меня на родине один король, так он со своими дворянами тоже не очень церемонился и рубил им головы, но вытащил страну из такого болота! Дворянство должно служить, иначе оно никому и на фиг не нужно! И это надо вдолбить в пустые головы тем красавчикам, которые ошиваются в нашем дворце. И не только им, но и всем вообще. Недовольные, естественно, будут, а нам с вами нужно убрать из своего окружения лишних людей и усилить охрану, чтобы их недовольство не вылилось во что-нибудь неприятное.
        – Что у вас по столичной страже? – спросил Аниш. – А то я был в Сантилле и пока не в курсе.
        – Семеро отказались и ушли со службы, – сказал канцлер. – Принесли клятву три с половиной сотни человек, они вооружены и проходят подготовку. На это время мы выделили магистрату две сотни солдат для патрулирования улиц. Они плохая замена страже, но твоя жена велела огласить в городе, что если кто-нибудь совершит кражу или тем более убийство, она бросит на их поиски своих магов, а наказание будет одно – смерть.
        – Ого! – Аниш посмотрел на жену с таким удивлением, будто увидел её впервые. – Ты меня удивила. Я бы до такого не додумался. У тебя на родине такое было?
        – Было. Называется военное положение. Когда идёт война и страна в опасности, с швалью не церемонятся.
        – Ну и как? – с интересом спросил Аниш.
        – За два дня ни одного происшествия, – ответил канцлер. – Твою жену любят и побаиваются одновременно, а с недавних пор кое-кто начал и преклоняться. И таких становится всё больше. В Колоте, откуда это пошло, жрецы Лади даже объявили, что желающие могут молиться королеве Рине у их алтарей.
        – Совсем рехнулись! – возмутилась Ира. – Жрецы не объявили меня новым воплощением Лади?
        – Пока нет, – засмеялся канцлер. – Интересная идея, надо её им подкинуть.
        – Мне не смешно, Лён, – мрачно сказала Ира. – Люди напуганы предстоящей войной с Сенгалом, да и о кочевниках уже многим известно, поэтому и начинают верить во всякую чушь. А преклонение – это последнее, что мне нужно.
        – С точки зрения людей, это не чушь, – возразил старик. – То, что ты летала, почти ни у кого не вызывает сомнения, а летать могут только боги. На нас наслали сотни чудовищ, и ты уничтожила их одна с небольшим числом дружинников. Раньше для этого отправляли армии. О возможностях нового оружия знают немногие, поэтому случившееся для них – это чудо. И люди хотят верить, что если случится беда, то королева придёт на помощь. Ведь придёшь?
        – Пусть защищают себя сами, а мы в этом поможем. И давайте, герцог, прекратим этот разговор о божественности. Он меня нервирует.
        – Ну вот, я для тебя уже снова герцог. Не нужно на меня сердиться: не я разношу эти слухи. Лучше скажи, что у нас с оружием. Много его осталось?
        – Очень мало. У меня во дворце с полсотни автоматов и в замке раза в два больше. Но завтра я иду в свой мир по многим вопросам, в том числе и по поставкам оружия и продовольствия. Вы подготовили склады?
        – Давно готовы. И те, где было продовольствие, почти все освободились, и новые нашли, в основном под муку. Ты когда пойдёшь?
        – Время там сейчас примерно совпадает с нашим, так что завтра с утра и пойду.

        Утром, сразу после завтрака, Ира ушла в замок. В прошлый раз из-за начавшегося дождя и возни с магами она так и не посетила могилы Райны, поэтому хотела сделать это сейчас. Очутившись в своих комнатах, она вызвала амулетом Марта.
        – Март, я сейчас в замке, но надолго не задержусь. Посещу могилу матери и уйду в свой мир. Так что передай дежурным, что я буду возле замка. И приготовьтесь принять много оружия. Мы сильно вычистили арсенал?
        – Осталось несколько станковых пулемётов, снайперские винтовки и с сотню автоматов. Боеприпасов пока много, да и гранаты почти не использовали. Взрывчатку тоже брали только один раз. Но если не хватит места в арсенале, сами автоматы можно временно хранить в кладовых замка. Многие из них освободились после продажи товаров.
        – Товары привезут, но позже. А автоматы и патроны к ним будем сразу распределять моими дружинниками городской страже. Ладно, Март, у меня много дел.
        Разыскав в одном из сундуков плащ и берет, Ира оделась и вышла из замка. С затянутого тучами неба моросил слабый дождь, но было тепло и безветренно. Грязь была только возле замка, дальше пошла по густой мокрой траве до самых могил. Арку в изголовье могилы Райны сделали из светлого камня в виде дуги и глубоко вкопали в землю. На ней были высечены только два слова: Райна Албени.
        «Вот и всё, что осталось от человека, – подумала Ира. – Все, кто её знал и любил, уже ушли из жизни, осталась одна я. А если умру, останется только эта арка. Неужели после смерти больше ничего не будет? А может, всё-таки что-то есть? Ведь и о магии у нас говорили, что она выдумана людьми. Не могут же люди в разных мирах верить в одно и то же. Или могут и эта вера из-за страха смерти? Почти всю жизнь Райной двигала ненависть и только в самом конце – любовь. И в этих последних годах для неё был смысл жизни. Получается, что итог её жизни – это я. Если у меня получится задуманное, я постараюсь, чтобы люди её не забыли».
        Поцеловав мокрый камень арки, девушка пошла к месту, где в прошлом стояли врата, и положила недалеко от края насыпи прибор хорта. Присыпав его хвоей, она по дороге вернулась в замок, чтобы оставить мокрый и ставший коротким плащ, а потом ушла на Землю.
        При появлении Иры в комнате прибытия дежурный офицер куда-то позвонил и попросил её подойти к телефону.
        – Здравствуйте, Ирина! – послышался в трубке голос Андропова. – Вы к нам сегодня надолго? Что планируете делать?
        – Здравствуйте, Юрий Владимирович! – поздоровалась Ира. – Хочу, как и договаривались, закрыть врата в мёртвый мир и открыть в свой, а также уточнить вопросы по поставкам. В первую очередь это касается вооружения, хотя нужны будут и кое-какие товары, и продовольствие. Если готовы кандидаты в маги, могу забрать вторую группу. Только пусть их снабдят плащами или хотя бы выдадут зонты. Я поведу через постоянные врата, а у нас сейчас почти всё время сверху льёт. Если не трудно, пусть прихватят зонт и для меня. И нужно позвонить на объект. Он у вас на карантине, а мне туда идти. Боюсь, что могут быть проблемы с охраной, несмотря на моё удостоверение. И желательно вывести с объекта Воронцова. Если надо, я могу его дезинфицировать, есть у меня теперь такая возможность.
        – Хорошо, я распоряжусь. А пока попрошу вас пройти ко мне в кабинет для важного разговора. Сейчас пришлю человека... У вас уставший вид, – заметил Андропов, когда посланный им офицер привёл Ирину в кабинет и вышел.
        – Много работы. Слышали, наверное, лозунг: кто, если не ты? К сожалению, слишком много дел, которые не может сделать никто, кроме меня.
        – Трудно быть королевой? – шутливо спросил Юрий Владимирович.
        – В обычное время работа королевы не намного сложнее любой другой, – в том же тоне ответила Ира, – но когда страну лихорадит, идёт война и стоит вопрос о существовании сотен тысяч людей... Вы сами руководитель и должны это понимать. Я никогда не рвалась к власти и не хотела взваливать на себя ответственность за судьбы людей. Так получилось, и теперь мне никуда от этого не деться. Хотя иногда так хочется всё послать к чёрту!
        – Это свойственно людям, которые не ищут удовольствия во власти, особенно в переломные моменты истории, как у вас.
        – Что это вы, Юрий Владимирович, перешли со мной на вы? Есть причина?
        – Есть. Вы, Ирина Игоревна, скоро станете лицом официальным, к которому нежелательно демонстрировать близкие отношения, особенно с моей стороны.
        – Не поняла. Не поясните свои слова?
        – Есть решение в верхах обнародовать наши связи и закрепить сотрудничество межгосударственным договором.
        – Это как-то связано с переговорами, которые вы вели с американцами?
        – Это их следствие. Руководство США не хочет приобретать золото у нас и в категоричной форме требует контакта с вами.
        – А если их послать?
        – Жёсткая позиция может иметь далеко идущие последствия. В США напуганы возможностью нарушения стратегического равновесия и готовы пойти на крайние меры. В случае уступок с нашей стороны, наоборот, можно добиться того же от них. Они готовы сократить некоторые виды вооружений и снять ограничения в торговле.
        – А моя позиция?
        – Сейчас приедет Андрей Андреевич Громыко, с ним и обговорим этот вопрос. Помните ещё, кто это?
        – Кто-то из ЦК?
        – Это министр иностранных дел и член Центрального Комитета партии. Так что вы теперь проходите по его министерству. Пока его нет, давайте поговорим о том, что вам от нас нужно.
        – Вот бумага с описанием потребности в вооружениях, это заявка на продовольственные товары, а это – на всё остальное. Оплату буду осуществлять немедленно по получении товаров, хотя часть золота, если нужно, могу переправить авансом.
        – Ого! – удивился Андропов. – Двадцать тысяч автоматов! У вас найдётся, кого ими вооружить?
        – Две трети думаю отложить в запас.
        – Хозяйственный подход. Так, сотня пулемётов ДШК. Понравились?
        – Тяжёлые, но это их единственный недостаток. В остальном просто замечательное оружие. Крупных тварей только ими и положили, автоматы против них неэффективны. Хорошо, что таких тварей не очень много.
        – Что тут ещё? Пистолеты, гранаты и море патронов.
        – При боевом применении патроны расходуются быстро, а на пулемёты их было не очень много. И я опять же хочу создать запас. У нас на носу две войны. Для нас это гора оружия, но по вашим масштабам это так...
        Андропов бегло осмотрел остальные бумаги.
        – Всё то же, что мы вам уже поставляли, только количество на порядок больше. А почему вы не хотите взять миномёты? Не впечатлила работа?
        – Работа впечатлила, но для миномётов и артиллерии необходим персонал, который быстро не подготовишь, и много боеприпасов, которые расходуются слишком быстро. Кроме того, тварей трудно убить осколками, а кочевники не ходят в бой колоннами. В наших условиях больше толку от стрелкового оружия.
        – По оружию таких типов меня уполномочили принимать решения самому, поэтому я сразу даю вам добро и сегодня же передам заявку для комплектования. Когда будут открыты врата?
        – Сразу же, как только я закончу работу с объектом.
        – Сегодня мы не успеем, а с завтрашнего дня ждите первую партию оружия. Остальные заявки я передам тому, кто будет с ними работать.
        На столе Андропова зазвонил один из телефонов. Юрий Владимирович взял трубку, молча выслушал, что ему сказали, и положил обратно на аппарат.
        – Приехал Громыко. Сейчас его приведут в мой кабинет. Ну что, ваше величество, готовы к всемирной славе?
        – Меня эта слава достала в том мире! Представляете, некоторые придурки стали мне молиться!
        – И чем это вызвано?
        – Причин несколько, но главная в том, что мне пришлось летать, а там это могут делать только боги.
        – Вы умеете летать? – председатель Комитета снял очки и положил их на стол. – Покажете?
        Он стал похож на мальчишку, и это невольно вызвало у Иры улыбку.
        – Пожалуйста! – сказала она и взлетела под потолок со стулом, на котором сидела. – Низкие у вас потолки, особо не полетаешь.
        Раздался звонок, и в отворившуюся дверь вошёл Громыко.
        – Здравствуй, – поздоровался он с Андроповым, не заметив Иры. – А где мой объект?
        – Вон летает, – ответил Юрий Владимирович, показав рукой в направлении девушки. – Приземляйтесь, Ирина.
        – Здорово! – сказал Андрей Андреевич. – Что-то такое было у Беляева в «Ариэле». Кажется, там тоже летали на стуле. Правда, это была некоронованная особа.
        – Я тоже некоронованная, – сказала ему вернувшаяся на прежнее место Ира. – Нет у королев моего мира привычки носить на голове корону.
        – Учту, – сказал Громыко. – О вас я знаю всё, что собрано Комитетом, а обо мне вам, наверное, уже рассказали, так что, можно сказать, что мы с вами знакомы. Прежде всего хочу вас проинформировать, что главы зарубежных государств не могут иметь советское гражданство. Если вы по какой-то причине оставите свой нынешний пост и захотите вернуться на родину, вопрос предоставления вам нашего гражданства решат в Верховном Совете. Договор между СССР и вашим королевством уже проходил стадию предварительного рассмотрения, вот его проект, который вам нужно рассмотреть и при необходимости внести свои поправки, а так же заполнить пустые графы. Здесь четыре листа, изучайте, а я подожду и дам вам ответы на вопросы, если они возникнут. А потом мы с вами обсудим линию, которой вы будете придерживаться в общении с американцами.


                Глава 50


        Ира внимательно прочитала договор, после чего положила его перед Громыко.
        – В конце есть ссылки на соглашения о развитии двухсторонних торговых связей и о военном сотрудничестве, но сами соглашения к договору не прилагаются.
        – Всё правильно, – сказал Громыко. – Это только предварительная редакция, текст будем уточнять, тогда составим и те соглашения, на которые есть ссылки. Что-то не ясно?
        – Нигде нет указаний на то, что я имею право посещать СССР без предварительного согласования и оформления документов. Получается, что я мотаюсь к вам на птичьих правах. Если меня лишили гражданства, этот момент нужно где-то оговорить. Можно туда же включить и то, что я могу приводить в Союз своих помощников для реализации дополнительных соглашений.
        – У вас точно шесть классов образования? – удивился Громыко.
        – У меня высшее магическое образование, – пошутила Ира, – да и помимо магии много чего пришлось изучать, поэтому мои знания не ограничиваются шестью классами школы. Так что по моему вопросу?
        – Я сделал пометку, потом поработаем над формулировкой.
        – Здесь есть две графы, которые я не знаю, как заполнять. Вот графа имени. Здесь я Ирина Игоревна Волкова, а там просто королева Рина, потому что в королевских династиях кайнов нет родового имени. Или название государства, за которым вставили слово «мир». Нет у них самоназвания мира. Может быть, просто написать слово «суша»? На языке кайнов это звучит альдегор.
        – А название королевства? – спросил Громыко.
        – Королевство Тессон.
        – Тогда так и пишите: королева Рина Тессонская, королевство Тессон, мир Альдегор. А в графе имени можно в скобках указать полное земное имя. С договором всё? Тогда перейдём к американцам. Прежде всего хотелось бы знать, какие у вас возможности по поставкам золота? Не пострадают ли наши интересы, если у вас будут торговые отношения и с ними?
        – Вы неправильно поставили вопрос, Андрей Андреевич, – сказала Ира. – Мы не собираемся отдавать золото просто так ни вам, ни американцам. За всё придётся платить товарами или услугами, а их объём зависит не только от наших возможностей в части добычи золота, но и от потребностях в ваших услугах. Золота в рудниках много, до торговли с вами мы даже искусственно ограничивали добычу, так что проблем с расчётами у нас нет. Всё упирается в наши возможности освоить то, что вы можете дать. Потенциал нашей торговли очень велик, но пока мы вынуждены ограничиться немногими, в основном военными товарами. По мере роста нашей силы будет меняться и наше сотрудничество. Увеличится потребность в товарах гражданского назначения и уменьшится опасность вмешательства в наши дела со стороны вас или американцев. И не нужно хмуриться, я должна учитывать и эти моменты. Я готова вам помогать, и не только золотом, но не допущу вмешательства в наши дела. Я благодарна за ту помощь, которую вы оказали. И неважно, что она оплачивалась, важно то, что вы помогли спасти тысячи людей. Вы надёжный и проверенный временем партнёр, и я не собираюсь менять вас на американцев. Я закажу им кое-какие товары, а вообще-то, есть мысль занять совсем другим. Они строят великолепные дороги, а у нас из-за бездорожья на треть года замирает жизнь.
        – А ваши врата? – спросил Андропов.
        – Вратами ходят только маги, причём не из слабых. Они не могут долго держать врата, а я не хочу светить своими секретами. Но даже если я соединю города, остаются тысячи деревень, которые не могут сбывать свою продукцию или делают это с большим трудом.
        – Постройка большой дороги предполагает использования сотен рабочих и множества техники, – заметил Громыко. – И вы согласитесь на их присутствие на своей территории?
        – Это не страшно, – ответила Ира. – Мы ставим врата, и они завозят свои материалы и технику и работают весь день, после чего возвращаются к себе. На следующий день врата передвигаются на новый участок, и всё повторяется. Постоянного присутствия на нашей территории не будет. Это то, что касается золота. Я не собираюсь приносить американцам предметы погибших миров или обучать им магов.
        – После официального сообщения проведём пресс-конференцию с участием наших и зарубежных журналистов. Нужно проработать вашу линию поведения и то, что вы ответите на вопросы прессы.
        – Вопросы готовятся заранее?
        – С нашей стороны – да.
        – Значит, передадите мне свои вопросы, чтобы я могла ответить на них заранее. Что отвечать другим, я решу сама. Всё равно всего не предусмотришь. Давайте, Андрей Андреевич, на этом закончим и встретимся, когда будет готовы договор и те соглашения, о которых в нём говорится.
        – Вы сейчас на объект? – спросил Андропов. – Тогда подождите минуту, я распоряжусь насчёт вас и Воронцова.
        Ира не узнала научный центр. Коридоры были уставлены стеллажами, на которых до самого потолка лежали пронумерованные и опломбированные матерчатые мешки с предметами. Такие же мешки были сложены штабелем даже в комнате Воронцова.
        – У других тоже так? – спросила она у Павла Игнатьевича, кивнув на этот склад.
        – Мешки? Да, ими забит весь центр, – ответил загоревший до черноты куратор. – А в комнате с вратами сложили крупные вещи вроде автомобилей. Не трогали только душевые и комнату, куда вы прошли вратами. Кстати, почему вы без маски?
        – Без какой маски? – удивилась Ира.
        – Бардак, – констатировал куратор. – У нас везде висят ультрафиолетовые излучатели, поэтому мы ходим в специальных масках. Заодно там встроены и фильтры от пыли. Как только мне о вас позвонили, я сразу же перезвонил охране, чтобы такую же маску приготовили и для вас. Ладно, от кратковременного облучения вреда не будет. Вам для закрытия врат обязательно идти в зал, где они стоят, или это можно сделать отсюда?
        – Можно, – ответила Ира. – Я уже их закрыла. Сейчас отведу вас в Комитет и уйду за вашими ребятами. Вы по-прежнему будете работать со мной?
        – Наверное, – ответил Воронцов. – Других приказов не поступало. Вещи можно брать?
        – У вас есть здесь что-нибудь ценное?
        – Нет.
        – Значит, оставьте. Ультрафиолет – это прекрасно, но лучше не рисковать. Вы ведь ходите везде в этой одежде? Вот в ней и уйдёте, а охране позвоните, чтобы уничтожили всё, что оставите.
        Воронцов позвонил в охрану, после чего Ира открыла врата в комнату прибытия Комитета.
        – Ну и где ваши «курсанты», – спросила она дежурного. – Куда мне за ними идти?
        – Никуда идти не нужно, – ответил офицер. – Они ждут в соседнем кабинете. Сейчас я позвоню, и их пропустят.
        Вскоре в комнату вошли пять рослых парней с рюкзаками и зонтиками в руках. Что-то в их виде вызвало у Иры улыбку.
        – Плащей не дали? – спросила она. – Ну и ладно. Ветра не было, а там недалеко, дойдём.
        – Возьмите, пожалуйста! – смущённо сказал один из парней, протягивая зонт. – Это для вас.
        – Спасибо! – поблагодарила Ира. – До свидания, Павел Игнатьевич. Сейчас открою врата, так что если буду нужна, то обращайтесь к Марту.
        Сначала она открыла врата в ангар, куда и зашла, пропустив впереди себя «курсантов».
        – Здравствуйте, Геннадий, – поздоровалась Ира со знакомым капитаном, дежурившим с солдатами на площадке, где раньше были врата. – Неужели вы здесь сидели всё время, пока не было врат?
        – Нет, Ирина Игоревна, – ответил он. – Здесь находился только один наблюдатель. Дежурства возобновились со вчерашнего дня. Эти ребята с вами? Пусть покажут документы, я должен свериться со списком. А вы можете работать.
        – Да тут той работы... – Ира быстро создала врата и стабилизировала их, как обычно, на неделю, после чего открыла свой зонт.
        – Все прошли проверку? Тогда открывайте зонты и идите за мной.
        На той стороне дождя не было.
        – Редкое явление, наверное, в честь вашего прибытия, – сказала она. – Зря просила зонт, ну да ладно, в хозяйстве пригодятся. Смотрите под ноги, а то дорогу плохо укатали, и можно запнуться о камень.
        Сказанное было нелишним, потому что оказавшиеся в чужом мире мужчины с жадным любопытством рассматривали видневшийся поблизости замок и окружавший его лес. Грязные и мокрые камни под ногами интересовали значительно меньше. В замке Ира передала учеников Марту и пошла в свои комнаты.
        – Покажите им пока то, что нужно для первого раза, – сказала она магу, – и познакомьте с дружинниками, а я минут через двадцать вернусь и с ними поработаю.
        «Когда же придёт Марон?» – подумала девушка как раз перед тем, как увидела хорта возле дверей своей комнаты.
        – Здравствуйте, Марон! – поздоровалась она. – Вы, случайно, не чёрт? Говорят, что стоит о нём подумать, как он тут как тут.
        – Вроде не похож, если судить о чёрте по тому, что я узнал в твоей памяти, – улыбнулся хорт. – А моё присутствие объясняется просто. Я обещал прийти после того, как ты закроешь врата в мёртвый мир. Раз ты открыла эти, – он показал рукой в том направлении, где стояли врата, – значит, закрыла те. А об открытии врат я узнал по сигналу того прибора, который  тебе давал. Я больше не лезу в твою голову, но вижу, что ты обрадовалась моему приходу. Вряд ли это связано с моей привлекательностью. У тебя проблемы?
        – С большинством проблем получается разобраться самой, – ответила Ира. – К вам у меня только два вопроса. Ответьте, если можете, это для меня важно. Только пойдём в комнаты.
        – А для чего ты пользуешься ключами? – удивился Марон. – Не проще пройти так?
        – Не хочу давать окружающим лишний повод говорить о моей божественной сущности, – мрачно сказала девушка. – В последнее время это для меня больной вопрос.
        – А с чего всё началось? – спросил хорт, усаживаясь в кресло. – Что ты умудрилась совершить?
        – Немного полетала и вместе с дружинниками перебила кучу тварей из тех, за которыми раньше гонялись армии.
        – Тяжёлый случай! Могу посоветовать не обращать на это внимания. Слухи не скажутся на отношение близких к тебе людей, и из твоего окружения в них мало кто поверит, а время всё расставит на свои места. А для тебя в этом может быть преимущество. Главное, сама не подогревай слухов и не признавай своей исключительности. Это был один из вопросов? А что ещё?
        – У меня есть заклинание хортов для инициации магических способностей. Я отчаянно нуждаюсь в магах и вынуждена его применять, хоть и очень ограниченно. Но для того чтобы оно дало хоть какой-то эффект, приходится использовать заклинание чистки каналов, которому меня научила мать. При этом тот, кому чистят каналы, испытывает сильные муки. Это, конечно, плохо, но гораздо хуже то, что каждый раз вместе с ними почти так же страдаю и я. Они знают, ради чего эта боль, и испытывают её один раз, а я уже сбилась со счёта, сколько приходилось её терпеть. Мне уже страшно смотреть на новых учеников. Не подскажете, как можно обойтись без боли или хотя бы её уменьшить?
        – Я просматривал то, чем ты владеешь, но мельком, не вдаваясь в подробности. Покажи первое заклинание. Да, это наше, но оно очень старое, им не пользуются уже много сотен лет. Но способности должно пробуждать. Теперь покажи второе. Странно... Говоришь, научила мать? Это заклинание служит не для чистки каналов. После первого заклинания их уже не нужно чистить. Оно увеличивает скорость прохождения силы по каналам, в том числе и скорость её отбора из окружающего пространства при восстановлении. Почти таким же пользуемся и мы. Наше новое заклинание инициации и состоит из этих двух заклинаний, сведённых воедино. Только в том, которое дала тебе мать, есть два лишних блока. Вот они-то и вызывают боль, один – у тебя, а другой – у того, с кем ты работаешь. Такое не может быть случайным. Видимо, тот, кто дал его людям, хотел, чтобы рождение нового мага происходило в муках.
        – Для чего такое нужно? – удивилась Ира.
        – А ты подумай сама. Даже слабый маг, какой получается из взрослого человека, – это оружие. И если тебе ничего не будет стоит превращать людей в магов сотнями... Пойми, люди до такого не доросли, по крайней мере, в этом мире.
        – Они дают мне клятву!
        – Твоя клятва – палка о двух концах. Принося её, человек не становится чище и лучше. Да, он будет верным тебе и тем людям, к которым ты прикажешь относиться, как к своим. Но мир не состоит из таких людей, поэтому для других этот маг по-прежнему остаётся мерзавцем, но уже сильным.
        – Можно заставить его поступать так, как я хочу!
        – Можно, – согласился хорт, – но тогда он будет мало отличаться от тех животных, поведение которых мы заранее программируем. Потеряв свою суть – пусть даже порочную – он теряет самостоятельность, превращаясь в послушное орудие твоей воли. Если ты вдруг умрёшь, всё то, что так долго в нём подавлялось клятвой, вырвется наружу.
        – Господи! – закрыла глаза Ира. – А я сейчас вооружаю многих оружием своего мира и беру у них эту клятву! И что же делать?
        – Всё не так страшно. Если не можешь без этого обойтись, то продолжай делать то, что делала. Главное, чтобы ты не начала решать так свои проблемы на долговременной основе. Пройдёт кризис, и клятву нужно снять. А чтобы это прошло без последствий, надо, чтобы люди шли за тобой без клятв, чтобы они видели, что ты всё делаешь ради них! Сделай так, чтобы тебя уважали и любили, пусть даже преклонялись, если кому-то так легче. Главное, чтобы ты не ставила в основу своего правления страх. Это сильное чувство может цементировать общество разумных, но только до тех пор, пока жив тот, кто вызывает этот страх. Умрёт он, и всё начнёт разваливаться. А в основе твоей клятвы лежит именно страх. Не нужно так переживать, просто сделай для себя выводы и пользуйся только до тех пор, пока не почувствуешь, что без этого уже можно обойтись. Сначала освобождай своих друзей и единомышленников, когда они у тебя появятся, а потом и всех остальных. А если останутся такие, кого нельзя освобождать, лучше убей. Поверь, так будет честнее.
        – А как снять клятву? – спросила Ира. – Есть какое-нибудь заклинание?
        – Оно не нужно, – рассмеялся хорт. – Ты сейчас сильно расстроена, а то догадалась бы сама. Человек, который дал клятву, обязан выполнять все твои приказы, вот и отдай ему приказ никогда больше не руководствоваться клятвой. Ведь твоя клятва – это не что иное, как заложенная в мозг человека программа. Твои слова её разрушат.
        – Спасибо вам, Марон! Вы столько для меня сделали, что я даже не знаю, смогу ли когда-нибудь отблагодарить!
        – Типично человеческий подход, – усмехнулся хорт. – Я помогаю тебе исключительно в силу того, что ты мне симпатична, а ты не привыкла к бескорыстной помощи, в глубине души ты в неё не веришь, поэтому и рождается подсознательное желание как-то отблагодарить, чтобы не остаться в долгу и рассчитывать на помощь и в дальнейшем. Не стыдно?
        – Стыдно, – созналась Ира. – Хотя я ничего такого не думала.
        – Ладно, – сказал Марон, – я ухожу. Врата закрыла?
        – Конечно. И на всякий случай заглянула в голову куратору, который был там главным. Уничтожили они образцы пыли, это совершенно точно. А дезинфекцию проводят постоянно. Вот что значит качественно напугать!
        – Ты сама испугалась, – засмеялся хорт, – поэтому и им очень убедительно передала свой страх. Ухожу, но хочу напомнить, что, как только раскрутишься с делами, приходи, мы тебя ждём.
        После ухода хорта Ира, как и собиралась, забрала из сундука сумку с остатком чешуи и поднялась на второй этаж к будущим ученикам. Те только что ознакомились со своими комнатами и разложили в них захваченные с собой вещи.
        – Собери своих в коридоре, – сказала Ира первому же попавшемуся ей на глаза «курсанту». – Сейчас станете магами.
        Когда взволнованные парни встали в шеренгу, она создала полученное от Марона заклинание и не почувствовала боли, как и «курсанты», которые продолжали стоять по стойке смирно.
        – Вольно! – скомандовала девушка. – Я уже закончила, можете разойтись. К завтрашнему дню должны произойти нужные изменения, тогда с вами начнёт заниматься учитель. Март, я с ними полностью закончила, теперь только твоя работа. Как смогла? Это я скажу как-нибудь в другой раз.
        Домой она попала к обеду.
        – Куда подевал короля? – спросила Ирина секретаря, не найдя мужа в комнатах.
        – Его величество вместе с канцлером отправился в трапезный зал, – ответил Мар. – Вас ждали, миледи, даже пытались вызвать амулетом, но ничего не вышло.
        «Странно, – подумала она, – к обеденному времени я уже была в замке, но никакого вызова не было».
        Проведя ревизию амулетов, не нашла того, который был парным амулету мужа. Шнурок на поясе был оборван. Видимо, за что-то зацепилась им и оборвала.
        – Где ты была? – спросил Аниш, когда пропавшая жена появилась в трапезной. – Всё ещё в своём мире?
        – Уже в замке. А на вызов не ответила, потому что где-то посеяла амулет, – ответила Ира. – Нужно те, которые я постоянно использую для связи, закрепить в оправах и носить на груди, а то хожу, обвешанная амулетами, как какой-нибудь шаман.
        – Как кто? – не поняв последнего слова, спросил канцлер.
        – Подождите, Лён, – перебил король. – Как дела с оружием? Ты договорилась?
        – Завтра прибудет первая партия, – ответила Ира, у которой от запаха жареного мяса разгорелся аппетит. – Давай поговорим позже: очень проголодалась.
        – А ты ешь и разговаривай, – предложил Аниш, – а то мне нужно будет сейчас уйти. Что думаешь делать после обеда?
        – Думаю обработать столичную стражу в Зартаке и Сардии. Сейчас пойду в Талиму, а Саша отправлю в Сантиллу, чтобы мне потом не ждать, пока там соберутся стражники.
        – Вряд ли тебе сильно обрадуются стражники Талимы, – заметил канцлер. – В столице Сардии у Малха много сторонников. А вот в Сантилле всё должно пройти гладко.
        – Посмотрим. Всё равно это нужно сделать. Если не захотят давать клятву, наймём для своих целей других людей.
        Канцлер как в воду глядел. Когда по требованию Иры на площади перед магистратом под мелким моросящим дождём выстроились три сотни столичных стражников Сардии, по направленным в её сторону мрачным взглядам и насупленным лицам девушка сразу поняла, что разговор предстоит тяжёлый.
        – Вижу, что меня здесь не любят, – усмехнулась она, применив магию, чтобы не орать и быть хорошо слышимой всеми. – После победы над вашим королём мы не тронули стражу Талимы, уважая права столичного магистрата. Вас набирал город, и именно ему вы давали присягу. Не скажу, что я в восторге от того, что в столице одного из наших королевств расхаживает с оружием в руках столько враждебно настроенных к нам людей. Стража – это не армия, её долг охранять покой, имущество и жизни жителей города. Сейчас эти жизни оказались в опасности. Фактически мы находимся в состоянии войны с Сенгалом, а основная сила короля Сандера не в мечах его воинов, а в свирепости тех тварей, которых могут бросить на нас его маги. Они уже попытались это сделать в одной из провинций Тессона. С большим трудом тварей удалось перебить и не допустить в город, куда они рвались. Сделать это удалось только благодаря оружию другого мира, силу которого трудно представить тем, кто ни разу его не видел. Перед угрозой вторжения тварей сенгальцев в наши города было принято решение вооружить новым оружием городскую стражу во всех наших королевствах. В связи с большой опасностью этого оружия, те, кому его вручат, должны будут принести Анишу и мне магическую клятву, которая исключит возможность их предательства и использования выданного оружия против королевской власти. Только с этим оружием можно защитить жизни жителей города при нападении тварей, ваши мечи против них бесполезны. Хочу заранее предупредить, что мы не будем никого наказывать за отказ от клятвы. Если откажитесь, продолжите служить городу с тем оружием, которое вам выдал магистрат, а нам  придётся набирать других людей. А теперь я спрашиваю, кто из вас готов принести такую клятву? Желающие сделайте шаг вперёд!
        Строй не шелохнулся.
        – Мне говорили, что ваш выбор будет таким, – сказала Ира. – Может, среди вас найдётся кто-нибудь храбрый, кто объяснит мне причину такой неприязни? Даю честное королевское слово, что ему ничего за это не будет. Я могу понять ненависть тех, у кого в прошедшей войне погибли близкие, хотя мы воевали только с заслоном на границе. Больше боев не было, поэтому таких пострадавших среди вас не может быть много. Или нас ненавидят ещё и из-за тех, кто пал по вине Малха в Зартаке? Тогда это просто глупо. Так найдётся смельчак?
        Из строя вышел юноша лет шестнадцати.
        – Колин Стард, – представился стражник, вздёрнув подбородок. – Ваше величество хочет знать, почему мы не выражаем восторга при виде вас или вашего мужа? Извольте, я отвечу! Любой человек чести поставит вам в вину – я не побоюсь этого слова – подлый удар в спину своему соседу – нашему королю!
        – И это всё? – спросила Ира.
        – А разве этого мало? – удивился Колин. – Есть и другое, но это основное!
        – Больше пятнадцати лет ваш благородный король готовил против нас – своих соседей – двухтысячную армию кровососов, наплевав на договор, который ещё раньше нарушил его отец. И это при том, что он прекрасно знал, что в нашем королевстве почти не осталось магов, с помощью которых только и можно бороться с шурами на равных!
        – Он на вас не нападал! – возразил Колин.
        – Ещё бы ему на нас напасть! – рассмеялась Ира. – Я пришла к нему в образе ассы и напугала до полусмерти. Вижу, что вам незнакомо даже это слово. Сейчас я покажу, что это такое.
        Строй дружно отшатнулся назад перед видом разъяренной ассы. Лица солдат побелели, многие схватились за оружие.
        – Ассы когда-то пасли шуров, как скот, и употребляли их в пищу, – объяснила Ира, приняв прежний вид. – Поэтому кровососы до сих пор так их боятся, что Малху не помогли бы амулеты подчинения, которые каждый воин войска шуров носил на шее с детского возраста. Поэтому ваш благородный Малх подло напал не на нас, а на своего соседа Гарта. Подкормив в его пограничных деревнях своих кровососов, он без объявления войны захватил треть Зартака, а когда войско Гарта выступило ему навстречу и завязалась битва, подло ударил в тыл противнику своими шурами. Одного он не учёл. Крови было так много, что шуры взбесились и начали рубить всех подряд. С ними удалось справиться, но войска у вашего короля больше не было. А теперь я в двух словах расскажу, для чего мы с королём взвалили на свои плечи управление ещё двумя королевствами, к которым скоро присоединится Ливена. Думаете, нам мало той власти, которая была? И зря! Просто настали тяжёлые времена. Если народ кайнов не объединится, он просто исчезнет, потому что у нас не получится убежать, как это некогда сделали предки.
        – А от кого нам убегать? – спросил кто-то из строя.
        – Народ кочевников численно очень вырос, и степь уже не может их прокормить. Малые племена объединились в одно большое, во главе которого стоит великий хан Урнай. Летом он поведёт своих воинов завоёвывать все королевства, кроме Сенгала, с которым у него договор. Отбиться можно только сообща, но кайны очень давно жили порознь, и слишком враждебны друг другу были их короли. Первый удар должен был принять на себя Гарт. Ни ваш Малх, ни тем более Сандер не оказали бы ему помощи, а у нас не было общей границы с Зартаком.
        – А почему кочевники пойдут к нам? – крикнул кто-то. – Почему не на побережье?
        – Хороший вопрос, – кивнула Ира. – Вот вы решили подзаработать, ничего не делая. Взяли дубину и пошли разбойничать. Допустим, у вас есть выбор: напасть на богатого и слабого или на богатого и сильного. Ну и что вы выберете, если вас в детстве не ударили головой об пол?
        В строю послышались смешки.
        – Понятно, что слабого, – ответил тот же стражник, который перед этим задавал вопрос. – Сильный может тебя того... головкой об пол.
        – Вот мы такие слабые и есть. Народ рахо, который когда-то изгнал наших предков, создал сильное государство. Им уже тесно на бывших землях кайнов, и они всё чаще начинают посматривать на восток, куда ушли разбитые ими жители побережья. И их не интересуют засушливые степи и нищие кочевья.
        – А откуда вы это знаете, миледи?
        – Слышали, наверное, что у меня в друзьях Зверь? Так вот, ему ничего не стоит моментально очутиться, например, у побережья и узнать многое из того, что знают местные жители, а потом сообщить мне. Я рассказала достаточно, чтобы вы смогли во всём разобраться, а не слушать тех, кто действительно что-то потерял из-за нашей победы и теперь подогревает ненависть. Из-за вашего отказа нам придётся создавать ещё одну стражу, уже не подконтрольную магистрату, которая, в отличие от вас, займётся не преступниками, а тварями. Возможно, такую стражу используем вместе с армией для борьбы с кочевниками или теми дворянами, которые не хотят понимать серьёзности положения и норовят ударить в спину.
        – У тебя что-нибудь получилось? – связался через амулет канцлер, когда Ира вернулась во дворец переодеть обычное платье на парадное для визита в Сантиллу.
        В отличие от Талимы, где герб Аниша только раздражал бы стражников, в Сантилле её такой и запомнили.
        – Всё, как вы и говорили, Лён, – отозвалась девушка. – Не вызвался ни один. – Надо найти в Талиме помещение человек на двести и набрать отряд бойцов, которых не пугает клятва верности королю, неважно, магическая она или нет. Будем использовать их против тварей и для других надобностей. Сделаете?
        – Конечно, сделаю. Хотите предскажу результат по Сантилле? Так вот, там у вас согласятся все.
        Лён ошибся, и один человек отстал от строя и, пряча глаза, ушёл с площади. Здесь Ира тоже подробно объяснила свою позицию, зная, что её слова в вольном пересказе разойдутся по всему королевству. Приняв клятву, девушка ушла к себе во дворец, где её обрадовал появившийся Лаш.
        – Мы разместили войска в четырёх замках. От вашего имени их владельцам обещана арендная плата. Собственно, я и пришёл за деньгами.
        – Запоминайте заклинание, – сказала ему Ира. – Запомнили?
        – Что-то очень знакомое, по-моему, немного похоже...
        – На инициацию магических способностей, – закончила за него Ира. – Это последнее, что применяют для этих целей. Преимущество одно, но оно огромно: никто не чувствует боли. Только, Лаш, я вас очень прошу, перед тем как дадите кому-нибудь способности мага, хорошенько подумайте, стоит ли. А теперь слушайте приказ! Отныне вы свободны от той клятвы, которую мне принесли!

     Главы 51-52   http://www.proza.ru/2017/05/27/193