Стрела

Олег Лузанов
Было это в Выборге, в конце сентября. Наш теплоход был загружен березой (бревнами) по максимуму. И в трюмы до самых крышек, и на палубе огромные штабели. Переход планировался не долгий, но несколько дней могло «поболтать». Поэтому, исходя из соображений безопасности и накопленного опыта, помимо тросов, штабели на палубе дополнительно крепили, прижимая сверху судовыми грузовыми стрелами. Да и бортовая качка становилась не такая амплитудная.
Вечером (уже темно было) на палубу возле третьего трюма вышли 2 моряка: старший помощник капитана Александр Александрович (Саныч) и старший матрос Валера. Оба были, как бы это помягче выразится, …ну, не гераклы. Но, зато - бывалые моряки, опытные и смекалистые. И ещё нужно сказать честно, что окончание погрузки и скорый выход в рейс они отметили не по-детски и не детскими напитками. «Поужинали», короче.
Начали с левой стрелы, дальней от причала. Саныч стал к лебедке и надавил рычаг. Лебедка закрутилась, стрела стала опускаться. Валера контролировал ситуацию, стараясь направить стрелу на штабель бревен, натягивая тали, так, чтобы она легла чуть наискосок, к борту. И он бы справился с этим делом, но лебедка остановилась. Стрела зависла в каком-то метре от верха штабеля.
- Саныч, ты чего? Трави-, крикнул Валера, упираясь, - не удержу.
- Да погоди. Тут трос кончается.
- Как кончается? – Валера прекратил свои старания и подошел к старпому.
На барабане лебедки действительно оставалось всего 2 витка троса. Чуть ослабь и стрела упадет. Оба моряка призадумались. Но не тот моряк, кто думы думает, а тот, кто дело делает. Через пару минут решение готово.
- Саныч, смотри. Вот сюда крепим тали, согласен, - Валера показал крюк.
- Ну, это понятно… И что? Стрела всё равно упадет, вот этого (!) троса не хватает, тали при чём здесь.
- Почему не хватает, там еще 1 оборот останется, даже полтора. Сейчас тали подберем, и стрела под весом будет, угол смотри куда пойдет, - и Валера быстро и ловко закрепил крюк талей и выбрал слабину троса.
Стрела повернулась, и её конец завис на уровне борта.  Саныч смотрел молча, анализировал. Валера подошел к старпому:
 -Стравим лебедку, вот как раз куда надо и бахнется. Главное быстро сделать, чтоб не увело на центр.
- Валера, ты чем думаешь?- Саныч показывал на барабан лебедки, - тут эта хрень непонятно как держится ещё. Сорвать должно.
- Правильно, должно, но держит же. Я сейчас упрусь вот сюда, - Валера поставил ногу на станину лебедки, - и буду держать трос. А ты трави помалу. Как трос ослабнет, вот отсюда тащишь, мимо блока, сюда вставляешь и крепишь опять на лебедку. Всё. А как ляжет, талями ещё подтянем. 
- Не удержишь, - засомневался старпом.
- Да ладно тебе, не первый раз, - Валера ухватился за трос чуть выше блока и переставил ногу повыше, - Всё, готов.
- Ладно, - согласился Саныч,- крепко держишь?
-Трави.
Саныч нажал на рычаг. Лебедка дернулась. Валера напрягся и… исчез. Стрела весила, думаю, килограмм 300, а Валера хорошо, если 65 (с сапогами). Плюс сила рычага. Он взлетел, как из катапульты, и улетел за борт. Не всякая ракета стартует с такой скоростью. И уж потом стрела с грохотом ударила по планширю фальшборта. Трос с барабана всё-таки сорвало.
Саныч ничего не понял – исчез человек: покрутил головой, в одну сторону, в другую, заглянул за лебедку – нет Валеры.
- Валера! - позвал старпом.
- Саныч, тащи быстрее,- глухо, издалека раздался голос.
- Ты где?
- Да быстрее, твою мать, не удержусь.
Старший помощник перегнулся через борт, вглядываясь в темноту. Над самой водой висел Валера, поджав ноги и обхватив металл троса всем, чем мог.
Валеру вытащили. Не сразу, конечно. Но в воду он всё же не упал. Спасло то, что он был в брезентовых рукавицах, а трос металлический и уже не новый. Трос слегка «распушился» и зацепил одну рукавицу. Хотя, конечно, и в полет Валера отправился по этой же причине. Как его ни обо что не ударило и ничего ему не сломало – это загадка.
Конечно, всё переделали, трос заменили, стрелу положили, закрепили, но уже другие моряки. А Саныча и Валеру спать отправили. Потом, когда разбирались, выяснили, что ещё и не там тали закрепили, и тянули не через тот блок, а то ... не испытал бы Валера сильных эмоций.