Штырь

Олег Лузанов
Однажды, в рейсе позвал меня старший помощник капитана поучаствовать в ревизии артелки. Комиссия всего 3 человека: сам артельщик (добровольно назначенный матрос), старпом и я. Дело не сложное - ведомость принятия, ведомость выдачи, остатки на весы и запись в акт.
Работаем, считаем. Лето, мы в легкой одежде. Пока в сухих кладовках находились - ничего страшного, не мерзнем. Но вот дело дошло до мяса. Идем в морозилку. Ребята мы молодые, горячие, утепляться не стали. Заходим. Внутри на крюках и на полках куски говядины и свинины. Старпом, сразу же говорит артельщику:
- Дверь подопри шваброй.
- Зачем?- удивился тот, - вон же штырь сделали.
- Какой штырь? – теперь удивился старпом.
- Да вот же,- и артельщик показал на металлический штырь, торчащий из двери, закрывающей кладовку.
- Все равно, подопри, - старпом был неумолим.
Дверь подпёрли шваброй, уперев её верхним концом в дверную ручку.
- Давайте побыстрее, чтоб не размораживать, - сказал старпом.
Мы с артельщиком начали в темпе снимать с крюков полутушки свинины, говяжьи окорока и ребра, взвешивать и возвращать на место. И пяти минут не прошло, а 400 кг замороженного мяса уже взвешено и записано. Мы в своих футболках уже почувствовали холод - мурашки стали укрупняться. И в этот момент (напомню, что дело было в открытом море) судно качнуло, тяжелая дверь сильнее надавила на импровизированный упор, швабра упала и дверь захлопнулась. Опа! Минус 16 градусов. А у двери ручки изнутри нет. Не успел я осознать, что произошло, как артельщик с силой ударил по штырю в двери, про который ранее он говорил старпому. Что-то щелкнуло и дверь открылась. Мы вышли.
- Как здорово со штырем придумано, - сказал я.
- И давно такое? - спросил старпом. Он на этом судне был первый рейс, как и я.
- Да уж года как два. После случая на «художнике».
- На каком?- спросил старпом.
- А вы, что, не знаете? На «Игоре Грабаре»…Интересная история. Рассказать? - артельщик присел на край ящика.
Рассказ артельщика.
Сам я не был там - рассказывали… Года три назад это было. На «Грабарь» получили снабжение. В Архангельске или в Мурманске, не знаю точно, но на севере где-то. Ну и мясо, конечно,… килограмм 800, что-ли. Получали вечером, перед отходом, сразу отшвартовались и в море. Особо проверять некогда было; что со склада привезли, то и приняли. И вот старпом решил проверить, что и как. Утром, после вахты он пошел в артелку. Один и никому не сказал. Не знаю, может, не доверял артельному, а может, не хотел тревожить. А жара была страшная, за 30. Помните, лето было, когда все купались в Двине, пляжи в Архангельске как в Сочи, не протолкнуться? Ну и старпом в белой рубашке, рукав короткий. Зашел в артелку, полез в морозилку, а дверь и захлопнулась. Всё, ку-ку, заперся - изнутри ручки нет. Не предусмотрено. Думали, наверное, что мясу выходить не за чем.
Спохватились, что его нет часа через четыре, …ну, может, три. Зачем искали - не знаю, до вахты время ещё оставалось. Хотя, нет. Кажется, не искали, артельный его нашёл случайно.  Да, точно. Артельщик пошел к обеду выдать по мелочи на камбуз, а артелка открыта. Он вовнутрь зашел, а там стук из морозилки. Отрывает дверь, а старпом стоит с топором и ногу говяжью шинкует. Щеки впали, но топором машет, греется. Говорили,  даже вспотел.  Хорошо, что на «художниках» морозилка большая, не то, что у нас. Там и колода для разделки внутри помещается, и топор лежит. Шеф на старпома потом ругался; мяса кусками у них почти не осталось, одна мясная стружка, крошево. Чего ржёте? Еще бы час и всё, он замерз бы. Вот после того случая, механики штырь придумали, чтобы ручку двери изнутри разблокировать. Ну и наши ребята у них переняли. Теперь не захлопнемся.

- Да-а, -сказал старпом, -я про эту историю и не слышал. Молодец, сообразил.
Видимо он себя представил в той ситуации.

Ревизию мы закончили. А я, всегда потом, входя в морозильную камеру, первым делом смотрел, есть ли «приспособа» для открывания двери изнутри - штырь спасения.