Сказ по хитрого Енота, добрую Белку и Филина

Иосиф Марченко 2
Памяти моей бабули, Нины Николаевны посвящается...



В Заповедном Лесу, в самой дикой его чаще, под сенью старой ели, жил Енот. Не поверите, он был местной знаменитостью. Его талантливыми стихами зачитывался весь лес. В них было не только описание всей жизни поэта, но и лазоревые рассветы с агатовыми закатами. Не чурался Енот и стихов о своих соседях. Каждый узнавал себя и очень благодарил поэта. Несколько раз даже Еноту предлагали стать Старостой леса, несмотря на то, что этот пост, уже как двести лет, занимал Михал Михалыч Топтыгин. Но Енот лишь загадочно улыбался и обещал хорошенько подумать. И почитатели вскоре отставали от него, разнося по всему лесу правду о великом благородстве поэта.

В том же  лесу, в дупле самой высокой сосны, жила добрая Белка. Она писала прекрасные стихи, прославляя свою чащу, возглавляла Поэтическое Общество Заповедного Леса, организовывала стихотворные вечера и занималась лечением лесных жителей, слывя прекрасной травницей. Добрая Белка никогда никому не отказывала.  Гимн, написанный на её стихи маэстро Кузнечиком, давно стал визитной карточкой Заповедного Леса. Лесные жители очень любили добрую Белку, всегда первыми с ней здоровались, угощали и приглашали в гости. Даже сам Михал Михалыч Топтыгин называл её Рупором Заповедного Леса и своим самым близким другом. Добрая Белка, заслышав комплименты, сразу же краснела и пыталась быстро исчезнуть. Она обожала тишину и аромат сосны, дарящие ей вдохновение.

Как-то прочитав стихи Енота, добрая Белка очень восхитилась прекрасным слогом и тут же предложила ему стать своим заместителем. Поэт, деланно помявшись, согласился, но с одним очень малюсеньким условием.
-Мне хотелось бы стать главным редактором "Лесного альманаха" с правом первоочередного издания моих стихов,- сказал Енот.
Добрая Белка улыбнулась и согласилась.
-Мне очень нужна твоя помощь, - произнесла она, - а то сам знаешь, на мне и организация поэтических вечеров, и лечение больных. Порой разрываюсь на части. Как раз сейчас я должна тщательно подготовить юбилей Вещего Ворона. Ведь пятьсот лет бывает только раз в жизни. Ты как справишься, то сразу же приходи на большую паляну меж стройных берёз. Поздравишь именинника, да свои стихи почитаешь.
Получив добро, Енот тут же принялся за работу. Обычно в "Лесном альманахе", наряду с поэтической страничкой, были и рассказы обо всм на свете, и советы на все случаи жизни. Но Енот, веря в свою великую суперталантливость, полностью посвятил журнал самому дорогому на всём белом свете...себе любимому. Через три с половиной часа поэт поспешил на лесную почту. Уж очень ему хотелось поскорее стать главной темой дня...а то и недели...быть может и месяца...а в лучшем случае и года. Начальник почты, Барсук, увидев запыхавшегося Енота с большущей пачкой журналов, произнёс:
-Ну, здравствуй, братец. Чего в такую рань пришёл?
Но поэту было явно не до него.
-Ты не мог бы как можно быстрее распространить "Лесной альманах". Да смотри, никого не пропусти, - быстро сказал Енот, вытерев лапой пот и  даже не поздоровавшись.
-Не волнуйся, сделаю, - сказал Барсук, недовольно сморщившись.
Енот, не попрощавшись, быстро вышел из почты, громко хлопнув дверью.
-Ну и фрукт, - произнёс Барсук,-ни тебе "здрастье", ни тебе "до свидания", ни тебе "спасибо". Бескультурщина, да и только.
Он позвал Волчат и, раздав им "Лесной альманах", сказал:
-Побыстрее разнесите журналы. Да смотрите, никого не пропустите.
-Сделаем, - хором произнесли маленькие почтальоны и разбежались в разные стороны.

А Енот, добравшись до дома, закрыл дверь на замок, поставил ставни на окна и принялся...переписывать из  малюсенькой тетрадочки стихи...непризнанного гения, Филина. Другой бы просто не смог сделать этого, но у него даже капельки стыда не было.
-Совесть-продукт сырой и никому ненужный. Только дурак соблюдает нормы морали себе во вред. То, что не запрещено-разрешено. А то, что запрещено-запрещено не для всех,- любил говорить Енот.
Если бы хоть кто-нибудь узнал про это, то настал бы тотчас же бесславный конец лживого поэта. Но...Филин вёл ночной образ жизни, весь день находясь в царстве Морфея. А больше  никто не смог бы остановить наглеца. Филин очень доверял Еноту и, сочинив новые стихи, тут же отдавал ему, дабы тот высказал своё дельное мнение. "Поэт", "внимательно" прочитав, обычно говорил:
-Неплохо, неплохо. Но требует доработочки. Если хочешь, я с радостью укажу на все неточности.
-Спасибо  тебе, - благодарил Филин.

Закончив свой "труд", Енот сразу же поспешил к доброй Белке, но никого не дозвался.
"Странно, - подумал "поэт", - где же она?"
"А-а-а, - хлопнул Енот себя по лбу через минуту,-Белка на поляне".
Добравшись до места, "поэт" поспешил поближе к большому пню.
-Дорогой наш Вещий Ворон, - говорила добрая Белка, - позволь от моего имени и по поручению всех жителей Заповедного Леса поздравить тебя с пятисотлетиетним юбилеем. Ты наша гордость и история. Ты наша мудрость и любовь. Ты наше всё..."
Дождавшись, пока она закончит, Енот, вскочив на пень, выставил перед собой левую лапу и сказал:
- Коль Мудрость в глазах и  Любовь на  душе,
  Не страшен совсем и конец безызвестный.
  Прогонят они  безвозвратно взашей,
  Весь Сор, что скопился,  пред Входом Небесным.

  Откроется Смысл безвозмездно тому,
  Кто тянется к Свету прожилками Воли.
  Быть Смелым и Первым дано одному,
  Но всякий страшится ужасной Юдоли.

  Герою подвластна сама Суета,
Что вслед Мирозданью стремится на Землю.
А Труса погубит на век Простота,
Пусть даже он крикнет, что: "Блажь не приемлю!"

Поздравить хочу я, в столь праздничный Час,
 Тебя, о, Премудрый, с высокою Датой.
 Хочу лобызать твои щёки не раз,
 Ты Мудрость "греби" как коренья, Лопатой.

Растроганный Вещий Ворон опустился с ветки стройной берёзы и сказал, вытирая слёзы:
-Такого поздравления я ещё никогда в жизни не получал! Спасибо тебе, Енот! Прошу тебя, прочти что-нибудь ещё.
-Просим, просим, - раздалось со всех сторон и "поэт" начал вновь:
-Какую роль играет в жизни смех?
Такая ли нам в нём необходимость?
Осмеивать — есть самый тяжкий грех,
Мы попадём из-за него в немилость?

Веселье Счастью добрая сестра,
А смех для душ потерянных утеха.
С улыбкой пробуждайтесь вы с утра,
Она гарант скорейшего успеха.

Не бойтесь потешаться над собой,
А над другими смейтесь осторожно.
Не все восторжены своей судьбой,
Вас не поймут они, вполне возможно.

-Браво! Белиссимо! Браво!-послышалось со всех концов большой поляны -Ещё! Ещё!
И "поэт", покраснев от "смущения", продолжил:
-Поэт - Певец Надежды и Любви,
Стихи даруют нашим Душам Счастье.
Безудержной не побоясь Молвы,
Напишет в  Бризе сносно и в Ненастье.

Нет для Поэта потаённых Тем,
Во всём найдёт Он  Красоту и Нежность.
Общенья искра не возникнет с тем,
Кто поспешит скорее прыгнуть в Вечность.

Судьба Поэта, право,  нелегка,
Один Восторг, а следом  обвиненья.
Поднимется у Критика Рука-
Вдруг на Душе появятся Сомненья...

Снова раздались возгласы "Браво!", "Бис!" и Енот до самого позднего вечера читал стихи, написанные Филином, получая незаслуженные восхищения поклонников не его славы.

На следующий день "поэт" проснулся в отличном расположении духа и, быстро переписав очередные стихи, поспешил к доброй Белке. По дороге он встретил Серого Волка, своего самого ярого поклонника.
-Ну, приятель, ты и даёшь! - восторженно воскликнул хищник -Во всём журнале лишь твои стихи! Одобряю! Да и зачем мне, лично, всякие там рассказики да глупые советы?! Вот твои стихи совсем иное дело!
Енот раскраснелся от удовольствия и сказал:
-Ты прав, дружище, тысячу раз прав. Я редактор "Лесного альманаха", а значит имею полное право менять его содержимое. Все умные давать советы да строчить рассказики. А ты возьми да "роди" стихи, да такие, чтоб Душа, подобно гармошке, расходилась и сходилась от восторга.
Волк, почесав загривок, поспешил по  своим делам. Он считал себя не таким уж и серым, но порой слова Енота были ему не совсем понятны. Подойдя к сосне, "поэт" позвал добрую Белку. В ответ сверху прилетела шишка, чуть было не угодив ему в лоб. Енот снова позвал и на этот раз спустилась его начальница.
-Здравствуй, - сказал "поэт", - я вот тут сочинил пару-тройку новых стихов и решил показать тебе первой. Слушай...

Вот Март вступил в свои права,
Неся по миру Песнь Весны.
Вот-вот проклюнется трава,
Смола родится у сосны.

Журчать начнут в лесу ручьи,
Подснежник явит миру лик.
И будут громко воробьи
Кричать с утра: "Чирик-чирик"...

Добрая Белка, недослушав до конца, сказала:
- Хорошие слова... Но..."Лесной альманах"- это не средство для продвижения какого-то одного автора, а ты взял  и напечатал лишь себя. Да, твои  стихи превосходны, однако это не даёт тебе право в корне менять то, что я создавала годами по крупицам. Попрошу впредь держаться рамок.
Енот, услышав это, приуныл и, ничего не сказав, направился дмой. А добрая Белка, взяв корзинку с орехами и целебными травами, попешила к Зайцу, у которого заболели детишки.

Налетавшись вдоволь ночью, Филин собрался было заснуть, да вдруг почувствовал, что пошла рифма.
-Что для поэта бренный мир -
Живёт  вне времени земного.
Хранитель он небесных лир,
Воятель счастья записного.

Парит как бабочка душа
И бьётся пламенное сердце.
Творит шедевры, чуть дыша,
Отмкнув  замок на чудо-дверце.

А что за ней? Покой и сон,
Порывы страсти и безумье.
Судьба, восшествие  на трон,
Итог всему, веков раздумье...-стал быстро записывать он.
"Надо бы полететь к Еноту, пусть оценит",-быстро решил Филин и поспешил к другу.
Пролетая над большой поляной, он вдруг увидел старого Бобра, что-то держащего в лапах. Спустившись к нему, Филин прищюрился(солнце слепило глаза) и разглядел какой-то журнал.
-Это что у тебя, братец?-спросил он.
-Свежий номер "Лесного альманаха", - ответил старый Бобёр, - совсем этот Енот с ума выжил-только  себя любимого напечатал. А мне так интересны советы про рыбалку и медицину. Больше никогда не возьму в лапы этот журнал.
-А дай-ка мне почитать, - попросил Филин, - Енот мой друг и мне нравятся его стихи.
-Бери, - ответил старый Бобр.
Филин открыл журнал и обомлел...увидев свои собственные стихи под именем Енота...Сначала подумал, что показалось, и вновь открыл...Нет, не померещилось...
"Во дела...-подумал Филин-значит, я ему даю мои творения на оценку, а он...издаёт их как свои...никак не ожидал этого от него...а ещё другом моим зовётся...надо бы поскорее к нему, чтобы разобраться во всём..."

"Поэт", совсем не подозревая о надвигающейся опасности, закрывшись в доме, преспокойненько переписывал очередные вирши "друга".
"Да, - думал он, - таланта моего дружка хватит на восьмерых. Я смогу, благодаря ему, стать самым известным за пределами Заповедного Леса, таким, как мой кумир Леопард. Главное, чтобы Филин не переставал писать и отдавать на "правку" мне".
Через полчаса Енот собрался было в лесную типографию, дабы поскорее опубликовать "свои нетленки", да вдруг за окном послышался какой-то шум, похожий на взмахи больших крыльев.
"Интересно, кто это там ко мне пожаловал? -подумал "поэт"-для Филина очень рано, а Ворону я как бы и не зачем".
И тут в дверь кто-то поскрёбся.
-Кто там?-быстро спросил Енот.
-Открывай, дружище, - послышался знакомый голос, - это я, Филин.
"Интересно, а что этот "пернатый" утром не спит?"-пронеслось в голове "поэта".
Открыв "другу" дверь, Енот, впустив его в дом, спросил:
-Что, не спится?
Филин, улыбнувшись, подал ему в руки "Лесной альманах" и в свою очередь поинтересовался:
-Ты можешь мне объяснить, что это?
Енот, занервничав, ответил:
-Это...это...это...стихи...
-Я вижу, что стихи, - спокойно произнёс Филин, - но почему у них автор не я, а ты? Почему? Ведь я их дал тебе ради правки.
-Я...я...-пытался хоть что-то придумать Енот, но никак не мог.
-А я считал тебя своим самым близким другом, - продолжил Филин, - ты разбил мне сердце.
-Я...я...не хотел...так получилось...хочешь, я...я...-пытался ответить Енот.
-Отдай мою тетрадь, - сказал Филин, взмахнув крыльями, - я всем расскажу, что ты самый обыкновенный вор.
-Но...но...я же известный в нашем лесу...добрая Белка...если она узнает, то...-пытался договориться Енот.
-Раньше надо было думать, - отавнтил Филин, - негоже чужой труд за свой выдавать. Отдай тетрадь и распрощаемся навсегда. Ты мне больше не друг.
Еноту ничего не оставалось делать, как выполнить его просьбу. Филин тяжело вздохнул и вышел из дома. А Енот...сел в кресло и заплакал...от безысходности...
"Всё, моя песенка спета, - проносилось у него в голове, - говорила же мама: на чужой каравай рот не разевай. Не послушался...а теперь не знаю, что и делать..."

На следующее утро вездесущие Сороки на весь Заповедный Лес разнесли есть об обманщике Еноте. Кто-то возмущался, жалея Филина. Кто-то, наоборот, жалел Енота. Добрая Белка, узнав о произошедшем, пошла к своему заместителю сама. Увидев её, Енот опустил глаза и сказал:
-Прости меня, я не хотел...так получилось...
Ему было очень жалко себя.
Добрая Белка, покачав головой, произнесла:
-Эх, Енот, Енот, а ведь я так верила тебе. Как же ты так мог поступить?
Но "поэт" промолчал.
-Вот что, - сказала добрая Белка, - ты сегодня же напишешь в журнале всю правду, а потом вместе решим, что делать дальше.
-Хорошо, - ответил Енот, не поднимая глаз.
Когда добрая Белка ушла, он быстро собрал все свои вещи и, дождавшись ночи, навсегда покинул Заповедный Лес...

Если вы уважаете себя, то никогда не присвоите чужой труд. Это гадко и несправедливо по отношению к тем, кто создавал. Уважайте себя в других и перед вами откроется вечность...