Александрина

Дина Новая
               
ЧЕТЫРЕ ЛИСТА ИЗ АЛЬБОМА
ЧАСТЬ 2                АЛЕНСАНДРИНА
Красивым почерком на альбомном листе с виньетками перо выводит имя на французском языке и под ним перевод по-русски: Alexandrine – Александрина. Страница альбома переворачивается.
НАТУРА. НАБЕРЕЖНАЯ. СУМЕРКИ.
Белая ночь с 12 на 13 июля 1826 года. Петропавловская крепость в дымке тумана.
В лодке на реке в клубах тумана видна сидящая фигура молодой женщины в черном плаще. Слышен плеск волн. Лодка покачивается на реке.
Вот женщина приподнимается, смотрит на мрачный замок Петропавловской крепости. Видно ее загадочное красивое лицо.
ИНТЕРЬЕР. КАМЕРА КРЕПОСТИ. НОЧЬ.
Слышен среди ночи лязг цепей. Копоть ночника, пламя чуть колышется. Отражается в бликах лицо Никиты Муравьева.
Если прислушаться, сквозь говор заключенных слышен голос.
                ГОЛОС
            Задумчив, одинокий,
            Я по земле пройду, незнаемый никем.
            Лишь пред концом моим,
            Внезапно озаренный,
            Познает мир, кого лишился он.
КОРИДОР ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ.
Кронверкская куртина, вход в коридор. Вдоль коридора деревянные клетки. Людской говор. Часовой стоит на посту.
КАМЕРА НИКИТЫ.
Он приникает лицом к дощатой стене. Внимательно слушает.
             НИКИТА
Кто сочинил эти стихи?
             ГОЛОС
Сергей Муравьев-Апостол...
ЭКСТ. УТРО. ШПИЛЬ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ.
Вокруг шпиля крепости кружат белые птицы. С шумом разлетаются прочь.
КАМЕРА НИКИТЫ.
Громко, стараясь перекричать шум и голоса, переговаривается с соседом за стеной.
                НИКИТА
Пропойте мне песню, я слышал, что вы превосходно поете.
                ГОЛОС
                Ах, где те острова,
                Где растет трын-трава,
                Братцы!..
                НИКИТА
Стоит, затылком прислонясь к стене.
Ваш приговор?
                ГОЛОС
Повесить! – отвечал спокойно голос за стеной.
                НИКИТА
Извините, что я вас побеспокоил. – Медленно сползает вниз, держась руками за стену.
ИНТ. МОСКВА,1827 ГОД. ОСОБНЯК ЧЕРНЫШЕВЫХ.
На Садово-Самотечной, 12. По анфиладе комнат особняка раздаются удаляющиеся шаги Поэта. Александрина застыла у двери в накинутой на плечи шали. Поэт  только что передал ей свои стихи. Звучит еще в комнатах его голос, разносимый эхом.
                ГОЛОС
«Я очень понимаю, почему эти господа, не хотели принять меня в свое общество, я не стоил этой чести».
                АЛЕКСАНДРИНА
Александр Сергеевич, как вы могли так подумать...
                ГОЛОС
Впрочем, уже поздно. Но исполните мою просьбу, Александра Григорьевна, - передает из рук в руки листок. – Передайте этот список по назначению. Очень надеюсь на вас.
Шаги по анфиладе замирают. Александрина смотрит на руку с зажатым листком. Медленно разжимает и глазами пробегает лишь одну строчку: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
Ее губы беззвучно шевелятся, и она шаль прижимает к губам, чтобы не разрыдаться.
ЭКСТ. 11 СЕНТЯБРЯ 1827 ГОД. ЧИТИНСКИЙ ОСТРОГ.
Высокий частокол вокруг тюрьмы. У частокола прохаживается часовой. Напротив, в высоком слуховом окне дома видны четыре женских лица. Это Муравьева, 23 лет, рядом с ней Волконская, 22 лет и Каташа Трубецкая. Позади них еще две дамы постарше. Им видны узники, выходящие на работу в огороде, они в кандалах.
КП ЛИЦА УЗНИКОВ.
                АЛЕКСАНДРИНА
Это Пущин Иван Иванович, ему 29 лет. – Он выходит с лопатой.
Захар Чернышев, мой милый брат. – С мягкими чертами лица, ему 31 год.
Николай Бестужев, живописец. – Показался с книгой в руке, очень прямой. Ему 36 лет.
Александр Одоевский, поэт. Ему 25 лет.
Василий Ивашев, музыкант. Ему 33 года.
А это жизнь моя, мой Никита. – Ему 31 год.
   Слышна музыка вальса. И лицо от этого вальса молодеет на глазах. И уже нет усталости в глазах. На лоб свисает каштановая челка, блестят глаза.
                ГОЛОС НИКИТЫ
В 1812 не имел я образа мыслей, кроме пламенной любви к Отечеству.
ИНТ. ДОМ МУРАВЬЕВЫХ. 1812 ГОД.
Муравьева Екатерина Федоровна в креслах, моложавое лицо. Рядом с ней горничная со шкатулкой в руках.
Вбегает Никита, бросается к ее ногам. Чуть не сбив горничную с ног.
                НИКИТА
Отпустите, матушка! Коли не отпустите, клянусь, убегу во второй раз! – Берет, целует ей руки. Матушка, простите меня, убегу.
                МУРАВЬЕВА
Бог с тобой, Никита, не пущу. – Отмахивается от него. – Тебе всего шестнадцать.
                НИКИТА
Семнадцать, матушка. – Обнимает ей колени. – И моложе меня, может быть, воюют. Отпустите, матушка. А только время теперь такое, что дома сидеть никак нельзя.
                МУРАВЬЕВА
И ведь, правда, убежишь?.. – Гладит его голову у себя на коленях.
                НИКИТА
Убегу, матушка, клянусь. – Вскочил он тут же, готовый бежать.
Муравьева тоже встает, благословляет его.
                МУРАВЬЕВА
Иди, Никита. Не могу я более тебя сдерживать. – Подносит к глазам платок. – Но помни о матери, ты и твой брат Александр, единственная моя надежда. Иди, да благословит тебя, Бог Всемогущий, и моя любовь.
Без сил она опускается в кресло, закрыв лицо платком.
А музыка вальса несется дальше.
ЭКСТ. ПОЛЕ БОРОДИНА.
 На фоне вспышек выстрелов и пальбы из пушек.
                ГОЛОС
...В ночь на 26 –е августа две армии готовились к бою.
На Бородинском поле будущие декабристы -(мелькают их портреты).
19-летний прапорщик Павел Пестель
Михаил Лунин
Федор Глинка
16-летний Никита Муравьев
Сергей Муравьев-Апостол
Сергей Волконский, подполковник, 24 лет
Голос постепенно все тише, а вальс уносит все дальше.
            Вы помните: текла за ратью рать
            Со старшими мы братьями прощались,
            Завидуя тому, кто умирать
            Шел мимо нас...
Александр Пушкин, 13 - ти лет. Лицей.
ИНТ. В СЕЛЕ ТАГИНЕ. У ЧЕРНЫШЕВЫХ. НОЧЬ.
Просторная гостиная. Звучит музыка из раскрытого рояля. Свечи в канделябрах. За темными окнами кружит снег. Стук в окно.
У двери стоит фельдъегерь в заснеженной шинели.
                ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ
Подпоручик Никита Михайлов, сын Муравьев, согласно предписанию вы арестованы по подозрению в заговоре. – Достает наручники.
Сей же час вы должны быть доставлены в Петербург.
Никита Муравьев выступает вперед и протягивает руки. Наручники защелкиваются. Но тут он делает несколько шагов назад и оглядываясь, падает на колени перед своей женой, она в положении. 
                НИКИТА
Умоляю, прости, Сашези!.. Я не мог, понимаешь, не мог сказать. Но ради бога, прости!..
Муравьева поднимает его, кидается ему на шею.
                АЛЕКСАНДРИНА
Не смей так говорить, Никитушка, ты не мог поступить иначе.
                НИКИТА
Ты поймешь, ты простишь?
                ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ
Прошу поторопиться. Ждать нельзя ни минуты.
Берет за плечо Муравьева.
                АЛЕКСАНДРИНА
Никитушка!... Я найду тебя. – Кричит с порога. Снег кружит. Кутается в шаль. – Ты слышишь меня? Где бы ты ни был, я найду тебя, любовь моя. – Держась за дверь, без чувств падает.
ЭКСТ. ЧИТА.1828, 5 ЯНВАРЯ. ДЕНЬ.
На фоне морозного пейзажа «Дамской улицы» возникает эта надпись. Один дом с верхним слуховым окном приближается. Муравьева отходит от окна.
ИНТ. В ДОМЕ МУРАВЬЕВОЙ. ЛЕСТНИЦА.
Сверху по лестнице, торопясь, сбегает Александрина. Наскоро набрасывая на плечи кацавейку. Девушка подает ей шарф, который она набрасывает на голову.
ЭКСТ. ЧАСТОКОЛ ЧИТИНСКОГО ОСТРОГА. Сторожевая будка, часовой.
За частоколом появился высокий статный Иван Иванович Пущин. И другие узники вышли на прогулку.
Муравьева с другой стороны идет вдоль частокола, ищет щелку, смотрит сквозь нее. Узники в кандалах медленно ходят, скрипит снег. Она тихо зовет. Один с лопатой прочищает дорожку.
                АЛЕКСАНДРИНА
Иван Иванович! Иван Иванович подойдите поскорей.
Пущин оборачивается на голос. И тоже вместе со всеми идет по кругу. Затем незаметно подходит  к частоколу.
                АЛЕКСАНДРИНА
Иван Иванович, передаю вам сердечный привет от вашего друга.
Она оглядывается на застывшего часового. И просовывает сквозь щель листок со стихами.
                ПУЩИН
Благодарю вас, Александра Григорьевна.
                АЛЕКСАНДРИНА
Почти год дожидалась вас, Иван Иванович, здесь в Чите. А теперь рада исполнить поручение вашего друга. – Проговаривает она на ходу, торопясь, и идет дальше вдоль частокола.
                ПУЩИН
Храни вас бог, Александра Григорьевна. – Чуть приоткрывает листок, читая на ходу одну только фразу: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
         Слышит он веселый голос Пушкина.
                ГОЛОС ПУШКИНА
Право, Жано, мне все еще не верится, что мы вместе.
                ГОЛОС ПУЩИНА
Верно, ты слышал, Александр, насчет общества? Так вот, не я один поступил в это новое служение отечеству.
ЭКСТ. СНЕЖНАЯ ДОРОГА В МИХАЙЛОВСКОМ. ДЕНЬ.
По дороге мимо снежных сугробов мчится кибитка. Позвякивает колокольчик. В кибитке Пущин. Вдалеке дом, все ближе, ближе.
ИНТ. ДОМ ПУШКИНА В МИХАЙЛОВСКОМ. 
 Крыльцо, порог дома. Выбегает Пушкин. Пущин подхватывает его на руки и вносит в дом. Сени, комнаты, мелькают портреты, предметы. Гостиная, кабинет, кресло, камин. Стол, на столе раскрытые листы бумаги, перо.
                ГОЛОС ПУШКИНА
Впрочем, я не заставляю тебя, любезный Пущин, говорить. Может быть, ты и прав, что мне не доверяешь. Верно, я этого доверия не стою... 
ЭКСТ. ЧИТИНСКИЙ ОСТРОГ.
Арестанты прогуливаются внутри ограждения. Лица мелькают. Идет снег. Какая-то заунывная мелодия звучит в такт шагам.
                ГОЛОС ПУШКИНА
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!