Клад

Илья Исаев
    КЛАД

    В субботу утром ко мне привезли Ваню – мальчика восьми лет. Я должен был присмотреть за ним, чтобы его мама, подруга моей подруги, могла на два дня отлучиться по делам. Раньше Ваню оставляли с бабушкой и дедушкой, но Ваня, как сказала мне его мама – «вождь краснокожих». Он довёл своих пожилых предков до нервного состояния, когда кричат и ругаются гадкими словами. И Ваню решили сдать на перевоспитание мне. Честно говоря, наверное, эта идея далеко не лучшая, потому что я сам не могу перевоспитать себя уже много лет, что уж тут браться за вождей краснокожих.
    Ваня оказался с виду совсем не головорезом – передо мной робко стоял симпатичный худощавый парнишка в пилотке со звездой. Он внимательно слушал мамины нотации. Наконец, его мама, вручив мне огромную сумку с едой и дав сыну всевозможные мамины наставления, уехала на работу. Как только она скрылась в переходе, я, понизив голос, спросил у Вани:
    – Каким путём пойдем до дому – удобным или опасным?
    – Опасным! – тут же ответил Ваня.
    – А ты не боишься страшных людей со страшными руками, которые могут тебя схватить в кустах?
    – Я палку возьму! И по рукам!
    – Хорошо, пошли!
    Дорога оказалась куда страшнее, чем я представлял. Мы пошли вдоль железнодорожной линии по тропе, протоптанной безбилетниками. Ваня беспрерывно поднимал с земли камни, палки и проволоку. Кругом среди лопухов, крапивы и одуванчиков валялись бутылки, пластиковые канистры, рваные грязные тряпки, битое стекло и нечистоты, в которые легко было вляпаться. Зато не надо было дышать выхлопными газами, идя по тротуару вдоль шоссе, забитому машинами.
    Дома мы занялись своими делами: Ваня достал из рюкзака конструктор Лего, я засел за статью про художников.
    Поставил слушать виниловый диск с сонатами Бетховена, среди них была одна из моих любимых – двадцать пятая.
    – Нравится? – спрашиваю Ваню.
    – Да! – Ваня собрал самолет и уже подвывал под Бетховена.
    – Вот он, автор музыки, – показываю ему портрет композитора на обложке книги.
    – А что он такой некрасивый?
    – Почему же некрасивый?
    – Да он какой-то обидный. У него что, жизнь тяжелая была?
    – Да, Вань! Тяжёлая... Но интересная!
    – А у Вас тоже тяжёлая жизнь?
    – У меня тоже интересная! Мне, вот, интересно, разобраться, какая главная задача у людей. И моему брату это интересно. Он примерно раз в году звонит мне и спрашивает: «для чего мы живём?» Вот ты, Вань, знаешь? Какая наша главная задача?
    – Любить друг друга! И делать другим хорошо, чтобы тебе тоже делали хорошо!
    – Молодец! Я брату так и скажу! А хочешь, пойдём сегодня в поход?
    – Пойдём! – с радостью согласился Ваня.
    – Куда пойдём?
    – Клад искать!
    – Отлично! Тогда нам надо в лес. Все клады там! И не только клады…
    Я дописал статью, а Ваня нарисовал акварелью натюрморт, два пейзажа и что-то непонятное. Мне тоже захотелось что-нибудь изобразить.
    – Вань, что тебе нарисовать?
    – Страшную руку!
    – Давай вместе нарисуем!
    У нас получилась очень страшная картинка. Посреди мусорных гор стоит засохшее корявое дерево с дуплом, из дупла высунулась огромная рука с длинными когтями, она тянется к перепуганному и обливающемуся потом человеку, только что бросившему под дерево бутылку из-под спиртного.
    Мы были довольны рисунком и решили, что теперь можно смело идти в поход за кладом – заработали!
    По дороге к станции Ваня собрал все интересные камни и палки. Камни были ценны – серый полупрозрачный кремень, чёрный голыш, лёгкий похожий на пемзу шлаковый кругляш и кусок сухой коричневой глины. Другие камни я не запомнил. Я запомнил палки – изъеденные древесными жуками и страшные, как наш рисунок с рукой. Ване понравились узоры на этих палках. Мне тоже узоры приглянулись. И я согласился палки не выбрасывать. Чтобы не таскать их с собой в походе, мы решили спрятать их вместе с камнями под железнодорожной платформой.
    Поехали мы на Пехорку. Эта речка, петляя среди посёлков Красково, Малаховка и Томилино, образовала  живописные обрывы и зарастающие кустами старицы. Сюда я приезжаю часто и за много лет уже намалевал несколько десятков этюдов, картинок и картин. Захочу кому-нибудь красивый подарок сделать – еду сразу сюда и компоную пейзажи, во все времена года их тут много на любой вкус.
    Но только вот беда – каждый год приносит «сюрпризы». Однажды на вершине обрыва вдруг пропали красивые сосны и появились большие особняки за высокими заборами. Ещё через пару лет продали и застроили часть поймы, которая раньше относилась к водоохраной зоне. Иной раз по весне кто-то превратит заливные луга в чёрное пепелище выжженной травы, или к прошлогодним кучам мусора навалит ещё всяческих отбросов человеческой деятельности, да столько, что хоть самосвалами вывози – было бы куда… Сразу видно – жить становится всё веселей и веселей, а для кого-то, как им кажется с вершин обрыва, даже лучше! Когда-то я тоже любил ходить по горе и радовался красивым видам, да теперь там колючая проволока и собаки остервенело лают из-за забора. Над этим обрывом было очень хорошо. Там наверху, помнится, несколько картинок написал неплохих, две даже украли с выставок…
    Когда мы с Ваней пошли по моим любимым местам, я засомневался, стоило ли ехать сюда – уж больно отличались пейзажи от тех, что я показывал мальчику на картинах. Как-то постепенно люди так «облагородили» природу, что превратили её в большую помойку. Но Ваню это не смущало, он набрал целый арсенал всякого добра – железяк и деревяшек. Самой ценной находкой была телевизионная антенна, которую мы потом тоже припрятали – на этот раз под мостом. По ходу мы из палок и срубленных деревьев, что валялись в изобилии, сделали два лука, две стрелы, дротик с наконечником из проволоки и длиннющее копьё, которому точно позавидовали бы воины Александра Македонского, не будь оно столь лёгким. Это прекрасное, но опасное в руках Вани оружие я решил на время схоронить в траве у дороги. А вскоре увидел его у девушки, что уселась на краю речного обрыва с нашим копьём, вздымающимся до небес. Я порадовался за девушку – держать такое замечательное копьё было приятно.
    – Вань, смотри, какую мы пользу принесли! Копьё пригодилось девушке!
    – Да! Она довольна!
    – Теперь она тоже кому-то сделает хорошо, – вспомнил я Ванины слова насчёт главной цели, – надеюсь, не этим копьём!
    После привала у реки и полдника под кваканье лягушек, мы дошли до собачьего приюта и пообщались с животными – конечно же, через забор. Питомцы приюта «Бим» приветствовали нас долго и разнолайко – на все голоса.
    Приют находился на краю соснового леса, куда я и вёл Ваню. По моему представлению клад должен скрываться именно здесь – например, на краю моей любимой полянки, где я когда-то по весне написал высокие сосны и первую зелень молодых берёзок.
    Мы прочесали лес вдоль и поперёк. Ваня подобрал очередную дубину – длинный дрын. И начал яростно лупить им по земле. Это у него получалось очень вдохновенно, словно он хотел устроить переполох в преисподней. Вспомнилось, как мой младший брат однажды подобным занятием довёл нашего доброго дедушку до того, что тот дал ему хорошего пинка под зад. Я попросил у Вани дрын и тоже попробовал лупить земле, да простят меня адские обитатели за это увлекательное и даже азартное занятие. Вскоре оно нам надоело – мы запустили землебой с горы в болото, подняв хорошие брызги. И пошли дальше по лесу искать клад.
    Вместо клада мы нашли свежую могилку. Наверное, какого-то домашнего животного. Стало немного уныло.
    Чтобы поднять настроение, устроили стрельбу из лука с горы. Один лук мы сломали. И стрелу, что летела дальше, запустили нечаянно в реку. Надеюсь, в Водяного не попали… Хотя, в реку сливают столько ядов и мусора, что Водяному наверное теперь всё равно – получить по кумполу стрелой или бутылкой из-под яда.
    Наигравшись, мы с Ваней принялись за уборку территории леса от мусора – набрали два больших куля. Нам стало хорошо от такой полезной работы. И вот тогда нам воздалось – мы нашли настоящий клад!
    На краю моей любимой поляны был замшелый пень. Я толкнул его ногой – пень подался.
    – Вань, не боишься, что из-под пня выскочит страшная рука? Мы уже не так вооружены, как раньше!
    – Не боюсь!  –  Ваня схватился за корень и решил выдернуть пень из земли…
    Под пнём оказался тайник!
    Кто-то вырыл под корнем ямку и укрепил её обрезком пластиковой канистры.
    В тайнике лежал спортивный инвентарь – пружинный эспандер.
    – Ваня! Мы нашли клад!
    – Но клад – это же деньги, – возразил, было, Ваня.
    – Так эспандер куда более драгоценный клад! Вот для чего он нужен?
    – Для здоровья!
    – А деньги?
    – Для богатства!
    – А оно зачем?
    – Богатство нужно для хвастовства! Чтоб другие завидовали! – улыбнулся Ваня.
    – Да! Точно! Давай оставим этот клад. Мы же не хвастуны?
    – Нет, не хвастуны! – согласился Ваня.
    Мы понесли набранный мусор к станции, где были большие баки. А клад не стали брать – нам хватало своего добра.
    К тому же нас ждало другое добро, припрятанное под платформой – палки с красивыми узорами!

2017