Сказ про мудрую Бабу-Ягу и недалёких учёных

Иосиф Марченко 2
В самой чаще Заповедного Муромского Леса, в избушке на курьих ножках, вот уже как пятьсот лет жила Баба-Яга. Известно даже  младенцу -  эта бабуся страсть как обожала гостей. Но не всем ведомо, что, несмотря на все россказни, она питалась  исключительно здоровой пищей. Благо, повсюду было видимо-невидимо грибов и ягод, из которых Баба-Яга и жаркое готовила, и суп варила, и кисель варганила, и пироги наивкуснейшие пекла. А мясо уж давно есть не могла - зубы как двести лет совсем сточились. Да и когда они целыми были, то бабуся никогда гостей не ела. Да, на лопату садила, делая вид, что хочет в печь положить. Даже приправой обкладывала, да специями присыпывала. Но это так, ради поддержания статуса своего, столетиями придуманного. А на самом деле всегда стремилась дорогого гостя приветить, в баньке попарить, накормить от пуза, спать уложить, а потом и с расспросами приставать. Одиноко ей, бедной, в чаще-то.
Кощей, друг милый, уж как двести лет дорогу к избушке забыл. Обиделся, яко дитё малое.

Видите ли, жениться надумал на молодой пышногрудой девице, что Бабе-Яге племянницей внучатой приходится. Прибежал с букетом золотых роз, бриллиантовое ожерелье подарить хотел.
- Стань, прошу, женой моей, - встав на левое колено, сказал горемыка, - в золоте будешь купаться, на серебре есть.
Да девица, посмотрев на...суповой набор...лишь хмыкнула в ответ. Осерчал Кощей, громы-молнии вокруг засверкали.
-Коли не хочешь по любви, возьму силой!-воскликнул он.
Да только девица ничуточки не испугалась. Схватила чугунную сковороду да как начала бить ею по горемыке. Кощей взвыл от боли и, обернувшись Вороном, улетел к себе во дворец.

Змей Горынович тоже за тридевять вёрст облетал избушку. И всё из-за какого-то пустяка.

Как-то, сто пятьдесят лет назад, прилетел в гости. А в то время у Бабы-Яги праправнучек гостил, Ивашка. Неугомонным был, аж страсть. Всё время что-то мастерил да прилаживал. А любопытный был-повсюду нос свой сувал. Так вот. Прилетел Горынович, ожидая вкусный стол от Бабы-Яги. А у бабуси тогда радикулит разыгрался-ничего сама делать не могла, только на печи лежала да охала от боли. Ивашка-то  повар был  отменный, несмотря на юные годы. Приготовил, значит, рагу из жаб болотных с тиною, да так, что и не скажешь сразу из чего. Баба-Яга ела да нахаливала. А Горынович никак не мог договориться, какой головой первой пробу снять. Так и проспорил, без угощенья оставшись. Обиделся, жуть как...на Ивашку. А через него и на саму Бабу-Ягу.
-Не любищь ты меня, - сказала правая голова, - эх, не любишь...
-А раньше, - вторила ей левая, - по-другому было.
-Да-а-а-а, - протянула средняя, - обидела ты меня, Баба-Яга.
-Давайте я Вам сейчас что-нибудь вкусненькое  приготовлю по-быстрому, - улыбнувшись, предложил Ивашка.
Но Горынович, потряся всеми головами, отказался. Мол, раньше надо было думать.

Правда, Кикимора навещала. Да с ней морока одна. Беседу совсем поддержать не может. Всё время только о болоте своём говорит. Скукота  смертная. Да ещё после неё тиной пахнет-не выветришь и за месяц.
Леший есть ещё. Да только глухой он совсем, да на левый глаз кривой. Как придёт, трубку берёзовую свою раскурит и сидит сиднем. Ничего добиться от него нельзя.
Вот раньше-то было. Почти каждый день то Иван-дурак за счастьем идёт, то Иван-Царевич свою царевну по свету ищет, то дети какие заплутают, а то и охотники с лесорубами на огонёк зайдут. Да только вот как уже двести лет места эти заповедными стали, а вместе с тем и скука смертная пришла.

Сидит, значит, Баба-Яга на печке, да носки вяжет, чтобы хоть как-нибудь отвлечься от тоски зелёной. В печи давно обед готов-вдруг забредёт кто-нибудь. Банька натоплена-ждёт путников с веничками. Да что-то не видать никого. Вязала, вязала, да и заснула. Пятьсот лет как-никак.

А тем временем в Заповедный Лес вошли двое-муж с женой. Она высокая, статная, с причёской а ля Помпадур, длинными чёрными ресницами и чувственными губами. Он ниже её на две головы, с брюшком, густыми сросшимися бровями и лысиной на месте когда-то пышной шевелюры. Не за ягодами да грибами в лес пришли, а ради знакомства с Бабой-Ягой. Прослышали они, что эта самая бабуся до сих пор использует ворожбу да колдовство. Решили, что попросят Бабу-Ягу кой чему научить, чтобы потом в жизни своей применить.

А надо сказать, что эти незваные гости были очень известными в Тридесятом Царстве. Муж служил при царе Агафоне-был ответственным за царский сон. Жена помогала царевне Несмеяне-пересчитывала женихов да загадки сложные придумывала. Но не только этим славились они. В свободное время муж с женой решали государственные дела: то с боярами несговорчивыми беседы долгие вели, делая  попокладистей; то с иноземными послами договаривались о торговых делах, пытаясь и цены снизить, и товаров поболе выторговать; то богатырей учили выигрывать без боя сражения. И во всём этом использовали неведомую доселе силу убеждения, супротив которой никто пойти не мог...кроме царевны Несмеяны. Царь Агафон был очень ими доволен и даже дважды награждал орденами за службу. Но этого им было мало. Мечтали они владеть Мирами, как Поднебесным, так и Подземным. Но для этого одной силы убеждения было недостаточно. Вот они  и решили поучиться у Бабы-Яги.

Накупили ей всяких дешёвых подарков да отправились в путь. А надо сказать, что к избушке на курьих ножках может дойти не всякий. Сам Леший оберегает свою старинную подружку от чужих глаз. Так запутает, что путники еле живыми из леса выбираются. Да и Кикимора руку приложила. Куда не ступи-трясина болотная утащить хочет. Но, с грехом пополам, добрались они до самой чащи и замерли как вкопанные, увидев избушку на курьих ножках. Одно дело слышать, совсем другое видеть. Первой пришла в себя жена.
-А ну-ка избушка встань к лесу задом, ко мне передом!-громко крикнула она.
Послышался страшный скрежет и курьи ножки стали перетоптываться, поворачивая дом Бабы-Яги. Сама хозяйка чуть с печки не упала, пообещав наказать наглеца, что разбудил её. Когда избушка повернулась крыльцом, жена первой взошла на лестницу. Муж, как всегда, засеменил вслед за ней.
Баба-Яга только и успела слезть с печки, как кто-то сильно постучал в дверь.
"Никак гости долгожданные пожаловали?"-обрадовалась старушка и спросила, как полагается:
-Это кто там ко мне в двери ломится? Это кому очень жить надоело?
Услышав окрик, жена поначалу застыла на месте, но уже через минуту спокойно ответила:
-Мы грибы да ягоды собирали и заплутали. Можно нам войти да о дороге расспросить?
-Входите, коль пришли, - улыбнувшись, сказала Баба-Яга.
Жена смело взялась за дверную ручку в виде головы гадюки с развёрзнутой пастью и тут же вскрикнула от неожиданности-голова змеи вдруг ожила и чуть не укусила руку. Из-за дверей послышался приглушённый смех.
"Ладно, - подумала жена, - веселись пока. Вот когда применим свою силу, тогда и решим, кто будет улыбаться".
Взявшись за саму дверь, она, наконец-то, открыла её и быстро вошла в избушку. Муж, озираясь по сторонам, последовал за ней.
-Здра...-начала было жена, но замерла на полуслове, уставившись на хозяйку.
-И тебе не хромать, милая, - усмехнувшись, сказала Баба-яга.
Она уже давно привыкла, что гости, поначалу, замирают при виде её. Да, и нос с большой бородавкой, и усы под нижней губой, и глаза как два блюдца, и венчик седых волос, и даже...костяная нога, которая вечно болит, особенно перед дождём.
-Здравствуйте, - наконец выговорила жена.
Муж лишь что-то буркнул себе под нос и кивнул головой.
-Я очень рада гостям, - улыбаясь, произнесла Баба-Яга, - вы, наверное, очень устали и ещё больше проголодались. Для начала в баньке попарьтесь еловым да дубовым веничком. А после прошу к столу.
-Но мы...-хотела было возразить жена, но муж, крякнув, опередил её и первым побежал в баню.
Баба-Яга с интересом посмотрела на неё:
"Статная особа, наверное, на диетах сидит. Но причёска...словно Вороны гнездо свили. Губы-ягодки, такие целовать хочется. Ресницами хоть тучи разгоняй. Совсем непохожа на тех девиц, что я раньше видывала. Ну а спутник её больше похож на пень, которого вот-вот выкорчевают. Очень странная пара. Совсем непохожи на простых грибников-ягодников".
Выдержав пристальный взгляд хозяйки, жена улыбнулась...или только сделала вид...и пошла вслед за мужем. Пока гости парились в баньке, Баба-Яга накрыла стол. После чего открыла бабушкин сундук и достала  своё самое красивое платье...в горошек...а на голову надела кокошник. И посмотревшись в зеркало, осталась собой очень даже довольна. Когда гости вернулись, то вновь жена на мгновенье замерла, увидев случившееся преображение Бабы-Яги.
-Прошу к столу, гости дорогие, - предложила старушка,-всё экологически чистое. Ешьте, пожалуйста.
Увидев разнообразие, царившее на столе, жена тут же забыла про все свои диеты. А про мужа и говорить не стоит-уминал за обе щеки, только хруст стоял. Баба-Яга, налив себе чая, стала медленно пить его вприкуску с медовым пряником. Насытившись от пуза, гости поблагодарили хозяйку за угощение.
-Я рада, что вам понравилось, - улыбнувшись, сказала Баба-яга, - а теперь можете и на боковую. Утро вечера мудренее.
Жена вдруг почувствовала сильную усталость и через минуту заснула прямо на скамейке. Муж вскоре последовал вслед за ней. Убрав со стола и вымыв посуду, Баба-Яга, хряхтя, поднялась и вскоре зычно захрапела. Чуть только Солнце коснулось небосвода, она проснулась и сразу же принялась за готовку. Дивный запах свежеиспечённых пирожков разбудил гостей. Сытно позавтракав, они поблагодарили хозяйку.
-Ну, что же, -ответила Баба-Яга, - я вас приветила, в баньке попарила, сытно накормила. А теперь скажите, зачем на самом деле вы ко мне пожаловали.
Жена, умело скрыв удивление, улыбнулась и ответила:
-От Вас, дорогая хозяюшка, ничего не утаишь. Да, мы не обычные грибники, заплутавшие в лесу. А учёные, решившие поучиться у Вас ворожбе да колдовству.
-А кто вам сказал, что я учеников беру? - усмехнувшись, спросила Баба-Яга и не дождавшись ответа, продолжила - Да и стара я, чтобы учить кого-то. Вот лет эдак сто назад взялась бы, а сейчас, извините, не до вас.  Я же не только гостей привечаю, но и за лесом слежу заповедным, чтобы и зверьё не страдало от голода и лихих людей, и деревья с травами в  своё время расцветали и давали плоды, да чтобы и  речки с ручейками и озёрами не высыхали. Так что, не обессудьте, не ко времени вы пришли. Отдохните и в путь-дорогу собирайтесь. Я вам самую короткую покажу.
"Пора действовать!"-пронеслось в голове у жены и она, пристально посмотрев на хозяйку, начала убеждение:
-Я прекрасно понимаю, что Вы очень стары. Не шутка ли, прожить пятьсот лет. Мне бы хоть до шестидесяти дотянуть и то хорошо. Но, сказать по правде, Вы совершенно не выглядите древней. Максимум Вам можно дать лет семьдесят-восемьдесят, не больше. Вполне обычная пожелая женщина с букетом сопутствующих заболеваний. Вот что у Вас болит? Сосуды? Сердце уже не так бойко бьётся? Ноги скрипят, словно проржавелые? Спина не сгибается? Вполне обычные симптомы старости. Моя мама, а ей, как и Вам, за семьдесят, целыми днями ходит по врачам и они постоянно находят у неё что-то новое. А Вы живёте на природе, дышите свежим воздухом, пьёте чистую воду, едите экологичную пищу. Да Вам позавидовать можно. А болезни...они и у младенцев встречаются. Важно научиться просто не замечать их. Хотите, я Вас этому научу? А Вы взамен покажете своё искусство.
Сначала Баба-Яга слушала очень внимательно, соглашаясь почти что с каждым словом, но когда зашла речь об учёбе, махнула рукой и просто стала ждать окончания речи гостьи. Жена, решив, что сила убеждения как всегда сработала, хитро улыбнулась и дала знак мужу. Мол, бабуся наша и скоро мы с тобой будем знать столько же, сколько и она.
-Сладкая моя, - произнесла вдруг Баба-Яга, - спасибо тебе большое за заботу, но я своих слов назад не беру. Стара стала для обучения-то.
Не веря в провал, жена, всё-таки, сумела скрыть разочарование.
"Попробуем-ка зайти с другого конца",-подумала она и, улыбнувшись, начала новую стратегию:
-Вы когда-нибудь любили? Я думаю, что да. Как всякая женщина на белом свете. Вот взять меня. Ещё девчушкой по уши втрескалась в князя Фадея, друга моего отца. Ох, что это был за мужчина! Широкоплеч, с соколиным взглядом, походкой богатыря, руками кузнеца и душою воина. В него просто нельзя было не влюбиться. Когда немного подросла, случилась новая любовь. На этот раз это был батюшкин конюх Евлампий. Я часами наблюдала за его крепким телом, когда он выгребал навоз в конюшне или косил траву. Потом был князь Андрей, племянник царя Агафона. Его я любила пять долгих лет. Жаль, что безответно. Следущей любовью был...
-Это всё, конечно же, очень интересно,-вдруг прервала её Баба-Яга, - но почему ты, сладкая моя, выбрала такого пня замшелого в мужья? Что, покрасивше никого рядом не было?
С трудом скрыв разочарование, жена, состроив улыбку, ответила:
-Просто не повезло...Ведь и он, когда-то, был красивым...
Муж, услышав, что речь зашла о нём, громко икнул и улыбнулся, показав гнилые зубы. Бабу-Ягу аж передёрнуло от этого.
"Пора применить безотказный метод", - решила жена и, то повышая, то понижая голос, завела новый разговор:
-Вот Вы-ведьма, а значит обладаете сверестественными способностями. Вот, например, князь Волха Всеславьевич мог принимать облик любого зверя или птицы. Щука, которую  удачно поймал Емеля, выполняла все его желания. Гусли-смогуды могли люого заставить плясать до упаду. Скатерть-самобранка - кормила весь честной народ. Сапоги-скороходы...
- Ты зачем это мне всё, сладкая, рассказываешь?-вновь неожиданно прервала её Баба-Яга-Я все прекрасно знаю-не совсем ещё из ума выжила. Да и что с твоим голосом? Простыла что ли?
На этот раз жена не смогла скрыть своего разочарования, что не скрылось от цепких глаз хозяйки.
-Э-э, так ты, сладкая моя, мне просто зубы заговариваешь, - сказала Баба-Яга, - что, надеешься, что я возьму и передумаю? Нет, милая, не бывать этому. А чтобы ты с  мужем своим побыстрее о доме вспомнила, так и быть, покажу один фокус-мокус-телепокус.
Колдунья вдруг резко выпрямилась, как будто бы спина и не болела вовсе, взмахнула руками и что-то тихо стала напевать. Уже через мгновение жена почувствовала непреодолимое желание бежать отсюда со всех ног. Баба-Яга вдруг стала выше ростом и просто нависла над гостями, не переставая что-то напевать. Жене вдруг стало очень скучно и страсть как захотелось домой. Баба-Яга громко свистнула и уже через мгновение гости, перегоняя друг друга, бежали сломя голову.
-А я ещё ничего, - улыбнувшись, сказала колдунья, - есть ещё порох в пороховницах.

Только оказавшись во дворце жена и муж перевели дыхание. Им уже не хотелось править мирами. Единственным желанием было-больше никогда не ходить в заповедный лес и тем более не вспоминать по Бабу-Ягу, оказавшуюся очень крепким орешком. С  тех пор во всём Тридесятом Царстве не было более тихих людей...

Помните всегда, что какой бы вы силой убеждения не обладали, всегда найдётся тот, кто окажется сильнее вас.