Реновация по-московски. Взгляд из России

Михаил Колобов 53
Москва столица государства, но уже не совсем Россия. Барьер выстроен не сегодня и хороший. Помнится, правители державы обещали народу избавиться от бараков. Вы думаете в стране уже никто не живет в бараках? Зато столица хочет пустить под снос пятиэтажки вполне пригодные для жилья. Нет, я не о том, что с жиру бесятся. Удивляет сколько баранов в самом прогрессивном городе страны.

Когда жилье аварийное, снос неизбежен, но мэр Москвы толкует о гнилых перилах, косых дверях, ржавых трубах и т.п., что легко устраняется капитальным ремонтом. Реконструкцией элементарно достигается облагораживание внешнего вида хрущевок. Эти понятия тоже входят в реновацию жилья. Однако под последним термином власти Москвы подразумевают исключительно снос домов, которые по заложенным запасам прочности конструкций могут служить еще век. Совсем не бараки, да еще находящиеся в частной собственности собираются снести. Людей лишают собственности, а на каком основании?

Лишиться собственности можно через куплю-продажу, есть договор мены, приговор суда, наконец, и все. Реновация в этот перечень по действующему законодательству не входит. Оно и понятно: капитальный ремонт, модернизация жилья, его реставрация и реконструкция, все это вбирает в себя понятие реновация, снос здесь, как исключительный случай. Миллионы москвичей, как баранов загоняют в переселенцы, и чтобы придать беззаконию видимость права, нахраписто проталкивают закон о реновации в Думе. Назовите честно – снос неаварийных домов. Иначе полная путаница в терминологии и праве. Впрочем, делается это сознательно. Удивляться не приходится, два самых высоких поста в стране занимают юристы по образованию.

Почему говорю «нахраписто»? Так ведь вопрос не проработан совершенно, а закон в повестке дня. Снесут 8 тысяч домов, а обломки, мусор, куда вывезут? Подмосковье переполнено забитыми под завязку свалками. Коль авторы проекта для наглядности его масштаба приводят в пример дом, протяженностью от Москвы до Владивостока, прикиньте и размер свалки. Подберите место для ее размещения, согласуйте с аборигенами, а потом уж с законом в Думу.

Речь идет о выселении, а затем вселении в преображенные кварталы миллионов москвичей. Казалось бы грандиозный архитектурный проект должен широко обсуждаться, а его нет. Мне тихо возразят, мол все-ж до конца не знаем про площадь (правда первые опросы показывают о 90% согласных). «Друзья реноваторы» представьте на суд общества хотя бы один квартал, как вы его видите. Нет, тень и замалчивание.

Снос домов занятие не дешевое, но один надежный источник финансирования уже найден. Платили люди за капремонт, а теперь на эти средства будут сносить их собственность, совсем не аварийную кстати. Такой оборот мною предсказывался в статье «Жилищный Кодекс о капремонте». Даже не ожидал, что власть так быстро найдет повод воплотить его в жизнь. Кто-то не только платил на капремонт, но расстарался на полный евроремонт, обустроил свою собственность, затратив немалые деньги. То-то маргиналам в радость, недаром голосовать кроме собственников допускают и нанимателей жилья, которые в улучшении его комфорта копейки не вкладывали.

«Баранов в стойло, холодильник …» известная фраза приходит на ум сама собой. Не смогли противостоять грабительскому закону о капремонтах, он вам тут же аукается, и новый грабеж в лице реновации тут как тут. Нарочитая аполитичность митингов против реновации в Москве на руку властям. Подобный протест им не страшен. Оттого такое скорое рассмотрение закона в Думе.

Умиляет реакция либеральных деятелей от Ксюши Собчак до Юлии Латыниной, - они обсмеивают ревнителей частной собственности, мол сносят бидонвили во всех странах без правовых выкрутасов. Вряд ли примеры Бомбея и Рио-де-Жанейро тут годятся, - населяют фавеллы отнюдь не законные частные собственники жилья. Особняком стоит пример Османа, приводимый эрудированной Латыниной. Власти Франции через архитектуру проводили настоящую контрреволюцию против революционного Парижа. С той далекой поры 60-х годов XIX века ничего подобного Франция больше не знает. Пройдитесь по французским городам – центр не тронут, потому как заселен частными собственниками и новая массовая застройка там может возникнуть лишь в убираемых из города промышленных зонах.

В Берлине, Праге тоже есть панельные пятиэтажки и никто не покушается их сносить. Вот реконструкции они подвергаются. Преобразуется неказистый вид, улучшается внутренний комфорт. Такая реконструкция обходится много дешевле полного сноса и возведения нового жилья, но власти Москвы имеют целью совсем не экономию. Хрущевки плохи, - да, но их зеленые кварталы со школами и детсадами, как среда обитания, ничуть не проигрывают кварталам с новыми высотками, а в чем то превосходят. Власти Москвы пропустили два срока их капитально отремонтировать и вместо вполне допустимого преображения в удобное жилье, задумали трюк со сносом.

Финансовый размах и зачистка территории, вот цель с потиранием рук от предвкушения освоения огромного куша. Чтобы денежный поток не растекался на ненужные ответвления придумали монстра-монополиста в виде фонда реновации, который получает прямое бюджетное финансирование и (главное) землю бесплатно, ту самую в центре. Задумка настолько шикарная, что с понятием «собственник» можно не считаться. Мешают новоявленные частные собственники каких-то хрущевок? Отодвинем в сторону.

Где вы граждане Москвы? – Ау. Я не издеваюсь. Надежда тут только на гражданскую позицию. Москвичи первые, далее частных квартировладельцев будут пинать по всей стране, коль в столице прокатило. О заинтересованности московским опытом по реновации уже заявил губернатор Петербурга Полтавченко. Есть у нас города, где стоимость земли в центре лакомый кусочек. Механизм, как зачищать территорию от владельцев подвернувшихся не к месту квартир, найден.

27.05.2017