Дочка познает мир. От 2 до 4

Николай Обухов
Люди старшего и среднего поколения хорошо знают и взахлеб читали  книгу замечательного русского и  советского поэта, прозаика, переводчика, публициста и критика  Корнея Ивановича Чуковского (Корнейчукова)  «От 2 до 5. Говорят дети».
В начале марта этого года мной была опубликована первая часть наших семейных воспоминаний «Дочка познает мир. От 1,5 до двух» о том трогательном и прекрасном времени, когда наша дочка Полина только-только начинала учиться ходить, разговаривать и постигать окружающий ее мир.  К двум годам она «повзрослела» - значительно расширился круг ее интересов, пристрастий, она стала ориентироваться в сложной прозе наших нелегких тогда будней…   Итак, «Дочка познает мир. От 2 до 4».

Дочке исполнилось два года. Вместе с дедушкой рисуют животных. На вопрос деда, сможет ли она нарисовать барашка, передает ему карандаш и отвечает:
- Деда, моги!

На вопрос мамы, где слово «пожалуйста», отвечает, показывая рукой позади себя:
- Вон там!

Просыпается раньше мамы, указывает на будильник:
- Мама, семь, восемь, пора вставать, кашку варить!

Просит то, чего ей нельзя:
- Ну, дай мне маленький разок!
- Ну еще маленький разок!

Гуляют с папой. Задул сильный ветер, и папа предлагает уйти в другое место. Дочка не соглашается:
- Нет, деревья совсем не дует!

Балуется с занавеской на окне – берет ее нижний край и тянет за собой:
- Занавеска, пошли со мной.

Очень любит кататься в метро и на троллейбусе. Утром после завтрака просит:
- Поедем на троллейбусе!
На предложение папы покататься после обеда, отвечает:
- Давай обедать!

Еще о транспорте:
- Поеду в Москву на троллейбусе разгонять тоску!
(слышала эту присказку от взрослых).

В гости приехал дедушка Гена. Дочка сидит на диване и просит:
- Папа, закрой меня одеялом. Деда Гена войдет и скажет: «О, какая королева сидит на
                диване!».

Утром просыпается, встает в кроватке и просит, чтобы ее взяли родители:
- Ко мне! Я маленькая-большая. Я умею ходить в школу. Я умею качаться на качелях.
(«Ко мне» - значит «К вам», т.е. «Возьмите меня»).

С дивана сняли покрывало:
- Папа, посмотри – диван голый!

На вопрос «Ты чья?» отвечает:
- Я мамина и папина, а баба – дедина.

Произносит мечтательно:
- Папа, садись за стол и на меня смотри…

На вопрос «Ты шкода?» отвечает:
- Нет, я маленькая шкодочка!

Дули с папой на «Винни-Пуха» (перо из подушки):
- Он все-таки маленький, он не может далеко летать.

Бабушка поцеловала внучку:
- Баба, ты меня поцеловала – дай конфетку!

Укладывает куклу спать:
- Баба, помоги, что-то она некрепко спит!

Сама одела колготки:
- А вы мне кричали – давай помогу!

Дочка неважно себя чувствует. Ей дали таблетку. Долго смотрела на нее и решилась:
- Таблетка – волк. Я волка съем!

Играя, стукнулась о спинку кровати:
- Я стукатурка!

Мечтает:
- Я построю из подушек дом и буду там жить, а вы чего будете делать, я не знаю.

Не хочет, чтобы мама с папой шли в баню:
- Мама, папа, не ходите в баню… там замочек висит.

Просит бабушку:
- Когда я вырасту большая, ты мне подаришь на день рождения еще одну пижаму.

К бабушке пришла знакомая. Дочка обращается к бабушке:
- Что она мне там принесла?

Бабушка хочет приласкать внучку:
- Баба, иди на кухню обед готовить!

Дедушка рисует. Дочка решает ему помочь:
- Дай я тебе помогу, ты нескладно сделал.

Замечание маме:
- Ишь ты, какая шустрая!
(так ей говорит бабушка, когда внучка слишком шалит).

Забралась в платяной шкаф:
- Я буду сидеть и думать.

Задает вопрос:
- А почему у лошадки вымечка нет?
Зато знает, где находится вымя у коровки:
- На попке.

Бабушка возвращается из магазина с колбасой:
- Вот какая радость!

Мама моет кухонную плиту, сняв поддон и решетки:
- Смотри, печка голая!

Заметила остроконечную тень на полу:
- Смотри, ракета!

Просит бабушку:
- Баба, дай мне конфетку, которая к зубам пристает.

Бабушка прочитала внучке сказку «Маша и три медведя». Она находит еще одну книжку с этой сказкой и просит:
- Теперь про вторую Машу прочитай!

Диалог с папой:
- Пойдем руки мыть, они у тебя грязные.
- Не пойду.
- Они у тебя приклеятся к шкафу.
- А я их ножичком отдеру.
- Ножом нельзя, поранишься.
- Ну, тогда ложечкой отклею.

Слепила из коричневого пластилина огурец. На замечание мамы, что огурец должен быть зеленого цвета, отвечает:
- Ну, не ворчи!

Иногда сердится, когда взрослые  делают что-то не так, как ей хочется:
- Ты понял, что я говорю? Тогда мне дай, если ты понял!
Сидит на диване и долго смотрит на пол, затем указывает пальцем в пол:
- Все плохое вон туда улезает!

На предложение пойти погулять, спрашивает у папы:
- А ты как считаешь – надо идти или не надо?

Приходил посторонний мужчина. Увидев его, дочка заплакала. Когда дядя ушел, ее спросили, почему она заплакала:
- Он был чужой!

Мама просит папу налить теплого чая, чтобы дочка погрела горлышко. Она отвечает:
- Чай не для горлышка, а для меня!

Папа подвесил дочку на турник:
- Вишу как белье!

Просит маму рассказать ей сказку. Мама предлагает сделать это самой. Подумав, отвечает:
- Ты мне расскажи. У меня сил нет!

Диалог за столом:
- Не балуйся вилкой, слышишь?
- Слышу, но не понимаю!

Прячется и пытается залезть между шкафом и кроватью:
- Никак не всунусь!

Захотела поиграть с папой в прятки. Предлагает ему водить:
- А я буду прятуш.
(по аналогии с «обознатушки-перепрятушки»).



Сели с мамой читать сказки:
- Тебе какую сказку почитать?
- Пушкина, мы давно его не читали.

Садиться за стол кушать:
- Теперь надо подкрепиться!

Гуляет с родителями. Неожиданно падает между ними:
- Я увалилась!

Гуляющая  рядом девочка все время повторяет только одно слово «Оля». Дочка долго смотрит на нее и говорит:
- А меня Полина зовут, Полина, Полина…

Родители собираются уйти без дочки. Хотя дома остаются дедушка с бабушкой, она обиженно спрашивает:
- Вы что. Меня одну оставляете?

Взяла в рот угол платья и начинает его жевать:
- Я курю.

Диалог с мамой:
- Скажи всем «Спокойной ночи» (бабушке и дедушке).
- Они все равно глухие, не услышат.


Бабушка ездила на дачу. После возвращения говорит внучке, что очень без нее скучала. Внучка спрашивает:
- Тогда зачем уезжала?

Играет с папой в козлят:
- Я буду козочка, а ты мой сыночек – коз!

Вот и исполнилось Полинке три года. Скоро пойдет  в детский сад. Появилась рассудительность, осмысление всего происходящего вокруг, никто и ничто не остается без ее внимания и соответствующей реакции.

Увидела в книжке бычка с темным пятнышком на лбу:
- Почему у него пластырь на лбу?

Диалог с папой:
- Папа, дай я на тебя плюну.
- Так нельзя делать.
- А на улице так мальчики и девочки делали.

Идет по улице мимо беспрерывно гавкающей собаки:
- Какая гафкая собака!

Пытается соорудить что-то из игрушек. Спрашивает папу:
- Ты так умеешь?
- Нет.
Строго указывая пальцем, отвечает:
- Учись!




На улице прохладно. Мальчик упал в лужу, вымазался и его увели домой. Диалог с папой:
- Зачем его увели?
- Чтобы он не простудился и не заболел гриппом.
- А он что, объелся грибов?
- Нет, он может заболеть.
- Ну, значит, он наелся поганок.
- Нет, не поганок. Грипп – это болезнь такая.
- Все равно поганки!

Дедушка приходит на кухню и предлагает свою помощь. Дочка отвечает:
- Нет, на кухне должны быть только женщины!

Папа помогает дочке очистить нос с помощью платка, дочка просит:
- Подожди, высоплю побольше.

После выговора от мамы с папой за проступок, отвечает:
- Папа, мама, вы – змеи, а я змей!

Играет с папой в догонялки:
- Ты меня догоняй, а я буду убегать, ведь я не трусливая.

Вечером в выходные осталось одна с дедушкой. Сидит за столом и ест:
- Нет, дед, так дело не пойдет. И утром ты со мной читаешь, и днем гуляешь, и вечером
                кормишь. Мама с папой ушли, баба в магазине. Что за дела?

Днем дочка никак не заснет, балуется. Бабушка говорит, что расскажет об этом родителям. В ответ дочка предлагает:
- Я спрячусь под стол и не скажу, что я не спала, и тебя научу папу обманывать!

Мечтательно:
- Сяду и посмотрю вдаль!

Бабушка за что-то выговаривает дедушке:
- Ты совсем без головы!
Дочка подходит к бабушке:
- Нет, это у тебя, бабушка, головы нет!

Кладет руку на чашку кухонных весов:
- Сколько, бабушка?
- Ноль.
- Значит я уже мертвая?

Диалог с бабушкой:
- Баба, баба, ты где?
- В туалете.
- Что ты в туалете делаешь?
- Ты что не знаешь, что в туалете делают?
- Плохие дела!
- Почему же плохие? Так должно быть.
- Нет, плохие дела!

После визита Деда Мороза и Снегурочки дочку спрашивают, понравилось ли ей:
- Да, Снегурочка на меня похожа!



Везет санки по Сретенскому бульвару. На спуске с лестницы санки «убежали» вниз, и она никак не вернет их обратно:
- Ну, падла, что же ты!
(в семье никто никогда такого не произносил).

Укоряет дедушку:
- Ну, ты что не понимаешь, как маленький ребеночек в кроватке!

Дочка заболела, вызвали врача:
- Не хочу тут с врачом возиться! На кой он мне нужен!

Совсем взрослый монолог:
- Пойду в школу, потом в институт, потом работать. Потом отдамся чужому дяде и
                приеду к нему жить, как ты к папе пришла. И будут у нас лялечки!

Любит себя похвалить:
- Какая я заметная!
(заметная – наблюдательная; увидела где находится нужная ей игрушка).

Папа говорит ей, что сон – это лекарство, отвечает со вздохом:
- Я понимаю, что сон лекарство, а писки и каки не понимают!

Дочку спрашивают, что такое «голдоватая»:
- Голдоватая – значит голая. Так по-русски говорят! 

Просит дедушку:
- Ты не целуй меня мокро, я так не люблю! Целуй сухо!

Диалог с мамой:
- Поля, смотри, сколько у тебя вещей.
- Ничего, на мой век хватит!

Когда ее зовут «маленькой», обиженно отвечает:
- Я не маленькая, я большая!

Признание папе:
- Ну, папа, ты быстрый! Я таких люблю!

Мама с бабушкой повздорили:
- Вы с бабой ведьмы, потому что ругаетесь!

Пробует стереть ластиком написанные на листе бумаги буквы:
- Дай я их счешу!
(как гребешком волосы расчесывать).

Просит маму:
- Мама, у меня кончился сон. Сделайте мне сон, пожалуйста!

Папа пьет пиво и дал попробовать дочке на язычок:
- Папа, ты пьяный?
- Почему?
- Когда люди пьют пиво, они обязательно бывают пьяными! И я тоже нехорошо сделала!

Бабушке принесли пенсию на дом. Дочка спрашивает:
- Баба, что ты мне купишь?
Потом подходит к дедушке:
- А когда у тебя пенсия?

Сама надевает колготки, не получается:
- Носок на пятку наступает!

Смотрит, чтобы ненужный свет был погашен:
- Я буду экономить свет!

Папа наказал дочку  и поставил ее в угол в другой комнате. Внезапно вбегает вся в слезах:
- Папа, я тебя так люблю!

Папе жарко. Дочка машет перед ним ладошками:
- Дай я тебя опрохладю!

Мама дала дочке пластмассовую авторучку в виде гусиного пера, но без стержня:
- Вставь мне перо, я хочу быть Пушкиным! Я сказки хочу писать!

Дочка папе:
- Папа, пусти меня, я опаздываю спать!

Рассуждает:
- Ну, ничего, я летом поумнею.

Дочка просит папу дать носовой платок:
- Папа, дай сопливник!

Мама снимает с дочки синтетический свитер, он «стреляется»:
- Правильно бабушка говорила – не надо одевать синтетику!

Ложится спать:
- Папа, хорошего добра!

Дедушка дал внучке плод урюка:
- Дедушка, одну урючину давать неприлично, дай вторую!

Предлагает папе:
- Давай бегать, я хочу быть сильной!

Начинает интересоваться «серьезными» вопросами:
- Папа, мы из яиц?

Произведение создано 29.02.12  в 21:56 по местному времени.
Доработано 26.05.17 в 11:02 по местному времени.