Георгиевская лента

Леонид Патракеев
«Граждане встречающие, скорый поезд номер сто тридцать три, сообщением Казань –Санкт-Петербург прибывает к пятой платформе, нумерация вагонов начинается от локомотива».

Услышав объявление, Виктор отставил стакан с недопитым чаем и вышел из кафе. Он приехал на вокзал, чтобы встретить младшую сестру Ольгу с племянниками Мишей и Игорем. После того, как Ольга вышла замуж и уехала в Казань виделись они редко, раз в два – три года и потому, когда она позвонила и попросила разрешения приехать с сыновьями на майские праздники, Виктор обрадовался. Он любил сестру, которая после смерти родителей осталась единственным родным человеком, а в редких встречах винить было некого, жизнь  складывалась у каждого своя.

Нужный ему вагон оказался в хвосте поезда и, когда Виктор подошел к нему, в тамбуре показалась Ольга с детьми. Виктор подхватил у нее чемодан и помог выти на перрон. Он поцеловал сестру и поздоровался за руку с племянниками. С последней встречи, мальчишки сильно подросли, старший Игорь, смуглый и темноволосый, которому исполнилось пятнадцать, стал еще больше походить на отца, а десятилетний Миша, светловолосый и синеглазый был удивительно похож на мать.

Племянники забросили за плечи рюкзаки, Виктор взял чемодан и все вместе пошли к выходу на привокзальную площадь. Домой добирались на такси по улицам, украшенным к Дню Победы.

После развода с женой Виктор жил один в двухкомнатной квартире, что осталась ему после смерти родителей. Ольга прошла по комнатам, вышла на балкон и, вернувшись на кухню, стала помогать брату. Они пообедали, рассказывая друг другу новости, которые неизбежно появляются после долгой разлуки, затем Виктор поинтересовался у племянников, чтобы они хотели посмотреть. Планов было много и в три выходных дня  уложиться было невозможно.

В этот день решили никуда не ездить, и Виктор повел гостей в кино. Показывали «28 панфиловцев». Тяжелый, без прикрас фильм о войне, по окончании которого, зрители, встав, аплодировали.

Возвращаясь обратно, говорили о фильме, о войне, и здесь выяснилась удивившая Виктора подробность – ребята, зная основные события войны, ничего не знали о людях на войне. Имена Героев Советского Союза, которые Виктор знал с детства,  им ничего не говорили.

-Откуда им знать,- вступилась Ольга за сыновей, - в школе на всю войну выделено пять уроков, я учебник по истории посмотрела, там вся война представлена статистически. 

-Подожди,- повернулся к ней Виктор, а про  прадеда своего мужа ты рассказывала им?
-Не рассказывала, - вздохнула Ольга,- я и сама толком ничего не знаю и муж не интересовался,  пока родители его были живы.

Виктор вспомнил, как много лет назад,  находясь у сестры в гостях и рассматривая семейный альбом с фотографиями, он увидел портрет молодого офицера с орденами на груди. Муж Ольги объяснил тогда, что это его прадед, который погиб в самом конце войны.

-У вас же в доме его фотография  хранилась, - сказал Виктор

-Когда переезжали на новую квартиру, альбом с фотографиями потерялся, - отозвалась Ольга и спросила:

- А про наших родственников, погибших на войне, ты что-то знаешь?

В семье Виктора и Ольги оба прадеда без вести пропали на войне, и от них не осталось ничего, кроме двух пожелтевших извещений.

- Нет,- признался Виктор.

-Сами  ничего не знаем,- со вздохом сказала Ольга, - а от детей чего-то требуем.  Сейчас есть поиск через Интернет, надо будет попробовать, может что-то и получится.

Они подошли к дому и поднялись в квартиру.

Два дня были заполнены посещением музеев и прогулками по городу.

Праздник в этом году выпадал на последний выходной день. Все вместе  посмотрели по телевизору парад на Красной площади и пошли на Пискаревское кладбище. По проспекту Непокоренных к мемориалу шли люди. У многих на груди виднелись георгиевские ленты,  такие же ленточки перед выходом из дома Ольга приколола к курткам сыновей. 

На Пискаревке Виктора всегда охватывало чувство сопричастности с людьми, лежавшими здесь. Он не задумывался, почему такое происходит, но тема войны была ему близка с детства. Виктор много читал о ней, причем в последние годы чаще всего это были воспоминания простых солдат и День Победы давно стал для него не праздником ура-патриотизма, а днем скорби и величия человека, вынесшего все и победившего в той войне.

Виктор с детьми и Ольгой подошел к Вечному огню и, обняв племянников за плечи, негромко произнес слова Сергея Давыдова:

Ленинградец душой и родом
Болен я Сорок первым годом
Пискаревка во мне живет
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет.   

Умолкнув, Виктор посмотрел на племянников. По их лицам трудно было понять, что они чувствуют.

«Как передать этим мальчишкам  память, что живет в нас?» думал Виктор, проходя мимо братских захоронений к монументу Матери-Родины.

Под звуки траурной музыки они постояли у памятника, прочитав слова Ольги Бергольц выбитые на граните и у выхода с кладбища присели на скамейку возле небольшого пруда. Мимо, опираясь на палку, медленно прошел ветеран. Миша проводил его взглядом и  попросил Виктора  рассказать им о войне. 

После Пискаревки поехали в центр города, а затем вернулись домой.

Поезд уходил вечером, Виктор не мог проводить гостей на вокзал и вызвал для них такси.
 
Попрощались возле машины. Проводив ее взглядом, он вернулся в квартиру.  Пройдя в комнату, Виктор взглянул на стол и увидел среди остатков еды георгиевские ленты, оставленные  ребятами.

« Я ничего не смог им   передать»  с горечью подумал Виктор.

С прихожей донеслась трель звонка.

Виктор открыл дверь и увидел  Мишу.

-Дядя Витя, мы ленточки забыли, - проговорил он, пробежал мимо Виктора, взял со стола георгиевские ленты и выбежал обратно. 

Виктор закрыл дверь и подошел к окну. У подъезда таксист, которому пришлось вернуться, терпеливо ждал. Миша выбежал из дома с ленточками в руке и сел в машину, которая сразу отъехала.

-А может быть все-таки смог, - отвечая своим мыслям, вслух  произнес Виктор.

Он подошел к столу, из нижнего ящика достал лежавшее там извещение о пропаже без вести. Затем открыл ноутбук, на сайте обобщенного банка данных «Мемориал» вписал в поисковике сведения на пропавшего без вести прадеда, подвел стрелку к слову «искать» и нажал на клавишу.