Под плакучей ивой

Леонид Аронов
    Возле дома малыша Эдика самосевом прижилась плакучая ива. Ему понравилось сидеть в тени под её кроной. Проходившие мимо люди завели с ним знакомство.;

 Эдик, выпускник сельского детского сада, сегодня проснулся в десятом часу.  Тишина. В комнате приглушённый свет от окон, закрытых тонкими бледно-жёлтыми шторами.
  Мальчик, не торопясь, с аппетитом позавтракал и вышел на крыльцо. Жаркий летний день.
  Дом, в котором жил Эдик, находился на центральной улице села. Справа от дома начинался широкий зелёный переулок. В переулке, на обочине дороги, как раз возле дома, давно прижилась самосевом плакучая ива. Она всегда притягивала к себе глаза Эдика. Он подошёл к ней и с любопытством стал её рассматривать. Округлая вершина зелёной кроны мальчику напоминала  причёсанную во все стороны макушку головы человека. Всё дерево по форме было похоже на гриб:  крона казалось, словно шляпка гриба, нахлобучена на невысокий ствол дерева. Ветки свисали, словно прямые  волосы.
  Мальчик вступил под крону ивы и пришёл в восторг: «Как здесь чудесно! Почему я раньше не догадался сюда заглянуть?» Он обошёл вокруг ствола. У него возникло желание тут, в тени, сделать лавочку. Ребёнок принёс со двора пару чурок, доску, два гвоздя, молоток и мигом соорудил лавочку. Присел на неё. Крона плакучей ивы защищала его от жгучих лучей солнца.
  По улице, изнывая от жары, держа в руке хозяйственную сумку, плелась пожилая полная женщина. Она свернула в переулок, заметила сидевшего под ивой мальчика, узнала его. Подошла и заговорила:
   — Здравствуй, Эдик! О-о-о! Как у тебя чудесно! Можно я пару минут посижу рядом с тобой? Я вся упарилась от жары.
   — Садитесь. Мне не жалко. — Он отодвинулся на край лавочки.
Женщина, пригнувшись, пробралась под иву, присела рядом с ребёнком. Она достала из сумки белый носовой платок, вытерла пот со своего лица. Зажала платок в руке, мягким голосом сказала:
   —  Я слышала, что ты по возрасту вчера расстался с детским садом. Как прошёл у вас выпускной праздник?
   — Хорошо.
   — Ну, а ты на празднике стишок рассказал?
   — Конечно. Я и стишок на память прочитал, и песню пел, и с девочками танцевал, и на викторине приз получил.
   — Молодец, Эдик. Значит, с первого сентября ты начнёшь посещать школу. Похвастайся, что тебе родители уже купили из того, что необходимо для первоклассника?
   — Мне купили чёрный костюм, чёрный галстук-бабочку, чёрные туфли. На этой неделе купим всё остальное.
Женщина замолчала, белым носовым платком ещё раз вытерла пот с лица. Засунула платок в сумку. Минут десять посидела и с сожалением проговорила:
   — Хорошо здесь, в тени отдыхать, но надо вернуться домой. Как говорится: «Дом не велик, спать не велит».
Трудолюбивый Эдик предложил:
   — Тётя, разрешите, я вам донесу вашу сумку?
   Услыхав такое от мальчика, который по сравнению с ней был маленьким, как муравей, рассмеялась. В её глазах замелькали весёлые огоньки. Она нежно обхватила своей широкой ладонью маленькую руку ребёнка, ласково сказала:
   — Ты, Эдик, хоть и мал годами, но уже вежливый человек. Моя сумка совсем не тяжёлая. Я спокойно сама её донесу. Однако доброе пожелание сродни хорошему делу. Ты ублажил меня. Моё настроение улучшилось. Огромное спасибо тебе. — Женщина замолчала, пригнувшись, встала, выбралась из-под ивы и бодро зашагала по переулку.

   Старшая по возрасту сестра Оля присела под ивой рядом с Эдиком и напомнила ему:
   — Ты пропылесосишь пол, ковры, а я пока накормлю кур, телёнка, а потом вымою полы, и мы отправимся на речку.
Брат всегда слушался сестру. Она уже перешла в 4-ый класс.
Дети дружно выполнили все дневные дела. К их дому на велосипедах подъехали мальчики и девочки. Брать и сестра выкатили свои велосипеды, сели на них и, вместе с шумной компанией, громко разговаривая, быстро вертя педали лёгких двухколёсных машин, направились на речку.

   К обеду Оля с Эдиком вернулись домой. Мама ещё вчера вечером сварила борщ и кашу, пожарила рыбу. Дети пообедали, вымыли посуду. Оля распорядилась:
   — А теперь, Эдик, ты вслух почитаешь книгу, а я буду тебя проверять. В наше время ещё до школы многие мальчики и девочки научились читать.
Братик присел за свой детский столик и сморщился от неудовольствия:
   — В комнате скучно. Отнесём под иву этот столик. Всё равно его придётся выкинуть. Мне купят другой стол, повыше.

   Они затащили столик под иву.  Сходили за книгой. Эдик минут десять читал детскую книжку с крупными буквами и цветными картинками, правильно пересказал смысл прочитанного текста. Ни разу не ошибся. Потом мальчик решил примеры из пособия для малышей.

   Подъехали на велосипедах друзья, шумно позвали:
   — Очень жарко! Сгоняем на речку! Искупнёмся!
   Оля и Эдик быстро оказались на своих велосипедах и минут через пятнадцать вместе с друзьями прикатили на речку. Торопливо разделись до купальников и попрыгали в воду. Долго развлекались у реки. Приехали домой, когда родители уже были дома.

   На следующее утро, хорошо выспавшись, Эдик, сидя под ивой, за столиком, читал книжку.
   Из переулка выходил седой старик в летнем светлом костюме. Увидев под деревом мальчика, читающего книжку, решил познакомиться с ним. Он подошёл к иве и, заглядывая под крону, полусерьёзно спросил:
   — Молодой человек, можно с вами познакомиться?
   — Конечно, можно.
Незнакомец пробрался под крону, присел на лавочку рядом с ребёнком, протянул руку, представился:
   — Станислав Егорович.
   Подавая руку, мальчик ответил:
   — Эдик.

   Старик добродушно заговорил:
   — Люблю потолковать о жизни с молодёжью. Я потомственный сталевар. Варил высокопрочные стали, был лучшим мастером в своём деле. Доработал до пенсионного возраста, но меня долго не отпускали с завода, так как не  было замены. В конце концов, я уволился. Не работать и торчать в городе без дела, где смрад от выхлопных газов автомобилей, мне не захотелось. Вот я купил усадьбу в глухом переулке. Мне здесь очень комфортно. Дышишь воздухом, пропитанным запахом луговых трав. Жена моя, с которой я прожил более пятидесяти лет, к моей беде, недавно умерла от неизлечимой болезни. Я один. Не бездельничаю.  Всю домашнюю деятельность планирую каждую  неделю. Целый день чем-то занят,  скучать не имею привычки. Люблю читать исторические романы. В середине июля ко мне нагрянут дети, внуки, правнуки. Вот я и представился. Теперь, молодой человек, ты скажи пару слов о себе.

   Эдик задумался:
   — О чём говорить — я не знаю, — сказал мальчик.
   — Расскажи, хотя бы, о чём ты мечтаешь.
   — Я…? Я мечтаю иметь шикарный дом в жаркой стране, на берегу моря. И ещё — иметь красивую большую яхту. Я это видел по телевизору, — признался Эдик.

   Станислав Егорович от удивления растопыренными пальцами взъерошил остаток седых волос на своём затылке, собрался с мыслями и ответил:
   — Дом на берегу южного моря, дорогая яхта — это для отдыха, второстепенное в судьбе человека и не может являться целью в жизни. Мечтать полагается о чём-то, для чего требуется упорно учиться; получив специальность по своим способностям и желаниям,  талантливо трудиться, чтобы добиться успеха в своём деле; заслужить почёт и уважение. Или по-другому — чтобы сбылись заветные детские мечты. Тогда и проблема с отдыхом будет решена. Широкое поле деятельности в мирных профессиях, в военной службе, в искусствах. Что тебе, Эдик, по душе?
   — Я ещё не придумал, о чём  мечтать, — тихим голосом ответил ребёнок.
   — Очень плохо, что ты не имеешь мечту, поэтому не видишь цели в жизни. Человек, не стремящийся претворить в реальность творческую мечту, похож на корабль, который в океане потерял руль, поэтому   болтается, как щепка, и не движется в определённом направлении. Ты будешь учиться в школе, обязательно выбери себе кружок, походи и выясни, понравится или не понравится это дело. В конце концов, ты найдёшь такое занятие, которое полюбишь. Например, конструирование роботов. Или будешь учиться в музыкальной школе игре на баяне. И так далее.
   — Хорошо тебе, дедушка, — ты ждёшь гостей. А я целый день один: мама и папа — на работе. Сестра Оля ходит с подругами купаться на глубокое  место в реке, поэтому   они не берут с собой малышей, вроде меня. Я никому не нужен.
   — Какие жестокие и несправедливые слова ты, Эдик, говоришь о своих родных. Папа и мама работают, чтобы тебя одеть и накормить. Я уверен, что твоя сестра пообщается с подругами, а потом сходит и с тобой на речку. Твои родные тебя любят. Ты всем нужен. И стране. Потерпи немножко. Скоро начнётся учебный год в школе, и у тебя появятся друзья. Если хочешь, спроси разрешения у родителей и приходи ко мне. У меня — хороший детский бильярд. Я оборудовал спортивную площадку для внуков и правнуков. Мои дети росли. Им покупали другие книги и игрушки. Я всё это сохранил и перевёз сюда. У меня имеется много чего, чтобы занять детвору. Мой дом пятый по счёту от вашей усадьбы.  У двери находится кнопка для звонка. Позвонишь — я открою дверь и с удовольствием впущу тебя. Так что, мой новый замечательный друг, жду тебя. Не унывай. А я пойду на почту, отправлю поздравительную телеграмму внучке. Ей сегодня исполняется девять лет.  До встречи, — старик, пригнувшись,  тяжело поднялся.
   Мальчик спросил:
   — Можно мне прийти к вам с  Олей? Сестра большая, перешла в четвёртый класс.
   — Нам втроём будет веселее, если она согласится приходить ко мне вместе с тобой. Я детей люблю, —  ответил Станислав Егорович и добавил: — Я совсем забыл: соседка мне  рассказала, что отдыхала с тобой под ивой; и ты напрашивался оказать ей помощь, предложил поднести её сумку.  Зовут её Клавдия Яковлевна. Старушка хорохорится. На самом деле больная и одинокая, больше месяца пролежала в больнице.  На словах ты добрый. Посмотрим, каков ты на деле. Её небольшой палисадник зарос сорняком. Если ты действительно желаешь ей помочь — приходи вместе с Олей ко мне вечерком. Мы втроём быстро наведём порядок перед домом одинокой больной старушки. — Он выбрался из-под ивы, вышел на улицу, зашагал вправо по тротуару.

   Примчалась сестра на велосипеде, ловко затормозила, соскочила на землю, присела рядом с Эдиком, сказала:
   — Я проверю, как ты решил задание по математике. Перескажешь то, о чём  прочитал. Мы покушаем и отправимся на речку.
Они так и сделали. По дороге к реке брат рассказал Оле о знакомстве  с пенсионером Станиславом Егоровичем и о его приглашение к нему в гости. И о том, что нужно помочь одинокой женщине убрать сорняки в палисаднике. Сестра согласилась сегодня же вечером прополоть палисадник старушки, а посетить старика  — в дождливую погоду.

   Яркое солнце. Зелёный пейзаж. Чистая, прозрачная вода в потоке небольшой речки. На берегу многолюдно: дети и взрослые, местные жители и приезжие в гости к родственникам. Стояли легковые автомобили красного, синего, чёрного, серебристого цвета, сверкая на солнце полировкой. Эдик с Олей вволю купались, загорали, лёжа на песке. К обеду вернулись домой. Вечером  пришли к Станиславу Егоровичу. Он  вынес три тяпки. Девочка с мальчиком и старик принялись наводить порядок в палисаднике Клавдии Яковлевны.
   Скрылось за горизонтом палящее солнце. Сумерки. Исчезли тени. Стало не так жарко. Пели птицы. Приятно было работать в палисаднике.   Через окно увидев мальчика, девочку и своего соседа, работавших в её палисаднике, Клавдия Яковлевна вышла на крыльцо.  От избытка добрых чувств  ей не терпелось искренне поблагодарить великодушных людей:
   — Огромное спасибо! Я не такая уж старая. Мне всего семьдесят шесть лет. Я сама привыкла содержать в порядке свою усадьбу. Но перенесла тяжёлую операцию. Придётся воздержаться некоторое время от всякой работы. Вы вовремя пришли ко мне на помощь. Я приглашаю вас троих на чай.
— Не беспокойтесь, пожалуйста, Клавдия Яковлевна. У вас тут работы мало. Мы уже заканчиваем и расходимся по домам. Мы вас не будем забывать, — ответил Станислав Егорович.

   Оля и Эдик остались довольными, что в чём-то помогли больному человеку. 
   Затяжная жара сменилась проливным дождём с сильным порывистым ветром. Стало прохладно. Под ногами сыро. Сверкали лужи. Эдик с сестрой зашли в гости к Станиславу Егоровичу в его просторный дом. Старик приветливо поздоровался  и сказал, что они молодцы: через неделю к нему приезжают  родственники. Он ввёл малолетних гостей в большую комнату, пояснил:
   — Здесь я  приготовил игры для  детей. Вот, пожалуйста, — бильярд.
Бильярдный стол, покрытый зелёным материалом, был в два раза меньше стандартных размеров. Хозяин уложил вплотную шары треугольником.  Взял кий и показал приём удара, ловко разбив  группу шаров. Потом снова уложил шары треугольником, вручил детям кии, улыбаясь, сказал:
   — Играйте.
   — Мы не умеем, — смущённо ответили брат и сестра.
   — Вы старайтесь, вникайте в суть дела.  Старание — вот и вся учёба, — с покровительственной улыбочкой посоветовал хозяин.
   Брат и сестра начали неуклюже играть. Кий не слушался. Шары не попадали  в лунку. Постепенно удар кием начал получаться. И шары стали закатываться в лунку. Дети увлеклись. Им понравилась эта игра.
   — Наверное, пора вам, мои милые гости, возвращаться домой, а то ваши родители начнут беспокоиться, — напомнил Станислав Егорович.
Оля и Эдик поблагодарили старика за гостеприимство и отправились домой.

   Спустя неделю к Станиславу Егоровичу на четырёх легковых автомобилях приехали с семьями сыновья и дочка.  Ещё через пару дней к Эдику пришёл  двенадцатилетний   Саша, внук пенсионера, бывшего сталевара, и пригласил к себе в гости:
   — Наш дедушка Станислав посоветовал нам познакомиться с тобой и с твоей сестрой Олей, так как он считает, что вы хорошие люди. И обязательно пригласить вас в гости.
Сельский  мальчик ответил:
   — Хорошо, мы придём, а то нам иногда  делать нечего.

   Саша прокомментировал его ответ:
   — «Делать нечего» — так говорят ленивые и бездарные люди. У талантливого человека всегда день заполнен творческой работой — так убеждён мой дедушка Станислав.
    Сельские дети Оля и Эдик выбрали время, и пришли в гости к Станиславу Егоровичу, в его многокомнатный дом. Их встретил Саша, провёл в игровую комнату и рассказал, что его родственники — горожане не теряют даром ни одну минуту: утром, как только рассветёт, взрослые с удовольствием ходят на речку умываться; днём, прихватив с собой еду и воду, совершают длительные прогулки. Подростки не ходят, а бегают на речку и обратно. Кроме того, во второй половине дня десятиклассник делает забег на пять километров, а сегодня он попытается одолеть дистанцию десять километров. У нас — всякие полезные игры: бильярд, шахматы, теннис, мячи. Дедушка сделал щит с кольцом для тренировки игры в баскетбол. Имеется волейбольная площадка и турники. Обязательно читаем интересные книжки. Он, Саша, начал собирать модель трёхмачтового корабля и приглашает Эдика участвовать в этом занятии. А Оля может дружить с нашими девчонками.

   Середина августа. Солнечный тёплый полдень. Эдик сидел под ивой за столиком. Ветки кроны дерева свисали, словно нити, украшенные листьями, создавали приятную тень, уют и покой. Мальчик выполнял задание по математике,  которое ему задала сестра Оля. Мимо него, возвращаясь из магазина, проходили Саша  и его старший брат, старшеклассник. Они подошли к Эдику, поздоровались и присели рядом с ним на лавочку. Старшеклассник хвастался:
   — Я по интернету изучаю видео уроки по бегу, выполняю рекомендации. Вчера сделал для себя контрольный забег на десять километров. Уложился за пятьдесят две минуты. Этот результат, конечно, для взрослых мужчин не совсем хороший. А для меня, семнадцатилетнего, — хорошее достижение. Мне придётся ещё много тренироваться, чтобы выполнить норматив ГТО.
   

   Саша торопливо рассказал:
   — У дедушки имеется раскладная кровать. Мы её устанавливаем во  дворе, когда наступает ночь. Ложимся спиной на эту кровать и смотрим на чёрное небо. Знаешь, как это интересно рассматривать звёзды и наблюдать августовский звездопад.  Дедушка научил меня быстро находить на небе  Полярную звезду и три созвездия: Большую Медведицу, Малую Медведицу и Кассиопею. И ещё: замечать поворот звёздного неба вокруг Полярной звезды. Это — проще пареной репы: надо внимательно посмотреть на небо, предположим, в восемь вечера, запомнить положение знакомого созвездия, например, над крышей сарая. А потоми взглянуть на это созвездие часа через два. Хорошо видно: Большая Медведица, похожая на ковш, заметно повернулась вокруг Полярной звезды и нависла над другими домами.
    И ещё Саша рассказал, что в бильярд обыгрывает сестру, но ни разу не выиграл у старших братьев. А в шахматы он, Саша, обыгрывает всех, кроме дедушки.
 

    На что Эдик гордо ответил:
    — И я не лыком шит. Хоть в школе не учился, но живу по законам Ньютона.
    У старшеклассника от удивления поднялись брови и расширились глаза. Он, скривив губы, спросил:
   — Как это ты живёшь по законам Ньютона?
   — Я знаю, чтобы   автомобиль остановился,  необходимо хорошее трение между его колёсами и дорогой согласно первому закону Ньютона. Если трение отсутствует, то машина будет всё время ехать и никогда не остановится. Зимой случилась страшная гололедица. Дороги покрылись тонким слоем льда. Меня не повели в детский сад. Я посыпал песком дорогу напротив нашего дома. По дороге шли и смеялись девчонки. За ними приближался грузовик, а навстречу хохотушкам мчалась легковая машина. Автомобили не могли разъехаться. Грузовик остановился, потому что я посыпал дорогу песком. Из него вышел водитель и спросил, кто надоумил меня посыпать дорогу песком. Я ответил, что Ньютон. Шофёр сказал, что вы оба, то есть я и Ньютон, молодцы. Если бы я не посыпал дорогу песком, то могла бы случиться беда — грузовик раздавил бы девочек. По третьему закону Ньютона, — с какой силой я удочкой тащу рыбу из речки, с такой  же силой рыба тянет меня в речку. По  второму закону Ньютона, чтобы автомобиль ехал быстрее, требуется для машины другой, более мощный двигатель.

   Старшеклассник улыбнулся и сказал:
   — Ты, малыш, правильно мыслишь. Молодец. Но кто тебе растолковал законы Ньютона?
   — Мама и папа  — вот кто.

   Лето  промелькнуло. Остались в памяти селян и гостей разговоры, облики новых знакомых, отдых на реке.  Городской мальчик и его сельский друг Эдик, руководствуясь   картинками блокнота-инструкции, взятого из коробки конструктора,  успели  сделать из готовых деревянных деталей красивую модель парусного корабля с тремя мачтами.
   До начала учебного года оставалось четыре дня.  Горожане разъехались по  домам. В селе стало  тихо. Жители занимались привычными делами.
Первого сентября Эдик, нарядно одетый в чёрный костюм с галстуком-бабочкой, двумя руками держал большой букет цветов, стоял на торжественной линейке перед зданием школы. Слушал поздравительные речи и добрые пожелания. Было музыкальное выступление учеников. Потом дети дарили цветы педагогам. Наш литературный герой тоже вручил педагогу букет. Наконец прозвенел первый звонок. Учительница провела в класс робких первоклассников. Поговорила с ними. Замелькали дни, недели учебного года. Эдик оказался лучшим учеником в классе. Дома  берёг каждую минуту.  Мастерил скворечники, занимался гимнастикой, ходил к Станиславу Егоровичу, чтобы учиться играть в  шахматы и в бильярд.  Помогал родителям наводить порядок в комнатах и во дворе. Конечно, постоянно читал и смотрел по телевизору познавательные программы для своего возраста. Посещал одинокую старушку Клавдию Яковлевну. Когда родители  посылали его в магазин за продуктами, мальчик и для неё покупал хлеб.
   Однажды он сказал любимой сестре:
   — Оленька, спасибо тебе за то, что ты меня научила читать, писать и считать ещё до школы. Это мне помогло хорошо учиться. Как хорошо, что мы познакомились со Станиславом Егоровичем: он подсказал нам, что надо беречь каждую минуту.