Приёмыш-Главы 39-40

Геннадий Ищенко
                Глава 39


        – Сколько их?
        – Пять человек. Прибыли, пока мы ходили за чешуёй. Я предупреждал Виктора, так что он заселил их в гостевые покои и всё здесь показал.
        – Пусть соберутся в одной комнате, я сейчас подойду.
        Ира убрала в один из сундуков сумки с чешуёй и собранными вещами и отправила Малыша домой.
        – Быстро иди к Страшиле и побудь у него, пока меня нет, – приказала она арусу, который уже забыл о недавних переживаниях и опять начал капризничать.
        Вскоре Ира стояла в одной из гостевых комнат, разглядывая пятерых молодых парней, которые в свою очередь не сводили с неё глаз.
        – Что вам рассказали о вашем задании? – спросила она. – Кто из вас самый храбрый? Я не кусаюсь, по крайней мере, если не доведёте.
        – Нам сказали, что вы сделаете из нас магов! – ответил ей высокий красивый парень.
        «Красивый, – подумала Ира. – Прямо мечта любой девушки. Специально, что ли, прислали?»
        – Вас неправильно информировали, – сказала она. – Магами вы будете делать себя сами, я вам в этом только помогу. О боли предупреждали? Не нужно бледнеть: я не обещаю ничего запредельного. И я буду терпеть её вместе с вами. Сейчас разбужу у каждого скрытые способности, а потом вами займётся учитель. Когда освоите программу, почищу каналы. Вот тогда будет боль, но её стоит терпеть, потому что после этой процедуры ваши силы вырастут в два, а то и в три раза. В завершении учёбы научу ещё кое-чему, но уже на Земле, и вы больше не сможете попасть в наш мир. Это связано с тем, что вы получите знания, которыми не владеет большинство здешних магов. А сейчас расслабьтесь и закройте глаза... Готово, можете отдыхать. Что делать дальше, скажет ваш учитель.
        Выполнив всё, что было намечено, Ира ушла из замка в королевский дворец. Пока она переодевалась для визита в Сантиллу, поговорила со Зверем.
        – Страшила, Малыш у тебя?
        – Здесь твоя ящерица. Что у вас случилось? Примчался твой арус, весь трясётся от возбуждения, а для рассказа у него не хватает слов.
        – Ты спёр яйцо у хортов?
        – А ты откуда знаешь? Я сам ничего не брал, мне его передали в обмен на знания. Не хорты, другие. Но взяли у хортов, только они разводят арусов.
        – Тот мир, образы которого ты передал, хорты забрали себе. Помимо вашей любимой пустыни там есть места получше. Я взяла с собой Малыша, а они как-то чувствуют арусов, вот нас и застукали за сбором чешуи. Мы ушли вратами, а хорт проследил путь по Малышу и пришёл следом. Мы с ним чуть не поцапались, но потом удалось договориться. А на тот город, который я разрушила взрывом, они напустили вашего Врага, так он поползал по месту взрыва и сдох. Представляешь? Хотела всех взорвать, а получается, что спасла.
        – Если наши узнают, это может принести тебе пользу. Я загляну посмотреть, остался ли там ещё мёртвый Враг.
        – Только посмотри одним глазом и сразу уходи. То, что его убило, может навредить и тебе. Скажи, ты больше не следил за тем магом? А то он от нас удрал.
        – Он ушёл в степи. Я не стал за ним следить.
        Когда Ира собралась ставить врата в королевский дворец Сантиллы, загудел амулет связи с канцлером.
        – Рина, можешь уделить старику несколько минут?
        – Конечно, герцог, – ответила девушка. – Говорите, что нужно, я вас слушаю.
        – Мы сегодня обсуждали с королём твою идею о вооружении гвардии и армии. Нужно подготовить текст клятвы, чтобы можно было говорить с людьми. Сделаешь?
        – Непременно напишу, как только вернусь из Зартака. У вас всё? Тогда я пошла.
        Очутившись в королевских покоях, Ира первым делом вызвала Лаша и попросила его подойти. Через несколько минут она уже разговаривала с ним о Ливене.
        – Вы хорошо знаете это несчастное королевство и жили в нём последние тридцать лет. Хотелось бы сделать его захват менее болезненным. Для этого мне нужно знать, сколько там осталось мастеров и на кого из высшего дворянства можно опереться, если пообещать им стабильность.
        – Появилась возможность раньше освободить войска? Не рано ли нам заниматься Ливеной? Там ведь потребуется очень много людей. Не для того чтобы захватить или удержаться, а для наведения настоящего порядка, чтобы от этой земли была реальная польза, а не головная боль.
        – Есть мысль вооружить всю гвардию и часть армии огнестрельным оружием. Это нас многократно усилит и позволит высвободить часть бойцов. Ну и здесь проведём набор. Думаю, найдутся желающие послужить, особенно, если это правильно подать.
        – Не боитесь давать такую силу простым солдатам? Меня она напрягает и в гвардейцах.
        – Это будем делать только при условии принесения ими магической клятвы. Если не согласятся, оружия не получат, более того, заберём и у гвардейцев, если откажутся приносить клятву.
        – Может сработать, – согласился маг, – но будут и недовольные, особенно среди гвардейцев.
        – Если принесут клятву, мне их недовольство будет до одного места, а если откажутся, потеряют не только оружие, но и доверие. Служить будут, но там, где возможный вред от их недовольства можно свести к минимуму. Ладно, реформой армии занялся канцлер, и вскоре мы узнаем результаты. Давайте поговорим о Ливене.
        – Давайте, – согласился Лаш. – Для начала расскажите, что вам известно об этом королевстве, кроме того, что вы якобы из него бежали.
        – Для экономии времени решим, что мне известно только о самом факте его существования, – засмеялась Ира. – Моя приёмная мать пичкала меня общими сведениями о Ливене, но им уже полвека. Дайте краткую характеристику того, что там сейчас творится. Я неоднократно хотела поговорить об этом с канцлером, но раньше это было неактуально и вечно что-то мешало.
        – Я не буду вдаваться в историю того, как и почему была уничтожена королевская власть в Ливене, сейчас это не имеет для нас значения. Королевство граничит с Тессоном и Сенгалом и узкой полосой тянется вдоль всего Зарского хребта. Плодородных почв там немного, зато добывалось много меди, железа и золота. В горах есть свинец и олово, но в меньших количествах. До падения короля Ларха Второго вся страна была поделена на четыре части: королевский домен и три герцогства. Сейчас в очень урезанном виде осталось только герцогство Воля. Если не считать его, остальную территорию можно условно поделить пополам. Та половина, которая находится ближе к Сенгалу, контролируется дворянами, установившими на своей территории некоторый порядок. Он время от времени нарушается кровавыми разборками между кем-нибудь из их предводителей. А вот та половина, которая ближе к нам, никем не контролируется. Точнее, контроль над отдельными землями есть, но они постоянно переходят из рук в руки. Сегодня вами правит какой-нибудь граф, а завтра его сгоняет банда негодяев. И такая чехарда длится уже почти сорок лет.
        – Как же можно жить в таких условиях? – удивилась Ира.
        – Люди привыкают и не к такому, – пожал плечами Лаш. – Кто мог и хотел, те давно покинули королевство. А попробуйте уехать, если всё богатство – это ваш дом и земля, в которую вложен труд нескольких поколений предков, и у вас за спиной семья. Почти все уцелевшие маги собрались в герцогстве и в землях, граничащих с Сенгалом, но это и понятно. Маг может противостоять вооружённому сброду и защитить свой дом, если он в ранге мастера, да и то не всегда.
        – Значит, если мы возьмём под свой контроль прилегающую к нам часть королевства и очистим от бандитов, население нас примет?
        – Эти – да. Даже с герцогом Воля можно найти общий язык, вернув ему потерянные земли. Думаю, что он давно потерял надежду стать королём.
        – А такая надежда была?
        – Так его отец и заварил всю кашу, воспользовавшись слабостью короля. Метил в короли, но потерял жизнь и часть земель, а сын пытается удержать то, что ещё осталось.
        – Из ваших слов можно сделать вывод, что труднее будет с объединением дворян?
        – Да. Там слишком сильно влияние короля Сандера, много магов, и в целом народ живёт неплохо. Они будут против перемен.
        – Неужели все?
        – Ну почему же все, – усмехнулся Лаш. – Недовольные найдутся. Я, например, ушёл. Если подойти к делу с умом, можно привлечь на свою сторону часть магов и дворянства. Некоторые примкнут, увидев, что за вами сила, а отсидеться не получится. Но остальные будут против вас и пойдут до конца. В случае поражения они уйдут в Сенгал и будут пакостить уже оттуда. Вы должны быть готовы выпалывать таких без пощады, причём вместе с семьями. Любое послабление воспримут как слабость и рано или поздно укусят.
        – У вас есть там друзья?
        – Знакомых много, а друзей нет.
        – Эх, послать бы вас в Ливену, да боюсь, не вернётесь. Ну почему у вас так медленно получается проницаемость? Пока выполните, успеют убить.
        – Дорогая Рина, это не у меня она медленная, а у вас ненормально быстрая! Я самый опытный из ваших магов и освоил всё, что известно вам, но сложные заклинания выполняю намного медленнее. И дело не в том, что у меня меньше сил или сказывается возраст, молодые делают их ещё медленнее. Возьмём проницаемость. Нужно сконцентрироваться и создать очень непростую иллюзию, вложив в неё много сил. Одновременно, чтобы не задохнуться и не оказаться немым, необходимо наложить на себя ещё два заклинания. Ну не получается сделать такое быстро! А вот вы выполняете это почти мгновенно. Мало того, вы ещё можете быстро переходить из одного состояния в другое. Раньше мне было непонятно, как это у вас получается. Я понял только тогда, когда узнал, что вы из другого мира. И дело не в том, что мы с вами по-разному устроены, а в том, что мы по-разному мыслим. Вы мыслите очень конкретно и быстро и легко воспроизводите сложные образы, а ни у кого из нас это не получается. Но вы зря обо мне беспокоитесь. У меня сейчас намного больше сил, чем у большинства мастеров Ливены, и такой арсенал заклинаний, что могу не опасаться других магов, тем более с вашим амулетом. Да и простых противников обездвижу или подчиню, если их не больше двух десятков, а убить могу многих, даже с амулетами. Я могу попробовать перетянуть сюда две или три семьи мастеров и договориться о поддержке  кое с кем из влиятельных дворян. Через две декады в моём присутствии не будет большой необходимости, тогда и уйду. А до этого изложу на бумаге всё, что вам может быть полезно, на тот случай, если не получится вернуться. А вместо меня назначьте Саша. Не нужно так морщиться. Пусть он мерзавец, но талантливый, исполнительный и всецело вам преданный. О реакции Сандера пока ничего не известно? Опасаюсь я его, если честно.
        – А чего больше опасаетесь?
        – Всего. Это королевство сильно отличается от других. К приезжим там относятся более чем прохладно, а вашего посланника только терпят, и постарались сделать так, чтобы у него не было условий для нормальной работы. Торговля, конечно, идёт, но вяло. И мастера Сенгала неоднократно демонстрировали такие знания, каких нет у других. Сандер вряд ли пойдёт на нас войной, особенно сейчас, но если нам не удастся захватить Ливену одним ударом, то вполне сможет забрать себе все граничащие с его королевством земли.
        – Постараемся этому помешать. Найдите несколько мест, удобных для  высадки войск. Пошлём их туда вратами и отсечём Ливену от Сенгала, а уже потом займёмся остальным королевством.
        – Я знаю много таких мест и перед уходом покажу вам картинки. Но к Сандеру прошу отнестись серьёзнее. Мы, конечно, сильнее его, но со стороны Сенгала может быть много неприятных сюрпризов. Я почти не сомневаюсь в том, что, когда придёт время, мы захватим и его, вопрос в цене. Кочевников много, и наступать они станут широким фронтом. Чтобы всех перехватить и уничтожить, потребуется много бойцов. Автоматы помогут уравнять силы, но у врага, помимо мечей, будут маги, а у них в подчинении много тварей. Так что захваты не должны нас сильно ослабить. А на усиление я вообще не рассчитывал бы. Оно будет, но не раньше чем через пять лет, а то и десять. Мы один народ, но четыреста лет жили порознь, и не получится быстро создать по-настоящему единое государство. На это потребуется время. У вас ещё есть ко мне вопросы?
        – Как продвигаются дела с захоронением тел?
        – Сегодня должны закончить. Короля вчера привезли в столицу и похоронили в фамильном склепе.
        – Ну и ладно. Спасибо за рассказ. Пойду к себе писать текст клятвы, а то канцлеру не терпится проверить, как на него отреагируют люди.
        – Я вам и так скажу, как они отреагируют. Гвардейцы согласятся почти все, а в армии не станут принимать только те, кто не рассчитывает долго служить. Вы же предлагаете им не просто оружие, а возможность сохранить жизнь. Неглупые люди сразу поймут, а давать такое оружие глупцам... Дурака и ваша клятва не сразу остановит, он просто не поймёт, что её нарушает.
        Ира не сидела долго с текстом клятвы. За основу была взята клятва её дружинников, которую она слегка подправила и попросила Мара отнести бумагу канцлеру. Едва управилась, как прозвучал вызов от Марта.
        – Рина, к вам пришли гости, – сообщил маг. – Не люди, а какие-то кошки. С ними чуть не вышла драка, но разобрались, что им нужны вы. Они ждут вас возле замка.
        – Сейчас буду.
        Решив, что на ней вполне приличное платье и не стоит тратить время на переодевание, Ира на всякий случай расстегнула кобуру и создала врата в гостиную.
        Гостей было двое: уже известный ей хорт и необыкновенно изящная женщина. В отличие от мужчины, кошачьи черты только добавляли ей прелести. Девушка ввела гостей в свои комнаты и предложила им сесть.
        – Чем обязана вашему визиту? – спросила она, обращаясь к женщине.
        Почему-то Ира сразу поняла, что главная в этой паре именно она.
        – Вашему подарку, – ответила гостья. – Можете звать меня Лаа. Моего спутника зовут Мурн, хотя вы, наверное, это уже знаете.
        – Не знаю. Он так спешил сбежать со статуэткой, что забыл представиться. Меня зовут Ирина. В этом мире переиначили на Рину, можете звать любым из этих имён. А что не так с подарком? Считаете, что его недостаточно за аруса?
        – Нет, что вы! – рассмеялась Лаа. – Сделка состоялась, и никто не собирается её отменять. Мы пришли из-за того, что вам удалось найти один из миров, который был заселён беженцами с погибшей материнской для нашего вида планеты. Судя по тому, что вы говорили, они по-прежнему пошли по пути создания мёртвой техники, а потом для чего-то завезли с погибшего мира серую смерть. Вы ведь сами родом не из этого мира? Я так и думала. Ваш мир принадлежит иной Вселенной, и в этом ваше счастье. Я не знаю, что именно служит отличительным фактором, который позволяет вам безнаказанно гулять по заражённому миру, но в этом вы сходны с Собирателями. Они тоже выходцы из другой Вселенной и нечувствительны к серой пыли. Но среди них было много любителей собирать не только знания, но и вещи погибших миров. А они шляются по многим мирам многих Вселенных и могут разнести какую-нибудь заразу. Миры ведь гибнут не просто так, часто виноваты микроорганизмы или, как в нашем случае, нечто, чему мы так и не нашли объяснение. Их уничтожали ещё и из-за этого.
        – А стоит ли уничтожать целый вид? – спросила Ира. – Не проще ли с ними договориться? Они признают силу и держат своё слово. По-моему, во Вселенной нет абсолютно бесполезных или безусловно вредных видов, наверняка и им можно найти применение. Я вас понимаю: вам они только вредили и несли потенциальную опасность. Наверное, я рассуждала бы так же, если бы не подружилась с одним из них.
        – Это он достал яйцо?
        – Да, но он его не крал. Он сказал, что у кого-то обменял на знания, а они взяли его у вас.
        Хорты переглянулись, но если они и обменялись мыслями, Ира этого не услышала.
        – Спасибо за информацию, – сказала Лаа. – Я примерно представляю, кто это мог быть. Мы проверим и перекроем канал утечки. Арусы не так безобидны, тем более в примитивных мирах. Давайте теперь перейдём к делу. Рина, мы боимся, что вы или ваши соотечественники, посещая погибший мир, занесёте заразу и в наши. Поверьте, это вполне обоснованное опасение. Достаточно вам принести сюда одну крупинку, и этот цветущий мир меньше чем за год превратится в серую пустыню. Вы этого хотите? Вам повезло, что на статуэтке нет пор или трещин. Металл абсолютно гладкий, и серой гадости просто не за что было зацепиться. Вы чистили одежду, прежде чем вернуться сюда?
        – И одежду почистила, и искупалась.
        – Значит, повезло. Но в следующий раз может и не повезти. Ваши соотечественники имеют выход в другие миры?
        – Это чисто техническая цивилизация, только осваивающая свою звёздную систему. Я помогаю им создавать магов, но слабых. У них нет выхода в вашу Вселенную, а я больше не собираюсь идти в погибший мир. Спасибо за то, что предупредили. Если бы я своими руками уничтожила здесь жизнь, сама бы здесь и сдохла!
        – Это хорошо, что вы туда не пойдёте, но полностью не снимает беспокойства. Сейчас у них маги слабы, но кто может поручиться, что так будет всегда?
        – Давайте я схожу в свой мир и узнаю результаты анализа вашего песка, а заодно расскажу о той опасности, которую он представляет, а потом мы продолжим этот разговор. Если наши найдут на него управу, то пусть и дальше исследуют достижения ваших предков, а если у них ничего не получится, я подожду, пока они натаскают достаточно предметов для изучения, и закрою врата.
        – Второй вариант меня устраивает больше, – сказала Лаа, – но подождём вашего возвращения. Могу я спросить, откуда вы узнали о том мире?
        – От своего Собирателя. У нас был разговор о вещах в погибшем городе, где я брала чешую. Он сказал, что ему не нужно это барахло и в том мире нет ничего интересного, но если мне так приспичило... Я поняла, что его соплеменники сейчас туда не ходят, а ходили сотни лет назад, когда ещё были работающие вещи. Странно, что они не занесли заразу в свои города. Вряд ли они чистили эти вещи так, чтобы не занести ни пылинки. Почему же не случилось катастрофы? Не из-за того, что города стоят в пустынях и там очень светло?
        – Может, вы и правы, – вздохнула Лаа. – Все попытки узнать, что же убило наших предков, провалились, а группы исследователей тоже погибли.
        – Можно задать вопрос? – спросила Ира и, получив утвердительный кивок Лаа, продолжила: – Мой Зверь говорил, что теперь вы выращиваете свои вещи. Но я вижу на поясе у Мурна изделия, которые по внешнему виду не не очень отличаются от того, что делают у нас. Или, например, металл...
        – Я поняла, что вам непонятно, – кивнула Лаа. – Мы развиваем биологическую цивилизацию, но это не значит, что вообще не используем мёртвые вещи. Мы плавим металлы, используем камень и искусственные материалы. Некоторые вещи легче изготовить, чем вырастить, особенно если использовать магию. Но всё это лишь малая часть того, что мы выращиваем для своих нужд.
        – Так ли важно, каким путем идти? Мне кажется, что многое зависит от самих людей, а не от того способа, каким они познают мир.
        – В ваших словах есть доля истины, – согласилась Лаа, – но познавая тайны жизни, начинаешь больше ценить её проявления. По крайней мере, для хортов это так.
        – И Собирателей? – ехидно спросила Ира. – Боюсь, что они с вами не согласились бы.
        – Есть исключения из правил, – ответила Лаа. – Когда возникает угроза существованию вида, хороши все средства.
        – Не хотелось бы мне попасть в это исключение. Я вам помогу. И потому, что не имею зла к хортам и не хочу им вреда, и потому что под угрозой и мой новый мир.
        – А что вы здесь делаете, Ирина? Поймите меня правильно, это не праздное любопытство. Мы вынуждены вам во многом довериться, но как это сделать в отношении существа, мотивы поведения которого непонятны?
        – Так сложилось, – пожала плечами Ира. – Мне сильно не повезло в моём мире. И не такие уж здесь дикари. Знают намного меньше, а в остальном такие же люди. Здесь живёт человек, которого я люблю, и те, кого я уже могу назвать друзьями. Им приходится бороться за жизнь, и моё место в этой борьбе рядом с ними.
        – Может, вам нужна помощь? Вы ведь согласились нам помочь. Должны же мы вас как-то отблагодарить.
        – Спасибо за предложение, – ответила Ира. – Я была бы вам признательна, если бы меня научили основам магии. Я маг, но не понимаю смысла того, чем пользуюсь. У меня есть большой набор заклинаний, но я не могу создать ни одного своего, я просто не знаю, как это делается. Такие знания могли быть у предков здешнего народа, но они давно утеряны. Все их новшества в магии получены опытным путем.
        – Это нетрудно, – сказала Лаа. – Дадим учебник для начинающих и обучим нашей грамоте. Если поможете устранить угрозу, вы сможете рассчитывать на гораздо большее. Сейчас мы уйдём. Когда лучше прийти вторично?
        – Приходите послезавтра. Там, куда нужно попасть, сейчас ночь, так что я могу не успеть до завтра. А своих людей предупрежу, чтобы оказали вам гостеприимство и сразу же вызвали меня.
        После ухода хортов Ира вызвала к себе Марта.
        – Как ученики? – спросила она у мага. – Провёл занятие?
        – Пока только определил их потенциал и рассказал о том, чем предстоит заниматься.
        – Те, кто приходил ко мне сегодня, придут через день. Их нужно встретить как друзей, и сразу же вызвать меня. Но дружину держите в готовности, мало ли что придёт в их кошачьи головы.
        – Послушайте, Рина, – сказал Март. – Я недавно отлучался в Радос и зашёл в местный храм Ашуга. Жрецы до сих пор не знают, что я на вас работаю, так что приняли нормально. Излишне не откровенничали, но и не сильно таились. По-моему, вы слишком рано успокоились, заключив соглашение с Туримом.
        – Турим его выполняет. Он отдал на расправу немало моих врагов.
        – Он сбросил балласт, а самых сильных жрецов где-то спрятал. Никто из них не выступит против вас открыто, но могут навредить исподтишка. Или ударят в спину, если мы завязнем в Ливене.
        – И что ты предлагаешь?
        – Нужно встретиться с Туримом и хорошенько его припугнуть. Когда-то вы это сделали, но проходит время и всё забывается. Пора освежить ему память.
        – Ладно, тебе виднее. Займусь и Туримом, но сначала мне нужно сходить в свой мир и решить кое-какие дела.
        Отпустив Марта, Ира собралась открыть врата в королевский дворец, но пришедшая мысль заставила без сил опуститься на кушетку.
        «Господи! Ведь стоит только учёным исследовать этот песок, и они наверняка обнаружат в нём много интересного и будут грести его лопатами. Им-то не будет от него никакого вреда, но если кто-нибудь из работников Комитета, тот же Воронцов, например, принесёт в этот мир хоть крупинку на подошвах сапог, всему придёт конец. А если они узнают об уязвимости этого мира, хоть сразу прекращай контакты с Землёй. И что делать? И что будут делать хорты? Точно так же, как я сама не могу полностью доверять комитетчикам, хорты не смогут полностью доверять мне. Я для них непонятная самка другого вида, владеющая знаниями, опасными для жизни миллионов хортов. Оставят ли мне жизнь, после того как закрою врата в погибший мир?»
        Немного подумав за хортов, она решила, что нужно готовить себе место рядом с Райной, или срочно что-нибудь придумать. Что-нибудь чертовски убедительное для хортов. А для начала неплохо предупредить Страшилу.
        – Страшила! – позвала она. – Не спишь?
        – Не сплю.
        – Хотела предупредить. Помнишь, ты показывал погибший мир? Там было много высоких башен и серая пыль под ногами.
        – Я всё помню.
        – Ни в коем случае больше в него не ходи. Там и сейчас прячется смерть. Тебе она не навредит, но может полностью уничтожить этот мир. Не пойдёшь?
        – Я и раньше не собирался, а теперь и подавно не пойду. Я же тебе говорил, что там нечего делать. Туда давно не ходит никто из наших.
        «Не могу я ждать вечера! – подумала Ира. – Пойду в этот центр и найду Елену. К тому же там сейчас Воронцов. Кажется, я придумала для них неплохую страшилку. Переоденусь в костюм и поставлю врата в тот коридор, где были двери в спальни. Сначала решу со своими, а уже потом буду думать, как разбираться с хортами».


                Глава 40


        Длинный пустой коридор слабо освещали две лампочки. Приметными деталями были четыре двери в спальные комнаты, которые Ира запомнила в первое посещение научного центра. Она вплела в заклинание поиска образ Елены и подошла к слабо засветившейся двери. Потянула на себя ручку, убедилась, что дверь не заперта, и вошла. Комната была обставлена мебелью на четырёх человек, но спала в ней одна Елена, остальные кровати были не застелены. Ира подошла к спящей женщине и легко потрясла за плечо.
        – Слушай, Владимир, – пробормотала Елена. – Будь человеком, отстань! Дай поспать, всё равно тебе ничего не обломится.
        Она перевернулась со спины набок, потянув на себя одеяло.
        – Лена, проснись! – Ира тряхнула сильнее.
        – Кто здесь? – Елена проснулась окончательно, но в темноте не сразу узнала свою новую знакомую.
        – Я это, я, – Ира подошла к выключателю и включила свет.
        – Ира? – удивилась Елена, подслеповато щурясь на не такой уж яркий свет лампочки. – Ты как здесь очутилась? Ведь объект на карантине.
        – Извини, что разбудила, но мне срочно понадобилось узнать результаты ваших анализов серого песка. Это очень важно.
        – Песок... – женщина потёрла лоб рукой. – Вчера полдня носили найденные предметы. Весь склад забили, но тот дом очистили, а потом я занималась этим песком. Удивительные создания! Сами двадцать микрон в диаметре и похожи на шестерёнку, только вместо зубчиков по окружности располагаются крючочки, а в середине что-то вроде зеркальца. Могут перемещаться, только я пока не поняла, за счёт чего. Анализов состава ещё не проводили. Да, реагируют на яркий свет, разворачиваясь на источник своими зеркалами. Наши космонавты считают, что это что-то вроде полупроводникового фотоэлемента.
        – А пробовали уничтожать? Чего они не любят?
        – А у тебя есть допуск? – спохватилась Елена. – Если нет, Владимир оторвёт мне голову.
        – Есть у меня допуск! – сунула ей под нос свой документ Ира. – Так что по уничтожению?
        – Это проверили сразу же, как только я сообщила, что нашла жизнь. При нагреве выше двухсот градусов гибнут почти сразу. Не любят радиоактивного облучения. При малых дозах нарушается движение, при больших сразу теряют подвижность и тоже гибнут. Но проще уничтожить жёстким ультрафиолетом. Андрей уже подал заявку на излучатели. Найденные предметы будем обрабатывать до стерильности, да и себя тоже. А чтобы не обгореть, уже заказали специальные шлемы, закрывающие лицо.
        – Спасибо, – поблагодарила Ира. – Где спит Воронцов?
        – Дверь справа от моей, а что?
        – У меня к нему срочный разговор, а ты спи. Я сейчас с ним поговорю и уйду.
        Куратор отреагировал на ночную побудку очень неожиданно: он попытался схватить Иру за горло. Девушка легко уклонилась и отвесила ему хлёсткую пощёчину.
        – Успокойтесь, Павел! – прикрикнула она на ещё не отошедшего от сна мужчину. – Это я, Ирина!
        – Приснилась какая-то гнусь, а тут вы будите. Что случилось, если вам приспичило прийти сюда ночью?
        – Случилось. Андрей говорил вам о статуэтке?
        – И говорил, и фото показывал. Так что всё-таки случилось?
        – А случилось то, что мне повезло натолкнуться на планету этих кошачьих. Их цивилизация освоила больше полусотни звёздных систем, а в том мире, где я с ними встретилась, была лишь небольшая колония. Они меня заинтересовали, и я пригласила к себе двоих. Мои гости увидели статуэтку и стали меня трясти. Откуда взяла и всё такое. Я рассказала, а они схватились за головы. Оказывается, это их прародина, погибшая из-за той серой пыли, которую мы с вами топтали ногами. Это что-то вроде искусственных микроорганизмов, но не живых, а каких-то электронных. Мои гости не знали, что побуждает их к действию, но если пробудятся, то за год превратят всё живое на Земле в такую же серую пыль. Судьба Земли их не волнует, но у меня сохраняются контакты с вами, и я могу случайно занести эту дрянь в другие миры, в том числе и в их, поэтому поставили ультиматум. Если вы в течение нескольких дней не свернёте исследования их погибшего мира, я должна полностью прекратить с вами все контакты. Но этого мало. Они не верят, что у вас самих нет возможности проникнуть в миры их Вселенной или что такая возможность не появится в будущем, поэтому точки контакта будут уничтожены ядерными ударами. Если вы закончите исследования, и я закрою врата, санкций не последует, но они требуют уничтожить все образцы серой пыли и утверждают, что имеют возможность контроля того, выполнили вы их требования или нет. И за невыполнение последует немедленная расплата. Этот вид разумных не злой, и они не собираются в дальнейшем вмешиваться в вашу жизнь. Просто вы своими исследованиями поставили под угрозу жизни миллионов разумных и судьбы многих миров. Они напуганы и не будут долго ждать.
        – И сколько у нас времени?
        – Разговор шёл о десяти днях, но я не тянула бы до последнего.
        – А не могли бы вы представить доказательства существования этой вашей цивилизации?
        – Она такая же моя, как и ваша. Подумайте сами, для чего мне вас запугивать? Я сама предложила вам исследовать этот мир в знак благодарности. А они не будут ничего доказывать. Хотите доказательств? Не реагируйте на моё сообщение, и вы их получите, очень громкие и убедительные.
        – Вы понимаете, что я сам не решаю такие вопросы?
        – Я, Павел Игнатьевич, не дура и всё прекрасно понимаю. Советую завтра с утра сообщить обо всём Андропову и форсировать сбор предметов. За десять дней их можно натащить для исследования на двадцать лет вперёд. Нужно выбросить все образцы серой дряни обратно в тот мир, а помещения центра и найденные вещи стерилизовать ультрафиолетом не по одному разу. Чёрт с ними, с пришельцами, но вы ведь подвергаете опасности уничтожения родной мир! Те, кто изобрёл эту гадость, были намного умнее нас с вами, но не смогли ничего с ней сделать и покинули планету. У вас нет такой возможности. И не надо думать, что удастся сохранить эту пыль на будущее в каких-нибудь хранилищах. Это смерть, и не нужно с ней играть. Все попытки кошачьих исследовать её закончились гибелью занятых этим учёных. Я ухожу и приду только через десять дней закрыть врата. До этого я прекращаю связь между нашими мирами. Разрешите, я здесь переобуюсь. На подошвах может остаться пыль, так что туфли уничтожьте.
        Дома Иру начало трясти. Она разыгрывала перед Воронцовым сцену, накручивая себя для большего правдоподобия, но сейчас на неё навалился настоящий страх, тень которого она испытала в замке, услышав от хортов о серой смерти. Она чудом не погубила свой новый мир и подвергла опасности родную планету, понадеявшись на слова Страшилы, что там нет жизни. Жизни и не было, была смерть, внешне такая безобидная. Повезло, что эта дрянь не реагировала на земную органику. А если бы не повезло? Для себя она решила, что больше не полезет ни в один погибший мир и никого в них не приведёт. Нервы расходились, и делать ничего не хотелось, поэтому Ира, не раздеваясь, легла на кровать и приказала себе заснуть. Вечером появился муж, который разбудил её и начал допытываться, что случилось. Услышав, что ничего, поднял с кровати и повёл в трапезную ужинать. А за ужином их попытались отравить. Спасли вовремя отреагировавшие амулеты. Допрос поваров и подавальщиков ничего не дал, никто из них не подсыпал яд. Через час случайно наткнулись на труп слуги, который убирал в трапезной. Как он умудрился подсыпать яд в напиток и кто его потом убил – этого так и не узнали.
        Утром Ира занялась своими магами. К ней понемногу съезжались и просто маги, и мастера, пока только из Зартака, но вскоре их следовало ожидать и из Сардии. Рост собственных возможностей радовал, но требовал от неё большого труда и терпения. Ира хотела часть работы по обучению магов переложить на Лаша, но в связи с его скорым отбытием в Ливену, учёбой пришлось заниматься самой. Хорошо, что её освободили от королевской школы магии. Там было много сильных учителей, и им не требовалась помощь. День прошёл в решении самых разных вопросов, а вечером Иру вызвал амулетом канцлер и обрадовал известием, что из трёхсот гвардейцев отказались давать клятву только пять человек, и они оставили службу. Учитывая две сотни её собственных дружинников, скоро в королевстве будет пятьсот вооружённых современным оружием бойцов – страшная сила по меркам этого мира. Если у канцлера ещё получится с армией...
        Утром следующего дня у Иры не получилось даже нормально позавтракать. Всё началось с вызова канцлера, а потом события помчались вскачь.
        – Рина! – раздался из амулета встревоженный голос старого герцога. – Король с вами? Вы можете оба подойти ко мне? Только что из Сенгала бежал наш посланник. Он сидит у меня. Есть плохие известия, и лучше вам услышать их сейчас, позавтракать можно и позже.
        Создав врата в его кабинет, Ира пропустила мужа и прошла сама.
        – Познакомьтесь, миледи Рина, – церемонно сказал канцлер. – Это наш посланник в королевстве Сенгал, граф Альбер Дошер. – Граф ранен, но ему уже оказали первую помощь, так что сейчас он вам расскажет то, что только что вкратце изложил мне.
        – Счастлив знакомству, миледи! – поклонился граф, поморщившись от боли в раненой руке. – Приветствую вас, ваше величество!
        – Садитесь, Альбер! – сказал король. – Какие сейчас церемонии! Рассказывайте, что у вас случилось.
        – У нас случилось нечто вроде войны, – начал рассказывать граф, с облегчением вернувшись в кресло. – Только это какая-то странная война. Нам никто её не объявлял, но со вчерашнего дня мой особняк находился в осаде. Днём пропустили только телегу с продовольствием, с которой к нам сумел проникнуть ваш маг, миледи. Воспользоваться амулетом связи не получилось, так как что-то помешало его работе. А вот защитные амулеты, которые он передал, спасли нам жизни. Я раздал их своим людям, кроме конюха и садовника, которые были из местных. Они и умерли, когда сегодня утром нас пришли убивать. Два мастера нанесли удар магией с целью убить всех во дворе и в доме, а потом сопровождавшие их солдаты обнажили мечи и пошли добивать тех, кого могли спасти амулеты. Мы не пострадали от магии и всадили в каждого мастера по несколько болтов, а после ваш маг расстрелял солдат из своей громыхающей штуки. Врата в особняке по-прежнему не ставились, но нам удалось прорваться в ремесленные кварталы, где маг прямо на одной из улиц поставил врата, через которые и ушли. Попутно он прочитал мысли горожан и узнал, что вчера вечером войска Сандера перешли границу с Ливеной.
        – Вот гадство! – не по-королевски выругалась Ира. – Чуть-чуть не успели! Придётся покрутиться, чтобы немного осложнить жизнь нашему соседу. Вы разрешите, герцог, от вас кое с кем связаться? Дорогой, ты не против, если я немного покомандую? Ну и прекрасно.
        Она достала амулет и связалась с Лашем.
        – Лаш, вы закончили с покойниками? Вот и прекрасно! Бросайте все дела на помощников и идите в мой дворец. Войска Сандера вошли в Ливену, так что вам нужно срочно навестить герцога Воля. Есть точки привязки?
        – И точки есть, и герцога неплохо знаю. Что ему обещать?
        – Обещайте защиту от Сандера и возврат земель. С вами пойдёт сотня моих дружинников с тяжёлым вооружением. Думаю, что вам их хватит, а если нет, срочно вызывайте подкрепление. Возьмите с собой магов из тех, кто не прочь подраться. Саша возьмите, он будет только рад проверить новые знания в деле. С герцогом говорите жёстко. Или он с нами и мы ему помогаем, или он сам по себе и мы его бросаем, а после захвата королевства найдём, кем заменить. Я сейчас подойду к вам сама, сбросите мне картинки точек привязки, как собирались.
        Следующим на связи был Сантор.
        – Капитан, поднимайте по тревоге сто дружинников, набирайте больше боеприпасов и вместе с мастером Лашем и магами идите в герцогство Воля. Да, это в Ливене. Возможна драка с войсками Сандера. Они вчера вечером перешли границу, а у его магов, по слухам, много тварей, так что прихватите с собой пять станковых пулемётов. Не нагружайтесь, как ишаки, возьмите лошадей. Гранаты не помешает взять. А вообще-то, вы командир, вам и решать. Только поторопитесь, Лаш сейчас должен подойти, да и я тоже... Закончила, – сказала она, пряча амулеты. – Что вы смотрите с таким удивлением, граф? Командую в обход всех? Так ведь я распоряжалась только своими магами и дружиной, да и то перед этим спросила разрешения у мужа. Мы между собой уже обсудили почти все варианты действий, а вот этот логичный ход Сандера почему-то пропустили. А обсуждать сейчас просто нет времени. Давайте вылечу вашу руку. Всё, постарайтесь поберечь её пару дней. Господа, я должна быть со своими людьми. Герцог, к обеду нужно собрать всю гвардию. Мы примем у них клятву, вооружим и разобьём на группы. Там треть людей уже прошла обучение, пусть теперь обучают своих товарищей. Нам понадобятся инструкторы для армии. С завтрашнего дня нужно доставлять в столицу солдат, человек по триста-четыреста. Я сама буду с ними разговаривать, а потом отделим тех, кто согласится на клятву, и будем срочно учить. Времени у нас с вами мало.
        – Да, Рина! – сказал канцлер, отбросив куртуазность. – Прежде чем вы убежите, я скажу то, о чём не упомянул Альбер. – Он узнал, что к Сандеру прибыли послы от хана Урная. После этого и обложили его особняк.
        – А вот это очень плохо! Если они спелись, то времени у нас с вами ещё меньше, чем мы думали. Кто знает, как пойдут дела у Урная. Вполне возможно, что он сможет быстрее разобраться со своими или найдёт возможность выделить новому союзнику тысяч десять мечей и пощупать нас уже этим летом. А у нас ничего не готово. Давайте-ка, герцог, собирайте армейцев сегодня к вечеру, я должна успеть.
        Приветливо кивнув на прощанье графу, Ира ушла в свой дворец, который её приказы превратили в развороченный муравейник.
        «Хорошо, что большая часть вооружений из последних партий отправлялась прямо в столицу, – подумала она, наблюдая за тем, как дружинники нагружают лошадей подносимыми из арсенала боеприпасами. – Намного меньше мороки, хоть инструкторы и были против того, чтобы складывать это в подвале. Чёрт, сегодня же должны прийти хорты! Как это всё не вовремя! Ну почему мне здесь постоянно не хватает времени? А я ещё где-то читала, что в средние века была неторопливая и размеренная жизнь. Беззастенчиво врут, пользуясь тем, что никто не проверит. А вот и Лаш».
        К уже нагруженным лошадям и густеющей на глазах толпе дружинников подошёл старый мастер в сопровождении трёх магов, среди которых она увидела и весёлого Саша.
        «Вот ещё тип! – подумала Ира, направляясь к ним. – Как он носился со своей независимостью и как меня ненавидел за то, что я её у него отобрала! А потом почувствовал вкус силы, увидел, куда всё идёт, и счастлив. Попробуй его сейчас прогнать, не уйдёт. И большой любитель подраться – вон как радуется. Сейчас он любит меня, как родную мать, и любого из-за меня порвёт в клочья без всякой клятвы. А ведь как был мерзавцем, так и остался, хотя делает нужное дело и на него можно во всём положиться. И таких у меня половина. Что бы я делала без этой клятвы?»
        Она со всеми поздоровалась, выслушала в ответ нестройный хор приветствий и обратилась к уже собравшимся дружинникам:
        – Не дело дружины отправляться туда, куда я вас посылаю, но больше пока послать некого. Армия не готова к выполнению таких задач, а гвардией не заткнёшь все дыры. Мы с вами не можем себе позволить роскошь воевать по старинке, слишком много врагов. Сандер снюхался с кочевниками и сейчас занимает Ливену. Если дадим ему захватить её всю и укрепиться, потом умоемся кровью. Поэтому вашей задачей будет не дать его армии перейти границы герцогства Воля, а если она уже перешла, вышвырнуть обратно. Через несколько дней мы начнём занимать Ливену со своей стороны, а вас будем заменять солдатами. Постарайтесь не только выполнить задание, но и вернуться живыми. Если сработаете нормально, всё должно получиться: сил и средств у вас для этого достаточно. Желаю вам удачи!
        Выслушав громкое ура, прихваченное дружинниками от инструкторов, Ира подошла к Лашу.
        – Надеюсь, что у вас получится и мы не опоздали, – сказала она мастеру. – Но если герцогство занято, сразу же возвращайтесь. Будем выбивать Сандера, когда подготовим армию. Давайте мне свои точки привязки.

        Герцог Гарш Воля сидел в кабинете и мучительно думал о том, что ему делать. Идти под Сандера было равносильно смерти. Умирать не хотелось и было до слёз жаль жену и десятилетнюю дочь. На раздумья дали один день, который был уже на исходе. Сопротивлением он только ненадолго задержит армию короля, а уйти и всё бросить не позволяли гордость и ответственность за своих людей. Мысли уже который раз ходили по кругу, а время утекало, как песок сквозь пальцы. Внезапно в дверь кабинета постучали.
        «Неужели началось?» – мелькнула мысль.
        – К вам можно зайти, Гарш? – раздался из-за двери знакомый голос, и в кабинет вошёл мастер Лаш Хардин. – Приветствую вашу светлость. Рад, что я успел и вы ещё не бросились на меч.
        – Ты откуда? – спросил герцог. – И почему пропустила охрана? Шкуры спущу!
        – Не надо спускать с них шкуры. Если нужно пройти, меня не остановит охрана, а на соблюдение приличий нет времени. Король и королева Тессона, Зартака и Сардии предлагают вам свою помощь. Условие только одно – вы становитесь их вассалом. Позже вам обещали восстановить прежние размеры герцогства. Согласны?
        – Я-то согласен, – ответил Гарш, – только Аниш не успеет. И откуда взялась королева? Он женился?
        – Новости расскажу позже. Я привёл с собой достаточно сил, чтобы надавать плюх тем, кого Сандер прислал по вашу душу, нужно лишь знать, где они сейчас.
        – Я не знаю, где все, – пожал плечами Гарш, – но основные силы находятся неподалёку и скоро должны пойти на штурм замка, если я не сдам его сам. Они не посмеют углубляться на мою территорию, оставив в тылу замок. У меня здесь почти тысяча воинов, если ударю в спину...
        – Тогда распорядитесь, чтобы впустили моих людей и освободили для них место на стенах.

        – И долго он собирается думать? – сердито сказал генерал Харт старшему магу. – Время к вечеру.
        – Он умный человек, – отозвался маг, – и прекрасно понимает, что королевские обещания ничего не стоят. Вам же приказали убить его вместе с семьёй? Давайте, наверное, начинать. Отпущенное на размышления время уже вышло. Хотелось обойтись без штурма, но это не получится.
        – У меня нет осадных орудий и мало людей! – буркнул генерал. – Одна надежда на ваших тварей! Но если у Гарша сильные маги...
        – Вам не понадобятся орудия, генерал! – весело сказал маг. – Мои зверюшки выполнят всё в лучшем виде. Против них Гаршу не больно помогут и маги, да и не осталось у него сильных.
        – Заг! Прикажите трубить выступление, – приказал генерал адъютанту. – И пусть приведут моего коня.
        Через час две тысячи пехотинцев и три сотни всадников, бывших в его распоряжении вместе с приданными магами, остановились, не доходя трёх сотен шагов до стен замка герцога Воля.
        – Близко подошли, – буркнул недовольный Харт. – Нас уже можно достать из арбалета.
        Ему не нравилось в этом походе всё: и малое число войск, из-за чего приходилось полагаться на магию, и приказ короля в отношении герцога Воля, затрагивавший его честь, и этот маг с его идиотскими шутками. И ещё генерала томило ощущение надвигающейся беды. Он привык доверять своим чувствам, но не видел угрозы для армии, и это сильно нервировало.
        Маг созвал своих помощников, и они начали размечать площадку для ритуала в полусотне шагов перед фронтом войска. Землю выровняли лопатами и начали выкладывать каменными плитками рисунок призыва. Когда закончили, маг положил в нужные места камни Сорга и начал ритуал. На стенах замка собралось много людей, которые наблюдали за сенгальцами, не делая попыток их обстрелять. Наконец рисунок засветился слабо видимым при свете солнца зелёным огнём, и в его центре возникли три твари. Они походили на земных горилл, но возвышались над землёй на два человеческих роста, а вместо когтей на их лапах были жуткого вида крючья.
        – Сейчас мои мальчики заберутся на стены и расчистят для нас проход! – весело сказал маг, подходя к генералу. – Их шкуру не пробьёшь болтом, а сильны и проворны на удивление. Считайте, что замок уже наш.
        По его команде «мальчики» оглушительно взревели и рванулись к замку. На его стенах появилось несколько огненных точек, и мгновением позже донёсся непонятный грохот. Бежавшая первой тварь высоко подпрыгнула и рухнула на землю, подняв тучу пыли. Вторая тварь, сбитая чем-то в прыжке, упала на землю, громко заверещала, но внезапно крик оборвался и она тоже замерла. Последней твари почти удалось добраться до стены. Она бежала, прыгая из стороны в сторону, но было видно, что досталось и ей. Возле стены чудовище взревело от боли и разочарования и упало навзничь.
        – Ничего не понимаю! – крикнул маг. – Не чувствую...
        Больше он не успел ничего сказать и упал замертво, обрызгав генерала кровью из чем-то пробитой головы. Грохот со стороны замка возобновился и стал громче. На ровной как стол, поверхности негде было укрыться, и невидимая смерть косила побежавших солдат Сенгала сотнями. Уйти не удалось никому.

        – Войска построены, – сказал канцлер. – Ты будешь говорить с балкона?
        – Нет, герцог, я выйду к ним на площадь. Сколько их там?
        – Почти пятьсот солдат и три десятка офицеров. Это все, кого удалось безболезненно оторвать от дела.
        – А нам пока и не нужно больше. Считая телохранителей, у меня всего восемь человек, которые могут заняться обучением, а этого мало. Придётся забрать половину дружинников из замка. Ладно, пойду. Вы не со мной?
        – Шутишь? Чтобы я пропустил такое зрелище? Король тоже должен подойти.
        Ира вместе с канцлером спустилась на первый этаж и через парадный подъезд вышла на Королевскую площадь. Аниш уже ждал их там, прохаживаясь перед строем солдат. Ирина подошла к мужу и применила магию. Теперь каждый солдат мог хорошо видеть свою королеву и слышать каждое её слово.
        – Солдаты и офицеры! – начала она свою речь. – Вас собрали здесь потому, что над нашим королевством, над всеми вами и вашими близкими нависла страшная опасность. Наверное, многие из вас думали, для чего мы захватываем земли соседей, подвергая опасности ваши жизни. Сейчас я расскажу об этом всю правду. Дело не в том, что королю Анишу или королеве Рине мало земель, подданных или золота. Просто это единственный путь стать сильнее и уцелеть в приближающейся буре. Четыре сотни лет мы с вами жили без больших войн в соседстве с кочевниками, которые не несли угрозы. Это время прошло. Население племён выросло, и степь уже не может прокормить всех. Необходимость заставила их объединиться в один народ. И хан у них теперь один – Урнай. Сейчас он берёт под свою руку последние племена, которые сохранили самостоятельность, а потом поведёт своих воинов в набег на наши земли. По нашим прикидкам, у него в войске может быть пятьдесят тысяч воинов. Ни одно из королевств кайнов не сможет самостоятельно отбиться, им это трудно даже сообща. А добиться такого единства у кайнов не получится. Малх затеял войну с Гартом, Сандер принимает у себя послов Урная, договариваясь с ним за наш счёт, а Ливена погрязла в беспорядках. Именно это и стало причиной наших захватов. Мы хотим создать единое и сильное королевство, как это было когда-то, чтобы никто больше не согнал с этой земли ни нас, ни наших детей. В отличие от предков, нам с вами некуда бежать. Но у нас не хватает ни войск, ни времени на их создание. Вчера по приказу короля Сенгала его солдаты начали занимать Ливену. Я отправила своих дружинников, и они не допустили захвата герцогства Воля. Теперь это тоже наша земля. Моих дружинников было только сто человек, но они победили брошенных против них тварей и две тысячи солдат Сандера. Сделать такое смогли только благодаря оружию, которое мы доставляем из другого мира. Этого оружия у нас много, но армия его не получила. Дело в том, что мы боимся давать его в ваши руки. Вы принесли присягу королю, но мы знаем немало случаев, когда по той или иной причине бойцы нарушают свою присягу и пренебрегают долгом. Пока у вас в руках обычное оружие, это не так страшно, но с новым измена может привести к ужасным последствиям. Поэтому я предлагаю вам принести мне и королю магическую клятву верности, после чего вас вооружат новым оружием и научат им пользоваться. Это поможет в будущем сохранить ваши жизни и многократно усилит армию. Если вы не замыслите измены, клятва на вас не повлияет, если измените, она вас убьёт. Хочу сразу сказать, что для тех, кто не хочет её приносить, не будет наказания. Они будут сведены в отдельные подразделения и продолжат воевать старым оружием. А теперь каждый должен сделать для себя выбор. Те, кто готовы принести клятву, сделайте шаг вперёд!
        Строй дрогнул и переместился на шаг ближе к Ирине. Несколько отставших солдат поспешно заняли свои места.
        – Спасибо за доверие! – дрогнувшим голосом сказала девушка. – Вы сделали выбор! Мы не будем произносить клятву по одному. Я прочитаю текст, а каждый из вас в знак согласия поднимет вверх руку со сжатым кулаком.
        Она прочла текст клятвы, и все дружно подняли руки, некоторые обе сразу.
        – Сейчас вы отправитесь к моему дворцу, где вас на время учёбы разобьют на группы, и к каждой приставят инструктора. Они научат вас обращению с оружием. Обучение займёт три дня, после чего вы отправитесь в Сардию и в другие места, а мы будем учить тех, кого вы замените. Конечно, за три дня вы научитесь только самому необходимому, но доучиться можно потом с помощью гвардейцев. Ещё раз всех благодарю! Офицерам организовать колонну!
        – Разгоню генералов и поручу тебе армию! – сказал Аниш. – Не правда ли, герцог, у неё прекрасно получается?
        – Вы нашли замечательные слова, Рина, – сказал канцлер, – и сумели достучаться до сердца каждого солдата. Я не ожидал такого единодушного согласия.
        – Совсем захвалили, – смутилась девушка. – Главное, чтобы у мужа не страдало самолюбие, а то ещё разлюбит!
        – Как я могу тебя разлюбить? – Аниш прижал к себе жену и поцеловал в губы. – В тебе вся моя жизнь, ты часть меня, а разве можно ревновать к своей части?
        – Подожди, – сказала Ира, отстраняясь. – Март вызывает. Наверное, ко мне пришли гости.

     Главы 41-42   http://www.proza.ru/2017/05/26/279