Замечательная женщина

Машкевич Эдуард
автопортрет Зинаида Серебрякова с дочерьми.               


                Очень давно меня увлекают среди любимых мною деятелей искусства, художников и композиторов, люди не ординарные, чем-то выделяющиеся. Сначала я обратил внимание на композиторов и художников, проживших очень мало, но сделавших для мира очень много. Теперь я набрёл снова на исключительность.  На этот раз исключительность была в том, что это женщина художник, первая  перешагнувшая, из девятнадцатого века в двадцатый.  Это Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Она росла и формировалась в высокоинтеллектуальной атмосфере.  Её дедушка с маминой стороны профессор архитектуры Н.Л.Бенуа, а отец Евгений Александрович Лансере был известный русский скульптор.  Все жили живописью, архитектурой, театром.  Все были люди творческие и приветливые в общении.

                Зина родилась в конце ноября 1884 года в имении Нескучное в тридцати километрах от Харькова.  Отец скончался, когда Зине было два года. Овдовевшей Екатерине Николаевне, Зининой маме с детьми пришлось покинуть родовое гнездо и переехать к отцу в Петербург.  Зина была замкнутым ребёнком, но при этом очень внимательным и усидчивым.  Она не  училась в Академии художеств и не кончала её, но она не была брошенным ребёнком.  Мама научила её работать акварелью.  Дядюшки, сыновья деда Н.Л.Бенуа постоянно давали её творческие советы.  Один месяц Зина училась в частной художественной школе, а потом два года в студии О, Э. Браза ( 1903-1905 годы) и ещё год в академии де ля Гранд-Шомьера.  Но в годы учёбы она непрерывно писала.  Жить без живописи она уже не могла.

                Свой талант в полной мере Зина осознала, когда в 17летнем возрасте вернулась в Нескучное.  Потом Зинаида Евгеньевна вспоминала-“ C  тех пор я совершенно влюбилась в новую для меня природу, в ширь безбрежных полей, в живописный облик крестьян, столь отличный от городских улиц”.  Практически начался расцвет её очень милого и доброго творчества. Живопись Зинаиды Евгеньевны была реалистична и проста. Ей с удовольствием позировали.  Несмотря на свой замкнутый характер она была отзывчива и добра. У Зины со всеми складывались добрые отношения, в том числе и с двоюродным братом Борисом Анатольевичем Серебряковым. Вообще то, с ним особенно добрые, переросшие со временем, в  любовь. Девятого сентября 1905 года состоялась их свадьба. После свадьбы Зина с мамой и мужем поехали в небольшое свадебное путешествие в Париж. В Париже Зина посещала музеи и галереи, училась у импрессионистов передавать на полотно ощущение световоздушной среды.

                Возвращение из Парижа домой в Нескучное в 206 году стало началом полноценной творческой жизни Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.  Это при том что она как женщина была обременена семейными заботами.  В 2006 году она родила своего первенца, сына Женю(Евгения) а в следующем, 2007 году родился Саша,  (Александр)  Однако ни рождение детей, ни домашние хлопоты не мешали её творчеству, а может даже стимулировали его.  Всю творческую дальнейшую жизнь З.Е. Серебряковой сопровождала звонкость и искренность.  Особенная любовь у неё была к написанию портретов и автопортретов.  Её увлекал всегда,  не сам портрет а окружающие детали на картине, любые мелочи на туалете.  Пожалуй, неповторима картина, автопортрет-“ За туалетом”.  Она потом вспоминала-“ Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете”.  Эта её забава, пронизанная  светом, воздухом и красотой, чарует свежестью и гармонией.

                После выставки женского портрета в 1910 году заговорили о большом, красочном темпераменте художника.  Творческие победы следовали одна за другой.  На седьмой выставке союза русских художников, все четырнадцать выставленных картин Серебряковой получили самую высокую оценку, а три из них,  “ За туалетом, Зеленя осенью и Крестьянка” куплены для Третьяковской галереи.  Светлое, жизнеутверждающее творчество Зинаиды Евгеньевны переплеталось, пожалуй, с таким же жизнерадостным бытом.  Ведь, подрастающие дети, это всегда радость.  Более того, это прекрасный стимул для творца.  Вот –“Этюд девушки”, написанный в 2011 году.  Портрет интересен вечерним освещением.  Тонкая фигурка девушки на тёмном фоне почти невидимой комнаты.  Горящая свеча мягко оттеняет юное лицо, которое будто светится изнутри.  И Зинаида Евгеньевна в 2012 году. рожает дочку Таню.  Всё написанное, ею в эти годы отличаются пронзительной ясностью и красотой.  Это мнение критиков и коллег.  А Зинаида Евгеньевна в 2013 году рожает ещё одну дочку Катю.  Вобще в своих портретных работах художник раскрывала своё представление о совершенном человеке – “ Серебряковский тип “ ,  поставивший Серебрякову в один ряд с ведущими мастерами эпохи.

                C 1912 года по 1917 год творчество З. Е. Серебряковой связано с объединением-“ Мир искусств”,  и постоянными творческими исканиями и как итог, появилась обнажённая натура.  Художник создала естественную и выразительную картину-“ Купальщица”, для которой позировала её сестра Екатерина.  Потом появилась “Баня”.  Это идеал здоровой, естественной красоты покоряет гармонией пропорций и мягкими изгибами тел.  Она не забывала про пейзажи.  Зина привезла из Крыма пейзажи с яркими сочными красками.  В 2014 году Зинаида Евгеньевна Серебрякова ездила в Италию, где она изучала живопись великих мастеров.  Вернувшись из Италии она, увлечённо занялась картинами о тяжёлом крестьянском труде.  Были написаны картины: Крестьяне в 2014 году, Жатва в 2015 году, Беление холста в 2015 году, Крестьянка Марина, чешущая лён в 2017 году.  Труд на картинах Серебряковой был изображён, как красивое, благородное действие.  Нет ни мозолей, ни пота, даже одежды праздничные.  Я думаю, в реалии это совсем не так.

                Между тем, время не стоит на месте.  Наступил 2017 год изменивший в корне спокойную, благоустроенную жизнь семьи.  Произошла революция, шла гражданская война, долго не было известий от мужа,  любимого,  очень дорогого Зине человека.  Потом,  как тяж1ёлый удар, пришло извещение, Борис Евгеньевич Серебряков в дороге домой заболел сыпным тифом и  22 марта 1019 года скончался.  В  Нескучном, сгорел дом и семья осталась без крова.  Зина с детьми и престарелой мамой с  грехом, пополам перебрались в Харьков.  Она устроилась работать художником в археологическом музее.  Надо было кормить семью.  Но  вскоре пришло  сообщение, что  Зинаида Евгеньевна Серебрякова назначена профессором Петроградской  Академии художеств  и они переехали в Петроград,  В холодную, нетопленную дедушкину квартиру.  Было голодно и холодно, но работать она не могла, так как обострился застарелый туберкулёз. Зина была очень робкой и поэтому осталась в стороне от новой жизни, она её просто боялась.  Она писала для души портреты своих милых детишек. Уже был виден спад её творчества.  Зинаиду Евгеньевну тревожило здоровье и забота о детях.

                Назначение профессором Петроградской Академии художеств Зинаиду Евгеньевну в восторг не привело.  Оно накладывало должностные обязанности, не делавшие скидку на её болезнь.  Финансовое положение семьи было ужасным. Вдруг, как будто внезапный фонтан, серия картин посвящённых артистам балета.  В 1020 году дочка Зинаиды Евгеньевны Татьяна начала заниматься балетом.  Зинаида Евгеньевна, как будто помолодела.  Зинаида Евгеньевна с Татьяной посещали Марининский театр, бывали за кулисами.  Как следствие, появилась серия картин З.Е. Серебряковой,  посвящённых артистам балета.  Десятки полотен, а на них точёные фигурки, изящные позы, богатство пластики и цвета.  Её-“ Голубые балерины”  Были прекрасней картин именитых французских мастеров, а с портретов красивые лица выдающихся балерин.  В русском искусстве Серебрякова первая обратилась к теме балета.  Поразительно, что в годы голода и разрухи, она, больная туберкулёзом, создала в своих картинах праздничный мир театра. Помните, как Зинаида Евгеньевна,  крестьян занятых тяжёлой физической работой изобразила в праздничной одежде. Мне кажется, вернее я так представляю жизнь  З.Е.Серебряковой, радостной, праздничной. Творческие успехи, замечательные дети, любимый муж, не праздник ли это был.

                Творческая жизнь Зинаиды Евгеньевны всегда переплеталась с заботами о семье. Благополучие семьи, ведь у неё было четверо детей, особенно тревожило в эти голодные годы. Внезапный всплеск балетной Эйфории быстро прошёл, а забота о семье никогда не проходит и она решила ехать в Париж чтобы,  материально обеспечить семью. Зинаида Евгеньевна надеялась найти заказы на портреты, устроить выставку и через несколько месяцев вернуться домой. Её милое, незамысловатое искусство не нашло в Париже интереса.  Она перебивалась редкими заказами и почти все деньги отправляла семье.  О возвращении домой не могло быть и речи.  Чтобы скрасить своё одиночество и облегчить жизнь бабушки, Зина вызвала к себе в Париж сына Александра и дочку Екатерину. За них она хотя бы была спокойна.  Они сроднились с Францией и достигли признания. Но и за сына Евгения и дочку Татьяну там в России Зинаиде Евгеньевне тоже можно было не беспокоиться.  Она воспитала и вырастила замечательных детей и дала им достойное воспитание.  Сын Евгений стл известным Архитектором, а дочка Татьяна закончила хореографическое училище, Академию художеств и получила работу художника во МХАТе.

                Зинаида Евгеньевна Серебрякова очень тосковала по оставшимся в СССР детям и родственникам,  но решиться на переезд так и не смогла.  Во всех письмах   детям, сквозила боль разрухи и творческая неудовлетворённость.  В одном из писем она писала-“ Вот, если бы всё было иначе в моей жизни и я могла бы рисовать, то что я люблю, то есть красоту крестьянской жизни, то было бы всё иначе”. Её материальное положение было ужасно.  С трудом организованные выставки не приносили дохода и Серебрякова рассчитывалась с галерейками своими картинами,  В одном из писем Серебрякова писала-“ Живьём изо дня в день без возможности позволить себе что-то кроме хлеба насущного.  Заказов на портреты совсем нет, я как-то совсем удалилась от СВЕТА, так как не устраивала выставки уже 18 лет.  Все меня уже давно забыли”. Но это не правда, потому что прекрасное, бесхитростное искусство Серебряковой всё же было востребовано.  В 1965 году в Москве, а затем в Ленинграде и Киеве и в выставочных залах Союза художников СССР прошли персональные выставки Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, а в Третьяковской галерее можно увидеть и сегодня её картины.

26. 05. 2017.