Сталин. Крым. Евреи 1942-1954. Глава 11

Виктор Еремин
Глава 11. Административное переподчинение Крыма Украинской Советской Социалистической Республике в границах Союза Советских Социалистических Республик.

Из беседы М.Н. Полторанина с А.В. Карауловым: «Остались векселя. Мы же их не гасили, еще время не подошло. А когда стало время подходить, 1953 г., то, что Хрущев отдал Украине Крым, это ведь была домашняя заготовка Сталина. Все векселя были подписаны правительством РСФСР. Юридически как бы утерли нос».

Здесь необходимо четко сказать, что никто никому никогда советский Крым не передавал. Административное переподчинение в границах одной страны не означает передачу. Образно говоря, правая рука человека не принадлежит голове, печени или левой ноге. Она есть часть целого организма, которому помимо правой руки принадлежат и голова, и печень, и левая нога. И если в организме не достает хотя бы одного из этих органов, худо и всему организму, и каждому органу в отдельности. Поэтому брюзжание в адрес Хрущева или Сталина по поводу административного переподчинения какого-нибудь региона в границах единой страны глупо и несправедливо. Обвинять же следует тех, кто развалил великую державу, а затем продолжил стравливать единый народ под ложным предлогом чужеродности его частей.

Однако многих все еще будоражит вопрос: каким образом и по каким причинам Крымский полуостров, изначально и по добровольному решению его коренных жителей административно включенный в состав РСФСР, вдруг оказался административно переподчиненным Киеву?

Есть четыре версии ответа.

1. Решение о переподчинении Крыма Украине принял И.В. Сталин, а осуществили переподчинение его преемники. Поскольку разоренный войной СССР не имел возможности своевременно расплатиться с кредитом, полученным в 1920-х гг. в обмен на крымские акции, вождь придумал хитрый маневр и передал полуостров из ведения члена ООН РСФСР в ведение другому члену ООН — УССР. Ведь формально это были разные государства, объединенные в общий Союз. Никто не намеревался «кинуть» кредиторов, да и юридически это было невозможно. Однако в результате такого маневра кредиторы потеряли возможность требовать в случае несвоевременной оплаты кредита передать им в собственность территорию Крыма, а следовательно, появилась возможность принудить несговорчивых банкиров к пролонгации договора в силу форс мажорных обстоятельств. Со временем долг и проценты по нему были возвращены. В любом случае, к концу XX в. крымские акции были оплачены с начисленными процентами. Эта версия очень правдоподобна, объясняет множество побочно возникающих вопросов и полностью соответствует характеру И.В. Сталина, который старался всегда выполнять данные им обещания. Более того, переподчинение Крыма Украине можно назвать самым веским доводом существования крымских акций.

2. Переподчинение Крыма Киеву является личной инициативой Н.С. Хрущева, спровоцированной его поездкой в Крым в 1953 г. Что могло спровоцировать Хрущева на такое решение объяснить никто не смог, потому что таких причин не существует. Апологеты Хрущева, прежде всех его зять А.И. Аджубей*, попытались объяснить случившееся, но лучше бы не смешили людей. Они заявили:
_______________________
* Алексей Иванович Аджубей (1924—1993) — журналист, публицист, многолетний главный редактор газет «Комсомольская правда» и «Известия».

а) восстановить хозяйство Крыма в те годы могли только южане, привыкшие к специфике местного сельского хозяйства. Аджубей рассказывал: «Больше всего Никиту Сергеевича поразили и расстроили толпы переселенцев, невесть каким образом прослышавших о его поездке. Молчаливая серая масса людей перегораживала дорогу и так же молча, не расступаясь, ждала, пока машины остановятся. Люди тягостно долго не начинали разговор, давая возможность Хрущеву начать первым. Потом из толпы раздавался один вопрос, второй, третий. О еде, жилищах, помощи. Переселенцы по большей части приехали из России, с Волги, из северных русских областей. Это я сейчас пишу “приехали”, а они кричали “нас пригнали” — привычный стон людей, отчаявшихся обрести надежную судьбу. Из толпы раздавались и вовсе истеричные выкрики: “Картошка здесь не растет, капуста вянет”. Или вдруг совсем печальное: “Клопы заели”. “Чего же ехали?” — спрашивал Хрущев — и толпа выдыхала: “Обманули”…

После таких встреч в машине наступала тяжелая тишина, Маленков и Хрущев отводили глаза друг от друга, боясь возможной ссоры. Я чувствовал, что Хрущев “кипит” во гневе и вот-вот сорвется, но он либо успокаивался, либо хитрил, прятал гнев в себе, копил на будущее.

Перед вечером, когда задумались о том, где переночевать, Хрущев увидел неподалеку от шоссе маленький военный аэродром и приказал свернуть к нему. <…> Хрущев расспросил летчика о самолете и к ужасу охраны, сказал, что предлагает лететь в Киев. <…> Спустя несколько часов мы приземлились на городском аэродроме Киева. Там уже ждали высоких гостей: город высыпал на улицы и площади. Приезд Маленкова и Хрущева взбудоражил десятки тысяч людей. <…>Уже поздним вечером в Мариинском дворце собрались киевские руководители. Обед шел весело и шумно. Хрущев все возвращался к своей поездке по Крыму и уговаривал украинцев помочь возрождению земли. “Там южане нужны, кто любят садочки, кукурузу, а не картошку”, — сетовал он. <…> О формальной передаче Крыма под юрисдикцию Украины за столом речи не шло. Видимо, такое предложение еще не получило своего осмысления»*.
_________________________
* Аджубей А.И. Как Хрущев Крым Украине отдал. Воспоминания на заданную тему. — М.: ж. «Новый мир»,  1992, № 6.

Причем здесь «южане» — «северяне»? Почему «южане» не могли ехать на постоянное жительство в Крым при его подчиненности Москве? Ведь не устраивавшая их паспортная система была уже отменена. И вообще речь идет о разрешенной миграции населения в пределах одной страны. Тем более, что финансирование восстановления все равно шло из общесоюзного центра, оттуда же получала финансирование нищая Украина. Почему «северяне» не могли обустроиться в Крыму из-за того, что там плохо растут картошка и капуста? Сила привычки — великая сила. Но время и обстоятельства гораздо сильнее желаний и вкусов человека. Причем здесь административное переподчинение Крыма? Да и Украина была разрушена не меньше, если не сильнее Крыма. Ее что, восстанавливать не надо было? Или на Украине после войны был переизбыток рабочих рук? Короче, описанный эпизод ничего не объясняет в причинах случившегося, но довольно точно демонстрирует интеллектуальный уровень тех, кто пришел на смену И.В. Сталину. И рады бы обдурить публику, да умишка не хватает. Остается только удивляться тому, что СССР, благодаря превентивным заботам вождя, первенствовал в мире еще почти сорок лет, а не погиб тогда же, в 1950-х гг. Захват власти неумным скандалистом Хрущевым стал началом катастрофы великой державы;

б) восстановление хозяйства полуострова и строительство Северо-Крымского оросительного канала для оперативности требовали смещения руководящего центра ближе к Крыму — в Киев. Да и хозяйство Крыма было связано с хозяйством Украины теснее, чем с хозяйством России.

Если принять этот аргумент, придется забыть о том, что СССР всегда был одной цельной страной и что Крым и Украина были частями единого хозяйственного комплекса Советского Союза. Деление на республики было во многом условным, прежде всего в плане экономическом. Помимо этого, если российское правительство с 1920-х гг. благополучно руководило полуостровом и успешно занималось его восстановление и развитием после Гражданской войны, то что ему мешало продолжать ту же работу после Великой Отечественной войны? Более того, Украина пострадала от фашистской оккупации не меньше России, а территориально — гораздо больше, поскольку вся её территория была захвачена врагом и разрушена при отступлении. Очевидно, что украинским властям было гораздо сложнее принять еще и восстановление Крыма под свое руководство, чем российским властям заниматься полуострвоом. Так что данная версия ничем не обоснована де факто;

в) личное заигрывание Никиты Сергеевича с киевским руководством в преддверии его ожесточенной борьбы за кремлевскую власть. Не таким уж щедрым подарком был послевоенный разрушенный Крым для ответственных хозяйственников, постоянно рисковавших своими высокими постами в годы великих политических пертурбаций. Скорее наоборот, Хрущев навязал киевлянам чрезвычайно опасную, экономически тяжкую обузу, чтобы говорить о подкупе украинского руководства. Первый секретарь ЦК КПУ А.И. Кириченко* отбивался от хрущевского «подарка» руками и ногами.
__________________________
* Алексей Илларионович Кириченко (1908—1975) — первый секретарь ЦК КПУкраины с лета 1953 по 1960 г. Выдвиженец Н.С. Хрущева, который рассматривал Кириченко как своего преемника на посту Первого секретаря ЦК КПСС. Однако вскоре он попал в опалу и в 1960 г. был отправлен на партработу в Ростов. Этим карьера Кириченко закончилась.

И еще: в начале 1954 г. Никита Сергеевич хотя и был уже полгода Первым секретарем ЦК КПСС, но считался лишь одним из почти трех десятков членов Президиума ЦК, и у него не было возможности принимать единоличные решения. «В 1953-м Хрущев далеко еще не был полновластным хозяином положения. В Москве властвовали самые близкие Сталину люди — Маленков, его первый заместитель Молотов, а рядом такие, как Ворошилов, Каганович, Булганин. Провинциалу Хрущеву после смерти Сталина отводилась далеко не первая роль»*. До февраля 1955 г. без согласования вопроса с Председателем Совета министров СССР Г.М. Маленковым Хрущев не мог провести ни одного решения. Соперники его были не глупее, даже гораздо умнее, чтобы дать Никите Сергеевичу возможность усилиться, подкупив киевлян Крымом. Так что данная версия явно отпадает.
________________________
* Аджубей А.И. Как Хрущев Крым Украине отдал. Воспоминания на заданную тему. — М.: ж. «Новый мир»,  1992, № 6.

3. Решение о переподчинении Крыма Киеву было принято «коллективным руководством» СССР. Формальной причиной послужила неготовность Москвы выделить достаточно средств на восстановление Крыма, да и руководство было далеко — Киев гораздо ближе. Это полный бред. Во-первых, откуда средства у разоренной Украины, наравне с Белоруссией более всех пострадавшей от оккупации? Финансирование восстановления страны в любом случае шло из одного центра — из Москвы. И очень сомнительно, что киевские руководители лучше справлялись с задачами восстановления народного хозяйства, чем российские чиновники на своей территории.

4. Переподчинение Крымской области Украинской ССР организовали украинские националисты из ЦК КПСС и правительства СССР. Возглавляли их Н.С. Хрущев и К.Е. Ворошилов. Эта версия из категории порождений больной фантазии страдающих тяжким недугом конспирологии. Ее даже опровергать — зря слова тратить.

Таким образом, версия М.Н. Полторанина о «домашней заготовке» Сталина оказывается наиболее убедительной и доказательной, но с одним нюансом — никто американцев не обманывал, и со временем долг им вернули сполна. Борьба шла только за пролонгацию договора. В разгар «холодной войны» обеим сторонам было выгодно провернуть дело пролонгации негласного соглашения без лишнего шума.

Как же конкретно произошло это переподчинение?

О предположительном акционировании территории Крыма мы узнали уже после гибели СССР. А до того ходили различные байки о том, как Хрущев отдавал Крымскую область Украине.

По наиболее распространенной версии (достоверно, как всегда, мало что известно) идея переподчинения полуострова Киеву действительно родилась в дни путешествия Никиты Сергеевича по Крыму осенью 1953 г. Дело в том, что намеченные XIX съездом КПСС реформы напугали партноменклатуру центра и областей. Возглавлявший страну Председатель Совета министров Г.М. Маленков попытался не просто реформировать правительственные структуры, но и усилить преобразования, оттеснив от власти партию и поставив во главе СССР государство. В этих условиях Хрущев, выступив защитником аксиомы «КПСС — руководящая сила строителей коммунизма», с легкостью подкупил обещаниями секретарей обкомов, составлявших большинство ЦК КПСС. На сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК КПСС он был избран Первым секретарем.

Захватив важнейший в стране пост, в октябре 1953 г. Никита Сергеевич отправился с семьей дочери в отпуск — в Алупку. Оттуда он один раз проехался по внутреннему Крыму. В этой поездке Хрущева сопровождал его зять журналист А.И. Аджубей. По дороге к ним присоединился отдыхавший там же Г.М. Маленков.

На склоне лет Аджубей вспоминал о том, что тогда довелось увидеть: «Кое-как еще теплилась жизнь у кромки моря в прибрежных курортных поселках, а чуть выше, ближе к Ай-Петринскому перевалу, и сразу за ним, где природа беднее, картины навевали уныние. <…> Мне особенно запомнился проезд через Бахчисарай. Дворец, оказавшийся каменистой развалиной, пустовал. Знаменитый фонтан слез, воспетый Пушкиным, покрылся глинистой коростой. Фонтанные чашечки высохли, не капали в них струйки воды. Здесь все еще дышало войной. Вдоль дорог разбитые танки и артиллерийские орудия и повсюду, до горизонта, серые обелиски, воздвигнутые военными строителями в память о своих павших собратьях. И земля тоже высохла и заросла сорняками. Пустовали поселки, татарские аулы»*. Всему свои сроки. Аджубей преднамеренно сгустил краски, как бы требуя от кремлевской власти немедленного восстановления разоренного края. Прошло время, и Крым обрел прежний облик, вновь став всесоюзной здравницей.
_________________________
* Аджубей А.И. Как Хрущев Крым Украине отдал. Воспоминания на заданную тему. — М.: ж. «Новый мир»,  1992, № 6.

Якобы впечатленный описанным печальным зрелищем, Никита Сергеевич сразу стал искать выход из ситуации — как ускорить восстановление Крыма. Будто ничего подобного не было тогда на всей территории СССР, по которой прокатилась война. И будто, не смотря ни на что, страна потихоньку не восстанавливалась. Как могла, так и восстанавливалась — иных возможностей тогда объективно не было. Полное восстановление погубленного фашистами не завершено даже в наши дни. Какие-то кощунственные россказни понаписал верный тестю зять.

Почему Хрущев взялся искать выход из тяжелого экономического положения исключительно для Крыма, мы не знаем. Известно только, что в конце 1953 г. он неожиданно рассказал об идее переподчинить Крымскую область правительству УССР первому секретарю крымского обкома П.И. Титову* и второму секретарю обкома Д.С. Полянскому**. Ждановец по идейному настрою, вскоре после XIX съезда КПСС Титов выходил на Сталина с предложением переименовать Крым в Тавриду и весьма заинтересовал этим вождя. Другое дело, что организовать переименование не успели. Павел Иванович, который в первую голову отвечал за восстановление хозяйства полуострова и исполнял свои обязанности весьма успешно, в полном соответствии с объективной ситуацией, категорически отверг неуместную хрущевскую инициативу. Зато второй секретарь обкома Полянский пришел от нее в показной буйный восторг. 16 января 1954 г. Титов был отстранен от должности, и его место занял недавний второй секретарь.
_____________________
* Павел Иванович Титов (1907—1990) — с 1949 по 1954 г. был первым секретарем Крымского обкома КПСС. На эту должность был переведен из Оренбургской области. По желанию Н.С. Хрущева отозван в Москву. С 1969 г. — персональный пенсионер союзного значения. Умер в сентябре 1990 г.
** Дмитрий Степанович Полянский (1917—2001) — видный партийный функционер, выдвиженец Н.С. Хрущева. Первый секретарь Крымского обкома в 1954—1955 г. Технический организатор переподчинения Крымской области УССР.

Далее было дело техники. 25 января 1954 г. Президиум ЦК КПСС рассмотрел вопрос о передаче (переподчинении) Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. 5 февраля 1954 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял решение «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». В тот же день вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 156 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», в котором говорилось о территориальном тяготении Крымской области к Украинской ССР, общности экономики и тесных хозяйственных и культурных связях между Крымской областью и Украинской ССР. 13 февраля 1954 г. под председательством главы Президиума Верховного Совета УССР Д.С. Коротченко* Президиум Верховного Совета УССР принял Постановление с просьбой к Президиум Верховного Совета Союза ССР передать Крымскую область из состава Российской СФСР в состав Украинской ССР. 19 февраля 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР без дальнейших церемоний своей волей переподчинил Крымскую область Украинской ССР. 26 апреля 1954 г. Верховный Совет СССР законом «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» утвердил указ Президиума и внес соответствующие изменения в статьи 22 и 23 Конституции СССР. 2 июня 1954 г. Верховный Совет РСФСР единогласно принял закон «О внесении изменений и дополнений в статью 14 Конституции (Основного Закона) РСФСР», согласно которому Крымская область была исключена из состава РСФСР. 17 июня 1954 г. в статью 18 Конституции (Основного Закона) Украинской ССР был внесен пункт о включении Крымской области в состав Украинской ССР. Как видим, не только кошки быстро родятся. Если властям хочется, то и огромные территории из одной языковой зоны в другую вышвыриваются — в считанные месяцы все население Крыма обязали учить украинский язык и становиться украинцами.
_________________________
* Демьян Сергеевич Коротченко (1894—1969) — выдающийся партийный и государственный деятель УССР, Председатель Президиума Верховного совета УССР в 1954—1969 гг. Противник политики украинизации. В 2015 г. ненавидевшие его украинские националисты снесли памятник Д.С. Коротченко в Киеве.

Относительно города Севастополя, который Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 761/2 от 29 октября 1948 г. был выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения, то никакого отдельного решения по нему не принималось, и де-юре он продолжал оставаться административной единицей РСФСР! Просто в апрельской Конституции УССР 1978 г. Севастополь записали как город республиканского подчинения УССР. Правда, ранее в Конституции РСФСР 1977 г. о Севастополе вообще не упомянули.

Решения Всекрымской конференции 1921 г. о желании большинства крымчан жить в Российской Федерации и об их категорическом отказе связывать свою судьбу с Украинской ССР наследники Сталина в 1954 г. проигнорировали.