Приёмыш-Главы 35-36

Геннадий Ищенко
                Глава 35


        – Наденете скафандры? – спросил один из членов комиссии.
        – Какие скафандры? – не поняла Ира. – Зачем?
        – Чтобы не занести на Землю чужую микрофлору, которая может оказаться опасной.
        – Что-то вы не больно об этом заботились в моём мире.
        – Вы много раз посещали Землю без контроля, а потом без всяких последствий жили в детском доме. Поздно было что-либо предпринимать. И потом при таком масштабном обмене людьми и материалами обеспечить контроль просто невозможно.
        – Думаю, что предохраняться нет смысла, – ответила Ира. – По словам моего друга, в песках вообще нет жизни, а воздух там сухой и горячий. Сами же ящеры никогда ничем не болеют.
        – Что же они пьют, если там нет воды?
        – А я знаю? – рассердилась Ира. – Может, они ходят пить в другой мир. Для них это проще, чем для вас пройти из комнаты в кухню. Вы же не делаете в комнате кран с водой? А они вообще не любят, когда рядом есть вода или много жизни. Я думаю, что страхи об опасности чужих микробов сильно преувеличены. Много разных существ ходят из мира в мир без последствий. Давайте начинать, а то у меня плохо со временем. Вы хотели их увидеть? Смотрите. Это тоже врата, но в них нельзя пройти, можно только увидеть то, что за ними.
        – Да, мирок... – произнёс кто-то за спиной.
        Через возникший двухметровый круг была видна пустыня, без следов какой-либо растительности или другой жизни. Прямо перед окном простирались песчаные барханы, но чем ближе к городу, тем они становились ниже и метрах в ста от него вообще сходили на нет. Сам город представлял собой беспорядочное нагромождение одинаковых серых зданий-кубиков. Было видно, что его насквозь прорезает широкая полоса песка, свободная от строений. На небе не было ни облака, и всё заливали лучи маленького, но яркого светила.
        – Город представляет собой нечто вроде круга диаметром больше километра, – объяснила Ира. – Он разделён на четыре части двумя дорогами. Размеры я определила очень приблизительно.
        – А для чего дороги? – спросил кто-то. – И почему не видно жителей?
        – О дорогах мой Зверь ничего не знает. Это нужно спрашивать самих строителей, а жители редко выходят из домов. В центре их больше, а на окраине многие дома стоят пустые. Подождите немного, кого-нибудь увидим. А если нет, так они выйдут на шум мотора, тогда полюбуетесь.
        – Надо подъехать ближе к городу, – сказал Ире коренастый мужчина в кожанке. – Я ваш водитель. Если запустить самоходку прямо от врат, она по барханам уйдёт в сторону. Вам же надо попасть на дорогу?
        – Да, – подтвердила Ира. – Желательно доехать до центра. Взрыв на краю не разрушит весь город. С какой скоростью движется ваш танк?
        – Самоходная установка, – поправил он. – Пустим со скоростью километров семь.
        – Это метра два в секунду, – подсчитала Ира. – Значит, часы нужно ставить на десять минут. Тогда взорвётся в центре.
        – Смотрите! – крикнул мужчина рядом с Ирой. – Это они?
        Возле одного из домов на краю города появились два Зверя, которые почти сразу исчезли.
        – Да, они, – подтвердила Ира. – Убедились, что это не люди? Может, тогда начнём?
        – Начинайте! – решил глава комиссии. – А мы пока установим камеры.
        – Пойдёмте, – тронул Иру за рукав водитель. – Я вам не представился. Алексей.
        – Ирина. Вы водитель этих самоходок?
        – Вообще-то, я танкист, – засмеялся Алексей, – и дослужился до майора. Механики-водители все мальчишки, кто пустит их с вами на такое дело? Садитесь на сидение. Шлем дать? Самоходки и так сильно шумят, а эта к тому же старая.
        – Давайте, – протянула руку девушка. – А почему старая? Пожалели новую?
        – Их перестали выпускать, – как показалось Ире, с сожалением ответил Алексей. – Да и зачем вам новая? И эта прекрасно доставит ваш груз. Не жалко ящериц?
        – Мне больше жаль людей, которые погибнут, если у нас ничего не получится, – сухо ответила девушка. – Не нужно считать меня бездушным чудовищем. Мне их жаль, а вот они меня жалеть не станут.
        За спиной взревел двигатель, машина, даже стоя на месте, вся гремела и тряслась.
        – Открывайте свои врата, – крикнул майор. – У меня всё готово.
        Увидев возникший перед машиной радужный круг, он пару секунд им любовался, а потом включил фрикционы, и самоходка, грохоча траками, пошла в окно, перевалила через небольшое возвышение и упала на песок. Перепад высот был небольшой, но удар многотонной машины сотряс и её, и пассажиров. Майор выругался и выключил двигатель.
        – Не будем раньше времени привлекать к себе внимания, – объяснил он. – Мне ещё нужно снять все ступени предохранения и выставить время. А зачем вы закрыли свои врата?
        – Мне нетрудно открыть их снова, – ответила Ира. – А бросать... Если ими заинтересуется какой-нибудь любопытный ящер и засунет башку на ту сторону, а то и залезет сам, члены вашей комиссии мне потом выскажут много всего, если, конечно, уцелеют.
        – А если он заинтересуется не окном, а нами? – спросил майор, колдуя с большим грязно-зелёным цилиндром фугаса.
        – У меня с собой АПС, – успокоила его девушка, расстегивая куртку. – Одного я уже убила из такого. Жарко. Вы чувствуете, что находитесь на другой планете?
        – Тело немного легче и чувствую какой-то странный запах, а в остальном от наших пустынь отличий нет.
        – У вас голубое лицо, – заметила Ира, – наверное, от солнца. А пахнет железом. И воздух очень сухой и дерёт горло.
        – Железом – это от машины. Тут пахнет чем-то ещё. Всё, я уже закончил. Сейчас доедем до ровного места, я направлю машину и уйдём. Похоже, что в этих лучах до фига ультрафиолета и мы можем серьёзно обгореть. Интересно, почему барханы не доходят до города? Вроде ничего не мешает.
        Он завёл двигатель, и разговаривать стало трудно. Слегка переваливаясь с боку на бок, тяжёлая машина поползла к городу. На шум мотора никто не появлялся, и они добрались чуть ли не до крайних домов. Работая фрикционами, майор выровнял машину так, что она оказалась на середине дороги и чем-то закрепил рычаги.
        – Уходим! – крикнул он Ире почти в ухо. – Прыгайте!
        Они спрыгнули с самоходки, которая продолжила путь самостоятельно, и отбежали метров на пятьдесят, после чего Ира открыла врата.
        – Смотрите! – крикнул майор.
        Обернувшись, она увидела, что у черты города стоят и смотрят в их сторону десятки зверей. Самоходка уже въехала в город и, оставляя за собой полосу сизого дыма, неторопливо двинулась к его центру.
        – Уходим! – Ира схватила танкиста за руку. – Ну же, Алексей! Вы первый.
        Очутившись в ангаре, она первым делом закрыла врата, а потом побежала к другим, где работали две кинокамеры и столпились члены комиссии.
        – Зря вы так рисковали! – упрекнул старший. – Смотрите, что творится!
        Город кишел ящерами, которые покинули свои дома и, похоже, о чём-то оживлённо переговаривались. Внезапно они начали исчезать.
        – Нет! – закричала Ира. – Сволочи, гады, ненавижу!
        – В чём дело, Ирина Игоревна? – Кто-то приобнял её за плечи. – Успокойтесь.
        – Вы разве не видите? Эти гады о чём-то догадались и ушли в другой мир. А может, и не догадались, а просто убрались на всякий случай, а потом вернутся к развалинам своего города. Если раньше они охотились на меня без всякого повода, то теперь такой повод будет. У всех!
        – Мы не можем отменить взрыв, – сказал глава комиссии. – До него остались две минуты, поэтому давайте отойдём от врат. Потом посмотрим съёмку.
        – Вовремя мы убрались! – сказал майор немного успокоившейся девушке. – А лицо немного горит.
        – Давайте вылечу, – Ира быстро убрала последствия ожога. – А что в этом мешке?
        – Попросили набрать песок. Смотрите!
        Ослепительно яркий луч света ударил из врат, заставив закрыть глаза. Через несколько секунд он стал слабее и приобрёл красноватый оттенок.
        «Ну вот и всё, – подумала Ира. – И что теперь делать? Надо посоветоваться со Страшилой, он лучше знает своих родичей. Всё равно уже ничего не изменить, хоть голову разбей о стенку! Но обещания нужно выполнить, по крайней мере, в отношении врат».
        – Я ухожу, – сказала она. – Спасибо за помощь. В том, что ничего не получилось, нет вашей вины. Приготовьте помещение для тех врат, которые я вам обещала. Когда подготовитесь, приду и поставлю их в любом случае. А второе обещание выполню, если уцелею.
        Вышла она в своём дворце и сразу же позвала Зверя:
        – Страшила, ты где?
        – В своей комнате.
        Своей он называл комнату, где раньше в песке лежало яйцо аруса. По его просьбе Ира приказала слугам принести в неё побольше песка. О чём они думали, обсуждая между собой причуды хозяйки, она не знала, но вряд ли испытали удовольствие, когда таскали ей в комнату уже однажды вынесенный песок. Хорошо, что дворец был построен прочно, и пол мог выдержать вес нескольких таких зверей, как Страшила.
        – Ты не спал?
        – Нет, я думал. Ты идёшь ко мне? Тогда попутно рассказывай, что у тебя получилось. Я чувствую, что ты недовольна.
        – Недовольна – это не то слово, я была в бешенстве. Представляешь, перед тем как я уничтожила город, они смылись! Города нет, а жители остались. Как ты думаешь, они придут сюда?
        – Как ты уничтожила город?
        – Открыла врата, через которые выпустила большую машину с одной штукой. Машина поехала по делящей город черте, и в центре эта штука превратилась в огромный огненный шар и расплавила все дома.
        – А они тебя видели?
        – Да, я имела глупость доехать на этой машине почти до города. Потом ушла вратами, но перед этим меня видели.
        – А шар они видели?
        – Его нельзя видеть. Если будешь близко, тебя убьёт, а если посмотришь издалека, лишишься глаз. А к чему эти вопросы?
        – Я думаю, что кто-нибудь придёт. Кто-то один, кто принесёт тебе извинения и попробует упросить не трогать другие города. Посуди сама. Если бы пришёл некто и стёр с лица земли твой замок, стала бы ты за ним гоняться? Хотя ты, может, и стала бы: все люди немного сумасшедшие. Мы не такие. Ты показала силу, достойную Создателя, поэтому никто из наших не станет с тобой связываться.
        – Ты не представляешь, какой камень снял с моей души! И опасности нет, и убивать никого не пришлось. Но это только в том случае, если ты прав.
        – Посмотрим, – ответил ящер. – Думаю, никто не станет нас искать, как раньше, просто бросят вызов. Я услышу, да и ты теперь.
        – Слушай, а кто это – Создатели? Бог, что ли?
        – Нет, того, что у тебя в голове связано с понятием бог, вообще не существует. Создатели – это другое. Их много, и они не создавали Вселенную, она была всегда. Никто не знает, где они обитают, а основное их занятие – это создание жизни. Они могут взять мёртвый мир, и он наполнится жизнью, могут неразумной твари дать разум и нужные им качества. У каждого вида разумных есть свои Создатели. Обычно они присматривают за своими творениями, но иногда, когда ошибаются и разочаровываются в тех, кого создали, их просто бросают. Когда-то так бросили нас.
        – А откуда ты это знаешь?
        – Многие знают. Больше всего мне рассказал один... Как бы тебе объяснить, чтобы поняла? Есть вид разумных, настолько сильных, что ни у кого из моих сородичей даже мысли не возникло попробовать прочитать хоть кого-нибудь из них. И сильны они не своими мёртвыми вещами, как твои люди, а магией и разумом. Нам они никогда не давали на обмен своих знаний. Я предложил одному из них меняться, а он меня пожалел и сказал, что я бедный бессмысленный зверь и ошибка творения. Когда я не понял, он снизошёл до разговора и попытался объяснить. Я и тогда не понял. Сейчас воспринимаю его слова по-другому. Я начал понимать, и мне не нравится то, что понял.
        – Страшила, миленький! Не нужно так расстраиваться! Ты не такой, как другие, ты гораздо лучше!
        – Я такой же, как и все остальные, или почти такой. Просто другие не замечают вас из-за слабости, а мне пришла в голову мысль тебя использовать. Мы многое знаем, но из магии у нас самих мало что работает. Поэтому я и подумал, что если передам тебе часть своих знаний, то потом смогу сам через тебя ими воспользоваться. И вообще, полезно иметь друга, хотя бы для того, чтобы сделать работу, для которой не предназначены наши лапы. Когда-то были разумные, которые оказывали нам много услуг. Сейчас таких нет, или я о них не знаю. С нами не хотят иметь дела из-за нашего способа получения знаний. А потом я узнал, что ты родом из мира, где в ходу мёртвые вещи. Мы боимся и избегаем таких миров, но к тому времени я уже хорошо тебя знал. Я к тебе привык и не испугался, а решил использовать оружие вашего мира сначала для того, чтобы подняться в семье, а потом для уничтожения Врага. А сейчас мне просто некуда идти.
        – Бедный мой чешуйчатый эгоист! Если отбросить магию, я обычная человеческая девушка, но мне тебя тоже жаль. А если с тобой что-нибудь случится, мне будет очень жаль уже и тебя, и себя, потому что я к тебе привязалась. Поэтому ты уж, пожалуйста, живи и не убегай далеко, потому что тебя здесь всегда будут ждать. Постой, кто это рядом с тобой? Малыш? А ты что здесь делаешь?
        – Не трогай его. Ты вечно в бегах и запрещаешь ему следовать за собой, вот он и скучает. Он у тебя уже вырос раза в три. Почему ты не берёшь у него силу? Уже можно. Для него это только полезно. И его уже можно брать с собой. Благодаря магии, он не такой беззащитный, каким кажется.
        – Ладно, лежите вдвоём, а я постараюсь до утра хоть немного поспать.
        Ира открыла врата в свою гостиную в королевском замке и тихонько, чтобы не разбудить мужа, принялась раздеваться, но была схвачена выбежавшим из спальни Анишем, зацелована и на руках отнесена на кровать.
        – Неужели ты думала, что я без тебя усну? – удивился муж, когда она спросила, почему ему ночью не спится. – Я ушёл бы на смертельно опасное дело, а ты легла бы и спокойно заснула? Хотя женщины и должны отправлять мужей на бой, а у меня получается наоборот. После твоего заклинания занимаюсь с магами, как проклятый, но хватает ума понять, что мне никогда не стать сильным магом. Поэтому помощи от меня...
        – Я счастлива, что у тебя есть и это. Проживёшь намного дольше и не будешь таким беспомощным, каким был. Любимый, давай спать? Я устала и перенервничала, а завтра у нас с тобой очень важный день.
        – Есть прекрасный способ снять усталость. Начнём с этого!
        Конечно, выспаться не получилось. Поднял утром вызов от Саша. Посланная команда выполнила свою задачу и давала добро на занятие столицы Сардии. Ира поцеловала мужа и умчалась ставить врата для заранее отобранных смешанных групп гвардейцев и магов, которые должны были захватить королевский дворец, почти пустые казармы столичного гарнизона и здание городской стражи. После них в столицу пошла армия, и посылали в основном молодых солдат. Драки не предвиделось, и они должны были просто обозначить присутствие армии Тессона и поддерживать порядок в городе. Отправлять воинские подразделения в другие города Сардии, где остались хоть какие-то гарнизоны Малха, Ира поручила Лашу, а сама, пользуясь полученной от Саша привязкой, занялась шурами. Вышла в том же месте, где в последний раз появился Саш. Никакой охраны у дома вождя не было, да и выглядел он каким-то запущенным. Повернувшись к посёлку, Ира нанесла по нему удар одним из самых бесполезных заклинаний хортов. Каждый шур получил от неё по крепкой ментальной затрещине. После этого кровососы полезли из своих хижин, как тараканы. Первоначально Ира планировала взять с собой Аглаю, но девушка отказалась.
        – Они виноваты в смерти моей семьи и в том, что мне пришлось пережить самой, и у меня нет ни малейшего желания ими править. И потом я люблю Игоря, а они никогда не признают его ровней. Так что пусть обходятся без меня!
        Поговорив со Страшилой, Ира придумала, что ей делать с шурами. Теперь она стояла возле дома вождя, а вокруг собиралось всё больше и больше кровососов. Через толпу к ней протолкался уже немолодой шур, судя по одежде, принадлежащий к жрецам.
        – Кто ты такая и что тебе нужно в нашем селении? – спросил он, и толпа, угрожающе зашумев, сомкнулась вокруг девушки.
        – Я главный маг и королева Тессона, – ответила Рина. – А нужно... Видите ли, уважаемый, королевства Сардия больше нет, поэтому ваш договор с его бывшим королём уже не действует. Вот я и пришла сюда решать, что мне с вами делать.
        – Она сумасшедшая! – завопил жрец и с размаху ударил девушку по лицу, точнее, попытался ударить. Его рука прошла сквозь Рину, а он сам с трудом сохранил равновесие. После этого жрец ещё раз попытался дотронуться, но с тем же успехом.
        – Это морок! – закричал он. – Её здесь нет!
        Придав себе нормальные свойства, Ира приняла облик ассы и что было силы ударила жреца по лицу когтистой лапой. Силы не рассчитала, и удар сорвал жрецу всю левую часть лица. Чтобы прекратить мучения, она вторым ударом сломала ему шею.
        – Есть здесссь ещщщё те, кто считает меня мороком? – прошипела она толпе. – Нет? Хорошшшо! Где вождь?
        – Госпожа! – закричал один из шуров, падая перед ней на колени. – Наш вождь убит, а мы никак не можем выбрать нового!
        – Ты будешшшь вождём! – указала на него Ира. – С людьми вам не жить, поэтому сссейчас быссстро сссобирёте всссё ценное и уйдёте вратами в другой мир. Разумных в нём нет, но зверья много. Шшшевелитесь!
        Через полчаса длинная вереница тяжело нагруженных добром шуров протянулась от окраины посёлка до стоявших возле дома вождя врат, в которых они исчезали один за другим.
        К обеду королевства у Малха больше не было. Правда, сам король об этом не знал, как не знали и в сотне небольших городков, на занятие которых не хватило людей. Но это уже ничего не решало. Даже если бы в Сардии нашёлся маг, которому было по силам передать известие о захвате королевства, Малх всё равно ничего не смог бы сделать: его армия соприкоснулась с армией Гарта, и начавшуюся рубку обе стороны постоянно подпитывали свежими силами.
        – Долго нам ждать твоих шуров? – ярился король. – Мы несём огромные потери! Какой мне прок от победы, если не с кем будет занимать королевство? Остатки моего воинства разгонят горожане!
        – Успокойся! – жёстко ответил Хортог. – Шуры должны обойти войско Гарта на большом расстоянии и лишь потом ударить. Если их обнаружат раньше времени, пропадёт весь эффект внезапности. У Гарта в войске много мастеров, их нужно поубавить в числе. Тогда у него не будет шансов!
        – Смотри, что творят! – заорал король, показывая магу рукой на поле боя. – Я сотру в порошок этого маркиза, если он сейчас уцелеет!
        – Мерзавец! – нахмурился Хортог. – Ему же сказали стоять в резерве. Оборону Гарта он прорвал, но перемешал своих солдат с  воинами Зартака. И кого теперь резать шурам?
        – Может, попытаться вывести часть сил из боя? – предложил король. – Пошли сигнал.
        – Поздно! – ответил Хортог. – Шуры атакуют! Да и кто услышит мой вызов в такой рубке!
        Две тысячи шуров бежали к войску Гарта со стороны леса. Их увидели, и кто-то из командиров зартакского короля попытался развернуть часть армии навстречу новому противнику, но не успел этого сделать. С яростными криками кровососы врубились в толпу воинов Зартака, действуя в два раза сильнее и быстрее людей. Если бы армии Гарта было куда бежать, она побежала бы. Не оставив противнику выхода, Малх совершил ошибку: зажатые с двух сторон воины Зартака сражались с отчаянием обречённых, нанося сардийцам огромные потери. Оказавшись в тесноте боя, шуры потеряли часть преимущества в скорости, да и не могли они долго так быстро двигаться. Осатанев от сопротивления противника и собственных потерь, кровососы уже не слушали команд командиров и рубили всех людей подряд.
        – Да сделай же что-нибудь! – Малх остановившимся взглядом уставился на то, что недавно было двумя армиями, а теперь превратилось в толпу вооруженных людей, которая таяла у него на глазах. – Они же уже добивают моих воинов!
        – Я почему-то утратил над ними контроль, – признался Хортог. – Амулеты перестали действовать! Теперь их можно только убить!
        – Так убей! У нас остались арбалетчики и кавалерия. Быстро передай приказ магам!
        Верховный маг передал через своих людей приказ короля, и тысяча арбалетчиков, которых пока не получилось использовать в битве, промаршировали к месту боя и выстроились в развёрнутый строй из пяти шеренг. По команде первая шеренга разрядила арбалеты в остатки армии. Отстрелявшиеся организованно отступили назад перезаряжать оружие, а их место заняла вторая шеренга. Ведя почти непрерывный обстрел с короткой дистанции, арбалетчики быстро выбили остатки своих и вражеских солдат и принялись уничтожать шуров, которые немедленно бросились на нового врага. Продолжая стрелять, арбалетчики начали отходить назад, стараясь сохранить дистанцию между собой и шурами. Им помогало ещё и то, что почти все кровососы уже имели раны, устали и не могли больше действовать так быстро, как раньше. Но всё же шуры были очень живучи и часто продолжали вести бой, получив в грудь по два-три болта. Мало-помалу они начали настигать арбалетчиков и у кромки леса врубились в их строй.  Стрелкам пришлось взяться за короткие мечи, которые оказались плохой заменой арбалетам. Немногочисленные оставшиеся в живых шуры развернули и погнали солдат, истребляя их десятками. Далеко они уйти не смогли, встреченные и порубленные кавалерией Малха.
        – Ну что, Малыш, пора домой? – Ира подхватила своего питомца и шагнула в возникшие на поляне врата.
       Арус отдал все силы, когда она уничтожила подчинявшие шуров амулеты, и не мог передвигаться самостоятельно. Вернувшись, Ира с аппетитом ела обед, который принесли для неё в гостиную, а король с канцлером терпеливо ждали, пока она насытится. У ног лежал полудохлый арус. Малыш отказался есть, и девушка по совету Страшилы оставила его в покое.
        – Можешь о нём не беспокоиться, – сказал Зверь. – Отоспится, наберёт силу взамен отданной и оживёт.
        – Уф, наелась! – девушка отодвинулась от стола. – Я не буду описывать этот бой в подробностях, а если подобрать для него одно слово, то им будет «бардак». Вы разучились воевать за последние четыре сотни лет. Даже я провела бы это сражение умнее. Дисциплины вообще не было. У нас королевская армия, а у Малха были ещё и отряды его вассалов, так они делали всё что хотели. Ну и я им малость подгадила тем, что с помощью Малыша стёрла заклинания в амулетах. После этого Хортог потерял власть над шурами и они принялись рубить всех подряд. Одним словом, у Малха сейчас нет никаких войск, кроме кавалерии, да и в ней только пятьсот всадников.
        – А что у него с магами? – спросил Аниш.
        – Почти все были в войске, там и погибли. Зверей ни одна из сторон не применила. Может, потому что два войска столкнулись почти внезапно? Они так спешили навстречу друг другу, что кавалерийские разъезды опережали фронт войск всего чуть-чуть. И вместо того чтобы дать знать своим о появлении неприятеля, они схватились между собой. Поэтому Малх не смог использовать стрелков.
        – Не ожидал от него такого! – покачал головой Аниш.
        – Он больше рассчитывал на магию и шуров, – сказал канцлер. – Как ты думаешь, что он теперь станет делать?
        – Я на его месте повернула бы назад, – сказала Ира. – Хортог, несомненно, пошлёт кого-нибудь вратами в столицу, хотя бы для того чтобы выдавить из вассалов солдат. Что он подумает, когда никто не вернётся? Я предположила бы самое худшее.
        – И повернула бы? – недоверчиво спросил канцлер. – После тяжёлой победы в двух шагах от столицы?
        – Вовсе не в двух. Гарт двигался от столицы к месту боя сутки. И что Малх сделает во враждебной стране почти без армии и магов? Как только узнают истинное положение дел, тут ему и конец! А дома можно попробовать разжиться солдатами у мелких феодалов. Да и казна у него припрятана во дворце. Мы нашли только часть. Но это моя позиция, а как поступит Малх... Немного позже выпущу Страшилу посмотреть, куда пойдут остатки армии.
        – А куда ты дела остальных шуров? – спросил муж.
        – Извини, в утреней суматохе не успела отчитаться. Страшила дал мне образы одного симпатичного мира, у которого до сих пор не было хозяев, теперь они есть. Шуры не ужились бы на одной планете с людьми, уж очень быстро они плодятся, да и не изжили в себе чувство превосходства к другим расам.
        – А как же Аглая? – спросил Аниш.
        – Она хочет выйти замуж за одного из моих соотечественников. Он тоже решил здесь остаться. Очень полезный для нас человек.
        – И решительный, – вздохнул Аниш. – Я на такое не решился.
        – Ты чего вздыхаешь? – возмутилась Ира. – Не решился он! Очень нравятся клыкастые? Так я тебе сегодня же ночью изображу в постели одну такую! Гарантирую массу острых ощущений!
        – Рина! – послышался голос Страшилы. – Прибыл один из стариков. Он бросил вызов, я ответил. Он сказал, что подождёт. Я всё-таки был прав, и ты зря волновалась. Куда ему прийти?
        – Подожди, пока я схожу в замок и подготовлю дружину, а потом скажи ему, чтобы шёл на мой зов. Только предупреди, что его жизнь на кончиках моих пальцев. Будет нормально себя вести, уйдёт живой, в противном случае закопаем рядом с первым.


                Глава 36


        Этот Зверь был крупнее того, который пришёл взять её жизнь в прошлый раз. И чешуя у него не просто имела красноватый оттенок, она и была красной. Он возник в полусотне метров и остался стоять, не пытаясь приблизиться.
        – Ты можешь убрать то, что держишь в руках, – прозвучал в голове Иры его голос. – Я не собираюсь причинять тебе вред.
        – Это хорошо, – ответила девушка, – но я всё-таки подержу. Мне так спокойнее. Можешь не беспокоиться: я тоже не собираюсь тебе вредить, да и те, кто меня подстраховывает и следит за каждым твоим движением, тоже не ударят без причины. Ты хотел говорить? Говори, я слушаю.
        – Когда принималось решение прервать твою жизнь, никто не знал, что ты принадлежишь одному из тех миров, жителей которых запрещено трогать, а тот, с кем ты связана, этого не сообщил.
        – Не поняла. Кто запретил нас убивать?
        – Мы сами, – объяснил ящер. – Когда наш вид был очень молод, мы встретили два вида разумных, которые познали природу вещей. Один из этих видов был людьми, другой мало на них походил. Их, как обычно, стали читать, но поначалу не поняли ничего из прочитанного. К сожалению, разумные при чтении быстро гибнут, поэтому много за один раз не прочтёшь.
        – Знания человека моего мира не раздёрганы на небольшие фрагменты вроде магических заклинаний, а составляют последовательную цепочку очень многих, слабо связанных между собой наук. И изучать нужно последовательно, начиная с основ. А выдернутые наугад знания не представляют никакой ценности!
        – Мы так и поняли, – согласился ящер, – и решили, что если прочитать очень многих, то отдельные отрывки сложатся в понятную картину.
        – И многих вы прочитали?
        – Нам не дали. Сначала были убиты все, кто посетил миры, населённые этими видами, а потом они сами пришли в наши на своих огромных вещах, принеся с собой смерть и разрушение. Десятки миров, которые мы заселяли, стали мёртвыми. Там нельзя долго находиться даже спустя тысячи лет. Тогда вообще мало кто уцелел, поэтому было принято решение никогда не связываться с такими разумными. Читать их бесполезно, а возможный вред для нашего вида слишком велик.
        – Вы перестали только читать или вообще контактировать?
        – Запрета на контакты не было. Были попытки получить знания у подобных разумных в обмен на наши, но ничего не получилось. Хотя виды были другие, нас по-прежнему продолжали убивать. Поэтому мы больше не посещаем такие миры.
        – Хорошо, меня вы хотели убить по ошибке. А что вы хотите теперь?
        – Ты ответишь, если я спрошу, какие знания передал тебе тот, кого ты называешь Страшилой?
        – На тот момент, когда вы его изгнали, он передал только знания магии людей и хортов, а когда на меня открыли охоту, дал свою защиту. Больше у него нет полезных для меня знаний.
        – Если бы он отдал нам тебя, как от него требовали, никто бы его не изгонял. И мне непонятно, для чего он тебе нужен, если больше не делится знаниями.
        – Вот как? А он мне этого не говорил. Для чего нужен? А почему кто-то непременно должен приносить пользу, чтобы к нему хорошо относиться? Он и сейчас кое в чём помогает, но и без этого я никогда не прогнала бы. Вам известно понятие «друг», только вы неправильно его понимаете. Для вас во всём главное – это выгода, причём в первую очередь даже не для вида, а для себя.
        – А разве ты сама не такая? Из-за своей жизни была готова уничтожить тысячи наших.
        – И уничтожила бы, если бы вы не успели удрать! Каждое живое существо имеет право на защиту своей жизни! А я не сделала вам ничего плохого! Наоборот, мы со Страшилой хотели помочь вам избавиться от Врага, а в результате его выгнали, а меня решили на всякий случай убить! Скажите спасибо, что против вашего города из-за недостатка времени применили то, что было под рукой, иначе никто из вас не ушёл бы.
        – Спасибо, – серьёзно сказал ящер. – Как ты относишься к нам сейчас?
        – Никто не собирается причинять вам вред при условии, что вы от меня отстанете. Ты это хотел услышать?
        – Да, мне этого довольно.
        – А мне нет! Вы изгнали моего друга за то, что он не дал вам нарушить ваши же собственные правила. Я понимаю, что вы не знали, кто я и откуда, но теперь-то знаете! Отмените его изгнание, он его не заслужил!
        – А тебе это зачем? – удивился ящер. – Изгнанный, он больше от тебя зависит, поэтому представляет больше пользы.
        – Мне уже надоел этот разговор о пользе, а слов о том, что он мой друг, ты всё равно не поймёшь. Подумай о другом. Чего будут стоить ваши обычаи и установления, если из-за их соблюдения вас же будут наказывать? Есть в этом смысл?
        – Я подумаю. Решение принимал не один я, если его пересмотрят, твоему другу станет об этом известно. Прощай.
        Место, где стоял ящер, опустело, а Ира ушла вратами в королевский дворец, перед этим дав отбой тревоги дежурившим у пулемётов дружинникам. Мужа в комнатах не было, поэтому она сняла пояс с кобурой и пошла переодеваться. Анишу нравилось, когда она носила платья, поэтому, когда не нужно было никуда бежать, она их и надевала, стараясь сделать ему приятное.
        – Страшила, ты слышал наш разговор? – спросила она, закончив с одеждой.
        – Да, вы не закрылись.
        – Спасибо!
        – За что?
        – За то, что тогда не выдал.
        Он промолчал.
        – Как ты думаешь, ему можно верить? Они действительно не будут мне мстить?
        – Им не за что тебе мстить. Ты ошибаешься, когда относишься к нам, как к людям. Рассуждаем мы с вами одинаково, но жизнь совершенно разная. Когда тебя считали ничтожным существом, несущим потенциальную опасность из-за возможной утечки известных тебе знаний, решили убить, устранив эту опасность раз и навсегда. Очень логичный и самый простой, с нашей точки зрения, поступок. Если бы ты, сопротивляясь, кого-нибудь убила или нанесла рану, к тебе отнеслись бы серьёзнее. Прислали бы уже не одного охотника, а сразу многих. Именно этого ты и боялась. А продемонстрировав силу своего мира, ты заставила их вспомнить то, о чём многие предпочли забыть. Мы ведь не ходим в миры, подобные твоему, не потому, что это кто-то запретил тысячи лет назад. Просто это бессмысленно и очень опасно. Так что старший тебе не соврал в основном, так, в мелочах.
        – У меня к тебе просьба. Утром проверь, пожалуйста, куда повёл остатки армии Малх. Ты мне этим очень поможешь.
        – Может, мне их перебить? Их осталось немного, я справился бы.
        – Нет, нет и ещё раз нет! Там находится Хортог, а верховный маг Сардии очень непрост и может причинить неприятности даже тебе. К тому же, если Малх продолжает двигаться к Сантилле, я смогу это использовать в своих целях. И если разойдётся слух о том, что я натравила тебя на людей, отношение ко мне многих сильно изменится.
        – Но ведь мастера часто так делали.
        – Это было давно, ещё в Смутные времена. Сегодня они этого не сделали, хотя бой был тяжёлый.
        – Они просто не успели.
        – Неважно, кто будет разбираться! Скажут, что даже на грани поражения никто не опустился до того, чтобы вмешивать в людские разборки тварей, а королева Рина сделала это без всякой необходимости.
        – Хорошо, не беспокойся. Я не буду вмешиваться, только прослежу.
        Ира прервала разговор со Страшилой и вызвала мужа.
        – Аниш, ты где? А когда придёшь? Тогда я пока схожу проведать принца Серга. Да, со Зверями я договорилась. Потом расскажу, как это сделала.
        Она взяла амулет связи из резервной пары и пошла в ту часть дворца, где были комнаты канцлера. Рядом с ними для Серга выделили просторную комнату. Постучала и, услышав голос мальчика, вошла.
        – Привет! – поздоровалась Ира. – Как устроился? И где слуга?
        – Нормально я устроился, спасибо, – поблагодарил Серг, глядя на неё исподлобья. – А слуга всё показал и больше не нужен, поэтому я его отпустил. Или он нужен вам?
        – Ты совершенно зря смотришь на меня букой! Если не хочешь быть с нами, то хоть завтра могу отвести к твоему графу. Только учти, что там тебя обязательно попробуют использовать. Недовольным нужно знамя, и плевать они хотели и на то, что ты ещё мал, и на нежелание править.
        – А вы?
        – Я тоже хочу использовать, но только один раз и в том случае, если ты сам будешь не против.
        – Что с моим отцом?
        – Извини, я думала, что ты знаешь. Об этом говорили все во дворце. Твой отец погиб в битве. Вашего войска больше нет. Его зажали с двух сторон и уничтожили.
        – Шуры?
        – Шуры и армия Малха.
        – Я видел у вас во дворце одну. Что она здесь делает? По договору их нужно убивать!
        – Садись рядом со мной и внимательно слушай! Запомни хорошенько, что я тебе скажу. Резня шуров в прошлом была ошибкой. Из-за очень небольшого числа мерзавцев пострадали все. Большинство пило кровь животных, и людям не было от них никакого вреда.
        – А у Малха?
        – Малх силой отобрал у них детей и вырастил из них для себя армию, обеспечив послушание с помощью амулетов. Отец той девушки, которую ты видел, был против этого, и Малх убил его вместе с семьёй. Аглая выжила случайно.
        – А остальные шуры? Вы ведь захватили Сардию.
        – Остальным я открыла врата в мир, где много животных и нет людей. А Аглая полюбила человека и решила остаться здесь, хотя могла стать у шуров вождём.
        – Как же можно с человеком? Нет, я понимаю, что можно... – мальчишка смешался и покраснел.
        – Так получилось. Когда сильно любят, на многое смотрят по-другому.
        – А чего вы хотите от меня?
        – Ты был когда-нибудь у графа Дарома?
        – Да. Это друг отца и член королевского совета. Мы часто к ним ездили, когда была жива мама.
        – Ты ведь маг?
        – Какой я маг! Силы хватает только на простые иллюзии.
        – От тебя и нужна иллюзия, и тебе даже не придётся её делать. Я научу заклинанию, которое позволит мне видеть то, что ты для меня вспомнишь. А вспомнить нужно такое место в доме или во дворе графа, куда мы с тобой могли бы пройти вратами, никого не пугая. Мне нужно поговорить с графом, чтобы предупредить ненужное кровопролитие, а ты там просто покажешься, чтобы граф знал, что ты жив и здоров, а не замучен в наших подвалах. Поможешь?
        – А если нет?
        – Обойдёмся без твоей помощи. Сиди и читай свои книги. Нам известно много приметных мест для врат в Зартаке. Выведем через них войска и будем разговаривать с твоим графом и другими, которые вздумают сопротивляться, уже на языке силы. Всё равно наведём в королевстве порядок, правда, на одного знакомого графа у тебя будет меньше. Ты этого хочешь?
        – Войска вратами? Так не бывает! Вы лжёте!
        – Я в этом королевстве уже два с половиной года, так в чём меня только не упрекали, но во лжи – в первый раз. Ладно, время у меня есть, можно тебе кое-что показать.
        Ира создала врата в замок, влив в них столько силы, чтобы круг врат занял место от пола до потолка. Повесив на них заклинание подпитки, она повернулась к ошеломлённому мальчишке.
        – Пойдём, покажу тебе мой загородный замок, а врата пусть постоят. Не хочешь? Ну тогда оставайся, а я пошла.
        Ира вышла в ту часть коридора, где он расширялся, образуя нечто вроде проходной комнаты, и с улыбкой поманила за собой показавшегося из врат Серга.
        – Подожди, я предупрежу дружинников о вратах, – сказала девушка, доставая амулет связи с капитаном стражи: – Аром? Я поставила в коридоре второго этажа врата, которые уберу минут через двадцать. Пришли сюда двух дружинников, чтобы пока подежурили, а то кто-нибудь может сдуру влезть с той стороны... Пошли, Серг, – обратилась она к принцу, беря его за руку.
        – Как можно сделать такие большие врата, да ещё держать их так долго? – спросил мальчишка с трудом поспевая за быстро идущей девушкой.
        – Можно, если есть знания и достаточно сил, – ответила она. – Плохо, что уже стемнело и недостаточно хорошо видно замок. Поверь, здесь есть на что посмотреть. Ладно, увидишь как-нибудь в другой раз. Вот это мои комнаты. Обожди, сейчас включу свет.
        – Что это? – удивился Серг. – На демонов не похоже. О!
        Он застыл столбом, уставившись на занимавшую всю стену от пола до потолка книжную полку, которая была заполнена плотно прижатыми одна к другой книгами.
        – Светят не демоны, – улыбнулась Ира. – А твоё «о» относится к книгам? Да, их здесь много. Я не доучилась, так что запаслась впрок учебниками. Когда-нибудь найду время и для учёбы. А это книги с разными историями. Только должна тебя разочаровать: они написаны на неизвестном тебе языке.
     – А какой ещё может быть язык? – спросил мальчишка. – Кочевников? Не шуров же? Они ведь дикари!
        – В этом мире есть народы, которые сочтут дикарями кайнов, но я не из них, а пришла сюда из другого мира. Если мы с тобой подружимся, я тебе много чего расскажу и научу нашему языку, чтобы ты мог это читать. Твои силы тоже можно увеличить, только это больно. Хочешь послушать нашу музыку? Нет, я не буду играть, включу магнитофон. Нравится? Здесь много разных мелодий, потом послушаешь.
        – А это правда, что у вас есть Зверь?
        – Есть. Хочешь познакомиться?
        – А можно?
        – Эх, Серг! – Ира притянула к себе мальчишку и обняла, поцеловав макушку. – У меня ведь тоже погиб отец. И матери, можно считать, нет. Как я жалела, что у меня не было брата или сестры! Человеку очень плохо одному, даже если у него есть всё для жизни. Хочешь стать моим братом?
        – Ты не обманешь? – с надеждой посмотрел на неё мальчик.
        – Нет, – сказала девушка, опять его обняв. – Я вообще стараюсь никого не обманывать. Завтра сходим к графу и займём вашу столицу, а потом будем ждать Малха. Думаю, что он не повернёт назад. Он долго вынашивал планы захвата Тессона, но не получилось. Теперь напал на вас и устроил бойню. Мои люди обнаружили на границе деревню, жители которой выпиты шурами. Завтра Малху и его верховному магу придётся держать ответ за всё.
        – Я помогу! – решительно сказал Серг, крепко сжав ей руку.
        Утром, ещё до завтрака, с Ирой связался Страшила.
        – Рина! – сказал он. – Малх не повернул назад. Вчера он отвёл остатки армии от места боя в сторону Сантиллы, а сейчас сворачивает лагерь и собирается начать движение в том же направлении. Мне продолжать за ним наблюдать?
        – Не нужно, – отозвалась Ира. – Ты сделал своё дело, теперь своё сделаем мы... Сейчас поедим, и я иду в столицу Зартака, – сказала она мужу, – а потом вдвоём с Сергом сходим к одному вельможе. Он был другом короля Гарта и членом совета и пользуется в королевстве большим авторитетом. Если удастся привлечь его на свою сторону, нам не придётся завоёвывать Зартак.
        – Ну а я пойду с твоими магами в Сардию, – сказал Аниш. – Гарнизоны в городах разоружены, но у вассалов Малха много сил. Нужно давить сопротивление в самом начале. Здесь оставим канцлера.

        Капитан столичной стражи Дорс Мелан пребывал в растерянности. Король ушёл с армией навстречу сардийцам и как в воду канул, исчез и принц, а два назначенных ему в охранение гвардейца были найдены у дворцовых конюшен мёртвыми. Неопределённость и страх давили тяжёлым грузом, и он страстно желал, чтобы появился хоть кто-нибудь из ближних короля и освободил его от ответственности. Подчинённые видели, что Дорс не в духе, и старались не попадаться ему на глаза.
        Кто-то примчался на лошади и после ругани с караулом у входа, топая сапогами, побежал вверх по лестнице. Дверь без стука распахнулась, и на пороге появился один из офицеров, дежуривших со своими людьми в королевском дворце.
        – Капитан! – задыхаясь, сказал он. – Королева требует вас к себе!
        – Какая королева? Вы пьяны, Гелес?
        – Я сейчас напился бы... – мечтательно сказал офицер, потом спохватился и доложил: – Сегодня утром королевский дворец заняла армия Тессона. Командует ими королева Рина. Вместе с ней находится наш принц. Он называет её сестрой. А наша армия разбита, король и все, кто с ним был, погибли. Я вывел людей из дворца, пока они в дворцовом парке. Какие будут приказания?
        Капитан сел на коня и в сопровождении Гелеса отправился на встречу с королевой. В парке он увидел два десятка своих подчинённых, которые со страхом смотрели на охранявших подъезды дворца гвардейцев Аниша. Дорса они пропустили, а его офицера попросили подождать. В сопровождении одного из гвардейцев капитан поднялся в королевские покои, где его встретила очаровательная девушка лет семнадцати, одетая в парадное платье с гербом королей Тессона.
        – Капитан Дорс? – спросила красавица.
        – Да, это он, – ответил за капитана вышедший из соседней комнаты принц. – Здравствуйте, капитан!
        – Здравствуйте, ваше высочество, – поздоровался Дорс. – Приветствую вас, миледи. Вы не объясните, что происходит?
        – Садитесь, капитан! – приказала девушка. – Мы для того вас и вызвали, чтобы объяснить. Позвольте, я сама себя представлю. Я королева Тессона Рина. Теперь перейдём к делам. Сначала о неприятном. Ваша армия разбита, король и все, кто с ним был, погибли.
        – Так не бывает, миледи, чтобы погибли все, – усомнился капитан. – Кто-нибудь обязательно вырвался бы. У многих из свиты короля были отличные кони.
        – Ещё как бывает. Вашу армию с одной стороны зажало войско Малха, а с другой – обошедшее её войско шуров, которое тоже привёл с собой Малх. Там было не сражение, а бойня.
        – Какие шуры?.. – растерялся капитан.
        – Обычные, какие они могут быть? – пожала плечами королева. – Когда покончим с Малхом, я открою врата на то место, где была битва. Там много тел, которые нуждаются в погребении, в том числе и тело вашего бывшего короля. Там же лежат и тела шуров, полюбуетесь.
        – Почему бывшего?
        – Что-то вы, капитан, медленно соображаете. Ваш король погиб, армия разбита. Тот, кто это сделал, скоро подойдёт к окраинам столицы. Сил у него осталось немного, но на вас хватит. Мы с мужем уже захватили всю Сардию, правда, Малх об этом не знает. Теперь мы берём на себя ответственность за управление Зартаком. Отныне три королевства сливаются в одно. От вас я потребую два дела. Первое – это поддержание порядка в столице, что является вашей прямой обязанностью вне зависимости от того, кто сидит на троне. Второе дело заключается в том, что вы должны быстро собрать как можно больше жителей столицы на самой большой площади. Я буду с ними разговаривать. Всё поняли? Тогда почему вы ещё здесь?
        Королева отправила с ним одного из своих магов.
        – Пусть кто-нибудь покажет эту площадь, – приказал маг Дорсу. – Там есть возвышение? Вот и прекрасно, но виселицу пока нужно убрать, потом поставите на место. И колоду, естественно, тоже. Нет, кресла не нужно, королева выступит стоя.
        Сбор жителей столицы был давно отработан и не занял много времени. Капитан разослал своих подчинённых к старшим кварталов и наиболее уважаемым людям города. Тех, у кого были лошади, отправили подальше, остальные побежали на своих двоих в ближние кварталы. В последнее время город жил на нервах, поэтому, как только пошёл слух, что всех собирают на площади Повешенных, народ повалил валом, заполнив не только саму площадь, но и прилегающие улицы. А потом появилась изумительно красивая девушка в парадном платье, которое ослепительно сверкало на солнце, мешая рассмотреть герб. Видимо, применили какую-то магию, потому что её могли видеть и слышать не только собравшиеся на площади люди, но и те, кто стоял на улицах.
        – Прежде всего, я представлюсь! – сказала красавица. – Я королева Тессона Рина. На ваше королевство напал наш давний враг – король Сардии Малх. Ваш король вышел ему навстречу, дал бой и погиб вместе со всем войском!
        По площади прокатился стон: у многих в армии короля были родственники.
        – Я приношу соболезнования тем, кто потерял в этой битве близких людей! – продолжала королева. – Хочу объяснить причину вашего поражения. Дело в коварстве королей Сардии. Отец нынешнего короля вопреки договору не вырезал шуров и тайно поселил их в своих горах, а Малх дал им оружие и научил воевать. Во время битвы они обошли армию вашего короля и ударили ей в тыл. Вы сможете побывать на поле боя и похоронить своих близких, а заодно убедиться в правдивости моих слов. Там по всему полю лежат тела шуров. Когда они сделали своё дело и стали не нужны, Малх приказал перебить их из арбалетов. Мы с мужем воспользовались тем, что Малх увёл с собой в поход почти все войска, и захватили его королевство. Сардии больше нет. Отныне Сардия и Тессон – это одно королевство. Сам Малх этого пока не знает. Ваш король погиб, а принц не желает занимать место отца. Он назвал меня сестрой и попросил нас с мужем соединить наши королевства. Когда-то кайны были одним народом, пришло время об этом вспомнить. У нас с вами один язык, одна вера и одни обычаи. Для нас наступают тяжёлые времена. Вы хорошо знаете кочевой народ степей и постоянно с ними торгуете. Только для торга они приезжают к вам, а не наоборот, иначе вы знали бы, что почти все племена степи уже объединил великий хан Урнай. Этим летом он хочет подмять под себя несколько пока ещё независимых племён, а следующим – двинуться на Зартак.
        По площади вторично прокатился стон: жители Зартака лучше других знали, насколько искусны в воинском деле степняки.
        – Сейчас у Урная сорок тысяч мечей, в следующем году их будет больше! Один Зартак не сможет устоять против ярости степных воинов, а ваша участь – быть ограбленными и уведёнными в рабство! Но объединённые королевства уже смогут дать отпор и Урнаю, и любому другому, кому захочется проверить, по праву ли кайны владеют своей землёй! Мы слишком долго не воевали и разучились это делать. А между тем враги, которые четыре сотни лет назад прогнали наших предков с побережья, никуда не делись. Они сильно выросли в числе и освоили все земли, которые у нас отобрали. Хорошо, если они сцепятся с Урнаем, а если нет? Один раз боги уже покарали нас за беспечность, второго раза кайны не переживут. Нам некуда больше бежать. Горы высоки и неприступны, и за ними живут другие народы, которые нам не обрадуются. Наше спасение только в объединении! После трёх королевств мы возьмём себе и четвёртое. Довольно в Ливене твориться произволу и литься крови!
        – А Сенгал? – выкрикнул кто-то.
        – Дойдёт очередь и до Сандера! Мы не станем воевать с сенгальцами, а повернём на них степняков! Если считают, что могут прожить самостоятельно, пусть это доказывают!
        – Покажите принца! – крикнул кто-то.
        – Сейчас покажу, – сказала королева, открыла необычно большие врата, зашла в них и тут же вернулась обратно с Сергом, которого горожане знали и любили.
        – Малх подослал ко мне убийц! – крикнул мальчик, и его голос точно так же, как и голос королевы, был услышан всеми. – А сестра меня спасла!
        Ответом ему стал негодующий рёв толпы и восторженные выкрики в честь королевы. Рина подняла руку, и шум стих.
        – Скоро воины Малха увидят предместья Сантиллы, но я клянусь, что сюда они попадут только пленными. К вам на помощь пришли наша армия и маги, но они не потребуются для победы: с уцелевшими сардийцами я разделаюсь сама!

         Леса возле столицы Зартака исчезли уже сто лет назад, поэтому с невысокого холма, на который въехал король, Сантилла была видна как на ладони.
        – И как ты собираешься брать город кавалерией? – спросил поднявшийся на холм следом за Малхом Хартог. – К тому же неизвестно, что случилось дома. Зря ты не послушал меня, надо было уходить обратно. Я послал магов вратами, так и они молчат.
        – Потому и не повернул, – буркнул в ответ король. – Если там что-то серьёзное, наши пять сотен всадников не помогут, а здесь не осталось никого, кроме стражи. Предместье возьмём в любом случае, а если не захотят открыть ворота, пригрозим поджечь город. Ветер как раз от нас, а стена не защитит от большого пожара, и горожане должны это понимать.
        – И выполнишь угрозу?
        – Посмотрим. Продолжаем движение.
        Они ехали с час, пока предместье Сантиллы не оказалось совсем рядом. Неожиданно ехавшие впереди всадники остановили коней.
        – В чём дело? – недовольно спросил Малх. – Почему остановились?
        – Посмотрите сами, ваше величество! – попросил его один из командовавших кавалерийским отрядом баронов. – На дороге королева!
        – Какая королева в Зартаке? Её нет уже два года! Хартог! Смотри, это та самая асса!
        В ста шагах от них на дороге стояла молодая девушка в сверкающем на солнце платье и молча ждала сардийцев, а за её спиной светился огромный круг врат.
        – Нет у меня желания с ней связываться, – сказал маг. – Наверняка я не выйду живым из схватки. Тогда и тебе не уйти отсюда даже вратами.
        – Ну это мы посмотрим! – зарычал Малх. – Кавалерия! Втоптать её в землю! Вперёд!
        Земля содрогнулась от ударов двух тысяч копыт. Пять сотен всадников, обнажив мечи, сорвались с места и понеслись к девушке, которая даже не сделала попытки уйти в сторону. До неё остались каких-то три десятка шагов, когда разогнавшиеся всадники начали один за другим взлетать в небо вместе с лошадьми. Раздались дикое ржание перепуганных лошадей и полные ужаса вопли воинов Малха, которые поднялись метров на двадцать. Лошади заваливались на бок, многие вообще летели вверх ногами или беспорядочно кувыркались в воздухе. Некоторые всадники мёртвой хваткой вцепились в лошадей, другие, наоборот, их покинули и продолжали полёт самостоятельно. Ветер сносил постепенно увеличивающуюся кучу людских и лошадиных тел в сторону города. Общей участи избежали только самые последние ряды, в которых всадники успели развернуть коней и погнать их прочь и от своего короля, и от этого проклятого города. Уходя во врата, которые для него открыл Хортог, Малх оглянулся и успел увидеть, как девушка покачнулась и была подхвачена и унесена во врата вышедшим из них уже старым, но крепким мужчиной.

     Главы 37-38   http://proza.ru/2017/05/25/388