Воду решетом носить

Валентина Телухова
Некоторых просить, что воду решетом носить! Эту поговорку я вспомнила сегодня утром. Особенно трудно общаться с чиновниками. Даже если это - педагоги. Считается, что они - цвет нации. Образованные и воспитанные люди.

Проблема у моей внучки была странная. Ей неправильно поставили годовую оценку по литературе. Мы с дочерью обе учителя. Мы обратили внимание на то, что у внучки за четыре четверти выставлены две пятерки и две четверки. Общая сумма баллов - восемнадцать. По правилам выставления годовых оценок за год ставится оценка, которая высчитывается, как среднеарифметическое число, которое округляется по законам математики. У нас среднеарифметическое число получилось четыре и пять. По правилам математики оно округляется до  пяти. Так и написано в правилах математики, что округление производится по модулю в сторону предыдущего разряда всегда с увеличением на единицу. То есть, четыре и пять округляется до пяти.

Дочь отправилась к заведующей учебной частью, чтобы уладить эту проблему. Как она была встречена!

- А Вы докажите, а Вы покажите мне документ, на основании которого мы должны так ставить итоговую оценку за год? Вы его мне предоставьте! Мы в своем праве! У нас принято свое положение о выставлении оценок за год, в котором написано, что оценка выставляется по усмотрению учителя. Учитель поставил годовую оценку правильно.

И все. Встреча завершилась.

Дочь позвонила мне. А что я могу, сидя в инвалидном кресле? Только позвонить своим коллегам, с которыми не утратила связи. Я и позвонила.

- Выставляется средний балл и округляется всегда в пользу ученика. По этому поводу даже есть специальное разъяснение Министерства образования Российской Федерации, потому что случаев таких по России много. Чтобы иссяк поток жалоб от родителей - было дано специальное дополнительное разъяснение.

Так сказала мне моя знакомая, уважаемая и знающая руководительница огромной школы. С большим стажем работы. Я ей поверила, но на всякий случай позвонила и в сельскую школу. Мне и там сказали, что нужно округлять до пятерки. На законных основаниях. Потом я позвонила в школу города Белогорска своей подруге по институту и рассказала ей о нашем случае.

- Да это всем известно! Все учителя выставляют итоговые оценки с калькулятором в руках. У меня был случай, когда я ребенку поставила тройку по баллу 3,47. Завуч указала мне, что я неправильно округлила цифру. Она округляется до 3,5 и ставится итоговая оценка четыре. Я исправила. Как мальчик обрадовался, это нужно было видеть, а как старался в следующей четверти и получил твердую четверку. При таком способе выставления итоговых оценок роль текущих оценок повышается. Некоторые ребятишки переживают за каждый полученный бал. Стараются зарабатывать высокие баллы. Не все учителя приветствуют такую систему аттестации. Некоторые выступают против и считают, что оценка может быть выставлена на усмотрение учителя. Но тогда зачем ставить текущие оценки? Если четвертные и годовые оценки ставить на основании своего собственного учительского чутья. И я рада тому, что есть твердые критерии оценки детского труда на уроках.

Светлана долго говорила мне о школьных оценках, а я слушала внимательно и кивала. Я была полностью с ней согласна. Я и сама считаю, что лучше переоценить, чем недооценить труд ученика. Заниженная оценка, особенно несправедливо заниженная оценка, приводит к потере интереса к учебному труду.
Старается и трудится ребенок - тройка, делает уроки небрежно, спустя рукава - тоже тройка. Зачем тогда стараться?

Существуют нормы оценок работы учеников. Если их рассмотреть внимательно, то можно ясно увидеть, что оценок не пять, а всего две - тройка и четверка. Иногда ставятся и двойки. Разница между пятеркой и четверкой очень незначительная. Пять ставится за безупречную работу и безупречный ответ. Даже за маленькую помарку оценка снижается до четверки, даже за небольшую паузу в ответе у доски. Так что четверка и пятерка - как две подруги. Они рядом стоят в шкале оценок. У тройки огромный диапазон. Практически за все ставится тройка. Не зря её в шутку называют международной оценкой. Унылая оценка и у меня она никогда не была в авторитете. Она - как маленькое оскорбление ребенка. А уж о двойках я молчу. И как я могу ребенку поставить двойку, если он слушал меня на уроках с выражением живого интереса в глазенках? Если он прекрасно работал самостоятельно с учебником? Если он в любом тесте мог найти и выделить его структуру и составить план параграфа. Да. История - предмет устный. Должны дети говорить на уроке. Но у меня в сельской школе в первые годы работы был класс не говорящих детей. Приглашение к доске было для них катастрофой. Краснели и молчали. И учила я их говорить по специальным планам. Отвечая на пять или шесть вопросов они строили рассказ. Разговорила я их только к седьмому классу. По нормам оценок я должна была им ставить в четверти только тройки. Не выше. Но я ставила и четверки и даже пятерки. Первым, кто заговорил. Да. Коряво. Но эта была устная речь. Преподавание в школе - работа тонкая. Там трудно всех детей вставить в рамки стандарта.

А ведь я встречала коллег, которые ставили детям только тройки. Была у нас в школе учительница физики.

- Даже я физику не знаю на пятерку, - почему-то с гордостью говорила она громко в учительской, только Бог её знает на отлично, а уж ученики больше, чем на тройку знать такой сложный предмет не могут.

Посмотришь в журнал, а там стоят у всех ребятишек тройки унылой колонкой и только две или три четверки на тридцать пять учеников. Смешнее всего было то, что учительница имела звания и награды. Она была на хорошем счету у администрации школы. А как же? Физика - такой сложный предмет. А я невольно вспоминала своего учителя физики, который извинялся перед учеником, и говорил ребенку, что он знает, что огорчает его, но ничего, кроме тройки, за такой ответ поставить не может.

- Постарайся в другой раз! - говорил он.

И ведь старались!

В огромном классе, где учились сорок два ученика, всего две или три тройки. И пятерки, как флаги! Не случайно среди моих одноклассников много талантливых ученых-физиков. Есть даже лауреаты премии государственной за открытия и достижения в области физики.

Учитель может все!

В нашем случае зачем-то обидела учительница мою внучку. Несправедливой оценкой её труда. Я позвонила директору школы.

Она разговаривала со мной высокомерно и снисходительно. И с высоты своего положения она объяснила мне, что положение об аттестации учащихся в школах принимается свое. И у них принято положение особенное. И учитель руководствовался именно этим положением и выставил оценку правильно. И она то и сказала мне, что этот документ размещен на сайте школы. Как потом выяснилось - она меня нагло обманывала. Она думала, что утерла мне нос. Знай сверчок свой шесток. Но у меня-то самой почти сорокалетний стаж работы в школе. В том числе и директорский.

Мне стало любопытно. Неужели у них принято какое-то особенное "Положение о выставлении аттестационных оценок учащимся девятых и одиннадцатых классов?" Сейчас на школьном сайте можно увидеть все. Документ я нашла. Каково же было мое удивление, когда я прочла в этом школьном документе, заверенном школьной печатью и подписью директора школы о том, что итоговая оценка за год выставляется как среднеарифметическая цифра, которая ОКРУГЛЯЕТСЯ ПО ПРАВИЛАМ МАТЕМАТИКИ.

Так что же получается, люди добрые, что положение в школе принято об аттестации, но его никто не читал. Даже директор школы не знаком с ним, и заведующая учебной частью. Документ сам по себе - а выставление оценок - само по себе, по-старинке. Куда упадет камень.

Директора школы я не убедила в том, что она - не права. Я перезвонила, я убеждала, но она стояла на своем. Оценка ребенку поставлена абсолютно правильно. Что же? Маленький Наполеон. Прекрасно быть в кресле и получать приличные деньги и жить по правилам - держать и не пущать. К слову сказать, после моего звонка в министерство образования, эта дама пыталась вникнуть в ситуацию. Но почему-то она не поняла сущности проблемы и проверила правильность выставления оценки за последнюю четверть. А ведь я ей говорила о неправильном выставлении отметки годовой. Чем она меня слушала? Почему не поняла? Привычка считать себя во всем и всегда правой, никогда и ни в чем не сомневаться и привела её в директорское кресло. Она себе цену знает. Не сомневайтесь. И она уже давно ни слушать, ни слышать никого не умеет. Бесполезно такой что-то объяснить. Профессия накладывает отпечаток на личность человека. Нужно уметь преподнести себя миру и не уронить собственного достоинства.

Звонок в Министерство образования тоже результатов не дал. Нашу крошечную проблему никто не разрешил. Чиновница была не в курсе. Она не знала, как выставляются оценки годовые. Она заявила, что первый раз слышит о правилах округления среднеарифметического числа. Я пыталась ей объяснить, что по школьному положению, принятому педагогическим советом десятой школы города, оценка поставлена внучке не по правилам. Ошибочно. Нужно исправить.

Ну, как же! Чиновница разгневалась. Она отказывалась меня слышать и понимать. Она отказалась назвать даже свое имя. Кстати, берут трубку и не представляются. Я ведь некстати напомнила ей, что в России две беды - дураки и дороги. Слова Александра Сергеевича Пушкина.

Оказывается, это - оскорбление самое настоящее. Чиновница разгневалась, перешла  все границы допустимого в общении со мной и прекратила разговор по собственной инициативе.

Вот Вам, бабушка, и Юрьев день! Если они - специалисты по работе со школами - не знают сами нормативные документы, и как вышестоящие органы, не могут призвать директора школы к порядку, то куда идти бедному крестьянину. Куда податься. И тут я поняла, что стучу по улью с дикими пчелами. Что они опасны и станут жалить меня, сбившись в рой. И я не ошиблась.

Учительница русского языка и литературы подошла к внучке и упрекнула её в том, что мы оспариваем оценку. А при чем тут девочка?

- Теперь всем хуже будет! - вот  её слова.
Кому - всем? Она дошла до того, что стала угрожать ребенку?
 
И ведь педагог она умный и хороший. Много лет учила внучку. И ни разу за все годы обучения девочка не получила за сочинение оценку ниже пятерки. И по русскому языку тоже. У неё природный дар, она пишет абсолютно грамотно, без единой ошибки.

В принципе - не принципиально, пятерка или четверка стоит за год в документе об образовании. Но ведь ПОЛОЖЕНО поставить пятерку. На законном основании.

А внучка плакала. Обидно. Так учиться старательно и добросовестно, как она, может не каждый ученик. У неё всего три четверки. Биология, химия и физкультура.

Ситуация у нас забавная. Ничего мы не добились. Администрации школы никто не указ. Они рулят сами, куда хотят, и принимают свои собственные решения. И не следуют своим же положениям.

Если в таком маленьком вопросе не найти ни правды, ни управы на произвол педагогов, то что говорить о стране нашей. Мы уже привыкли к этому хаосу. Поосторожней нужно произносить фразу: "Нет, Вы не правы в данном вопросе!"
Начальство всех мастей не любит, когда ему указывают на отдельные недостатки.
Они - на пьедесталах. А мы тут - внизу. Жалкие просители справедливости и законности.

Когда же мы все станем жить по законам, которые сами пишем и принимаем? Очевидно же, что допущена ошибка. Исправьте. В чем проблема?

Проблема в амбициях и в отсутствии элементарной культуры. Бесполезное это дело - искать справедливость. В нашей стране. Закидают грязью. Права учительница. Всем будет только хуже. А этот путь - бесконечный. У пропасти нет дна.