Где-то в верховьях Усы. Глава 9

Владимир Зырянов
Рядом с банькой, под навесом, плотно висели заготовленные ещё  с прошлого лета,  веники.Запах вяленного берёзового листа, сразу же  настраивает на парную. в предбаннике стояла широкая лавка.Над ней были вбиты в стенку костыли. Мы неторопливо разделись до трусов и покурили. Всякое хорошее дело, надо начинать с перекура - улыбнулся мне Фёдор.
 А вот когда  мы вошли вовнутрь, то, мне  моментально обожгло  уши.  Я охнул и сразу присел к низу. Фёдор долго не медля, зачерпнул  ковшиком  воды из таза, где распаривались веники, и  плеснул  на камни.  Воздух взорвался и я, пулей  выскочил в раздевалку. Через некоторое время послышались мощные шлепки – это начал париться  Фёдор. Наконец он вывалился  наружу, и милостиво разрешил  и мне  опробовать  свой веник.
–  Ты, это,  Володя, сильно там не усердствуй, а понемножку.  Да не шлёпай  сразу сильно, а оглаживай, как бы, себя. Я вошёл в парилку.  Возле каменки на высоте  двух ступенек была сколочен полок, из чисто простроганной осиновой доски,  и я, взобравшись наверх, начал потихоньку разогреваться, как мне и посоветовал Фёдор.
Что и говорить,   напарились мы, тогда, на славу. Помывшись и попив кваску, который он взял с собой в трёхлитровой банке, мы ещё долго сидели  на свежем воздухе и блаженствовали, вытирая потные  лица.
 – Ну, словно заново родился, - сказал  я Фёдору.- А ты ещё  колебался,  ответил он. – Однако надо бы бутылочку прикупить. Как ты считаешь? -  Ну, бутылочку должен взять, сегодня я.  Деньги у меня с собой. Так что, идём через магазин.      Вперёд!- бодро произнес я , и мы не торопясь  пошли по единственной деревенской улице. Машин в деревне не было, но мотоциклы были у многих.
 - Федь, а куда вы тут ездите? Кругом тайга.  По реке, это ведь, куда не шло.

- А ты знаешь Володя - здесь в войну уже отсыпали дорогу. Она дошла до впадения  речки Адзьвы  в Усу. Поначалу  здесь протаптывали зимник,  до самой Воркуты.Знаешь как его протаптывают? Зека обнимают друг друга за плечи и идут по просеке или по тундре.Не важно.Десять человек встают в одну шеренгу. Потом следующая шеренга и дальше.Когда устают, то  уходят в конец колонны. И так чередуются
 - Те кто сопровождал этапы делали всегда здесь промежуточную  остановку. Потом шли  дальше и расходились, по  всему, разбитому на участки, строительству  дороги.Вплоть до полной  сдачи "железки", уголь возили баржами по Усе до самой Печоры.А, там уже перегружали в вагоны и поездами на юг, по всей Стране.

 - Ещё, у нас тут  километров в  пяти, отсюда, на север, осталась разрушенная зона для  пересыльных,где и собирали в колонны, всех  вновь прибывших по командировкам. Я мог бы тебя свозить туда, да думаю, расстроишься после. Кладбище там огромное.  Могил однако очень много.Там уже вырос лес.Ещё ведь был большой госпиталь.Люди помирали, как мухи. Самые крепкие и года не доживали.Цинга, истощение полное, да ещё непосильная,работа.Те, кто  постарше погибали быстрее. Посмотришь вокруг и смутно становится на душе.Мы  ведь, туда, очень редко ездим.
        Когда  подошли к магазину, я полез за деньгами, в карман куртки. Он был пуст. – Ни хрена себе,- удивился я.
    - Ты чего, - спросил Фёдор. - Ты, понимаешь, я  вчера где-то выронил деньги.   Скорей всего там на берегу, где мы  неводили.  Увидев мою унылую физиономию, Фёдор тут же стал меня успокаивать. – Если на берегу, то мы их с тобой завтра  найдём.   Места эти у нас заметные.  Мы там всегда ходим с неводом.   Там  же, ещё, и дно чистое.  Водку возьму я, и курева тоже. Хлеб у нас возьмёшь - он  уже в печи сейчас  доходит.  Действительно, в магазине, хлеба уже не было.- Его  много не пекут, - сказал Фёдор.  Булок пятьдесят не больше. Многие пекут свой домашний хлеб.

Деревенской продавщице было лет сорок - сорок пять. Она же была и заведующей.
Звали её Галей.  Типичная украинка:прочно сбитая и бойкая на язык. Она шустро выставила две бутылки "Старки", потом отвесила  разных конфет граммов триста. - К чаю,- сказал Фёдор.  Николай - худенький мужичок, который уже был под градусом, вышел следом за нами на улицу. Но Фёдор «намёка» не понял, и тот обиженно, посопев, вернулся  в магазин. – Тот нальёт,  другой нальёт, а к вечеру, уже   пьяный в  хлам.Он у ней числится рабочим по магазину.Так,вот, того кто ему нальёт похмелиться, она потом так отчехвостит,что хоть из магазина  беги.  А потом долго не разговаривает.Детей у них нет.Приехали почти голые, а сейчас и приоделись и в дом придёшь, тоже не пустые стены.Магазин, кроме продуктов имел и промтоварный отдел.Обычный сельский магазин и ассортимент обычный: всё, что требуется, для хозяйства

Мы шли по деревне и здоровались,со всеми  встречными людьми. Настроение моё было испорчено. Дома, у Фёдора, нас уже дожидал ужин. Картошка, пожаренная вместе с рыбой. Мы сели за стол и Антонина, порезав  нам хлеба, достала и поставила небольшие  гранёные стаканчики.  Мы, Федя, уже поели, сказала она, и  ушла в комнату к детям, задёрнув занавеску. Меня это приятно удивило.  Обычно во многих семьях, которые я знал,в Печоре, хозяйка не чуралась выпить стаканчик. Я с уважением поглядел на Фёдора.  –  Да,  не кисни ты, найдём мы твои деньги.- Если бы только деньги. Там паспорт и военный билет. Побоялся, видишь,  оставить в балке. - Ладно, с лёгким паром тебя Владимир.
- И, тебя, с тем же! Выпив ещё по стаканчику мы поели картошки. Потом, сославшись на усталость,я улёгся  на приготовленную  мне, хозяйкой, раскладушку. Лёг и сразу провалился в какую-то сладкую  полудрёму. Я слышал, как пела негромко, детям, Антонина Ивановна.  И хотя её песня была на коми языке  я,словно, понимал её слова и с тёплой  щемящей грустью уплывал к берегам своего полузабытого детства.

                Продолжение следует.