Сегодня поговорим об Озёрной Мадонне или Священной аллегории Джованни Беллини.1490-1500гг.Это одно из самых загадочных произведений Беллини из Галереи Уффици, Флоренция.
Джованни Беллини, чье творчество повлияло на всю венецианскую живопись и прежде всего на ее настроение, оставил после себя загадку, которую не могут разгадать до сих пор: каков сюжет картины«Священная аллегория»? Это отвлеченное название ей было дано потому, что никто точно не смог ответить на вопрос.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
На картине представлена типичная венецианская терраса,выложенная разноцветными плитами и обнесенная по периметру мраморными перилами.
На противоположном берегу реки ,по мнению некоторых исследователей- Леты,виднеются скалистые горы со множеством пещер, селение у подножья одной из гор и замок на ее вершине-немного странный и таинственный пейзаж,над всем эти небо с нежными облаками,отражающимися в зеркале водной глади.
Мир в "Священной Аллегории" преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина.Рассмотрим более подробно каждую часть картины.
На террасе несколько фигур.В углу террасы мраморный трон,на котором сидит Богоматерь с опущенной головой и сложенными в молитве руками.
Слева от нее,склонив голову сидит женщина в венце,справа ближе к зрителю-другая женщина,высокая ,молодая и стройная,в черной накидке на плечах,похожей на ту ,которые и по сей день носят венецианки.
За мраморными перилами расположились два старца — исследователи полагают, что это,скорее всего, апостолы Павел и Петр. В руках у Павла меч, выражение его лица сурово и контрастирует с ласковым взглядом второго апостола, с умилением наблюдающего за группой, расположившейся в центре террасы.
Здесь, в глиняной вазе растет невысокое деревце, вокруг которого забавляются четверо малышей. К ним с другого конца террасы направляются двое святых — Иов, с молитвенно сложенными руками, и юный, поражающий своей поистине божественной красотой Себастьян...
В течение долгого времени эта аллегория оставалась неразгаданной. Однако в последнее время исследователям удалось установить ее литературный первоисточник. Вероятней всего, это была популярная в XIV веке поэма французского автора Гийома Дегильвилля (ок. 1295— 1360) „Странствия души", в которой мистическое дерево символизировало Христа, а младенцы, играющие под ним, являли собой души чистилища...
Беллини доработал сюжет поэмы, изобразив святых покровителей невинных душ Иова и Себастьяна, апостолов, Богоматерь, а также женщину, предположительно, олицетворяющую Правосудие, которая, отдав в руки апостола Павла карающий меч, смиренно склоняет перед Богоматерью свою увенчанную короной голову...
Однако в ней остается еще много необъяснимого. Фигура в восточном тюрбане, человек в ярко-красном одеянии, кентавр — все эти странные существа, похоже, являются плодом воображения Беллини.
И ключ к его картине находится не столько в том, что именно изображено на полотне, сколько в самой таинственной атмосфере этого произведения, герои которого вроде бы связаны между собой, и в то же время каждый существует сам по себе. Неспроста многие исследователи называют „Священную Аллегорию" картиной-сновидением.. .
Несмотря на неразгаданность сюжета картина получила известность ,благодаря своим живописным качествам и мастерски переданной атмосфере города на воде.
Очень красиво сказал об этом Павел Муратов:
«Картина Беллини запечатлена каким;то единственным мгновением равновесия между жизнью и смертью, – пишет П. Муратов. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
Как это бывает с образами наших снов, созданные художником образы не утратили зримой и яркой полноты. Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие;то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен.
Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини, и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
Венеция в разноцветных плитах террасы и в мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».
МНОГО ВОПРОСОВ ТАК И НЕ НАШЛО ОТВЕТОВ:
О чем они думают? Почему и куда медленно идут старец Иероним, темно-бронзовый от загара, и задумчивый нагой Себастьян?
Кто эта стройная венецианка с пепельными волосами, закутанная в черный платок?
Почему эта торжественно восседающая на троне женщина, может быть Мария, молитвенно сложила руки?
Почему на картине присутствует святой Себастьян, пронзенный стрелами ?
Зачем художник поместил на полотне кентавра ?